РЦБ.RU
Журнал "Рынок Ценных Бумаг" 2 (469) 2017
ОТ РЕДАКЦИИ:
Зюзькевич Светлана
,
главный редактор

Инвестиции в России… Потребность в них для нашей экономики с каждым годом возрастает. «Длинных» денег в стране все нет.

Роль государства в экономике очень велика. Малый и средний бизнес находится в подавленном состоянии, инфраструктура для инноваций тоже не создана.

Поскольку санкционный режим никто не отменял, а средств ФНБ вскоре будет уже недостаточно, приходится искать инвестиционные ресурсы внутри страны и пополнять государственную казну в том числе за счет обычных граждан. Механизмы разнообразны: это и повышение налогов, и сокращение льгот, снижение прожиточного минимума и падение реальных доходов населения, выпуск народных ОФЗ и т. д. Пенсии от государства тоже никто уже не ждет, а Банк России и Минфин РФ уже согласовали концепцию индивидуального пенсионного капитала, по которой гражданам предложат копить себе на пенсию самостоятельно.

В условиях сырьевой российской экономики низкие цены на нефть и укрепление доллара мы будем наблюдать еще несколько лет. Накопленные запасы пока позволяют экономике находиться где-то около нуля, но без реальных стимулов роста и инвестиций, при высокой волатильности рынков мы так долго не продержимся.

Ф. М. Достоевский писал, что красота спасет мир. А что же спасет финансовый рынок?

Инвестиции: макроэкономические вызовы
Яков Миркин, Заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН, председатель совета директоров ИК «Еврофинансы»
(Интервью)

Какую модель экономики мы создали за четверть века? Это экономика сверхконцентраций собственности (все — в контрольных пакетах, низкий free-float, мало публичных эмитентов) и огосударствления (в банках — примерно 60%, в реальном секторе — 60—65%). Экономика вертикалей, олигополий, ресурсы сверхконцентрированы в Москве, малый и средний бизнес — подавлен (его доля — 20—25%; в развитых странах — 50—60%). Доля теневого сектора достигает, по оценке, 50% ВВП (в начале 2010-х гг., по оценке Всемирного банка, — чуть выше 40%). Стандартно низка роль венчура, органичная среда для инноваций пока не существует. Как результат, уникальная офшоризованная экономика, в которой примерно 80% прямых иностранных инвестиций — туда и обратно — в офшоры и из офшоров. Страна как цех, как операционная структура, из которой выводятся прибыли, активы, ликвидность, потому что риски, налоги и издержки зашкаливают.

Экономика и ее финансовый сектор сверхволатильны. Они функционально зависят от мировых цен на сырье, курса доллара к евро, как двух мировых резервных валют, и в части финансовой устойчивости от потоков «горячих» денег нерезидентов. Нет ничего более изменчивого, чем эти ключевые переменные в глобальных финансах.

И все-таки это большая индустриальная экономика. В 2013 г. — 2,8% глобального ВВП, в 2016 г. — 1,8%. Но при этом деиндустриализация. Промышленное производство в 2016 г. в России — это 89% от 1991 г. В США — это 60%. Мы превратились в задний, ресурсный двор ЕС и Китая, в экономику «сырья против бус», а точнее, «сырья против поставок оборудования, технологий, инструмента и шмоток». Зависимость от поставок средств производства — 70—90%.


Софинансирование ИПК — улучшение качества жизни россиян не только в будущем, но и сейчас
Константин Угрюмов, Президент НАПФ
(Интервью)

Банк России и Минфин РФ согласовали концепцию индивидуального пенсионного капитала. Теперь гражданам предложат копить себе на пенсию самостоятельно. Вопрос в том, какое количество россиян согласится участвовать в новой пенсионной системе. Налоговых стимулов для них в виде вычета из НДФЛ может быть явно недостаточно. А негативный опыт, связанный с мораторием на формирование пенсионных накоплений россиянами 1967 г. рождения и моложе, будет больше стимулировать к отказу от новых накоплений, нежели к участию в ИПК.

Выходом из сложившейся ситуации, по мнению Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ), является софинансирование индивидуального пенсионного капитала из Фонда национального благосостояния (ФНБ), что позволит восстановить доверие граждан к пенсионной системе, а расходы ФНБ составят примерно 26 млрд руб. в год.

Именно из ФНБ в течение 10 лет с момента вступления в прежнюю программу софинансирования продолжаются выплаты в пользу пенсионных накоплений россиян, известные в народе как «тысяча на тысячу». Однако калитка для вступления в ту программу закрылась в 2015 г. и продления не произошло по двум причинам: во-первых, из-за «заморозки» пенсионных накоплений граждан, а во-вторых — финансово-экономический блок правительства уже занялся формированием индивидуального пенсионного капитала (ИПК), который придет на смену пенсионным накоплениям. Так что сейчас вполне логично реанимировать софинансирование для стимулирования ИПК.


Формирование новой пенсионной системы и место накопительной компоненты в ней
Карина Артемьева, Директор департамента финансовых рейтингов НРА
Дарья Юдаева, Старший аналитик департамента финансовых рейтингов НРА

Пенсионный мораторий как инструмент бюджетной экономии используется правительством с 2014 г. Главной целью остается сокращение трансфертов на обязательное пенсионное страхование из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ (на 407,7 млрд руб. — в 2017 г., на 455,3 млрд руб. — в 2018 г. и на 502,1 млрд руб. — в 2019 г. соответственно). Итогом же стал перенос бюджетных потерь на перспективу, когда поколение, имеющее право на накопительную часть пенсии, достигнет пенсионного возраста и обратится к государству за выплатами. Очередной попыткой реформирования накопительной пенсионной системы стало предложение концепции индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Средства ИПК станут собственностью гражданина и будут защищены системой госгарантий. Несмотря на широкое освещение и публичное обсуждение участниками рынка, Минфином РФ и ЦБ РФ проблематики вводимой системы ИПК, на сегодняшний день для застрахованных лиц по-прежнему нет определенности в том, как именно будет реализовано их право распоряжаться пенсионными накоплениями.


Место управляющих компаний в добровольной пенсионной компоненте
Вадим Логинов, Директор по стратегическому развитию УК «Альфа-Капитал»

Пенсионная система, тем более многоуровневая, — это весьма сложный механизм, который тяжело, а следовательно, и дорого администрировать. Поэтому понятно желание государства сделать новую добровольную составляющую максимально понятной и простой. Но при этом нужно учитывать и другие критерии. Думаю, что вполне можно было бы предоставить людям не два, как в проекте ИПК (остаться в ПФР или перейти в НПФ), а больше вариантов для выбора.

При эффективной системе централизованного учета и подключении к системе гарантирования вполне можно рассмотреть вопрос сохранения участия в новом механизме добровольной компоненты управляющих компаний (УК). Они достаточно хорошо зарекомендовали себя в обязательной компоненте. Также и международные примеры внедрения добровольных компонент показывают, что наряду с коллективными формами в пенсионных фондах успешно развиваются и индивидуальные пенсионные счета.


Раскроемся по-взрослому
Евгений Якушев, Исполнительный директор НПФа «Сафмар»

Клиенты НПФа — это обычные люди, не всегда обладающие специальными знаниями, «умеющие читать» бухгалтерскую отчетность НПФов и знающие, где на сайте регулятора можно отыскать сводные таблицы по итогам работы частных пенсионных фондов. Как можно помочь им разобраться в информации о доходности инвестирования средств пенсионных накоплений и резервов? Как изменить представление результатов инвестиционной деятельности фонда для максимального отражения интересов застрахованных лиц и участников? Есть ли смысл использовать подход «один фонд — одна доходность», или стоит пересмотреть его для получения максимальной доходности пенсионных средств?

Последние полгода в среде экспертов пенсионного рынка активно обсуждается вопрос о том, какой способ отражения результатов работы негосударственных пенсионных фондов (НПФов) наиболее предпочтителен. Официальную отчетность по РСБУ и МСФО сложно прочесть непрофессионалам — застрахованным лицам и участникам. Сообщения фондов для клиентов не дают возможности адекватного сравнения результатов, так как НПФы могут использовать разные показатели для отражения доходности. Официальные источники — сайт регулятора и Пенсионного фонда России — дают хоть и точную информацию, но не всегда подходящую для полной оценки фондов. Один из вариантов, который предлагает обсудить Ассоциация НПФ (АНПФ), — это Global Investment Performance Standard, глобальный стандарт представления результативности инвестирования.

Давайте разберемся с тем, в каких формах НПФ может публично раскрывать информацию об итогах своей деятельности.


Solvency II для НПФа
Александр Баранов, Директор департамента риск-менеджмента АО «ЕФГ Управление Активами», председатель Комитета ПАРТАД по внутреннему контролю и управлению рисками
(Интервью)

Согласно Информационному письму Банка России от 8 сентября 2016 г. № ИН-015-53/641, «В первой половине 2017 года Банк России планирует разработать дорожную карту и концепцию внедрения Solvency II, а также принять решение о сроках внедрения Solvency II на российском страховом рынке». В настоящей статье описан опыт использования стандартов Solvency II для частных пенсионных фондов в ЕС, а также обсуждается возможность применения положений Solvency II для российских НПФов.


Стандарты управления рисками в негосударственных пенсионных фондах: история и практика
Юрий Ногин, Директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА
Дмитрий Рудых, Независимый эксперт, доцент Департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при Правительстве РФ, канд. экон. наук/PhD of Economics

В процессе своей деятельности негосударственные пенсионные фонды (далее — НПФы) сталкиваются с различными рисками как инвестиционного, так и операционного характера, которые могут оказывать существенное влияние на платежеспособность и финансовую устойчивость.

Учитывая важность деятельности НПФов, которые, с одной стороны, аккумулируют средства граждан, а с другой — являются крупнейшими инвесторами, становится понятным, какую роль они играют в установлении стабильности национальной финансовой системы. Причем эта роль может быть как позитивной — направленной на рост и развитие национальной экономики, так и негативной — в случае краха одного или нескольких НПФов. В этой связи внедрение риск-ориентированного подхода, развитие риск-менеджмента и систем управления рисками являются важными составляющими деятельности современного НПФа.

Принимая во внимание важность роли НПФов для национальной экономики, еще в Указе первого президента России Б. Н. Ельцина от 16 сентября 1992 г. № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах» появилось упоминание о необходимости контроля за их рисками. Как отмечает А. В. Баранов: «Согласно тому указу для обеспечения реальной защиты средств НПФ была создана Межведомственная комиссия по оценке рисков инвестиций НПФов, в которую вошли представители Минэка РФ, Минфина РФ и Госкомимущества РФ. Таким образом, на заре формирования негосударственного пенсионного обеспечения фондам не вменялось требование регулирующих государственных органов к самостоятельному анализу, ограничению и управлению рисками, присущими деятельности НПФов» [1]. Следует отметить, что дальнейшие шаги по внедрению риск-ориентированного подхода также инициировались органами регуляции и надзора за деятельностью НПФов, в плоть до последнего момента.


Взгляд со стороны
Артем Самусенков, Главный специалист отдела консалтинга АО «Специализированный депозитарий «ИНФИНИТУМ»

Вопросы контроля за деятельностью управляющих компаний на рынке коллективных инвестиций весьма актуальны и сегодня, а на фоне усиления контроля со стороны регулятора могут стать критическими для тех участников рынка, кто не смог обеспечить соблюдение всех требований. Внутренних ресурсов для этого не всегда достаточно. На помощь приходят внешние аудиторы: эксперты, которые в рамках проверки деятельности компании могут выявить допущенные ею нарушения раньше проверяющих органов и предотвратить штрафы и иные санкции.


Тарифная политика в учетной инфраструктуре рынка ценных бумаг и проблемы ее регулирования
Петр Лансков, Директор ООО «Инфраструктурный институт ПАРТАД», докт. экон. наук

Российские учетные институты (регистраторы, депозитарии, специализированные депозитарии, осуществляющие ведение реестра владельцев инвестиционных паев) наряду с аналогичными иностранными финансовыми институтами, которые в соответствии с законодательством их юрисдикций осуществляют учет и переход прав собственности на ценные бумаги, являются ключевыми элементами современной инфраструктуры глобального финансового рынка. Механизмы формирования взвешенной и справедливой стоимости услуг учетных институтов, прежде всего регистраторов и центрального депозитария, особенно важны для обеспечения поступательного развития сервисов учетной инфраструктуры в интересах инвесторов.


Росчерк в облаках!
Максим Мурашов, Генеральный директор АО «ДРАГА»
Светлана Галкина, Заместитель генерального директора по работе с клиентами АО «ДРАГА»

Облачные технологии на финансовом рынке сегодня в моде. Большинство крупных компаний рынка прикладывают значительные усилия, как технические, так и финансовые, чтобы первыми предоставить своим клиентам новые облачные сервисы. Однако давайте разберемся, что они представляют собой и действительно ли являются таковыми? Какую пользу приносят и имеют ли они перспективу на рынке регистраторских услуг?

На текущий момент нет четкого и единого определения облачных технологий. Это понятие размыто так же, как и контуры самих облаков. Некоторые аналитики и поставщики облачных технологий формулируют это понятие достаточно узко, в основном как виртуальные сервисы доступные через Интернет. Другие объясняют это понятие очень широко, утверждая что, используя их, вы становитесь потребителем множества продуктов за пределами межсетевого экрана (в облаке), включая обычный аутсорсинг.

Но главное, что должно быть свойственно облачным технологиям, — это все то, что свойственно настоящим облакам: легкость использования, доступность, свобода движения и практически неограниченные возможности.


Развитие электронных сервисов глазами регистратора: блокчейн как способ повышения достоверности электронного документа
Максим Гецьман, Заместитель генерального директора по основной деятельности АО ВТБ Регистратор

Еще недавно сложно было представить себе организованный процесс взаимодействия между профучастниками финансового рынка по каналам электронного документооборота. А теперь это уже одно из лицензионных требований.

Осталось дождаться такого же бурного развития и в отношении электронных сервисов для зарегистрированных лиц и эмитентов. Да оно идет, и услуги акционерам в электронном виде профучастниками оказываются, но далеко не всеми и не во всех сферах.

Изменения в законодательство по совершенствованию проведения корпоративных действий дали очередной мощный толчок к развитию безбумажного пространства, но при этом остаются как довольно сильные законодательные преграды, так и довольно сильная боязнь нового.


Долгосрочные институциональные инвестиции в инфраструктуру россии на основе концессии: итоги 2016 года
Светлана Бик, Исполнительный директор Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру
(Интервью)

В 2005 г. в Российской Федерации появилась возможность финансирования развития инфраструктуры за счет концессионной модели, которая является основной формой ГЧП для реализации крупных проектов. За прошедшее время к финансированию инфраструктурных проектов на основе концессий подключились не только коммерческие банки, институты развития, но и негосударственные пенсионные фонды. Отличительной особенностью финансирования инфраструктуры с привлечением средств негосударственных пенсионных фондов является присутствие в схеме финансирования концессионных облигаций.

Концессионные облигации — это частная форма проектных облигаций, которые целевым образом выпускаются под реализацию концессионного соглашения. Этот финансовый инструмент стал на рынке по сути базовым элементом нового формирующегося сегмента рынка долгосрочных инвестиций в инфраструктуру с привлечением средств институциональных инвесторов.

В модели концессии заказчиком проекта является федеральный, региональный или муниципальный орган власти, который формирует техническое задание и впоследствии вместе с концессионером участвует в реализации проекта, в обеспечении возвратности средств инвесторов.

По итогам 2016 года Национальная ассоциация концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру подготовила доклад о развитии рынка долгосрочных инвестиций в инфраструктуру на основе концессий с привлечением средств НПФ «Долгосрочные институциональные инвестиции в инфраструктуру России на основе концессии: итоги 2016 года», ключевые моменты которого представлены в настоящей статье.


Концессионные облигации: особенности регулирования и перспективы развития инструментов долгосрочного инвестирования
Олеся Белоусова, Партнер P&P Unity
Семен Мокин , Партнер P&P Unity

Концессионные облигации часто называют относительно новым, перспективным, развивающимся инструментом. Между тем не стоит забывать, что термин «облигации эмитента-концессионера» появился в нормативном поле еще в 2009 г. Первым шагом стал упрощенный порядок включения таких бумаг в котировальные списки.

Пилотные выпуски облигаций, финансирующих реализацию конкретного концессионного проекта, были осуществлены ОАО «Главная дорога» год спустя и внесены в котировальный список первого уровня. На протяжении следующих 7 лет особенности правового режима концессионных облигаций неоднократно уточнялись, однако общий подход сохранился. Так, сейчас в Положении о допуске ценных бумаг к организованным торгам2 (а значит, и в Правилах листинга ПАО «Московская Биржа») льготы по включению в котировальные списки распространяются не только на облигации концессионера, но и на облигации, выпущенные частным партнером по соглашению о государственно-частном партнерстве. Кроме этого уточнялись и частично смягчались требования, предъявляемые к концессионным облигациям для целей приобретения их институциональными инвесторами — негосударственными пенсионными фондами (НПФами) и страховыми организациями. Все эти изменения направлены на рост популярности облигаций концессионера среди данного класса инвесторов. Эта цель неоднократно подчеркивалась на уровне различных государственных программ3.


Фотовидеофиксация нарушений ПДД и инвестиционные тренды — 2017
Виталий Максимов, Председатель совета директоров АО «ТРАНСПРОЕКТ Групп», член Делового консультативного совета по государственно-частному партнерству Европейской экономической комиссии ООН (UNECE), канд. экон. наук

Проекты государственно-частного партнерства, направленные на создание различных систем фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения, в Российской Федерации прошли долгий путь — от откровенно спорных организационно-правовых схем их реализации (яркие воспоминания оставили конкурсы в Тульской и Тамбовской областях) до достаточно стабилизированных вариантов на основе концессионных соглашений и аренды комплексов фотовидеофиксации ПДД (Севастополь и Москва).

Упомянутые выше проекты интересны не сами по себе, а созданным ими трендом быстро окупаемых высокотехнологичных ИТ-проектов, номенклатуру которых поддерживает и расширяет скандальный «Платон», несколько региональных проектов весогабаритного контроля и анонсированный «Платон-2», системы информирования пассажиров и оплаты проезда в общественном транспорте.


Бонд. Коммерческий бонд
Денис Буряков, Управляющий директор по депозитарной деятельности НКО АО НРД

Термины «коммерческая облигация» и «программа коммерческих облигаций» не так давно появились в Федеральном законе  «О рынке ценных бумаг».

Коммерческие облигации с учетом специфики действующего законодательства РФ можно назвать российским аналогом коммерческих бумаг на зарубежных рынках: не требуют государственной регистрации, без залогового обеспечения, могут размещаться в рамках программ, предоставляют право на получение номинальной стоимости или номинальной стоимости и процента от номинальной стоимости.

В России этот финансовый инструмент появился по инициативе Банка России, который уже несколько лет последовательно реализует мероприятия по «бондизации» российской экономики, направленные на повышение экономической привлекательности облигаций для эмитентов и инвесторов, а также призванные повысить доступность и гибкость условий фондирования для заемщиков. Для того чтобы коммерческие облигации вошли в обиход, потребовалось доработать законодательную базу. В 2014 г. было закреплено само понятие коммерческих облигаций, в том числе выпущенных в рамках программы облигаций, а в 2015 г. изменены стандарты эмиссии. С этого момента на российском рынке появилась возможность использования нового инвестиционного инструмента.

Еще некоторое время потребовалось на решение технических и организационных вопросов, и летом 2016 г. НРД зарегистрировал первый выпуск и первую программу коммерческих облигаций. Коммерческие облигации – инструмент, призванный повысить доступность и гибкость заимствований за счет упрощения и ускорения процесса эмиссии.


Кому будут выгодны «народные» облигации?
Алексей Михайлов , Cтарший преподаватель департамента «Финансовые рынки и банки» Финансового университета при Правительстве РФ, канд. экон. наук

В апреле 2017 г. Минфин России планирует осуществить первый выпуск облигаций федерального займа специально для физических лиц максимальным объемом 15 млрд руб. В дальнейшем выпуск таких ценных бумаг продолжится с интервалом каждые полгода на сумму 10—15 млрд руб. Номинальная стоимость «народных» ОФЗ составит 1000 руб., срок погашения — 3 года, инвестировать денежные средства в такие облигации смогут только российские налоговые резиденты — такие параметры указаны в опубликованном проекте приказа Минфина РФ.


Стоит ли инвестировать, как Дональд Трамп?
Тимур Турлов, Генеральный директор ИК «Фридом Финанс»
Игорь Клюшнев, Начальник департамента торговых операций ИК «Фридом Финанс»

Самый известный инвестор в мире — Уоррен Баффет, и многие стремятся перенять именно его опыт. Сложность заключается в том, что Баффет — профессиональный инвестор, и это существенно отличает его от других, кто покупает акции. Инвестирование — его основная работа, он владеет инвестиционной компанией и именно этим зарабатывает себе на жизнь.  Частный инвестор не сможет полностью скопировать его портфель, потому что зачастую Баффет покупает компании, акции которых не торгуются на бирже. Это немалая часть его портфеля, и нередко рост бизнеса именно таких компаний приносит ему основную прибыль. 
Дональд Трамп никогда не занимался инвестированием на фондовом рынке профессионально, его основным бизнесом была недвижимость. Для него покупка акций — способ получения дополнительного пассивного дохода, как и для большинства инвесторов во всем мире. Именно поэтому его опыт интересно рассмотреть, так как, во-первых, он успешен, а, во-вторых, его может повторить любой инвестор из России. Ниже мы рассмотрим возможные стратегии для тех, кто хочет вкладывать свои сбережения в акции, и сравним их с действиями Дональда Трампа.


«У нас нет никакого другого способа...» (финансовая политика Временного правительства)
Юрий Голицын, Московская Биржа, канд. ист. наук

Февральская революция 1917 г. стала первым этапом Великой российской революции и началом грандиозных событий, реально имевших всемирно-историческое значение.
Однако для самой России 8 месяцев после февральских событий оказались периодом нарастания жесточайшего финансово-экономического кризиса, усугубляемого растущей общественно-политической нестабильностью. В немалой степени его обострению способствовала и сама финансовая политика правительства.
Прежде всего это касалось денежной эмиссии. Если в апреле эмиссия снизилась до дореволюционного уровня, то затем ее темпы увеличились, превзойдя дореволюционные показатели почти в 4 раза. С марта по октябрь 1917 г. было напечатано кредитных билетов царских образцов на 6,412 млрд руб. Весной 1917 г. были пущены в обращение и собственные деньги нового правительства с упрощенным оформлением — кредитные билеты достоинством 250 (с двуглавым орлом без царских регалий — короны, скипетра и державы) и 1000 руб. (так называемые «думки» с изображением Таврического дворца в Петрограде, где проходили заседания Государственной думы), а летом 1917 г. — казначейские знаки достоинством 20 и 40 руб. (прозванные «керенками» по имени министра-председателя Временного правительства А. Ф. Керенского). Последние выпускались целыми неразрезанными блоками по 40 знаков на общую сумму 1600 руб., без нумерации, подписей и даты выпуска.


  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе

  • Rambler's Top100