Casual
РЦБ.RU
Журнал "Рынок Ценных Бумаг" 5 (462) 2016
ОТ РЕДАКЦИИ:
Зюзькевич Светлана
,
главный редактор

Регулирование, изменения в законодательстве, проверки ЦБ РФ, ужесточение требований… Сейчас это больные темы каждого профучастника российского фондового рынка.

Планы регулятора глобальны. Полным ходом идет работа по реализации Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016—2018 гг.

Необходимыми факторами обеспечения стабильности финансового рынка являются эффективно работающая инфраструктура, качественное регулирование и надзор. Количество законодательных изменений, принятых за последние годы, очень велико. В отношении инфраструктуры они в основном касаются стандартизации деятельности профучастников, продвижения электронных сервисов и онлайн-взаимодействия.

Но, несмотря на все трудности, представители инфраструктуры рынка ценных бумаг стараются вести конструктивный диалог с ЦБ РФ и держаться на «волнах регулирования»…
Механизмы реализации пропорционального подхода к регулированию деятельности участников финансового рынка — учетных институтов
Варвара Артюшенко, Член правления ПАРТАД, канд. экон. наук
Олег Гусов, Заместитель руководителя управления контроля ПАРТАД

26 мая 2016 г. совет директоров Банка России одобрил в окончательной редакции концепцию «Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016—2018 годов» (далее — Концепция Банка России)1, которая предусматривает в среднесрочной перспективе поэтапную реализацию механизмов пропорционального дифференцированного регулирования для участников финансового рынка.

В основу дифференциации Банком России положены принципы системной значимости организаций, масштабов их деятельности и уровня принимаемых рисков (см. таблицу).
Формирование принципов пропорционального регулирования финансовых организаций, согласно положениям главы II.6 Концепции Банка России, планируется реализовать через их дифференциацию внутри определенного сектора финансового рынка на три группы (системно значимые организации, небольшие организации и прочие компании) с установлением к каждой из указанных групп различных нормативных требований. Так, для системно значимых финансовых организаций Банком России будут установлены повышенные требования, для небольших компаний — использоваться упрощенное регулирование, к остальным компаниям — применяться базовые регуляторные требования в зависимости от рисков их деятельности.
В качестве инструментов дифференциации финансовых организаций регулятором предполагается использовать свод различных требований, предъявляемых к капиталу, обязательных нормативов и иных требований в зависимости от индивидуальных характеристик отдельных видов финансовых организаций и рисков, сопутствующих их функционированию.

На сегодняшний день внедрение механизмов пропорционального регулирования уже можно отметить в рамках отдельных элементов нормативного регулирования Банка России, в частности проекта Положения Банка России «О требованиях к организации системы управления рисками профессионального участника рынка ценных бумаг» (далее — проект Положения). При этом необходимость реализации данного подхода в рамках всего объема нормативного регулирования Банка России уже назрела.


Дорогу осилит идущий
Александр Баранов, Председатель Комитета по управлению рисками и внутреннему контролю ПАРТАД
(Интервью)

Планы Банка России в части регулирования небанковских участников рынка глобальны, но диалог регулятора и профсообщества проходит в конструктивном русле. Интервью с председателем Комитета по управлению рисками и внутреннему контролю ПАРТАД Александром Барановым


Возможности развития трансграничных расчетов по ценным бумагам на рынках капитала ЕАЭС
Петр Лансков, Директор ООО «Инфраструктурный институт ПАРТАД», докт. экон. наук
Борис Черкасский, Советник генерального директора АО «Специализированный депозитарий «ИНФИНИТУМ», канд. физ.-мат. наук

До сих пор развитие организованных биржевых рынков в странах ЕАЭС фактически осуществлялось независимо друг от друга и потенциал внутренних ресурсов такого развития практически исчерпан. На данный момент в развитой форме организованный биржевой рынок акций, производных инструментов и товаров в значимом для национальных экономик масштабе стабильно функцио­нирует только в России. Положение дел можно изменить за счет согласованной политики государственных органов и органов межгосударственного сотрудничества ЕАЭС, в том числе за счет создания условий для формирования Единого биржевого пространства и сопутствующей ему инфраструктуры.


Инфраструктура: где найти драйверы для развития, когда потребители молчат?
Людмила Миронова, Генеральный директор АО «Регистратор Р.О.С.Т.»
(Интервью)

Я точно знаю, что не открою Америку, если скажу, что нормальный цикл развития бизнеса выглядит примерно так: изучается или формируется спрос, выводится на рынок продукт, продукт пользуется спросом, за пользование продуктом платят деньги, продукт совершенствуется, за пользование усовершенствованным продуктом платят больше денег — и так до бесконечности. Эту модель в действии можно наблюдать в многочисленных интернет-компаниях, например в том же Facebook.

Второй тезис, тоже в стиле высказываний Капитана Очевидность: потребности клиентов формируют не только и не столько конкуренты, сколько смежные или похожие по смыслу потребляемых продуктов и услуг отрасли. Иными словами, если я привыкла покупать авиабилеты через Интернет, то и при покупке билетов на поезд я буду ожидать наличия такого же сервиса.

И на первый взгляд, все хорошо на фондовом рынке с формированием спроса: есть рядом банки, которые давно приучили всех к пластиковым картам, sms-уведомлениям об операциях по счету, мобильным банкам, банк-клиентам и многочисленным онлайн-сервисам, начиная от рассмотрения кредитных заявок и заканчивая покупкой страховки или еще какой-нибудь экзотикой. Похожий бизнес? Судя по тому, что то и другое регулируется Центробанком РФ, — да. Ценные бумаги, включенные в котировальный список первого уровня, по ликвидности приравнены к деньгам. Казалось бы, копируй все, что делают банки, развивайся, зарабатывай деньги и живи долго и счастливо. Но вот незадача: почему-то никто из клиентов регистраторов не выстраивается в очередь, чтобы подключить «мобильный регистратор» или sms-уведомления об операциях по счету. Так в чем же отличие между бизнесами и где искать идеи для развития, когда нельзя перенять лучшие практики?


Дорогу осилит… бегущий
Максим Мурашов, Генеральный директор АО «ДРАГА», член совета директоров ПАРТАД, председатель комитетов СТР и СТАР ПАРТАД

Более двух лет назад на российском фондовом рынке появился мегарегулятор в лице Банка России. Это стало переломным моментом для всего финансового рынка: изменились или находятся в стадии пересмотра базовые принципы и основы его регулирования. В целях повышения конкурентоспособности российского фондового рынка с учетом формирования устойчивой и гибкой регулятивной среды, стимулирующей привлечение российских и зарубежных инвесторов и обеспечивающей надежную защиту их прав, были разработаны и приняты нормативные акты, кардинально меняющие инфраструктуру рынка ценных бумаг.

Анализируя двухлетнюю практику мегарегулирования, следует отметить, что текущий и, вероятно, будущий векторы регулирования будут направлены Банком России на стандартизацию деятельности некредитных финансовых организаций путем максимального приближения всех процессов к действующим банковским принципам с учетом интегрированных подходов к соответствию деятельности НФО международным стандартам.

Значительные изменения коснулись и рынка регистраторских услуг, который до последнего времени жил и работал по правилам, установленным более 20 лет назад. Теперь регистраторам придется кардинально перестраивать свою деятельность по двум основным направлениям: расширение географии обслуживания акционеров и создание технологий электронного взаимодействия со всеми участниками фондового рынка.


Спецдепозитарий: вчера, сегодня, завтра
Екатерина Осипова, Руководитель направления спецдепозитарного обслуживания СД «ИНФИНИТУМ»

Специализированный депозитарий как особый вид бизнеса существует на российском рынке приблизительно 20 лет — срок немалый. На протяжении всего этого времени основной задачей специализированных депозитариев являлись защита интересов конечных инвесторов и обеспечение сохранности имущества клиентов в рамках действующего законодательства.

Российский фондовый рынок развивался стремительно, и его постоянно меняющиеся практики, а также движущееся вслед за ними законодательство оказали существенное влияние на спектр услуг и подходы к обслуживанию клиентов специализированными депозитариями. В последние годы такие изменения особенно заметны, и требования к качеству и набору услуг инфраструктуры постоянно повышаются.


Специализированный депозитарий для страховщика. Итоги первого года взаимодействия
Евгений Оболоник, Генеральный директор ООО «РБ Спецдепозитарий»

1 июля 2015 г. вступило в силу требование ст. 26.2 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» об осуществлении специализированным депозитарием контроля за активами страховщика и обязанности страховой организации передавать ценные бумаги, принимаемые для покрытия страховых резервов и собственных средств (капитала) страховщика, для учета и хранения специализированному депозитарию.


Принцип «одного окна» и его реализация во взаимоотношениях акционера с эмитентом, регистратором и депозитарием
Максим Гецьман, Заместитель генерального директора АО «ВТБ Регистратор»

В последний год было принято много значимых поправок в законодательство, и, пожалуй, самым главным видимым направлением этих корректив являются изменения во взаимоотношениях между акционером и эмитентом, регистратором, депозитарием — постепенно реализуется принцип «одного окна», что позволит заметно уменьшить нагрузку как на эмитента, так и на акционера, сократить временные сроки, сделать российский рынок более привлекательным и приблизить его к мировым стандартам. Новации касаются постепенного переноса операций в электронный формат с использованием принципа «не выходя из дома».


E-voting — электронное голосование на собраниях владельцев ценных бумаг
Мария Краснова, Заместитель председателя правления НКО ЗАО НРД
Андрей Денисов, Руководитель направления развития корпоративных действий НКО ЗАО НРД

В современном мире, помимо хранения ценных бумаг и расчетов, инфраструктурные институты финансового рынка выполняют еще одну очень важную функцию — asset servicing, обеспечивающую реализацию владельцами прав по ценным бумагам: голосование на собрании, получение дивидендов и других выплат, право требовать выкупа ценных бумаг и т. д.
Важность этой функции трудно переоценить.

От того, насколько эффективно организована на том или ином рынке система реализации инвесторами прав по ценным бумагам, во многом зависит качество корпоративного управления компаний и инвестиционная привлекательность такого рынка.

Голосование на собрании акционеров — один из наиболее наглядных примеров реализации прав по акциям. Голосуя на собрании, акционер участвует в управлении акционерным обществом. Чем проще для акционера доступ к голосованию, тем больше акционеров принимает участие в этом процессе и выше уровень удовлетворенности инвесторов и качества корпоративного управления.

Начавшаяся в России в 2013 г. реформа корпоративных действий определила одной из своих основных целей совершенствование процессов, связанных с реализацией прав инвесторов. Было решено обеспечить внедрение в практику российского финансового рынка современных электронных технологий, предоставляющих инвесторам простые, надежные и эффективные способы реализации прав по ценным бумагам. Совершенствование технологий голосования на собраниях акционеров стало одним из важнейших элементов реформы.


Обязательное раскрытие информации эмитентами. Последние изменения законодательства
Наталья Петрова, Директор Нижегородского филиала АО «Регистраторское общество «СТАТУС»

Реформа законодательства о юридических лицах, кардинальным образом изменившая правовое положение акционерных обществ, не обошла вниманием и правила раскрытия информации на рынке ценных бумаг, одной из разновидностей которого, наряду с раскрытием информации в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах, является обязательное раскрытие.

Одновременно со вступлением в силу новой редакции гл. 4 ч. 1 ГК РФ значимых изменений в правилах обязательного раскрытия не произошло. До изменения ст. 92 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»1 (далее — Закон № 208-ФЗ), т. е. до 1 июля 2015 г., действовали прежние правила, распространявшие соответствующую обязанность на все открытые АО, независимо от применения к ним критериев публичности, предусмотренных ст. 66.3 ГК РФ. Со вступлением в силу измененной ст. 92 Закона № 208-ФЗ и нового Положения о раскрытии информации2 (далее — Положение № 454-П) правила обязательного раскрытия подверглись существенному изменению, и сегодня их следует признать приведенными в соответствие с законодательством о юридических лицах.


Административная ответственность за нарушения, допущенные при подготовке и проведении общего собрания акционеров
Игорь Лысихин, Независимый юрист, эксперт журнала «Рынок ценных бумаг»

Кроме норм гражданско-правовой ответственности за нарушения, допущенные при подготовке и проведении собраний акционеров, которая в первую очередь связана с отменой незаконных решений собраний, законодатель, отмечая важность корпоративных правоотношений, установил и административную ответственность, что позволяет государственным органам более оперативно реагировать на нарушение законодательства и методами государственного принуждения добиваться соблюдения норм права. В данной статье на основании судебной практики сделана попытка проанализировать применение норм административной ответственности.


Конец эпохи динозавров
Денис Соловьев, Генеральный директор SR Consulting
(Интервью)

То, что финансовые организации, рыночная и государственная инфраструктура перейдут на блокчейн, — это только вопрос времени.
Andreessen Horowitz


Независимо от того, что о них думают, криптовалюты, использующие протокол блокчейн, существуют и активно используются гигантами индустрии. Так, в качестве средства платежа биткойн принимают компании Dell, Reddit, Expedia, PayPal, недавно к списку присоединилась и Microsoft. Таким образом, считаться с фактом их применения необходимо, как необходимо понимать и суть протокола, называемого блокчейн и лежащего в основе организации обращения криптовалют.


Вся ликвидность Америки на Санкт-Петербургской бирже
Павел Пахомов, Руководитель аналитического центра Санкт-Петербургской биржи

В конце 2014 г. российские частные инвесторы и профучастники получили возможность торговать наиболее ликвидными и интересными американскими акциями в нашей стране, минуя сложную, а зачастую и непрозрачную схему выхода на иностранные рынки. Это стало доступно благодаря запуску рынка иностранных ценных бумаг на Санкт-Петербургской бирже (СПБ), который успешно функционирует уже более полутора лет.

Сейчас на СПБ представлены более 50 акций, обороты по которым выросли с нескольких десятков тысяч (на старте проекта) до нескольких миллионов долларов в день. Пять маркетмейкеров обеспечивают «стаканы» ликвидностью на протяжении всего торгового дня, в ходе активной американской сессии, сопоставимые с американским рынком спреды.

Несмотря на стабильно увеличивающиеся показатели по оборотам и числу активных участников торгов, трейдеры и профучастники в один голос заявляли о двух недостатках организации торгов иностранными акциями: коротком списке предоставляемых для торговли бумаг и высокой вероятности возникновения ситуации недостатка ликвидности. Для решения этих задач в недрах НП РТС, которое разрабатывает для СПБ торгово-клиринговую систему, был разработан специальный механизм ее перераспределения с зарубежных площадок российским участникам.


Финансовая грамотность населения как важная составляющая развития инфраструктуры рынка
Шамиль Курамшин, Инвестиционный аналитик ИК «Фридом Финанс»

Говоря о важности совершенствования инфраструктуры рынка, нельзя забывать о такой важной его составляющей, как финансовая грамотность населения. Чем лучше в этом плане подкованы люди, тем эффективнее они распоряжаются своими денежными потоками (кредитами, депозитами, инвестициями в ценные бумаги и т. п.) и тем более востребованными становятся финансовые услуги.

Именно непонимание принципов индустрии приводит к значительным потерям отрасли: по разным оценкам, от трети до половины населения хранят свои сбережения дома и не желают пользоваться услугами финансовых компаний. Основная причина этого — низкая информированность населения о рисках, связанных с вложением денежных средств и защитой своих прав в случае нарушений.


НПФы стали стратегическими инвесторами
Вероника Иванова, Директор по корпоративным рейтингам RAEX (Эксперт РА)
(Интервью)

Фонды стали крупными институциональными инвесторами. Для более полной реализации их инвестиционного потенциала важно сохранить сформировавшуюся систему пенсионных накоплений, стимулировать развитие негосударственного пенсионного обеспечения (НПО), а также создать качественные инфраструктурные проекты.

К концу 2015 г. объем рынка НПФов достиг 2,7 трлн руб., что сопоставимо с 20% всех инвестиций в основной капитал в России за 2015 г. Существенная часть пенсионных средств направлена в корпоративные облигации и акции российских компаний. К концу 2015 г. на эти инструменты приходилось 60% пенсионных накоплений и 39% пенсионных резервов, или более 1,4 трлн руб. При этом в результате изъятия пенсионных накоплений в 2014—2016 гг. в распределительную систему экономика недополучит около 1 трлн руб. Предложения ряда ведомств по очередной модернизации системы и ее перехода на добровольный принцип накоплений могут окончательно подорвать инвестиционный потенциал пенсионного рынка.
Чтобы этого избежать, необходимо сохранить обязательное пенсионное страхование (далее — ОПС) и стимулировать негосударственное пенсионное обеспечение. Первостепенной мерой по развитию НПО может стать запуск системы досрочного НПО, что в ближайшее время может обеспечить отрасли приток дополнительных 600—700 млрд руб. до 2025 г.

Кроме того, реализации инвестиционного потенциала фондов препятствует нехватка качественных активов для инвестирования пенсионных накоплений. Сами фонды считают, что наиболее привлекательной отраслью для инвестирования пенсионных накоплений в условиях высокой инфляции являются инфраструктурные проекты. При этом в последние годы НПФы часто выступали единственными покупателями «длинных» инфраструктурных бумаг. Тем не менее проектов, в которые фонды могут вложиться с учетом существующих жестких регуляторных ограничений, крайне мало. Поэтому необходимо более активное взаимодействие эмитентов и государства по разработке и выводу на биржу качественных инструментов вложений в инфраструктуру и ГЧП.


Пенсионный мораторий следует отменить
Сергей Беляков, Председатель cовета Ассоциации негосударственных пенсионных фондов (АНПФ)

С 1 января 2014 г. правительство ввело мораторий на формирование гражданами 1967 г. рождения и моложе пенсионных накоплений в рамках обязательной накопительной системы. Три года — достаточный срок для подведения некоторых итогов. Хочется, чтобы они были окончательными, а не промежуточными. Даже несмотря на то, что сам мораторий, который предлагалось рассматривать как временную меру, стал фактически постоянным. Менялись только аргументы о его необходимости, а решение оставалось прежним.

Существуют различные оценки ущерба, который был нанесен финансовому рынку страны данным мораторием. По информации рейтингового агентства RAEX, негосударственные пенсионные фонды (НПФы) и управляющие компании только в 2014—2015 гг. потеряли около 600 млрд руб. К этой сумме следует добавить еще порядка 350 млрд руб., изъятых из обязательной накопительной системы в 2016 г. Однако эти цифры подразумевают только те средства, которые не попали на счета граждан, выбравших негосударственные пенсионные фонды, но не включают в себя недополучения клиентов Пенсионного фонда России (ПФР). В данном случае не были учтены пенсионные взносы в рамках обязательной накопительной системы, не поступившие на счета в ПФР и находящиеся под управлением Государственной управляющей компании (ВЭБ), а также тех 34 УК, с которыми Пенсионный фонд России работает напрямую. При сложении всех этих показателей получается, что за три года моратория экономика лишилась почти 1,5 трлн руб. инвестиционных ресурсов.


Иностранный опыт применения государственных мер стимулирования рынка проектных облигаций и привлечения средств НПФов в инфраструктуру
Наталья Богушева, Юрист Адвокатского бюро «Линия права»

В данной статье автор анализирует иностранный опыт государственных мер, направленных на стимулирование рынка проектных облигаций и привлечение средств НПФов в инфраструктуру.

На развитых финансовых рынках проектные облигации являются эффективным инструментом привлечения внебюджетного финансирования с целью реализации инфраструктурных проектов, а средства НПФов эффективно используются для финансирования инфраструктурных проектов.

В связи с этим государство, будучи заинтересованным в привлечении капитала для финансирования инфраструктурных проектов, осуществляет меры поддержки выпуска проектных облигаций, в том числе предоставляя гарантии, устанавливая специальный налоговый режим и т. д., а также меры, направленные на привлечение средств НПФов в инфраструктуру.


«Участие Америки имело величайшее значение» (из опыта проведения финансовых реформ в Австрии после 1919 г.)
Юрий Голицын , Московская Биржа, канд. ист. наук
Александр Соколов, РГРТУ, докт. ист. наук

После окончания Первой мировой войны прекратили свое существование четыре империи: Германская, Австро-Венгерская, Османская и Российская. Чтобы выйти из кризиса, каждая страна проделала свой путь. Но для всех он был очень тяжелым.


  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе

  • Rambler's Top100