РЦБ.RU
  • Автор
  • Мусин Тимур, Магистр экономики, эксперт в области комплаенс и корпоративных финансов АО «АТФ Банк» (член группы UniCredit)

  • Все статьи автора

«FATCA is coming»

Декабрь 2012

Одной из тем, будоражащих мировой финансовый рынок, наравне с долговым кризисом в Европе, является грядущее вступление в силу законодательного акта, разработанного американскими законотворцами, с помощью которого американский регулятор руками всего остального мира будет бороться с сокрытием американцами налогов.

Осталось чуть больше месяца до вступления в силу Акта Соединенных Штатов Америки о налоговом соответствии иностранных счетов (The Foreign Account Tax Compliance Act, FATCA). Принятием данного законодательного акта федеральное правительство США планирует увеличить объем налоговых поступлений в бюджет страны. По приблизительным данным, сумма составит чуть менее 1 млрд долл. в год. FATCA является составной частью другого важного документа — The Hiring Incentives to Restore Employment ACT (Закона о стимулировании найма с целью повышения занятости), который был принят 18 марта 2012 г.

Законодательный акт нацелен, прежде всего, на предотвращение уклонений от налогов резидентов и граждан США, осуществляющих операции со своими активами посредством неамериканских финансовых организаций. Но в силу своей специфики акт затронет интересы не только американцев, но и фактически каждую неамериканскую финансовую организацию.

FATCA обязывает зарубежные финансовые учреждения (Foreign Financial Insti­tutions, FFIs) сообщать в Службу внутренних государственных доходов при Департаменте казначейства США (IRS) информацию о счетах своих клиентов — граждан или резидентов США, которые в свою очередь также должны уведомлять регулятора о своих активах за рубежом, которые превышают пороговое значение в 50 тыс. для физических лиц и 250 тыс. долл. для юридических лиц. Кроме того, организациям, подпадающим под действие FATCA, необходимо удерживать и перечислять в IRS доход клиентов-американцев в виде 30% налога.

Несмотря на то что законодательный акт носит сугубо американский характер, а его положения направлены на американцев, по сути, он обяжет иностранные институты отчитываться американскому налоговому регулятору. Для этого IRS предлагает данным организациям заключить в срок до 1 июля 2013 г. (данные сроки возможно будут пересмотрены) специальное соглашение с IRS, согласно которому организации обязуются раскрывать информацию о счетах своих клиентов, а также удерживать и перечислять в американский бюджет 30%-ный налог с доходов своих американских клиентов. В свою очередь, неучастие указанных организаций в осуществлении мер по FATCA может негативно сказаться на их бизнесе, в частности, IRS оставляет за собой право требовать от компаний, задействованных в FATCA, удержание сумм налога с операций ранее указанных организаций или блокирование сделки с ними.

Как говорилось выше, FATCA будет распространяться на иностранные финансовые организации, которые осуществляют деятельность, связанную с приемом вкладов, торговлей ценными бумагами, управлением инвестиционным портфелем своих клиентов, страхованием, банковской деятельностью, в том числе ритейлом и Private Banking, а также венчурные и хедж-фонды.

Под действия данного акта подпадают банковский, брокерский, кастодиальный или иной счет, принадлежащий гражданину или резиденту США, или группе лиц, владеющих им на правах общего пользования. Кроме того, счета американских компаний и компаний, в которых более 10% акций или долей от общего их количества принадлежит американским лицам.

Страны, входящие в ТС, — Российская Федерация, Казахстан и Беларусь, как и другие страны остального мира, в силу своего достаточно высокого уровня интеграции в мировую экономику получают определенные риски в случае отказа участия в оказании мер по данному акту. В частности, местным организациям, задействованным в финансово-банковском секторе (в особенности банкам, брокерским, управляющим и страховым (перестраховочным) компаниям), следует уделить особое внимание грядущему FATCA.

Такие страны Европейского союза, как Франция, Испания, Германия и Великобритания, выразили согласие сотрудничать с США по мероприятиям в рамках FATCA, посредством своих уполномоченных органов, которые будут получать сведения об участниках финансового рынка и осуществлять консолидацию информации для последующей ее передачи в Службу внутренних государственных доходов соединенных штатов. В свою очередь, хотелось бы отметить, что данное решение позволит не оставить местные компании один на один с иностранным регулятором.

Для остальных государств, в том числе для РФ и стран СНГ, данный вопрос все еще открыт. Руководству страны предстоит выбрать свою модель согласованных действий с IRS в рамках FATCA. На сегодняшний день имеется три основных варианта взаимодействия:

1) заключение местными организациями соглашения и взаимодействие с IRS напрямую;

2) правительство страны заключает межправительственное соглашение с США в рамках FATCA и осуществляет поддержку организациям в рамках данного акта;

3) правительство страны заключает соглашение и осуществляет консолидацию всей полученной информации для последующей отправки в IRS, посредством своих государственных органов (опыт стран западной Европы). В частности, данные полномочия можно возложить на Федеральную налоговую службу РФ.

Данный список неполон и может варьироваться в зависимости от страны. В любом случае только время покажет, какая модель будет жизнеспособной и эффективной.

Вне зависимости от выбора модели российским организациям, преимущественно банкам, страховым, брокерским и управляющим компаниям, которых затронет FATCA, уже сейчас в целях предупреждения возможных финансовых потерь необходимо пересмотреть свои механизмы и процедуры, и в частности процедуры проверки и идентификации клиентов — граждан и резидентов США. Первые удержания в рамках FATCA планируется начать с 1 января 2014 г.

Какие последствиянесет для российских профессиональных участников рынка ценных бумаг положения FATCA?

Так или иначе, но участники рынка разделятся на две группы: первая, и наиболее крупная, — будет представлена организациями, обязующимися выполнять требования данного акта; вторая — состоит из организаций, не участвующих в осуществлении мер по FATCA. Компании, относящиеся ко второй группе, столкнутся с ситуацией, когда они окажутся в меньшинстве и потеряют своих постоянных партнеров, поскольку приобретут статус компаний-отшельников.

По сути, FATCA привносит новый стандарт, которому предстоит соответствовать рынку. Не участвующие же участники рынка будут идентифицироваться как организации, содействующие сокрытию налогов, отмыванию незаконно полученных средств. Исходя из этого, можно сделать вывод, что компаниям, участвующим в FATCA, будет проще сотрудничать с такими структурами, чем постоянно удерживать средства с трансакциями не участвующих сторон. Также следует упомянуть, что участникам фондового рынка в целях соответствия требованиям FATCA предстоит нести определенные расходы, например, связанные с пересмотром существующих процедур, обучением или наймом квалифицированного персонала, взаимодействием с иностранным регулятором, созданием специального программного обеспечения или внесением определенных алгоритмов в существующие программы.

Какие шаги должны предпринять профессиональные участники российского фондового рынка?

Во-первых, подразделения компаний, которые ответственны за юридические вопросы и вопросы соответствия (комплаенс), должны ознакомиться с положениями данного законодательного акта.

Во-вторых, после введения FATCA необходимо заключить соответствующее соглашение с IRS (необходимость этого пока не ясна — все будет зависеть от выбранной руководством страны модели взаимодействия в рамках FATCA). После этого профессиональным участникам рынка ценных бумаг следует удерживать 30% от операций, подпадающих под понятие дохода с источника, которым является американский гражданин или резидент, а именно дивиденды по простым и привилегированным акциям, купонное вознаграждение по облигациям, положительная разница от покупки либо продажи финансовых инструментов. Кроме того, как говорилось ранее, необходимо контролировать сделки с гражданами и резидентами США, а также отчитываться по ним.


Содержание (развернуть содержание)
Российский рынок мертв? Облигации против!
Текущее состояние и перспективы движения ставок на российском долговом рынке
Российские еврооблигации: инвестиционных возможностей немного, но они сохраняются
Перспективы долгового рынка в 2013 г. на фоне удачного 2012-го:причины оптимизма
Отток капитала из России: печальное недоразумение или естественная закономерность?
Каковы последствия пересмотра ставки LIBOR? Поможет ли это избежать махинаций в будущем?
Проблема «налогового утеса» (fiscal cliff) в США после выборов: позиции сторони оценка перспектив
«FATCA is coming»
Российские правила трансфертного ценообразования: пять «ловушек» для институциональных инвесторов
Кому в России нужны GIPS?
Новые возможности НПФов
Инвестиции в рынок недвижимости: тенденции и перспективы
Иностранные эмитенты в Москве: прецеденты или тренд?
Биржи идут на биржу
Посткризисный IR: как изменилось восприятие инвесторами компаний после 2008 года
«Все, что делать могу,есть то, чтоб подтвердить о учинении правосудия…» (Екатерина II и финансово-экономические проблемы России)

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе

Раздел не найден.

  • Rambler's Top100