РЦБ.RU

Проблема «налогового утеса» (fiscal cliff) в США после выборов: позиции сторони оценка перспектив

Декабрь 2012

До конца 2012 г. Конгресс США должен принять решение в отношении продления ряда мер по стимулированию экономики. В противном случае резкое сужение совокупного спроса (проблема «налогового утеса») угрожает ей замедлением роста, вплоть до повторной рецессии.

История проблемы

Проблема «налогового утеса» назревала в США в течение нескольких лет, главным образом как следствие предпринимаемых правительством шагов по выводу экономики из глубокого кризиса 2007–2009 гг. Масштабные антикризисные меры, с одной стороны, включали в себя налоговые льготы, а с другой — увеличение госрасходов на инвестиции в перспективные проекты, переподготовку кадров и т. д. Кроме того, в марте 2010 г. Президенту США Б. Обаме удалось провести через Конгресс законопроект о начале фундаментальной реформы системы здравоохранения США, предполагающий уже в первые годы ее осуществления значительное расширение гособязательств по социальным программам Medicare и Medicaid, что во многом ускорило рост дефицита федерального бюджета и государственного долга США.

В абсолютном выражении дефицит федерального бюджета США увеличился со 150 млрд долл. в 2007-м финансовом году до 1,1 трлн долл. в 2012-м, объем накопленного чистого государственного долга1 — с 5,0 трлн долл. в конце 2007 г. до 11,3 трлн долл., по оценкам на 2012-й финансовый год (или с 36 до 73% по отношению к ВВП), а совокупный долг — с 9,2 до 16,3 трлн долл., по данным на ноябрь 2012 г.

Последний по времени пакет мер стоимостью 858 млрд долл. — Tax Relief, Unemployment Insurance Reauthorization and Job Creation Act, направленных на смягчение последствий кризиса и стимулирование экономики, был одобрен Конгрессом США в декабре 2010 г. Но уже в начале 2011-го стала очевидной необходимость перехода к сокращению бюджетного дефицита и госдолга. Одним из сигналов того, что эта задача весьма серьезная и не может быть отложена на неопределенный срок, стало изменение 18 апреля агентством Standard & Poor’s прогноза по суверенному рейтингу США со «Стабильного» на «Негативный» — впервые после присвоения Штатам рейтинга ААА в 1941 г. (впоследствии, 4 августа 2011 г., и сам рейтинг опустился на одну ступень — до АА+). После долгого противостояния республиканской и демократической фракций Конгрессу США 2 августа 2011 г. удалось одобрить план уменьшения кумулятивного дефицита госбюджета на 2,4 трлн долл. в период с 2013 по 2022 г. (Budget Control Act) и принять решение об увеличении лимита госдолга с уже достигнутого значения 14,3 трлн до 16,4 трлн долл., фактически в последний момент перед наступлением «технического дефолта».

Актуальность проблемы

По мере накопления госдолга различные исследовательские организации пытались ответить на вопрос, как экономика США перенесет сворачивание стимулирующих мер, в том числе предстоящее «налоговое ужесточение» (fiscal retrenchment). Общее мнение сводилось к тому, что экономика США не готова к ограничению стимулов и любые решения в этом направлении приведут к существенному замедлению и без того слабого роста. В связи с этим предполагалось, что выход из политики стимулирования будет поэтапным.

Однако нельзя исключать того, что с учетом ситуации, сложившейся к ноябрю 2012 г., многие стимулирующие меры могут одновременно завершиться уже в начале 2013 г. Это дало основания переименовать проблему «налогового ужесточения» в «налоговый утес». После продления в декабре 2010-го большинства действующих налоговых льгот на два года и вплоть до настоящего времени Конгрессу не удалось утвердить какой-либо согласованный план по смягчению последствий их одновременной и полной отмены. О негативном влиянии «налоговой неопределенности» на экономику США с середины 2012 г. заявляли многие авторитетные эксперты, в том числе представители ФРС США. Тем не менее из-за разногласий в позициях республиканской и демократической партий все решения были отложены до президентских выборов и выборов в Конгресс США 6 ноября 2012 г.

После выборов сохранилась прежняя ситуация фактически равносильного партийного противостояния с преимуществом республиканцев в палате представителей и демократов в Сенате. В связи с этим, а также с учетом истекающего времени для согласований проблема «налогового утеса» начала восприниматься мировыми финансовыми рынками как реальная угроза.

Еще одним поводом к усилению негативного воздействия этого фактора на рынки в ноябре 2012 г. стало ухудшение конъюнктуры в других центрах мировой экономики. Так, по данным за III кв. 2012 г., рецессия (сокращение ВВП на протяжении всего II кв.) была зафиксирована в еврозоне и Японии. В течение нескольких последних месяцев признаки замедления наблюдаются в Китае. С учетом этих обстоятельств прогнозы постепенного восстановления мировой экономики в ближайшие годы, которых по-прежнему придерживаются МВФ и другие экспертные институты, имеют шансы реализоваться только при сохранении достаточно сильной экономической конъюнктуры в США, что, в свою очередь, предполагает «обход» сценария «fiscal cliff».

Другой стороной данного вопроса является необходимость очередного повышения лимита госдолга США с текущего уровня 16,4 трлн, который будет достигнут уже в конце 2012 г. Подобная мера может быть одобрена Конгрессом только после согласования основных параметров госбюджета и госдолга на ближайшие годы. Учитывая опыт августа 2011 г., рейтинговые агентства уже предупредили США о возможном понижении их рейтинга, если такое решение будет принято в последний момент.

Fiscal cliff — масштабы угрозы

С 1 января 2013 г. в США прекращается действие целого ряда налоговых льгот, в результате чего общий объем налогового бремени для налогоплательщиков в 2013 г. возрастет примерно на 400 млрд долл. В том числе предполагается:

- увеличить подоходный налог: по минимальной ставке — с 10 до 15%, по максимальной — с 35 до 39,6%;

- повысить налоговые ставки на операции с недвижимостью, по максимальной — с 35 до 55%; уменьшить размер налогового вычета с 5 млн до 1 млн долл.;

- отменить льготный 15%-ный налог на дивиденды, налогообложение дивидендов по ставке подоходного налога;

- поднять ставки на доход от прироста капитала с 15 до 20%;

- увеличить налог Social Security на заработную плату, уплачиваемый работодателем, с 4,2 до 6,2%;

- резко — с 74,5 тыс. до 45 тыс. долл. — сократить размер налогового вычета для расчета альтернативного минимального налога (АМТ), в частности для семейных пар;

- ужесточить налоги на социальные госпрограммы Medicare и Medicaid.

Одновременно в соответствии с принятым в августе 2011 г. Budget Control Act начнется автоматическое десятилетнее секвестирование госбюджета, согласно которому в 2013 г. госрасходы будут сокращены на 65 млрд долл. Вместе с другими изменениями в структуре государственных доходов и расходов перечисленные меры должны привести к сужению дефицита госбюджета в 2013 г. на 607 млрд долл. Однако с учетом их негативного влияния на состояние экономики ожидается, что дефицит госбюджета уменьшится на 448 млрд долл. — с 1,089 трлн долл. в 2012 г. до 641 млрд долл. (прогноз Бюджетной службы Конгресса по состоянию на ноябрь 2012 г.).

Позиции республиканской и демократической партий

Обе партии выступают за скорейшее проведение глубокой налоговой реформы. Однако этот процесс может занять несколько лет, особенно с учетом разницы в их представлениях об эффективной налоговой системе.

Республиканцы настаивают на сохранении льготных налоговых ставок для всех граждан в ближайшей перспективе. При этом часть налогов, недополучаемых бюджетом, может быть компенсирована сокращением налоговых вычетов (сумм, на которые уменьшается налогооблагаемая база), что особенно чувствительно для семей с небольшими доходами.

Наиболее часто упоминаемым предложением демократов является отмена налоговых льгот для граждан с высокими доходами (от 200 тыс. — на одного налогоплательщика и 250 тыс. долл. — на семью). Эта мера является в большей степени политической, об ее экономической эффективности правительство умалчивает. Ранее, в марте 2012 г., Комитет по налогообложению Конгресса США оценил эффект аналогичного по сути «правила Баффета», согласно которому минимальная налоговая ставка для граждан с высокими доходами составляет 30%. Эта мера помогла бы увеличить совокупные доходы бюджета за 10 лет всего лишь на 47 млрд долл.

Стратегический план республиканцев помимо низких подоходных налогов предполагает также значительное сокращение корпоративных налогов, что подвергается критике со стороны многих экспертов. По оценкам, подобные решения не окажут такого благоприятного воздействия на рост экономики, как в 1980-х гг., из-за изменения социально-демографической структуры американского общества, в частности выхода на пенсию поколения бэбибумеров, и серьезных проблем на рынке труда (несоответствие трудовых ресурсов запросам компаний).

Прогнозы Бюджетной службы Конгресса

Регулярная корректировка проекта федерального бюджета США на перспективу 10 лет с учетом изменений экономической ситуации, а также действующих и обсуждаемых законопроектов проводится независимой Бюджетной службой Конгресса (Congressional Budget Office, — CBO). По прогнозу CBO от 8 ноября 2012 г. («базовый сценарий»), последствиями fiscal cliff при его полной реализации станет снижение ВВП США на 0,5% в 2013 г. и повышение уровня безработицы в IV кв. 2013 г. до 9,1% (с 7,9% в октябре 2012 г.). Эти данные часто упоминаются в СМИ как подтверждение разрушительного влияния указанных мер на экономику, однако при более подробном рассмотрении выводы CBO неоднозначны.

Так, после «сжатия» экономики в 2013 г. прогнозируется восстановление темпов ее роста до 2,3%, которые являются фактическим среднегодовым значением за период 2001—2011 гг., а безработица упадет до 5,5% уже к концу 2018 г. и далее будет держаться в рай­оне этой отметки.

CBO рассматривает также «альтернативный сценарий», который основан на предположении о сохранении большей части действующих налоговых льгот вплоть до 2022 г. и текущего уровня налогов на социальные госпрограммы, а также о приостановлении процесса секвестирования обязательных расходов госбюджета (при сокращении в запланированном объеме дискреционных расходов). Наиболее важным является заключение о том, что даже в этих «мягких» условиях экономика США не сможет развиваться прежними темпами, т. е. обеспечивать докризисные среднегодовые 3% роста. Более того, такая политика на протяжении 10 лет приведет к значительному увеличению госдолга, а также ставок его рефинансирования (доходность UST), что в долгосрочной перспективе будет ограничивать экономический подъем сильнее, чем при реализации базового сценария «fiscal cliff» (см. таблицу).

Выводы

1. Поскольку проблема «налогового утеса» имеет большое значение для ближайших перспектив экономики США, каждый поворот ее развития прямо отражается на настроениях участников финансовых рынков и важнейших финансовых показателях. Оптимистичные настроения ведут к смягчению восприятия рисков, пессимистичные — к обострению и уходу в менее рискованные инструменты, в том числе из акций — в гособлигации США и из евро — в доллары.

2. Обе партии США стремятся не допустить повторения опасного противостояния августа 2011 г. и намерены избежать сценария резкого ухудшения экономической ситуации в 2013 г. Поэтому с большой вероятностью ближе к концу 2012 г. будет принят промежуточный законопроект, согласно которому большинство действующих налоговых льгот будут продлены на 1 или 2 года. Это решение должны поддержать не только американские, но и мировые фондовые рынки, включая российский и рынки развивающихся стран.

Что касается политически принципиального вопроса о налогах на граждан с высокими доходами, то здесь может быть найдено взаимоприемлемое решение, например через частичную отмену льгот или менее выраженное увеличение налоговых ставок.

3. Реальные шаги по устранению проблемы «fiscal cliff» в США могут быть сделаны за пределами 2012 г. Велика вероятность того, что они потребуют значительных уступок со стороны демократической партии, прежде всего в отношении финансирования социальных программ. Вопрос о поэтапном ужесточении налоговой политики скорее всего станет актуальным лишь при условии постепенного улучшения ситуации в экономике США в 2013–2014 гг.


Содержание (развернуть содержание)
Российский рынок мертв? Облигации против!
Текущее состояние и перспективы движения ставок на российском долговом рынке
Российские еврооблигации: инвестиционных возможностей немного, но они сохраняются
Перспективы долгового рынка в 2013 г. на фоне удачного 2012-го:причины оптимизма
Отток капитала из России: печальное недоразумение или естественная закономерность?
Каковы последствия пересмотра ставки LIBOR? Поможет ли это избежать махинаций в будущем?
Проблема «налогового утеса» (fiscal cliff) в США после выборов: позиции сторони оценка перспектив
«FATCA is coming»
Российские правила трансфертного ценообразования: пять «ловушек» для институциональных инвесторов
Кому в России нужны GIPS?
Новые возможности НПФов
Инвестиции в рынок недвижимости: тенденции и перспективы
Иностранные эмитенты в Москве: прецеденты или тренд?
Биржи идут на биржу
Посткризисный IR: как изменилось восприятие инвесторами компаний после 2008 года
«Все, что делать могу,есть то, чтоб подтвердить о учинении правосудия…» (Екатерина II и финансово-экономические проблемы России)

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе

Раздел не найден.

  • Rambler's Top100