РЦБ.RU
  • Автор
  • Мусин Тимур, Руководитель службы комплаенс-контроля АО «АТФ Финанс»(брокерская компания, член группы UniCredit), магистр экономики, Республика Казахстан

  • Все статьи автора

Казахстанский фондовый рынок в современных реалиях

Октябрь 2012

Состояние рынка

После обретения независимости в 1991 г. Казахстан, как и любая другая постсоветская республика, столкнулся с острой проблемой формирования новых отношений в экономике и кардинальной перестройки всех устоявшихся бизнес-процессов. На протяжении последних 20 лет фондовый рынок страны претерпевает многочисленные изменения.

В силу влияния рынка ценных бумаг на процессы создания стабильной и устойчивой финансовой системы его важность для Казахстана очевидна. Понимая это, руководство страны уделяет большое внимание фондовому рынку, в частности президент Нурсултан Назарбаев неоднократно в своих выступлениях говорил о необходимости его развития.

Организованный рынок Республики Казахстан представлен 116 листинговыми компаниями и 328 выпусками ценных бумаг. По состоянию на 1 августа 2012 г. объем торгов на фондовой бирже KASE составил 99,9 млрд долл. — преимущественно за счет операций РЕПО и сделок с валютой (рис. 1), но это всего лишь треть от показателя 2008 г.

Соответственно, основную долю в структуре казахстанского рынка ценных бумаг занимают валюта и сделки РЕПО (рис. 2).

Капитализация рынка акций достигает 35,8 млрд долл., рынка корпоративных облигаций — 40,5 млрд долл.

Основные проблемы

До последнего времени становлению рынка ценных бумаг в Казахстане препятствовало несовершенство нормативно-правовой базы, в частности законодательство не полностью раскрывало такие вопросы его функционирования, как обес­печение защиты прав и интересов инвесторов, создание инвестиционных фондов и контроль деятельности управляющих и т. п. Также среди сдерживающих факторов стоит упомянуть глобальный финансовый кризис, из-за которого иностранные инвесторы вынуждены были начать ускоренный вывод из страны своих капиталов, что также отрицательно сказалось на состоянии казахстанского рынка ценных бумаг.

Программа по развитию регионального финансового центра — г. Алматы, запущенная в 2006 г. с целью активизации рынка ценных бумаг, так и не смогла привлечь достаточное количество иностранных компаний на местные площадки. Это касается стран как дальнего, так и ближнего зарубежья. Кроме того, иностранцы предпочитают проверенные биржи Гонконга, Лондона или Нью-Йорка, а приход компаний из Центрально-Азиатского региона, на который изначально был сделан акцент, затянулся ввиду отставания фондовых рынков стран данного региона (Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана) от рынка Казахстана. В настоящий момент Казахстан имеет наиболее развитой фондовый рынок в Центральной Азии, однако из-за наличия конкурентных площадок в Российской Федерации и Китайской Народной Респуб­лике его дальнейшее укрепление и экспансия в регионе затруднены.

Среди нерешенных проблем, оставшихся с 2007—2008 гг., можно назвать и возможное нарастание кризиса ликвидности из-за отсутствия достаточных источников фондирования. Многим игрокам рынка ценных бумаг сложно привлечь дополнительные инвестиции в развитие бизнеса и средства для устранения операционных разрывов в деятельности. Усилившиеся негативные тенденции в экономике стран Европейского союза практически перекрыли поток финансирования из данного региона, вследствие чего интерес потенциальных эмитентов и иных участников рынка ценных бумаг к казахстанскому фондовому рынку заметно упал. Отсутствие возможности пополнить ресурсы при кризисе ликвидности сказалось и на способности некоторых эмитентов отвечать по своим обязательствам, что вкупе с неадекватной оценкой неликвидных ценных бумаг в портфелях коллективных инвесторов привело к потерям для инвесторов и банкротству самих эмитентов.

До последнего времени в целях притока необходимых средств игроки казахстанского рынка ценных бумаг, и в частности эмитенты, зачастую снижали стоимость своих финансовых инструментов, продавая их по цене меньше номинала, что способствовало удорожанию привлекаемого капитала и сокращению ликвидности компаний-эмитентов.

Кроме того, стоит отметить слабую активность инвесторов и, как следствие, нерыночное ценообразование. Полноценными участниками рынка являются лишь накопительные пенсионные фонды и страховые организации, в свою очередь, уровень активности миноритарных инвесторов и объемы их инвестиций крайне низкие. Причинами этого отчасти являются финансовая неграмотность населения и небольшой процент граждан, составляющих средний класс.

Еще один важный аспект: иностранные профессиональные участники рынка ценных бумаг не проявляют особого интереса к региональному финансовому центру — г. Алматы. Отечественные эмитенты, которые могли бы разнообразить и насытить казахстанский рынок, тоже неохотно выходят на фондовые биржи. Несмотря на огромные усилия и затраты, РФЦА так в достаточной степени и не стал привлекательным для иностранцев, что объясняется серьезной конкуренцией со стороны крупных торговых площадок в Юго-Восточной Азии и Европе.

Как видно, между проблемами фондового рынка Казахстана есть причинно-следственная связь, и основными ее звеньями являются недостаточная осведомленность населения в вопросах инвестирования и функционирования рынка и отсутствие высоколиквидных ценных бумаг, позволяющих притянуть средства в реальный сектор экономики. Соответственно, для снятия этих барьеров требуется комплексный подход. Не могут не радовать последние меры государства по совершенствованию законодательства, которые говорят о желании и твердом намерении властей развивать отечественный рынок ценных бумаг. Казахстанский регулятор работает над созданием соответствующего механизма регулирования фондового рынка со стороны государства с максимально возможным невмешательством последнего в практику фондовой торговли, в котором будут учтены интересы инвесторов и игроков рынка. Однако полное или чрезмерное освобождение рынка от государственного контроля на данном этапе невозможно, поскольку действующее законодательство не идеально и «допускает» различные махинации, которые в дальнейшем могут отпугнуть потенциальных и существующих инвесторов от рынка. Полагаю, что в этой ситуации руководству страны следует уделить внимание опыту азиатских (Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань) и европейских стран (Польша, Турция и в меньшей степени — Украина).

Очевидно, что в условиях развития региональной и мировой экономики, когда еще больше усилились процессы глобализации и выросла конкуренция, казахстанским компаниям все труднее выдерживать конкурентное давление в рамках рыночных отношений. Данный вопрос также актуален в связи с вступлением Казахстана в Таможенный союз (Евразийский экономический союз). Членство в Таможенном союзе, а в дальнейшем и в ВТО, открытость рынка капитала при отсутствии на фондовом рынке достойных финансовых инструментов могут вызвать утечку свободного капитала из страны. В этой ситуации главной задачей казахстанского правительства является создание стимулов к тому, чтобы внутренние инвесторы — население республики и различные финансовые институты — вкладывали свои сбережения и свободные средства в реальный сектор экономики. Большие надежды возлагаются на программу «Народное IPO» (программа по размещению акций государственных компаний среди населения), призванную привлечь на рынок дополнительные средства и активизировать участников фондового рынка.

Перспективы

Несмотря на текущие трудности и проблемы, у рынка ценных бумаг Казахстана есть свои положительные тенденции. За последние несколько лет в экономике страны произошли важные количественные и качественные изменения, рейтинг, присвоенный Казахстану ведущими агентствами, показывает, что инвестиционный климат республики весьма благоприятный и стабильный, в частности рейтинг Казахстана превышает аналогичные оценки таких стран с переходной экономикой, как Украина, Румыния и Болгария (табл. 1).

Программа «Народное IPO» может стать действительно эффективным инструментом развития регионального финансового центра — г. Алматы и активного вовлечения частных инвесторов в работу на местном рынке ценных бумаг. В процессе ее реализации будет предложен новый надежный и доходный инструмент инвестирования, благодаря которому благосостояние граждан будет расти и население республики сможет участвовать в доходах государственных компаний через дивиденды и повышение стоимости ценных бумаг. На сегодняшний день финансовая ситуация в Казахстане складывается таким образом, что большое количество капитала скапливается в банках второго уровня, в частности в виде депозитов физических лиц (порядка 16 млрд долл.). Соответственно, «Народное IPO» позволит высвободить эти средства и имплементировать их в экономику, в том числе в реальный сектор.

Краткая информация о программе приведена в табл. 2.

На данном этапе финансовая система страны недостаточно эффективна в плане финансирования инновационных проектов. В современных условиях необходимо насытить рынок новыми инструментами, такими как инфраструктурные и «исламские» ценные бумаги, поскольку сейчас финансовому сектору Казахстана важно превратить имеющиеся в стране частные и государственные сбережения в надежные инвестиции в реальный сектор экономики и подключить средства частного сектора к реализации стратегии индустриально-инновационного развития, программы возрождения села, строительства объектов инфраструктуры и жилья и т. п. В свою очередь, более масштабное продвижение проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) во всех его видах будет способствовать расширению объемов эмиссий инфраструктурных ценных бумаг, которые, по сути, являются очень удобным инструментом миграции капитала институциональных и частных инвесторов непосредственно в промышленность и инфраструктуру Казахстана, а становление рынка «исламских» ценных бумаг, в частности сукук, позволит привлечь на рынок догматичную часть местного населения и зарубежных инвесторов из стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.

Фондовый рынок Республики Казахстан переживает переломный момент, но вскоре может стать действительно эффективным и развитым инструментом. Достижение этой цели в большей степени будет зависеть от мер, принимаемых государством по улучшению инвестиционного климата в стране, увеличения количества новых эмитентов, мобилизации финансового, государственного, человеческого потенциала и использования профессиональных практик и наработок.


Содержание (развернуть содержание)
Россия — стратегический островок безопасности в центре цунами, или Риск — дело благородное!
Эволюция российских рыночных рисков: тенденции фондового рынка в последние 10 лет
Рынок коллективных инвестиций под угрозой
Вопросы эффективности долгосрочного управления портфелем активов с фиксированной доходностью
Управляющиекомпании ПИФов приобретают нового профессионального партнера
Клиент и управляющий должны четко придерживаться одной модели инвестирования
Рост на стероидах: где окажется рынок к концу года?
Долгосрочные перспективы развития российской экономики
Америка, Европа и Россия в зеркале макроэкономики — на что ориентироваться инвестору?
ИЦБ как основной инструмент для долгосрочных инвесторов
IPO в США: есть ли жизнь после Facebook?
Долговой кризис в еврозоне: есть ли выход?
Может ли Китай помочь Европе?
Дисбалансы TARGET2, или Дилемма Бундесбанка
Регулирование деривативов в праве Европейского союза
Биржевая товарная торговля: мода или веление времени? Белорусский опыт
Казахстанский фондовый рынок в современных реалиях
Электроэнергетика: точечные инвестиции оправданны
Подходы к формированию департамента корпоративных финансов в коммерческом банке
Советский дефолт России

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе

Раздел не найден.

  • Rambler's Top100