РЦБ.RU
  • Автор
  • Пименов Михаил, Заместитель начальника отдела государственных ценных бумагуправления государственного долга Комитета бюджетно-финансовойполитики и казначейства Администрации Волгоградской области

  • Все статьи автора

Волгоградская область: первое размещение в новом сезоне

Сентябрь 2012

Новый пятимиллиардный выпуск облигаций Волгоградской области, успешно размещенный 4 мая 2012 г. на ММВБ, является первым полноценным региональным займом в текущем году и условным ориентиром доходности всего сектора региональных и муниципальных ценных бумаг для последующих размещений.

Волгоградская область находится на 44-м месте по среднедушевому ВРП среди российских регионов. Региональная экономика имеет большой потенциал и смешанную структуру: многоотраслевое сельское хозяйство сочетается с развитой многопрофильной промышленностью. Кроме того, территория богата запасами полезных ископаемых, в том числе нефти и газа.

Структура региональных доходов сбалансирована с низким процентом безвозмездных поступлений. В последние годы областной бюджет исполняется с дефицитом, для покрытия которого привлекаются различные источники финансирования.

КРЕДИТНЫЙ РЕЙТИНГ

Впервые кредитный рейтинг Волгоградской области был присвоен в 2006 г. рейтинговым агентством Standard & Poor’s: долгосрочный по международной шкале в иностранной и национальной валюте на уровне В+, прогноз «Стабильный» и по национальной шкале — ruA+.

В декабре 2007 г., учитывая положительную динамику в экономике области, S&P повысило кредитный рейтинг Волгоградской области по международной шкале в иностранной и национальной валюте до ВВ–, прогноз «Стабильный» и по нацио­нальной шкале — до ruAA–.

В декабре 2008 г. S&P подтвердило кредитный рейтинг и прогноз региона на существующем уровне, несмотря на набирающий в тот момент обороты финансовый кризис в экономике. Последствия влияния кризиса сказались на рейтинге годом позже — S&P в декабре 2009 г. снизило прогноз по рейтингу до «Негативный», оставив кредитный рейтинг на существующем уровне.

В декабре 2010 г. S&P был подтвержден кредитный рейтинг и прогноз региона на ранее установленном уровне: по международной шкале в иностранной и национальной валюте — ВВ–, прогноз «Негативный» и по национальной шкале — ruAA–.

По инициативе региона 2 августа 2011 г. рейтинг S&P был отозван.

С весны 2011 г. Волгоградская область сотрудничает с международным рейтинговым агентством Fitch Ratings, которое 22 июня текущего года присвоило Волгоградской области долгосрочный рейтинг в иностранной и национальной валюте на уровне BB–, краткосрочный рейтинг в иностранной валюте B и национальный долгосрочный рейтинг A+(rus). Прогноз по долгосрочным рейтингам — «Стабильный».

Всем выпускам государственных облигаций Волгоградской области на момент присвоения и (или) пересмотра кредитного рейтинга присваивался рейтинг, аналогичный кредитному рейтингу региона.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ И ЕГО СТРУКТУРА

Волгоградская область не имеет внешних заимствований и внешнего долга. Весь ее государственный долг — внутренний.

Отличительной особенностью Волгоградской области от ряда других регионов, что всегда отмечали рейтинговые агентства, является ее низкий уровень долга, как фактический, так и относительный (долговая нагрузка). Долговая нагрузка на областной бюджет составила: в 2009 г. — 22,81%, в 2010 г. — 22,86%, в 2011 г. — 37,20%, по итогам 4 мес. 2012 г. — 37,56%. Область имеет достаточно прочный запас по отношению к требованиям Бюджетного кодекса РФ и утвержденным региональным законодательством ограничениям объема государственного долга, которые по сравнению с требованиями федерального законодательства более жесткие (для безопасного управления государственным региональным долгом Волгоградской области его предельный размер по отношению к утвержденному общему годовому объему доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений не должен превышать 50%)1 (рис. 1).

В сравнении с другими регионами Российской Федерации экономическая ситуация в Волгоградской области складывается более чем достойно. В рэнкинге по величине долговой нагрузки на бюджет (1-е место — самое большое значение) по итогам 2009 г. она заняла 47-е место, 2010 г. — 54-е место, 2011 г. — 43-е место, по итогам 4 мес. 2012 г. — 30-е место.

Структура долга Волгоградской области по объему погашения существующих обязательств относительно сбалансирована, и в ближайшие 3 года значительных выплат не предвидится (рис. 2).

Государственный долг Волгоградской области по виду долговых обязательств достаточно диверсифицирован. В его составе присутствуют как кредиты (банковские и бюджетные), так ценные бумаги и государственные гарантии. Использование широкого спектра заемных инструментов позволяет заемщику снизить ставку по обслуживанию долговых обязательств области, а также выстроить оптимальный график погашения и осуществления выплат расходов на обслуживание (рис. 3).

Долг Волгоградской области делится на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет). Привлечение бюджетом различных по срокам заимствований обусловило оптимальный баланс снижения рыночных рисков и стоимости обслуживания долговых обязательств заемщика.

Большую часть государственного долга Волгоградской области (или 2/3 от всего объема) составляют среднесрочные долговые обязательства. При управлении долгом среднесрочные обязательства предпочтительнее для заемщика, так как в отличие от преимущественного использования краткосрочных заимствований не так велики риски рефинансирования и роста процентной ставки на рынке, а по сравнению с долгосрочным финансированием ставки по их обслуживанию на рынке более низкие.

В последние 3 года в структуре срочности долговых обязательств Волгоградской области наметилась тенденция к сокращению доли краткосрочных и долгосрочных долговых обязательств и увеличению относительной величины среднесрочных (рис. 4 и 5). Рост среднесрочных заимствований происходит за счет размещения ценных бумаг (все выпуски облигаций до 2012 г. были среднесрочными) и увеличения в структуре долга доли среднесрочных банковских кредитов (сроком от 1 года до 3 лет).

До 2011 г. все привлекаемые банковские кредиты были краткосрочными (до 1 года). Начиная с 2011 г. помимо краткосрочных кредитов сроком до 1 года и в размере 4,3 млрд руб. (или 68,25% от всего объема) были осуществлены среднесрочные заимствования на срок от 1 года до 3 лет — 2,00 млрд руб. (или 31,75%). На 2012 г. Программой государственных внутренних заимствований запланировано увеличение доли среднесрочных кредитов в областной бюджет по сравнению с 2011 г. В течение года будут привлечены в бюджет Волгоградской области краткосрочные кредиты в размере 2 млрд руб. (или 40%) и среднесрочные — 3 млрд руб. (или 60%).

В 2009—2011 гг. государственный долг Волгоградской области увеличивается, но остается невысоким и управляемым. Так, только по состоянию на 1 января 2012 г. объем долга вырос на более чем 45% по сравнению с годом ранее, достигнув 15,66 млрд руб. Основную долю государственного долга составляют прямые обязательства — 92,64%, или 14,51 млрд руб. В составе прямых обязательств: ценные бумаги — 36,39%, кредиты кредитных организаций — 35,12%, бюджетные кредиты — 21,13%. На долю косвенных обязательств приходится 7,36%, или 1,15 млрд руб.

Исходя из временной структуры погашения действующих долговых обязательств Волгоградской области, а также программы государственных заимствований на 2012 г., объем государственного долга до конца текущего года должен вырасти на 33,8%, достигнув к 1 января 2013 г. величины 20,95 млрд руб. Основной рост долга произойдет за счет: ценных бумаг — на 65,0%, коммерческих кредитов — на 27,3%, бюджетных кредитов — на 9,9%. Прямые долговые обязательства на 1 января 2013 г. составят 95,62% всего объема, или 20,04 млрд руб. По сравнению с годом ранее доля прямых долговых обязательств в составе общего долга вырастет на 2,98%.

Ожидаемая долговая нагрузка на бюджет Волгоградской области в конце 2012 г. — 41,5%, что останется безопасной величиной для управления государственным долгом, сохраняя запас прочности по сравнению с предельными значениями, предусмотренными федеральным и региональным законодательством.

ОПЫТ РАЗМЕЩЕНИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ

История эмиссионных ценных бумаг Волгоградской области началась в апреле 1995 г., когда на рынке был размещен первый транш первого выпуска Волгоградских областных долговых обязательств (ВОДО) на сумму 2,5 млн неденоминированных руб. Удачно проведенное размещение облигаций на рынке позволило тогда региональному бюджету привлечь дополнительные заемные денежные средства со ставкой ниже ставки кредитов, предоставляемых коммерческими банками. Опыт первого размещения облигаций был по достоинству оценен, и выпуск ценных бумаг Волгоградской области решили продолжить.

До 2003 г. размещение Волгоградских областных облигаций осуществлялось на рынке исключительно только в форме «закрытой» подписки среди банков и инвестиционных компаний внутри региона. Сформировавшийся внутрирегио­нальный рынок областных ценных бумаг состоял из первичного размещения выпусков среди официальных дилеров и внебиржевых вторичных продаж облигаций дилерами широкому кругу инвесторов по выставляемым ежедневным котировкам. В роли дилеров выступали не только местные банки и инвестиционные компании, но финансовые структуры из других регионов, отвечающие определенным требованиям. Население также могло стать обладателями облигаций, покупая их у официальных дилеров.

С каждым годом объем заимствований на рынке областных облигаций рос, все активнее в обиход входили новые финансовые инструменты (документарные и бездокументарные с централизованным хранением; именные на предъявителя; с доходом в виде накопленного купона и/или дисконта), увеличивались и сроки заимствования. Размещение на рынке ценных бумаг области со временем стало одним из основных и наиболее перспективных источников привлечения дополнительных денежных средств в областной бюджет.

За годы выпуска ценных бумаг Волгоградская область как эмитент зарекомендовала себя надежным заемщиком, а государственные облигации Волгоградской области превратились в узнаваемый региональный бренд.

Между тем внутрирегиональный рынок стал тесен, требовались большие объемы заимствований, перестала устраивать и доходность привлечения средств. В связи с этим было принято решение о начале размещения облигаций Волгоградской области на организованных биржевых площадках. В мае 2003 г. Волгоградская область осуществила на Санкт-Петербургской валютной бирже два выпуска на суммы 400 млн и 100 млн руб.

С 2004 г. регион размещает облигации на ЗАО «ФБ «ММВБ», где сосредоточены основные финансовые потоки российских инвесторов и проводят размещение большинство эмитентов, в том числе и региональных.

В период с 2003-го по 2007 г. Волгоградская область осуществила выпуск ценных бумаг — параллельно биржевые и внутрирегиональные. Всего с 1995 по 2007 г. было организовано 20 выпусков внутрирегиональных займов на общую сумму более 2,2 млрд руб.

С 2008 г. область прекращает выпуск внутрирегиональных займов и полностью переходит на размещение ценных бумаг через биржевую площадку, что позволило снизить стоимость обслуживания государственного долга, увеличить объемы и сроки заимствований. Возросли торговые обороты по сделкам, и, как следствие, повысилась ликвидность ценных бумаг на рынке. С 2003 г. по 1 мая 2012 г. Волгоградской областью были размещены 2 выпуска на СПВБ общим объемом 0,5 млрд руб. и 8 выпусков на ММВБ общим объемом 9,85 млрд руб. (табл. 1).

С 2007 г. все выпуски облигаций Волгоградской области после прохождения процедуры листинга неизменно включались в список «А» первой категории ЗАО «ФБ «ММВБ», что обеспечило существенное расширение круга инвесторов за счет вовлечения в оборот средств Пенсионного фонда Российской Федерации и страховых компаний, а также в Ломбардный список Банка России, позволяющий для эмитента увеличить ликвидность и спрос на бумаги за счет возможности получения инвесторами краткосрочных кредитов под их залог.

С момента размещения на рынке первого выпуска облигаций и по сегодняшний день ценные бумаги играют важную роль в структуре источников финансирования дефицита бюджета Волгоградской области.

РАЗМЕЩЕНИЕ НОВОГО ВЫПУСКА

4 мая 2012 г. на ЗАО «ФБ «ММВБ» состоялось публичное размещение по «открытой» подписке на конкурсной основе по определению 1-го купона государственных долгосрочных облигаций Волгоградской области 2012 г. выпуска с фиксированным купоном и амортизацией долга серии RU35002VLO0 на общую сумму 5 млрд руб.

Доход по облигациям эмитентом будет начисляться в виде купонных выплат. В решении о выпуске предусмотрено 20 купонных выплат: 1—19-е купоны — продолжительностью 91 день, 20-й купон — 121 день. В процессе обращения займа предусмотрена частичная амортизация номинальной суммы долга. Срок обращения предлагаемых к размещению региональных ценных бумаг на рынке составил 1850 дней (дюрация займа — 2,66 года).

Выпуск полностью соответствует требованиям к включению в Ломбардный список Банка России и Котировальный список «А» первой категории ЗАО «ФБ «ММВБ».

Генеральным агентом — организатором размещаемого займа выступило ОАО «Банк ВТБ», соорганизаторами выпуска являлись «ВТБ Капитал Управление Активами» (ЗАО) и ОАО «Банк “Открытие”».

В ходе сбора заявок на конкурс участниками торгов было подано 117 заявок, общая сумма поданных заявок превысила в 1,9 раза размещаемый объем и насчитывала 9,4 млрд руб. Установленная по результатам сводного реестра поданных заявок конкурса ставка 1-го купона по выпуску составила 8,99% годовых, что соответствует эффективной доходности к погашению — 8,98% годовых.

Исходя из зафиксированных в решении о выпуске ставок купонного дохода и с учетом установленной ставки 1-го купона, ставки купонов по облигациям по результатам конкурса составили: 1—4-й купоны — 8,99% годовых; 5—8-й купоны — 8,74% годовых; 9—12-й купоны — 8,49% годовых; 13—16-й купоны — 8,24% годовых; 17—20-й купоны — 7,99% годовых.

Организатором займа были заключены на рынке сделки по отчуждению облигаций первым владельцам с 17 инвесторами с учетом размера поданных заявок.

Выпуск государственных облигаций Волгоградской области 2012 г. отличается не только большим объемом размещаемых облигаций и более продолжительным сроком обращения на рынке, но и структурой выплаты накопленного купонного дохода (табл. 2). Впервые область перешла на квартальное начисление дохода по ценным бумагам, что объясняется большим объемом самого выпуска и стремлением эмитента скорректировать график выплат по долговым обязательствам, исключив пиковые платежи, как дополнительную нагрузку на бюджет.

Выпуск государственных облигаций Волгоградской области объемом 5 млрд руб. и сроком обращения на рынке 1850 дней — первый, размещенный в секторе субфедеральных и муниципальных облигаций в текущем году. Волгоградская область открыла сезон размещения региональных облигаций на ММВБ в 2012 г., задав начальный ориентир доходности для последующих размещений региональных ценных бумаг.

P.S. На момент написания данной статьи на рынке успешно разместились еще три региона. 17 мая Минфин Республики Саха (Якутия) выпустил в обращение новый выпуск 5-летних облигаций в размере 2,5 млрд руб. (доходность первичного размещения — 8,99%). Частично разместили свои выпуски 1 июня Липецкая область (1,11 млрд руб., 9,2%) и 20 июня Самарская область (6,543 млрд руб., 9,31%)

Несмотря на сложную ситуацию на рынке в последние месяцы и негативные прогнозы ее развития до конца года, жизнь продолжается и региональным заемщикам нужны новые заемные средства, а значит, в ближайшее время в секторе субфедеральных и муниципальных облигаций ожидаются новые выпуски ценных бумаг.


Содержание (развернуть содержание)
Проблемы развития биржевых товарных рынков в России
Оптимальная технология биржевой торговли товарами
Зерновой рынок после засухи
Срочный рынок в электроэнергетике: состояние и перспективы
Сектор финансовых услуг России после вступления в ВТО
Сокращение числа компаний в группе: исключаем риски трансфертного ценообразования,и не только
Весенне-летний макротест нового режима денежной политики Банка России
Вероятность повышения ключевых процентных ставок, или Год под знаком инфляции
ВАЛЮТНОМУ РЫНКУ ОБЪЯВЛЕНО ШТОРМОВОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
БРИКС — будущее мировой экономики?
Дивидендный сезон—2012: игры, в которые играют инвесторы
Мировой рынок IPO: вчера, сегодня, завтра
Мировые инвестиции и развивающиеся рынки: пример Турции
Рынок субфедерального долга: пробуждение после спячки
Волгоградская область: первое размещение в новом сезоне
Монополии — естественные и искусственные (на примере создания Центрального депозитария)
Рабочий заем для Советской России

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе

Раздел не найден.

Актуальные темы    
Александр Цыбульский
Регионы должны активно использовать ценные бумаги как источник долгосрочного финансирования
Социально-экономическое развитие субъектов, обеспечение сбалансированности региональных и местных бюджетов, снижение долговой нагрузки и поддержание финансовой стабильности регионов в целом — задачи, которые имеют приоритетное значение для Правительства РФ.
Сергей Пищиков
Тенденции развития системы управления рисками регистраторов
В ближайшие месяцы ожидается вступление в силу нормативного акта Банка России, в котором будут описаны обязательные требования регулятора по организации системы управления рисками (СУР) отечественных профучастников рынка ценных бумаг.
Александр Баранов
Чрезвычайные ситуации, финансовые кризисы и стресс-тестирование
В России надзорное стресс-тестирование в банковском секторе проводится с 2003 г. Актуальность данной темы в России также связана с ожиданием новых регуляторных требований к российским НПФам и страховым организациям. Также в планах ЦБ РФ — ­применить новый механизм — макропруденциальное стресс-тестирование.
Елена Чайковская
Vanilla Day, или Простыми словами про облигации
Интервью с директором Департамента развития финансовых рынков Банка России Еленой Чайковской.
Все публикации →
  • Rambler's Top100