РЦБ.RU
  • Автор
  • Рыбин Илья, Заместитель президента по внутреннему контролю ОАО «МФБ»

  • Все статьи автора

Оптимальная технология биржевой торговли товарами

Сентябрь 2012

В предыдущей статье1 были рассмотрены факторы, препятствующие нормальному развитию биржевой торговли товарами в нашей стране. Один из субъективных факторов — недостаточное количество квалифицированного персонала бирж, что ведет к недопониманию специфики биржевого товарного оборота как практически непрерывного первичного размещения.

Нехватка квалифицированного персонала бирж является следствием перекоса в развитии биржевого рынка в нашей стране. Валютные и фондовые биржи существуют уже много лет, в то время как товарные стали играть заметную роль относительно недавно2. Соответственно, представления об организации биржевой торговли товарами — и в части профессионального уровня персонала биржи, и в части законодательного регулирования — строятся чаще всего на аналогиях с валютными и фондовыми биржами. Предпринимаются попытки унификации, вплоть до принятия единых механизмов функционирования и регулирования. Так, распространено мнение, что единственной технологией торгов на товарной бирже должен быть двойной встречный аукцион, как на фондовой бирже, остальные способы могут быть только вспомогательными и не дают объективной картины рынка. По нашему мнению, это является концептуальной ошибкой.

Между валютными и фондовыми биржами, с одной стороны, и товарными биржами, с другой, гораздо больше различий, чем сходства. Нельзя, конечно, утверждать, что их объединяет только название «биржа», однако это довольно близко к истине.

РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ТОВАРАМИ

На валютных и фондовых биржах товар — это ценные бумаги и валюты. Их основной оборот обеспечивают спекулянты, цель которых — получение прибыли от разницы в цене. Любой участник торгов одновременно выступает и продавцом и покупателем. Товары из оборота не выводятся и продолжают переходить из рук в руки. На товарных биржах все происходит с точностью до наоборот. Продавцы товара, например производители зерна или нефтяные компании, заинтересованы в продаже своего товара и только в редчайших случаях могут выступать покупателями. Покупатели того же зерна или нефти стремятся купить сырье и только в исключительных случаях могут выступать продавцами. Товар, перешедший от продавца к покупателю, на биржу уже не вернется. Нефть будет переработана в топливо и сгорит в двигателях и котлах, зерно превратится в муку или комбикорм и, в конце концов, будет употреблено по назначению.

Мало кто задумывался, что встречающиеся в учебниках по биржевому делу термины «рынок продавца» и «рынок покупателя» относятся не только к сиюминутному соотношению спроса и предложения на рынке конкретного товара, но и к позиционированию на рынке каждого участника торгов. Исключения из этого существуют, но они только подтверждают общую тенденцию.

Кроме того, товары существенно сложнее стандартизировать по сравнению с ценными бумагами или валютами. Так, товар, по-разному тарированный или находящийся в разных местах, не воспринимается участниками торгов одним и тем же лотом. Например, торги по цементу марки 500, тарированному в биг-беги или мешки по 50 кг, необходимо организовывать как продажу совершенно разных позиций. Вместе с тем это один и тот же цемент, произведенный на конкретном заводе. Точно такие же отличия имеет цемент марки 500, выпускаемый разными предприятиями. Однако участники торгов не признают это одинаковым товаром.

РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ТОРГОВ

Основные продавцы на товарной бирже — производители товаров (или сбытовые структуры производителей), причем нередко конкретный товар предлагает только один продавец. Основные покупатели на товарной бирже — это потребители товара. Спекулянты на рынке также присутствуют, но в сравнении с фондовым рынком их — минимальное количество.

Небольшое количество брокеров, работающих на этом рынке, пока существенно не влияют на ситуацию. Да и отношение к профессиональным посредникам на товарном рынке коренным образом отличается от такового на фондовом рынке. Если на фондовом рынке профессиональный посредник — одно из ключевых звеньев рынка, то на товарном брокера расценивают как лишнее звено в цепи и пытаются от него избавиться любыми способами. Это, по нашему мнению, сильно вредит рынку, но пока приходится исходить из того, что есть в реальной жизни.

Таким образом, биржевые торги товаром значительно отличаются от торгов ценными бумагами. Соответственно, применять технологию только двойного встречного аукциона при организации товарных торгов будет некорректно. Если провести аналогию с фондовым рынком, то товарные торги больше всего напоминают процедуру первичного размещения ценных бумаг: один продавец, ограниченное количество размещаемых товаров, множество покупателей.

К данному выводу на МФБ пришли достаточно быстро, после того как столкнулись с необходимостью организации торгов цементом — технология двойного встречного аукциона не подходила для данного конкретного случая. При организации торгов продукции химической промышленности все получилось с точностью до наоборот (для сравнения см. Приложение, табл. 1—6). Основной объем продаваемых товаров проходил по сессии «А», которая организована в режиме двойного встречного аукциона. Но это только на первый взгляд. Теоретически любой участник торгов может выставить позиции на продажу. Однако, исходя из специфики товара, продавец все равно один. Кто, кроме производителя, может выставить позицию точно по такому же товару, в такой же таре и с того же базиса поставки? За все предыдущие годы таких не нашлось.

Фактически это аукцион по размещению товаров производителем, однако он дает возможность продавцу оперативно реагировать на конъюнктуру рынка и в случае необходимости в любой момент реализовать свой товар.

Все технологии торгов за прошедшие годы неоднократно совершенствовались и изменялись. Это происходило по разным причинам: по требованию регуляторов, по просьбе продавцов или покупателей. Но любое изменение или вмешательство в технологию вносилось исключительно для повышения комфортабельности и эффективности работы на бирже ее участников, а результаты торгов (биржевая цена) были как можно более объективными.

В качестве примера можно привести следующее. В 2006—2007 гг. на рынке цемента сложилась ситуация дефицита предложения. Типичный рынок продавца. Покупатели, которым цемент был необходим и которые готовы были платить за него любую цену, аккредитовывались у нескольких брокеров сразу. Некоторые покупатели, зарегистрированные как участники торгов, не только самостоятельно выставляли заявки, но начали привлекать к этому процессу брокеров. Это только усугубляло ситуацию, создавая фиктивный спрос. В связи с этим было принято правило «Один клиент — один брокер», т. е. участник торгов имеет право выставлять заявки только от себя и не может привлекать брокеров, а клиенты не могут быть аккредитованы более чем у одного брокера. Таким образом, фиктивный спрос перестал быть фактором, давящим на рынок.

ВЫВОД

Для организации биржевых торгов товарами не следует идти по пути слепого копирования технологии фондовых бирж. Также не нужно пытаться подводить реальную жизнь под теоретические разработки. Следует разобраться и понять интересы операторов рынка. Предложить им самый широкий спектр биржевых технологий и совместно с ними принять ту технологию, которая будет адекватно отражать их интересы. Только тогда одно из субъективных препятствий на пути развития биржевого товарного рынка будет преодолено.

Другие субъективные факторы, будут рассмотрены в следующих статьях. В частности, одно из важнейших — отсутствие законодательного определения биржевой цены товара. Такие определения есть в правилах торгов любой товарной биржи, они зарегистрированы у регулятора рынка. Но в связи с тем, что данное понятие не отрегулировано законодательно, постоянно возникают попытки оспорить результаты торгов и легитимность цен, сложившихся на торгах. За этим стоят экономические, а порой и политические интересы различных лоббистских групп, действующих в интересах бизнес-структур. Такая ситуация в нормальной рыночной экономике нетерпима, и рано или поздно (лучше, конечно, рано) она должна быть преодолена.


Содержание (развернуть содержание)
Проблемы развития биржевых товарных рынков в России
Оптимальная технология биржевой торговли товарами
Зерновой рынок после засухи
Срочный рынок в электроэнергетике: состояние и перспективы
Сектор финансовых услуг России после вступления в ВТО
Сокращение числа компаний в группе: исключаем риски трансфертного ценообразования,и не только
Весенне-летний макротест нового режима денежной политики Банка России
Вероятность повышения ключевых процентных ставок, или Год под знаком инфляции
ВАЛЮТНОМУ РЫНКУ ОБЪЯВЛЕНО ШТОРМОВОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
БРИКС — будущее мировой экономики?
Дивидендный сезон—2012: игры, в которые играют инвесторы
Мировой рынок IPO: вчера, сегодня, завтра
Мировые инвестиции и развивающиеся рынки: пример Турции
Рынок субфедерального долга: пробуждение после спячки
Волгоградская область: первое размещение в новом сезоне
Монополии — естественные и искусственные (на примере создания Центрального депозитария)
Рабочий заем для Советской России

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе

Раздел не найден.

Актуальные темы    
Екатерина Трофимова
Реализация рейтинговой реформы в России: «импортодополнение», а не «импортозамещение»
Интервью с главой национального Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Екатериной Трофимовой
Михаил Ханов
Научный метод инвестирования
Интервью с управляющим директором инвестиционной компании «Норд Капитал» Михаилом Хановым
Уран Абдынасыров
Тенденции развития рынка корпоративных ценных бумаг Кыргызской Республики
В статье представлены результаты исследования текущего состояния фондового рынка Кыргызской Республики. На основе анализа статистических данных дана оценка различным аспектам деятельности организованного рынка, рассмотрены основные современные тенденции и перспективные направления развития рынка ценных бумаг Кыргызской Республики
Юрий Голицын
«Побудить Россию осуществить заем» (российские ценные бумаги за рубежом в XIX — начале XX вв.)
Впервые российские ценные бумаги начали обращаться за рубежом во второй половине XVIII в. Таким местом стала Амстердамская биржа, после того как в 1769 г. императрицей Екатериной II в Голландии был размещен первый внешний заем Российской империи
Все публикации →
  • Rambler's Top100