РЦБ.RU

EURO-2012: аверс и реверс

Июль 2012

«…Для того чтобы умыкнуть Украину, я хочу сказать, достаточно того, чтобы посмотреть на нее собственными глазами…»

Из выступления В. Ф. Януковича, Президента Украины,на Международном экономическом форуме в Давосе.

Чемпионат Европы по футболу, без сомнения, является главным событием для Украины в этом году и затмевает собой даже парламентские выборы, которые предстоит пережить осенью. Но какие экономические последствия от проведения данного мероприятия ожидают страну и покроет ли EURO-2012 расходы государственного бюджета на его организацию?

Прогнозы и реалии

Чемпионат Европы по футболу, одно из центральных и наиболее масштабных спортивных событий в мире, должен был подтолкнуть Украину к бурному развитию инфраструктуры, гостиничного и ресторанного бизнеса, туризма и других отраслей экономики, привлечь внимание иностранных инвесторов, а также разрушить устоявшийся имидж страны третьего мира. Насколько достижимыми оказались эти цели?

Во-первых, организация турнира повлекла за собой существенные расходы — на подготовку стадионов и тренировочных баз, модернизацию транспортной сети, обеспечение мер безопасности и т. д. Состояние объектов оказалось еще более запущенным, чем предполагали представители УЕФА, — спортивные сооружения, отвечающие международным требованиям, отсутствовали, общая инфраструктура оставляла желать лучшего, а гостиничных мест катастрофически не хватало. Все это потребовало от Украины масштабных финансовых вливаний. Согласно последней версии Государственной программы по подготовке и проведению EURO-2012 запланированные суммарные расходы с 2008 по 2012 г. должны были составить 13,5 млрд долл., или 8% номинального ВВП в 2011 г. На EURO-2012 Украина уже потратила около 10 млрд долл. государственных средств. Для сравнения: по сообщениям польских СМИ, инвестиции в проведение EURO-2012 в Польше оцениваются примерно в 20–25 млрд долл. Это значительно больше, чем в Украине в номинальном выражении, однако в относительных цифрах это всего 4–5% от ВВП. Например, организация чемпионата мира по футболу в 2010 г. обошлась ЮАР примерно в 5 млрд долл. — менее 1% ВВП (рис. 1).

Ожидаемые потоки иностранных инвестиций также не спешили поступать в Украину. Так, примерно 80% (вместо намеченных 50%) общей суммы расходов на подготовку к чемпионату приходится на государственный и местные бюджеты и средства госпредприятий — «Укрзализници», аэропорта Борисполь, «Укравтодора» (табл. 1). Причин здесь несколько: это общий неудовлетворительный инвестиционный климат в стране, отсутствие гарантий прав собственности, а также неразвитость механизмов государственно-частного партнерства.

Экономический кризис 2008—2011 гг. также негативно сказался на подготовке к EURO-2012. В частности, с ухудшением ситуации на мировых финансовых рынках в августе — сентябре 2011 г. был заблокирован доступ Украины к иностранным заимствованиям, что заставило правительство пересмотреть статьи расходов в сторону их уменьшения. В результате многие проекты были заморожены или профинансированы не в полном объеме.

Экономика EURO

Насколько оправданны такие огромные затраты на проведение футбольного чемпионата? И каков экономический эффект от организации EURO-2012? Количественные последствия подобных мероприятий оценить достаточно сложно. Попробуем разделить их на несколько составляющих. Краткосрочные экономические воздействия делятся на четыре основные категории: прямые, косвенные, побуждающие и суммарные (сумма прямых, косвенных и побуждающих).

  • Прямой эффект дают расходы организационного комитета на покупку товаров и услуг при подготовке к соревнованиям (операционный бюджет УЕФА-2012 — 500 млн евро).
  • Косвенные экономические последствия возникают в связи с расходами посетителей, приобретением ими товаров и услуг.
  • Побуждающие экономические воздействия являются мультипликативным эффектом прямого и косвенного влияния, их появлению способствуют повторные траты доходов, полученных при прямом и косвенном воздействии, первоначальными продавцами услуг и товаров.

Организация турнира может существенно повлиять на экономические показатели в последующие годы за счет улучшения туристической и инвестиционной привлекательности страны, а также роста производительности вследствие модернизации инфраструктуры. Долгосрочные экономические последствия подразумевают:

  • национальное и международное признание принимающего города и государства через широкое освещение события средствами массовой информации;
  • общественные преимущества, включая формирование сообществ местных добровольцев, создание новых рабочих мест, разработку механизмов подготовки кадров, образовательных программ для молодежи, финансирование проектов экономического развития и культурных программ;
  • наличие инфраструктуры и коммуникаций;
  • улучшение качества жилья;
  • грамотную инвестиционную политику в городе, области и стране;
  • расширение торговли.

Эксперты по-разному оценивают вклад EURO-2012 в рост ВВП. Украинские чиновники заявляли о том, что проведение турнира позволит увеличить ВВП страны на 0,8%. С позиций экономистов ожидания властей слишком оптимистичны. По подсчетам аналитиков рост ВВП после EURO-2012 будет вдвое меньше: не более 0,4—0,5%. Реально же в большинстве стран, принимавших чемпионат, ВВП прибавил не более 0,3% (табл. 2).

По мнению правительства, одним из главных преимуществ проведения EURO-2012 в Украине должен был стать приток иностранных туристов. Согласно официальным прогнозам, на чемпионат в общей сложности должно было прибыть от 600 тыс. до 1 млн гостей. Однако возникают сомнения по поводу реалистичности таких цифр. Если говорить об аналогичных событиях в последние годы, то общее количество болельщиков на EURO-2008 в Австрии и Швейцарии составило 450 тыс., в Португалии в 2004 г. побывали 600 тыс. человек, а в Голландии и Бельгии в 2000 г. — около 400 тыс. Также для определения потенциального наплыва туристов можно использовать и такой показатель, как соотношение числа посетителей мероприятия и количества проданных билетов. Максимальным оно было для EURO-2004 в Португалии — 0,5, в Бельгии и Голландии — 0,3, а в Австрии и Швейцарии в 2008 г. — 0,4. По нашим оценкам, для Украины этот показатель не должен превысить 0,3, так как потоку иностранных гостей может помешать ряд факторов. Во-первых, это проблема с размещением туристов и неразвитость общей инфраструктуры. Во-вторых, имидж Украины. Косвенным свидетельством этого служит тот факт, что 13 из 16 участвующих в турнире команд приняли решение базироваться в Польше. Об отсутствии ажиотажа болельщиков и интереса к чемпионату свидетельствует и ситуация с билетами на «украинские» матчи — они до последнего были в свободной продаже, тогда как на все предыдущие турниры билеты нельзя было достать задолго до начала чемпионатов.

Не все коту масленица

Первое, что бросается в глаза, — удовлетворение потребности в масштабном финансировании проектов, связанных с чемпионатом, привело к значительному росту заимствований госсектора. Речь идет как о прямых займах правительства, так и о кредитах, выданных под государственные гарантии. В 2010—2011 гг. суммарный госдолг Украины увеличился на 49% и составил 36% ВВП по состоянию на конец 2011 г. В 2012—2013 гг. госсектору предстоит ежегодно выплачивать по своим долгам около 10 млрд долл. Если ситуация на долговом рынке не изменится к лучшему, риск рефинансирования госдолга станет гораздо выше (рис. 2, 3).

Еще один негативный фактор — резкий рост импорта. Учитывая низкую конкурентоспособность отечественной продукции, значительная часть средств, выделенных на EURO-2012, была потрачена на импортные товары и услуги — оборудование, стройматериалы, привлечение зарубежных специалистов. Наиболее заметным этот эффект был в прошлом году, когда подготовка к чемпионату достигла апогея. Дефицит текущего счета увеличился с 3 млрд долл. в 2010 г. до 9,2 млрд в 2011-м, и примерно 1—1,5 млрд. долл. из этой суммы пришлось на расширение импорта. Таким образом, ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры в прошлом году вылилось в давление на курс национальной валюты и вынудило Национальный банк тратить резервы на его поддержание.

А что дальше?

В заключение поговорим о возможном влиянии EURO-2012 на жизнь страны в последующие годы. Успешное проведение такого масштабного события может повысить туристическую и инвестиционную привлекательность страны. Речь идет о так называемом «эффекте Барселоны» — это выражение вошло в обиход после Олимпийских игр 1992 г., которые способствовали значительному притоку туристов в столицу Каталонии, а также росту ее экономического потенциала. Однако нынешняя ситуация не внушает оптимизма: ожидания национальных футбольных федераций в отношении числа болельщиков, планировавших посетить Украину, в несколько раз уступали самым пессимистичным прогнозам госчиновников.

Однако Кристофер Олд, декан Бизнес-школы при Университете Гриффит и один из немногих, кто изучает влияние международных спортивных соревнований на экономику и жизнь стран, считает, что эффект от EURO-2012 Украина будет ощущать следующие десять лет. Помимо того что страна выиграет от развития туристической сферы и инфраструктуры, едва ли не самой важной выгодой EURO-2012 для Украины, по мнению эксперта, будет улучшение ее имиджа и популяризация в мире.

Также EURO-2012 может помочь Украине стать более серьезным конкурентом западным странам в борьбе за право проведения Зимних олимпийских игр 2022 г. О намерении подать официальную заявку в МОК в 2013 г. заявил в апреле Виктор Янукович. Главное, чтобы такие амбициозные планы и огромные расходы по подготовке к EURO не загнали Украину в долговую яму, как это случилось с Грецией после слишком дорогой Олимпиады 2004 г. (с 1997 по 2004 г. госдолг увеличился на 60%).

Практически во всех странах, где проходили крупные спортивные состязания, резко возрастали внешние заимствования, но внутренние долги при этом не накапливались столь активно, чего нельзя сказать об Украине и Польше (табл. 3).

Следует отметить, что данный анализ был сделан за несколько месяцев до начала чемпионата Европы — 2012 и, сказать по правде, вкупе с проложенными впопыхах дорогами и кое-как настеленными газонами никак не воодушевил его автора. Но посетив заново и качественно отстроенный Олимпийский стадион в Киеве, во время матча Украина — Швеция (2:1) я испытала определенную гордость: игра была красивой, организация мероприятия — слаженной, а иностранные гости — довольными. Впрочем, лучше вам самим в этом убедиться. Switch on Ukraine!


Содержание (развернуть содержание)
Есть ли бизнес на рынке ценных бумаг?
Бизнес на рынке ценных бумаг: есть ли свет в конце тоннеля?
Сколько стоит брокерский бизнес? Специфика методов оценки, тенденции и перспективы российских брокеров
Поле битвы:брокерские услуги
Системная торговля на зарубежных рынках и в России и причины ее возрастающей популярности: нужны ли стране системщики?
Почему сложно зарабатывать на рынке акций сейчас?
Обесценение стоимости активов публичных компаний: тенденции 2008—2011 гг.
Влияние укрепления рубля на динамику российского фондового рынка
Инсайд на российском рынке: адаптация закона
Закон об инсайде:с чем его едят?
Использование рейтингов в построении системы управления кредитным риском
Штормовое предупреждение, или Чем рискует глобальная экономика в этом году
Мы в ответе за тех,кого приручили: сложности и перспективы инвестирования в развивающиеся компании
EURO-2012: аверс и реверс
Финансовый рынок США и законодательство
Хорошо забытое старое (из истории финансовой интеграции XIX в.)
О клиентской проблематике клиринга и уроках MF Global1

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе

Раздел не найден.

  • Rambler's Top100