РЦБ.RU

Пенсионные деньги как источник финансирования долгосрочных инвестиционных проектов в экономике

Июнь 2012

Главная польза капитала не в том, чтобы сделать больше денег, а в том, чтобы делать деньги ради улучшения жизни.
Генри Форд

Инфраструктура — один из объектов, который все чаще притягивает внимание участников пенсионного рынка, поскольку ее потенциал отвечает длинной природе пенсионных активов и может обеспечить диверсификацию.

ПОИСК НОВЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Пенсионные фонды во всем мире пытаются расширить спектр инструментов инвестирования. Они ищут новые источники доходности и лучшую диверсификацию инвестиционного риска. В процессе поиска они выходят за рамки традиционных классов активов, таких как акции, облигации, инструменты денежного рынка и недвижимость.

В 1990-е гг. сильные фондовые рынки способствовали развитию пенсионного рынка, и пенсионные фонды в разных странах мира увеличивали долю вложений в рынки акций. Однако кризис дот­комов в начале 2000-х гг. и последующая рецессия, а затем глобальные потрясения мировой экономики 2008 г. привели к серьезным проблемам, связанным с платежеспособностью пенсионных фондов.

Не только упала стоимость активов, но и одновременно выросли обязательства фондов, вызвав необходимость серьезной переоценки распределения активов пенсионных фондов, которые осознали свою незащищенность от волатильности рынка, инфляции и рисков процентных ставок. В то же время эксперты снизили долгосрочные прогнозы по доходности основных акций и государственных ценных бумаг. В результате многие пенсионные фонды начали поиск новых инвестиционных возможностей.

Инвестиционная индустрия стала предлагать новые — альтернативные — классы активов для пенсионных фондов, которые включали в себя хедж-фонды, товарные рынки, прямые инвестиции, коммерческое кредитование, инфраструктурные инвестиции, микрофинансирование и другие нишевые инструменты.

Идея инвестирования в инфраструктуру привлекла внимание руководителей многих пенсионных фондов. Инфраструктура более материальная и реальная, чем множество других сложных продуктов и деривативных стратегий, возникших в наши дни и в которых бывает так сложно определить подлежащий актив и ценность. В дополнение инфраструктура предполагает длительный срок и естественным образом отвечает долгосрочным обязательствам пенсионных планов. Также имеет значение и социально ответственное инвестирование, которое становится все более популярным направлением в пенсионных планах.

Ключевыми драйверами привлечения внимания пенсионных фондов к вложению имеющихся в их распоряжении активов в инфраструктуру являются потребность в улучшении общественной инфраструктуры и необходимость строительства новых объектов. В ближайшие десятилетия инфраструктурные инвестиции потребуют огромных капиталовложений, государственных и частных. По оценкам международных институтов, на строительство и обновление инфраструктуры необходимы десятки триллионов долларов.

Согласно расчетам ОЭСР до 2030 г., ежегодные потребности на передачу и распределение энергии, развитие дорог и железнодорожного транспорта, телекоммуникаций, возведение водных со­оружений составят 3,5% от мирового ВВП, т. е. приблизительно 2 трлн долл. Расчеты возрастут, если добавить другие секторы инфраструктуры.

Впервые фонды, ориентированные на инфраструктуру, появились в середине 1990-х в Австралии. Австралийские финансовые институты стали активно предлагать пенсионным фондам сотрудничество в сфере инвестиций в инфраструктуру в начале 2000-х. В 2005 г. несколько крупных европейских и американских пенсионных фондов осуществили первые конкретные шаги, направленные на оптимизацию инфраструктуры. В 2008 г. 10 ведущих управляющих компаний инвестировали 72 млрд долл. в инфраструктурные проекты в интересах пенсионных фондов. Для сравнения: в 2007 г. инвестиции пенсионных фондов в инфраструктуру составили 43 млрд долл.1

Рассмотрим более подробно опыт Австралии, Великобритании и Канады.

АВСТРАЛИЯ

По количеству реализованных проектов, объему инвестированного капитала и многочисленным мероприятиям по улучшению инфраструктуры опыт Австралии в привлечении пенсионных денег в дизайн, строительство и модернизацию инфраструктуры считается одним из самых успешных в мире.

С начала 1980-х гг. Австралия активно использовала механизмы государственно-частного партнерства в строительстве и управлении инфраструктурой. С 1980 по 2005 г. под различного вида ГЧП, которые эволюционировали с течением времени, число управляемых проектов достигло 127, а в стоимостном выражении — 47433 млн долл.2

Австралийская пенсионная система — одна из самых старых и наиболее устоявшихся в мире. В 2008 г. австралийские пенсионные фонды заняли 4-е место в мире по активам под управлением. Созданная система способствовала инвестированию пенсионных средств в инфраструктуру, и австралийские пенсионные фонды могут размещать свои активы четырьмя способами:

  • путем приобретения долговых бумаг операторов инфраструктуры;
  • путем покупки ценных бумаг, не котирующихся на бирже компаний;
  • покупая ценные бумаги инфраструктурных фондов и компаний, включенных в котировальный список;
  • путем создания ассоциаций с другими компаниями с целью совместного владения и управления инвестициями (проектное финансирование).

В 1990-е гг. австралийские пенсионные фонды первыми были вовлечены в развитие инфраструктуры, участвуя в приватизации, проводимой государством в различных секторах экономики, в основном в сфере энергетики, транспорта, строительства и связи. Финансовые эксперты участвовали в структурировании портфелей с тем, чтобы они отвечали долгосрочным целям пенсионных фондов.

В конце 1989 г. государство предложило частному сектору принять участие в строительстве и финансировании 10-километровой платной автомагистрали к западу от Сиднея. 20-летняя концессия на финансирование, строительство, эксплуатацию и обслуживание этой дороги была предоставлена компании State­wide Roads Limited. В 1994 г. фонд Offi­cers Superannuation Fund под управлением Группы CFS, представляя пенсионный фонд Australian Superannuation Fund (ASF), впервые инвестировал в инфраструктурный проект — автомагистраль М4.

В 1992 г. была открыта 22-километровая платная автомагистраль М5 к юго-западу от Сиднея. Дорога подлежит эксплуатации по концессионному соглашению в течение 30 лет — до 2023 г. В период между 1995 и 1998 гг. акции автомагистрали М5 приобрели институциональные инвесторы.

В области электроэнергетики в 1992 г. правительство штата Виктория начало проводить ряд реформ, целью которых было ускорить разделение сбытовой цепочки в трех направлениях: передача, распределение и генерация электроэнергии. Реформа была проведена в 1994—1997 гг. и обошлась приблизительно в 33,1 млрд долл. В 1996 г. Группа CFS стала основным инвестором электростанции Victoria Hazzlwood после ее приватизации.

Другой вызывающий интерес пример — индустрия аэропортов. В 1994 г. Федеральное правительство объявило планы по приватизации 22 аэропортов, которые управлялись Федеральными корпорациями аэропортов. Процесс разгосударствления этих объектов шел с 1997 по 2003 г., затраты составили 12,5 млрд долл. Большинство аэропортов было продано частным организациям на условиях, что они будут управляться по контрактам, заключенным на 50 лет с возможностью пролонгации еще на 49 лет. Группа CFS являлась основным акционером аэропортов в Брисбане и Аделаиде после их приватизации в 1997 и 1998 гг. соответственно.

В 2002 г. инвестиции в инфраструктуру австралийских пенсионных фондов составляли приблизительно 2% от всех инвестиций, или 14,4 млрд долл. в денежном выражении. Ожидается, что в 2012 г. инвестиции в инфраструктуру вырастут до 81,8 млрд долл., что составит 5% от совокупных пенсионных активов 1212,75 млрд долл.

Инвестиции в инфраструктуру обеспечивают долгосрочный жизненный цикл активов пенсионных фондов и позволяют сократить расходы государства, что делает привлекательным увеличение участия пенсионных фондов в инфраструктурных инвестициях, которые замещают государство в качестве основного институционального инвестора. Например, расходы бюджета Австралии на инфраструктуру уменьшились с 14% в 1970 г. до 5% в 2005 г.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Опыт Великобритании в финансировании инфраструктурных проектов из негосударственных источников инвестиций очень похож на австралийский.

Механизмы ГЧП все активнее используются в Великобритании в целях развития инфраструктуры, особенно в области транспорта, здравоохранения, образования, жилищного строительства, обороны, телекоммуникаций и информационных технологий, водоснабжении и секторе ЖКХ. По данным исследования британской финансовой организации IFSL, в период между 1990 и 2007 гг. были утверждены более 900 проектов по схеме ГЧП общей стоимостью 106 млрд долл.

Немаловажную роль в этом играют пенсионные фонды.

В Великобритании существует около 50 государственных и частных фондов, инвестирующих в инфраструктуру. Из крупнейших пенсионных фондов можно выделить следующие:

1. The London Pensions Fund Authority (LPFA). 15% инвестиционного портфеля фонда составляют инфраструктурные инвестиции, для вложения в которые пенсионный фонд использует различные инструменты, такие как прямые инвестиции, фонды, не включенные и включенные в котировальные списки.

2. Universities Superannuation Scheme (USS) — второй по величине пенсионный фонд и частый инвестор в акции инфраструктурных проектов через пул частного капитала. 90% его активов размещено в нелистингованных фондах, остальные средства — прямые инвестиции. USS не вкладывается в инструменты, котирующиеся на бирже. Данный фонд присутствует в секторах возобновляемой энергетики, транспорта, переработки промышленных и утилизации городских отходов, а также участвует в проектах на основе ГЧП с фондом Henderson PFI. В конце второго триместра 2009 г. пенсионный фонд озвучил свои долгосрочные планы финансирования инфраструктуры, которое составляет от 822 млн до 1,6 млрд долл.

3. Greater Manchester Pension Fund (GMPF) — крупнейший локальный пенсионный фонд в Великобритании, включающий 10 отделений в Манчестере и около 200 ассоциированных организаций. Активы фонда насчитывают более 15 млрд долл. GMPF инвестирует в инфраструктурные проекты через новые гарантированные размещения (new underwriting initiatives NIA). NIA инициированы в 2001 г. и работают в рамках британской модели ГЧП.

КАНАДА

Более 15 пенсионных фондов Канады в настоящее время выбирают инвестиции в долгосрочные инфраструктурные проекты. Согласно сведениям Пенсионной инвестиционной ассоциации Канады (Pension Investment Association of Canada, PIAC), совокупные инвестиции пенсионных фондов в инфраструктуру достигли 27,73 млрд долл., или 3,67% всех активов под управлением.

Основными инвесторами являются:

1. Пенсионный фонд преподавателей Онтарио (Ontario Teachers’ Pension Plan, OTPP) — один из крупнейших пенсионных фондов, инвестирующих в инфраструктуру начиная с 2001 г. в основном путем прямых инвестиций в инфраструктурные компании или проекты. Этот фонд накопил опыт прямого инвестирования, не прибегая к услугам посредников. Пенсионный фонд также ограниченно инвестирует в акции фондов, включенных в котировальные списки, доля таких инвестиций представлена вложениями в акции Macquarie Airports. В целом 8% портфеля OTPP размещено в инфраструктуру. Существует ограничение в 45% на инструменты, чувствительные к инфляции, включая инфраструктуру, недвижимость и сырьевые товары. Фонд проинвестировал 7,1 млрд долл. в инфраструктурные активы, из них: 32% — энергетические проекты, 18% — водные сооружения, 18% —платные магистрали, 17% — аэропорты и 15% — порты.

2. Пенсионный фонд муниципальных служащих Онтарио (Ontario Municipal Retirement System, OMERS) был создан в 1962 г. для работников правительства Онтарио. В I кв. 2009 г. инвестиции в инфраструктуру составляли 15—16% от портфеля фонда — путем участия в прямых инвестициях или через покупку акций компаний данного сектора. В настоящее время фонд планирует нарастить инфраструктурный портфель до 31—35%. Исторически OMERS вкладывал средства в инфраструктуру только через группу Borealis Infrastructure. В конце 2008 г. фонд запустил новое инвестиционное подразделение, которое будет размещать средства фонда в частных компаниях в сфере девелопмента аэропортов и энергетическом секторе.

Совместно с железнодорожной компанией Canadian Pacific Railway пенсионный фонд OMERS владеет железнодорожным тоннелем через р. Детройт длиной 8500 футов (260 км), который соединяет американский Детройт и канадский Виндзор. Ежегодно по тоннелю перево­зятся товары на сумму более 130 млрд долл. В ближайшие 5 лет OMERS планирует инвестировать 600 млн долл. в строительство нового железнодорожного тоннеля и скоростной магистрали, что обеспечит грузоотправителей транспортной инфраструктурой в самом загруженном беспошлинном коридоре Северной Америки.

3. Пенсионный фонд Canadian Pension Plans (CPP) начал инвестировать в инфраструктуру в 2005 г., сформировав портфель из прямых инвестиций и обязательств фондов, не включенных в котировальные списки, объемом 9,6 млрд долл., что составляет 6,2% от общего инвестиционного портфеля фонда.

Инструментарий, который используют канадские пенсионные фонды в инфраструктурных инвестициях, основан на модели ГЧП. Административные регионы Канады стремятся адаптировать свое законодательство в области ГЧП таким образом, чтобы оно переняло, насколько это возможно, лучшие практики Великобритании и Австралии.

Канада испытывала острейший дефицит в инфраструктуре в 1970-е и 1980-е гг. вследствие консолидации бюджетов. В 2002 г., по оценке Канадской федерации муниципалитетов, потребность в инвестициях достигла 54 млрд долл., прогноз на 2007 г. составлял 104 млрд долл. Дефицит возник в результате возникновения необходимости реформирования инфраструктуры, а также из-за отсутствия должного обслуживания существующей.

Федеральное правительство объявило приоритетными направлениями инвестирования следующие: в области строительства и оборудования переходов через границу; устойчивое городское развитие; очистка и подача воды населению; усовершенствование инфраструктуры северных территорий; транспорт и коммуникации.

Как мы рассмотрели выше, для реализации долгосрочных проектов в экономике Канады используется ресурс «длинных» пенсионных денег.

ПРИМЕРЫ УЧАСТИЯ ПЕНСИОННЫХ ДЕНЕГ В РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛГОСРОЧНЫХ ПРОЕКТОВ В ДРУГИХ СТРАНАХ

В дополнение к рассмотренному опыту Австралии, Великобритании и Канады давайте изучим примеры участия пенсионных фондов других стран в реализации экономически и социально значимых проектов на примере железнодорожного транспорта и узнаем, каким образом ресурс пенсионных активов может изменить качество жизни к лучшему.

Стоит отметить, что впервые подобные инвестиции были осуществлены отнюдь не 10—20 лет назад, а гораздо раньше.

Примером инвестирования пенсионных средств в строительство железных дорог еще в позапрошлом веке является вложение группой Robert Fleming & Co. средств пенсионного фонда Scottish Widows в высокорискованные и высокорентабельные облигации американской компании Erie Railway. Тогда доходность от вложений средств пенсионного фонда Scottish Widows в американские железные дороги составила 40%.

В настоящее время примерами учас­тия пенсионных фондов в развитии железных дорог являются:

  • Проект с участием китайского пенсионного фонда National Council for Social Security Fund по строительству скоростной железной дороги Пекин — Шанхай — один из наиболее амбициозных инфраструктурных проектов с привлечением пенсионных денег. Строительство открыто в апреле 2008 г. и планируется, что оно будет завершено в 2013 г. Скоростная линия соединит более 20 станций, время в пути должно сократиться до 5 часов. Суммарные затраты на строительство по плану должны составить 32 млрд долл., инвестиции фонда планируются на уровне 307 млн долл.
  • Новозеландский пенсионный фонд NZ Superfund инвестировал 26 млн долл. В Norfolk Southern Corp. — железнодорожный оператор, которому принадлежит одна из крупнейших железных дорог в США Norfolk Southern Railway. Компания управляет сетью железных дорог протяженностью 21500 миль в 22 восточных штатах, округе Колумбия и канадской провинции Онтарио. Norfolk Southern Railway обеспечивает перевозку угля от месторождений в штатах Кентукки, Пенсильвания, Теннесси, Вирджиния и Западная Вирджиния, а также осуществляет интермодальные перевозки на востоке Северной Америки.
  • Бразильская America Latina Logis­tica S.A. — компания, которая управляет железными дорогами по всей Бразилии, контролируется инвестиционным фондом BRZ-ALL, основными акционерами которого являются следующие пенсионные фонды:
    • Petros — фонд бразильской нефтяной компании Petrobras;
    • Funcef — фонд государственного банка Caixa Economica Federal (аналог Сбербанка России);
    • Forlu — фонд бразильской энергетической компании Cemig;
    • Postalis — фонд работников Почты Бразилии;
    • Previ — фонд Банка Бразилии;
    • Sabesprev — фонд ЖКХ Sabesp.
  • Бразильская железнодорожная компания Brasil Ferrovais — на 46,6% принадлежит Бразильскому банку развития и пенсионным фондам бразильских компаний с государственным участием.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вовлечение пенсионных фондов развитых стран в процесс инфраструктурного инвестирования происходило постепенно, на протяжении десятилетий. Сегодня правительства предлагают новые формы участия — государственно-частное партнерство. Государство меняет свою роль с собственника и провайдера общественных услуг на роль покупателя и регулятора. Частный сектор приходит в качестве источника финансирования и управляющего инфраструктурой, очевидно, ожидая получить привлекательный доход на вложенные средства. Страны, которые мы рассмотрели, предприняли шаги по внедрению моделей ГЧП и интеграции пенсионных фондов в данную модель в качестве источника финансирования.

Тот факт, что инфраструктурные инвестиционные проекты по своей природе являются долгосрочными и многие из них несут здоровое соотношение риска и доходности, привлек внимание пенсионных фондов многих стран, которые увеличивают вес таких инвестиций в своих портфелях. Австралийские и канадские пенсионные фонды являются лидерами в данной области.

Опыт показал, что бином «инфраструктура — пенсионные деньги» может приносить значительные выгоды как участникам пенсионных планов, так и экономическому развитию страны..

Подводя итог, мы можем констатировать, что государства, чей опыт мы рассмотрели, привлекли значительные средства пенсионных фондов для финансирования долгосрочных инфраструктурных проектов. Для их успешной реализации были разработаны новые финансовые инструменты, приняты изменения в законах, регулирующих данную область, финансовые рынки были подготовлены для новых инструментов.

Вложения в долгосрочные инфраструктурные проекты обеспечивают пенсионные фонды регулярным и установленным потоком доходов, а также налоговыми льготами. Более того, прямые инвестиции в инфраструктуру не несут в себе рисков, заложенных в инструментах, торгующихся на фондовых биржах, что снижает волатильность инвестиционного портфеля. Правда, есть и свои сложности: в некоторых случаях трудно оценить стоимость инфраструктурного проекта; вложения в такие проекты имеют ограниченную ликвидность по сравнению с рыночными инструментами; прямые инвестиции, как правило, требуют больших капиталовложений; качество инфраструктурных активов может не соответствовать целям инвестирования. Однако в целом достижения и шаги на пути снижения этих рисков были предприняты значительные. И главное — экономики стран получили необходимые ресурсы для развития в виде долгосрочных пенсионных средств.


Содержание (развернуть содержание)
Приватиазция госкомпаний станет локомотивом развития российского рынка M&A
Положение и перспективы рынка M&A в России
Перспективы российского рынка слияний и поглощений: оптимизм или осторожность?
Государственный долг Европы: можно ли решить проблему демократическим путем?
Фондовый рынок и фактор однодневности. Практический эксперимент по повышению прозрачности российской экономики
Вступление России в ВТО: что ждет российский рынок финансовых услуг?
Рефинансирование как инструмент обеспечения доступной ипотеки
Private Banking: cоздавать отрасль, а не адаптироваться к ней
IPO-Board — площадка для молодых компаний. Новые возможности рынка инноваций и инвестиций
Бенчмарки для пенсионных накоплений
Пенсионные деньги как источник финансирования долгосрочных инвестиционных проектов в экономике
Ипотечные инвестиционные трасты в США (REITs): особенности функционирования, вопросы управления, преимущества инвестирования
Опыт Великобритании, Турции и Казахстана в «исламских» облигациях и перспектива для России
О клиентской проблематике клиринга и уроках MF Global

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе

Раздел не найден.

Актуальные темы    
Екатерина Трофимова
Реализация рейтинговой реформы в России: «импортодополнение», а не «импортозамещение»
Интервью с главой национального Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Екатериной Трофимовой
Михаил Ханов
Научный метод инвестирования
Интервью с управляющим директором инвестиционной компании «Норд Капитал» Михаилом Хановым
Уран Абдынасыров
Тенденции развития рынка корпоративных ценных бумаг Кыргызской Республики
В статье представлены результаты исследования текущего состояния фондового рынка Кыргызской Республики. На основе анализа статистических данных дана оценка различным аспектам деятельности организованного рынка, рассмотрены основные современные тенденции и перспективные направления развития рынка ценных бумаг Кыргызской Республики
Юрий Голицын
«Побудить Россию осуществить заем» (российские ценные бумаги за рубежом в XIX — начале XX вв.)
Впервые российские ценные бумаги начали обращаться за рубежом во второй половине XVIII в. Таким местом стала Амстердамская биржа, после того как в 1769 г. императрицей Екатериной II в Голландии был размещен первый внешний заем Российской империи
Все публикации →
  • Rambler's Top100