РЦБ.RU

Вступление России в ВТО: что ждет российский рынок финансовых услуг?

Июнь 2012

16 декабря 2011 г. Россия подписала Протокол о присоединении к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО (далее — Протокол). Как только Протокол будет ратифицирован Государственной думой Федерального Собрания Российской Федерации, что должно произойти не позднее лета 2012 г., Россия станет полноправным членом Всемирной торговой организации. Какие обязательства взяла на себя Россия в области финансовых услуг? Ответ на этот вопрос содержится в пакете документов по присоединению России к ВТО.

ПАКЕТ ДОКУМЕНТОВ ПО ПРИСОЕДИНЕНИЮ РОССИИ К ВТО

Пакет по присоединению к ВТО включает Протокол с приложениями, в общей сложности насчитывающий более 600 страниц, и Доклад рабочей группы (далее — Доклад), содержащий более 1000 страниц.

Протокол является для России международным договором, ратифицируя который Россия присоединяется к Марракешскому Соглашению об учреждении ВТО (далее — Соглашение о ВТО). Протокол содержит также ряд особых обязательств России в связи с присоединением к ВТО. Кроме того, ратификация Протокола обеспечивает присоединение России и к другим многосторонним торговым соглашениям, которые были приняты членами ВТО за все время существования организации. Так, Россия присоединится к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ), к Соглашению по применению санитарных и фитосанитарных норм, Соглашению по техническим барьерам в торговле и к иным соглашениям, включая Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).

Доклад Рабочей группы аккумулирует результаты дискуссий, шедших в течение последних 18 лет в рамках переговоров по вступлению России в ВТО. Доклад содержит вопросы о текущем и предстоящем регулировании отдельных отраслей российской экономики, адресованные России членами ВТО в ходе переговоров, и официальные подробные ответы российской стороны со ссылками на российское законодательство и нормативные акты. Фактически в Докладе подробно описываются обязательства, принятые нашей страной в соответствии с Протоколом при вступлении в ВТО.

Следует отметить, что, поскольку переговоры по вступлению России в ВТО велись на протяжении более чем 18 лет, за это время уже была проведена значительная работа по изменению российского законодательства с тем, чтобы привести торговый режим России в соответствие с нормами ВТО. Вследствие этого значительное число обязательств не потребует имплементации в российское законодательство. Однако некоторые обязательства и ограничения потребуют внесения изменений в федеральные законы.

Таким образом, общий объем документов, регулирующих обязательства России, включая Протокол, Доклад и само Соглашение о ВТО со всеми другими торговыми соглашениями, являющимися приложениями к Соглашению о ВТО, составит более 2000 страниц.

ОБЩИЕ И ОСОБЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА РОССИИ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ

Членство в ВТО требует соблюдения в отношениях между странами-участницами общих принципов международной торговли, юридически закрепленных в многосторонних соглашениях ВТО, в частности в соглашении ГАТС, которое регулирует торговлю услугами, включая финансовые. К этим принципам, в том числе относятся: взаимное предоставление доступа на рынки товаров и услуг, соблюдение нацио­нального режима, режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в отношении иностранных товаров и услуг.

Однако, как и многие другие члены ВТО, Россия воспользовалась правом при вступлении установить ограничения или особый режим в отношении применения указанных принципов. Так, Россия вводит некоторые ограничения доступа на свой рынок финансовых услуг для иностранных компаний и физических лиц.

Указанные ограничения содержатся в двух приложениях к Протоколу: Списке исключений из применения режима РНБ (Статья II ГАТС) в области услуг (далее — Список исключений из РНБ) и Перечне специфических обязательств по услугам (далее — Перечень).

Список исключений из РНБ

По правилам ВТО каждый член ВТО вправе отступать от режима РНБ и принимать меры (на законодательном уровне), не совместимые с режимом РНБ. Указанные меры должны быть зафиксированы в Списке исключений из РНБ и по общему принципу не должны быть приняты более чем на 10 лет. В Списке исключений из РНБ не содержится специальных мер, касающихся сферы финансовых услуг. Однако в отношении всех секторов услуг Россия предусмотрела возможность отступления от режима РНБ в отношении инвестиционной деятельности и движения рабочей силы.

Перечень

Перечень описывает общий режим доступа на российский рынок услуг и в то же время содержит ряд ограничений. Документ включает как горизонтальные обязательства и ограничения, т. е. применимые ко всем секторам услуг, так и вертикальные обязательства и ограничения в отношении отдельных секторов услуг, например в области коммуникаций, строительства, финансов и др.

Горизонтальные обязательства

Россия сохраняет за собой право вводить ограничения в законодательство на участие иностранных лиц в приватизации российских компаний и владении иностранными лицами акций/долей в российских компаниях, подлежащих приватизации.

Также предусмотрены особые правила для иностранных лиц, работающих в представительстве иностранной компании в России или ее российской дочерней компании: максимальный срок трудового договора; максимальный срок пребывания иностранных лиц в командировке на территории России; особые требования к иностранным лицам, занимающим должности в российских компаниях (например, наличие российского квалификационного аттестата профессионального бухгалтера для должности главного бухгалтера). Установлено максимальное число иностранных сотрудников (2 человека), которое может иметь представительства иностранного банка в России. Вместе с тем представительство иностранной компании, оказывающей иные небанковские финансовые услуги, может иметь до 5 иностранных сотрудников.

Вертикальные обязательства

Основные вертикальные обязательства России в области финансовых услуг (банковских, страховых и других финансовых услуг) включают следующее:

Страховые услуги

Самые значительные изменения коснутся рынка страховых услуг и перестрахования.

После присоединения России к ВТО общая квота иностранного участия в общем уставном капитале российских страховых компаний/перестраховщиков будет увеличена с 25 до 50%.

Иностранные компании по страхованию жизни (life insurance, или далее страхование жизни) и страхованию иному, чем страхование жизни (non-life insurance или далее non-life-страхование), равно как и перестраховщики, пока могут оказывать услуги на российском рынке только через свои российские дочерние компании. Однако через 9 лет после присоединения России к ВТО иностранные компании смогут осуществлять страхование жизни и non-life-страхование (за исключением страхования/перестрахования рисков, связанных с государственными закупками, и обязательным страхованием иным, чем обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автомобилей) на территории России через свои филиалы при условии выполнения требований по лицензированию, обеспечению финансовой устойчивости и по гарантийному депозиту. Для того чтобы открыть филиал, иностранный страховщик/перестраховщик должен:

  • быть уполномоченным осуществлять те же виды страхования или перестрахования в стране происхождения в течение не менее 5 лет для страхования иного, чем страхование жизни; не менее 8 лет для страхования жизни;
  • иметь не менее 5 лет опыта работы через филиал на зарубежных рынках;
  • иметь общие активы более 5 млрд долл. на конец календарного года, предшествующего подаче заявки на открытие филиала;
  • иметь юридический адрес и адрес местонахождения в одной стране.

Следует отметить, что иностранный филиал должен иметь отдельную капитализацию, которая будет включаться в расчет 50%-ной квоты иностранного участия в общем уставном капитале страховщиков/перестраховщиков, являющихся юридическими лицами Российской Федерации. Таким образом, создание новых филиалов иностранных страховщиков/перестраховщиков может быть запрещено, если общее иностранное участие (включая иностранные филиалы) в общем уставном капитале страховщиков/перестраховщиков, которые являются юридическими лицами Российской Федерации, превысит 50%.

Новый режим, ограничивающий виды деятельности страховых компаний, не коснется страховщиков/перестраховщиков, являющихся дочерними по отношению к иностранным компаниям и/или имеющих долю иностранного участия свыше 49% на дату вступления России в ВТО, которые получили свои лицензии на оказание услуг страхования/перестрахования жизни, государственных закупок, обязательного страхования/перестрахования до указанной даты. Страховые общества, получившие указанные лицензии, смогут осуществлять такие виды деятельности в соответствии с ранее полученными лицензиями.

Однако в отношении страховщиков/перестраховщиков с долей иностранного участия более 51% (для страховщиков) и более 49% (для перестраховщиков), учрежденных на территории России после ее вступления в ВТО, российские власти сохраняют право вводить ограничения на выдачу лицензий на оказание услуг страхования/перестрахования жизни, обязательное страхование/перестрахование гражданской ответственности владельцев автомобилей и обязательного страхования пассажиров. Указанное ограничение будет сохраняться в течение 5 лет после вступления России в ВТО.

Также, в отношении дочерних компаний иностранных страховщиков/перестраховщиков, учрежденных после даты вступления России в ВТО, российские власти сохранят за собой право вводить ограничения на выдачу лицензий по страхованию/перестрахованию государственных закупок.

Россия запрещает страховое посредничество (брокерские/агентские услуги), связанное с заключением и распределением страховых контрактов от имени иностранных страховщиков на территории Российской Федерации (за исключением страхования рисков, связанных с международными морскими, коммерческими воздушными перевозками, коммерческими космическими запусками, международными перевозками грузов и рядом других).

Вспомогательные услуги по страхованию, такие как консультационные, актуарные услуги, оценка риска и услуги по урегулированию претензий могут осуществляться иностранными компаниями на территории России без каких-либо ограничений. Россия лишь резервирует за собой право устанавливать в будущем ограничения на присутствие физических лиц, предоставляющих соответствующие услуги в соответствии с общими принципами горизонтальных обязательств.

Банковские услуги

Россия подтверждает право иностранных банков оказывать банковские услуги через дочерние компании, учрежденные в Российской Федерации в соответствии с банковской лицензией, выданной Банком России.

Квота участия иностранного капитала в банковской системе России установлена в размере 50%.

Российская сторона также подтвердила, что российский регулятор банковского сектора не вправе применять меры, которые бы препятствовали развитию бизнеса банков с иностранным участием. Например, не допускать увеличения оперативного капитала банков, получающих иностранные инвестиции, или мешать участию банков с иностранными инвестициями в открытии филиалов на территории Российской Федерации.

Россия гарантировала, что при превышении 50%-ной квоты единственными действиями, которые сможет предпринять российский регулятор, станут:

  • прекращение выдачи лицензий на новые зарубежные инвестиции банкам;
  • запрет на увеличение уставного капитала существующих банков Российской Федерации, способствующих иностранным инвесторам (нерезидентам);
  • запрет на отчуждение (продажу) акций существующих банков России иностранным инвесторам (нерезидентам).

Указанные меры будут применимы только к тем компаниям, основной деятельностью которых является коммерческая банковская сфера. Например, данные правила нельзя будет применять к российским юридическим лицам — профессиональным участникам рынка ценных бумаг, имеющим соответствующую лицензию и работающим в качестве брокера (дилера).

Отметим, что, по данным Банка России, по состоянию на 1 января 2012 г. доля иностранного капитала в совокупном зарегистрированном уставном капитале всех кредитных организаций сократилась до 27,7% против 28,1% на 1 января 2011 г. Таким образом, вряд ли введенная квота будет превышена в ближайшее время, учитывая тот факт, что многие ведущие зарубежные банки уже имеют зарегистрированные дочерние компании в России, получившие банковскую лицензию.

Пока Россия не разрешила доступ к рынку прямым филиалам иностранных банков. Однако, как отмечено в Докладе, Российская Федерация вернется к рассмотрению этого вопроса в контексте будущих переговоров о вступлении России в ОЭСР или в рамках следующего раунда многосторонних торговых переговоров ВТО, в зависимости от того, что произойдет раньше.

Услуги профессиональных участников рынка ценных бумаг

В отношении профессиональных участников рынка ценных бумаг, оказывающих финансовые услуги иные, чем банковские, такие как брокерские, депозитарные, клиринговые услуги, основные ограничения состоят в следующем:

  • доступ на российский рынок иностранных компаний разрешен только в форме представительства или зарегистрированной в России дочерней компании;
  • доля голосов нерезидентов и их аффилированных лиц, участвующих в капитале профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг и/или осуществляющего депозитарные операции при исполнении сделок, совершенных через организатора торговли, не должна превышать 25%;
  • доля голосов нерезидентов и их аффилированных лиц, участвующих в капитале специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, не должна превышать 25%. Данное ограничение вводится сроком на 3 года;
  • доля голосов одного лица, участвующего в капитале фондовой биржи, не должна превышать 20%. Данная мера является недискриминационной и применяется как к российским, так и к иностранным лицам. При этом компании, являющиеся организаторами торгов, но не имеющие статуса фондовых бирж и использующие такие способы организации торговли ценными бумагами, как альтернативные торговые системы (в том числе электронные сети коммуникаций, пересекающиеся сети или глобальные брокерские агентства) или внутренние торги, могут на 100% принадлежать одному инвестору — отечественному или иностранному.

ВЫВОДЫ

Вступление России в ВТО, несомненно, откроет новые перспективы ведения и развития бизнеса в России для иностранных компаний, работающих в финансовой сфере. Особенно заметные перемены ожидаются на рынке страховых услуг. При этом следует признать, что порядок открытия и деятельности «прямого» филиала иностранного страховщика/перестраховщика будет достаточно сложен.

Изменения в области банковских и иных финансовых услуг не столь значительны. Однако важно и другое: став полноправным членом ВТО, Россия должна подчиниться нормам международной торговли ВТО. При несоблюдении ею данных норм, в частности, при несоответствии российского законодательства нормам ВТО и обязательствам, принятым Россией при вступлении в организацию, страны — члены ВТО вправе обратиться в орган ВТО по разрешению споров за принудительным исполнением нарушенного обязательства. Решение органа ВТО по разрешению споров является обязательным.

В случае если страна-нарушитель не исполняет вступившее в силу решение, т. е. не исправляет нарушенное обязательства путем, например, изменения законодательства, снятия запретов или ограничений в отношении иностранных поставщиков товаров или услуг, орган по разрешению споров вправе наложить санкции так называемого «конвенционного характера». К таким санкциям, в частности, относится обязательство нарушившей стороны в ходе переговоров с пострадавшей стороной (сторонами) предоставить компенсацию, например снизить тарифы или убрать ограничения в области торговли, представляющей особый интерес для истца. Если такие меры окажутся неэффективными, санкции могут быть приняты в других областях торговли, регулируемых иными многосторонними соглашениями ВТО.

Аналогичным образом Россия может пользоваться механизмом ВТО по принудительному исполнению обязательств государств — членов ВТО. Возможность принудительного исполнения обязательств ВТО должна привнести большую стабильность и уверенность для иностранных инвесторов, работающих на российском рынке. Установленные уже сегодня нормами ВТО правила игры являются фактором, способным привлечь иностранных поставщиков товаров и услуг на российский рынок и создать конкурентную обстановку.

Конечно, при этом участники рынка, прежде всего, должны понимать, какие именно права и обязанности у них возникнут в новой системе координат ВТО при заключении сделок и принятии конкретных бизнес-решений.


Содержание (развернуть содержание)
Приватиазция госкомпаний станет локомотивом развития российского рынка M&A
Положение и перспективы рынка M&A в России
Перспективы российского рынка слияний и поглощений: оптимизм или осторожность?
Государственный долг Европы: можно ли решить проблему демократическим путем?
Фондовый рынок и фактор однодневности. Практический эксперимент по повышению прозрачности российской экономики
Вступление России в ВТО: что ждет российский рынок финансовых услуг?
Рефинансирование как инструмент обеспечения доступной ипотеки
Private Banking: cоздавать отрасль, а не адаптироваться к ней
IPO-Board — площадка для молодых компаний. Новые возможности рынка инноваций и инвестиций
Бенчмарки для пенсионных накоплений
Пенсионные деньги как источник финансирования долгосрочных инвестиционных проектов в экономике
Ипотечные инвестиционные трасты в США (REITs): особенности функционирования, вопросы управления, преимущества инвестирования
Опыт Великобритании, Турции и Казахстана в «исламских» облигациях и перспектива для России
О клиентской проблематике клиринга и уроках MF Global

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе

Раздел не найден.

Актуальные темы    
Екатерина Трофимова
Реализация рейтинговой реформы в России: «импортодополнение», а не «импортозамещение»
Интервью с главой национального Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Екатериной Трофимовой
Михаил Ханов
Научный метод инвестирования
Интервью с управляющим директором инвестиционной компании «Норд Капитал» Михаилом Хановым
Уран Абдынасыров
Тенденции развития рынка корпоративных ценных бумаг Кыргызской Республики
В статье представлены результаты исследования текущего состояния фондового рынка Кыргызской Республики. На основе анализа статистических данных дана оценка различным аспектам деятельности организованного рынка, рассмотрены основные современные тенденции и перспективные направления развития рынка ценных бумаг Кыргызской Республики
Юрий Голицын
«Побудить Россию осуществить заем» (российские ценные бумаги за рубежом в XIX — начале XX вв.)
Впервые российские ценные бумаги начали обращаться за рубежом во второй половине XVIII в. Таким местом стала Амстердамская биржа, после того как в 1769 г. императрицей Екатериной II в Голландии был размещен первый внешний заем Российской империи
Все публикации →
  • Rambler's Top100