РЦБ.RU

Перспективы российского рынка слияний и поглощений: оптимизм или осторожность?

Июнь 2012

В апреле 2012 г. компания «Эрнст энд Янг» в шестой раз провела опрос среди руководителей компаний (Capital Confidence Barometer). Основной вывод, сделанный в ходе исследования: интерес к сделкам слияний и поглощений снижается.

В опросе, цель которого было изучение рынка слияний и поглощений, приняли участие свыше 1500 руководителей международных корпораций, в том числе свыше 45 респондентов из России. Выявленная тенденция прослеживается во многих странах мира, и, как подтверждают полученные данные, это происходит на фоне длительного периода макроэкономической нестабильности в еврозоне. Спад потребления минеральных ресурсов и снижение цен на нефть оказывают дополнительное давление на потребительский спрос в России и, как следствие, на рынок слияний и поглощений в целом. Все большее число компаний в России занимают выжидательную позицию, отказываясь от планов приобретений в пользу контролируемого органического роста и оптимизации портфеля существующих активов.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА ПО РОССИИ

После статистической обработки исследования были сделаны следующие выводы:

  • Российские компании проявляют больше оптимизма, оценивая экономическую ситуацию в стране после прошедших выборов.
  • Все больше руководителей компаний планируют увеличить численность персонала.
  • Доля российских компаний, планирующих совершать сделки слияний и поглощений, уменьшается. Многие компании предпочитают органический рост. Такая же тенденция наблюдается и в других странах. Во многом это связано со скептицизмом в отношении ситуации на мировых финансовых рынках.
  • Заемные средства по-прежнему служат одним из основных источников финансирования сделок приобретения. При этом уверенность российских компаний в доступности кредитных ресурсов снизилась.
  • Российские респонденты менее склонны к проведению сделок по продаже активов в ближайшие 12 мес. по сравнению с зарубежными участниками исследования.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ

Российские респонденты с большей уверенностью оценивают перспективы развития национальной экономики. Согласно результатам апрельского исследования, 47% опрошенных полагают, что состояние российской экономики улучшается. Этот показатель значительно повысился по сравнению с данными, полученными в октябре 2011 г. (27%).

Кроме того, российские компании в большей степени готовы расширять штат своего персонала, чем в октябре 2011 г., что соответствует общемировой тенденции. Количество российских респондентов, которые намерены создавать новые рабочие места, и тех, кто планирует сохранить текущий списочный состав сотрудников, практически одинаково (42 и 46% соответственно). Для сравнения: в октябре 2011 г. лишь 34% опрошенных заявили о своем намерении нанимать новых специалистов.

В то же время российские компании со скептицизмом относятся к ситуации на мировых рынках. Так, состояние мировой экономики оценили как «улучшается» 39% опрошенных, в то время как в октябре 2011 г. это отметили лишь 26% рес­пондентов. Однако это значительно ниже показателя в 52%, отражающего долю респондентов в мире, которые считают, что темпы роста мировой экономики восстанавливаются.

ДОСТУП К КАПИТАЛУ

За последние 6 мес. уровень уверенности российских респондентов в доступности кредитных средств на мировом рынке снизился: если в октябре 2011 г. 46% респондентов заявили о том, что уровень их уверенности растет, то в апреле 2012 г. подобного мнения придерживалась лишь 1/3 опрошенных.

Так же как респонденты из других стран, лишь немногим более 1/3 опрошенных в России планируют рефинансировать свои долговые обязательства в течение ближайших 12 мес. При этом они преследуют несколько иные цели, чем их зарубежные коллеги (рис. 1).

Руководители российских компаний более склонны использовать заемные средства для финансирования сделок. 43% респондентов из России назвали заемные средства в качестве основного источника финансирования сделок своей компании в течение ближайшего года. Для сравнения: из общего числа рес­пондентов в мире подобный ответ дали 39%.

Более половины российских респондентов (53%) заявили о том, что обеспечение роста будет являться основной задачей для их компаний в ближайшей перспективе. Однако это значительно уступает показателю в 73%, отмеченному в октябре 2011 г. Соответственно, увеличилось количество респондентов, нацеленных на поддержание стабильности. Вероятно, ряд компаний уже восстановили свои позиции после кризиса и ожидают в дальнейшем замедления темпов роста (рис. 2).

53% российских участников апрельского исследования планируют использовать свободные денежные средства для инвестиций в органический рост бизнеса (для сравнения: в октябре подобный ответ дали 60% респондентов). При этом лишь 11% опрошенных планируют инвестировать в неорганический рост бизнеса, что на 3% меньше, чем в октябре 2011 г.

По сравнению с результатами предыдущего исследования доля российских респондентов, планирующих использовать свободные денежные средства для погашения задолженности, резко возросла — с 7 до 20%.

ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ

Согласно данным апрельского исследования, российские компании проявляют все меньше интереса к заключению сделок, несмотря на оптимистичные оценки общей экономической ситуации в стране. Лишь 18% респондентов в России рассчитывают заключить сделки по приобретению активов в ближайшем году (для сравнения: 22% — в октябре и 34% — в апреле 2011 г.) (рис. 3).

По сравнению с более оптимистично настроенными зарубежными коллегами руководители российских компаний ставят под сомнение некоторые аспекты заключения сделок. Согласно данным апрельского исследования, 30% опрошенных выразили уверенность в отношении количества возможных сделок (для сравнения: 36% в октябре 2011 г.). При этом лишь 23% респондентов утверждают, что смогут закрыть сделку (соответственно, 41% в 2011 г.) (рис. 4, а, б, в).

Российские компании по-прежнему предпочитают искать объекты для приобретения на хорошо знакомых рынках (рис. 5, а, б). Основной причиной планируемого приобретения активов российские респонденты назвали увеличение доли на существующих рынках (90%). Лишь 30% респондентов в России в качестве причины покупки активов указали стремление выйти на новые рынки (можно было выбрать два ответа). При этом в целом по миру доля таких респондентов составила 44%.

ДОЛЯ РОССИЙСКИХ РЕСПОНДЕНТОВ, ПЛАНИРУЮЩИХ ПРОДАЖУ АКТИВОВ, СНИЖАЕТСЯ В ТЕНДЕНЦИИ

В то время как респонденты в России менее склонны приобретать активы в течение ближайших 12 мес., чем их зарубежные коллеги, степень готовности россиян к реализации активов также ниже. Лишь 18% российских участников апрельского исследования ответили, что в течение ближайшего года планируют продажу активов (в октябре 2011 г. 23% респондентов вынашивали такие планы)(рис. 6).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По мнению Даврона Рустамкулова, партнера компании «Эрнст энд Янг», руководителя отдела консультационных услуг по слияниям и поглощениям в СНГ: «Оптимизм в отношении экономической ситуации в России может угаснуть в краткосрочной перспективе под давлением новой волны кризиса еврозоны, падения цен на нефть и сокращения потребительского спроса. Компании не торопятся с приобретением и все чаще занимают выжидательную позицию, предпочитая контролируемый органический рост. Тенденция к продлению сроков либо погашению заимствований свидетельствует, на наш взгляд, о желании компаний быть готовыми к сокращению потребительского спроса. Думаем, на рынке будут преобладать сделки между отечественными компаниями, носящие долгосрочный стратегический характер».


Содержание (развернуть содержание)
Приватиазция госкомпаний станет локомотивом развития российского рынка M&A
Положение и перспективы рынка M&A в России
Перспективы российского рынка слияний и поглощений: оптимизм или осторожность?
Государственный долг Европы: можно ли решить проблему демократическим путем?
Фондовый рынок и фактор однодневности. Практический эксперимент по повышению прозрачности российской экономики
Вступление России в ВТО: что ждет российский рынок финансовых услуг?
Рефинансирование как инструмент обеспечения доступной ипотеки
Private Banking: cоздавать отрасль, а не адаптироваться к ней
IPO-Board — площадка для молодых компаний. Новые возможности рынка инноваций и инвестиций
Бенчмарки для пенсионных накоплений
Пенсионные деньги как источник финансирования долгосрочных инвестиционных проектов в экономике
Ипотечные инвестиционные трасты в США (REITs): особенности функционирования, вопросы управления, преимущества инвестирования
Опыт Великобритании, Турции и Казахстана в «исламских» облигациях и перспектива для России
О клиентской проблематике клиринга и уроках MF Global

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе

Раздел не найден.

  • Rambler's Top100