РЦБ.RU
  • Авторы
  • Панченко Дмитрий, Заместитель генерального директораИК «Фридом Финанс»

  • Все статьи автора
  • Клюшнев Игорь, Руководитель торгового департаментаИК «Фридом Финанс»

  • Все статьи автора

Facebook: главное финансовое событие года

Май 2012

В настоящей статье дана приблизительная оценка текущих показателей Facebook, предложены различные подходы к прогнозированию потенциала роста бизнеса крупнейшей мировой социальной сети (существенная часть которого и заложена в будущую капитализацию компании), проведен сравнительный анализ аналогичных компаний с учетом опыта последних крупнейших IPO в IT-сфере.

Намеченное на май 2012 г. IPO компании Facebook — самое ожидаемое событие мирового рынка этого сезона. Каковы перспективы одного из крупнейших размещений в истории и как повлияет IPO на мировые финансовые рынки?

Вероятно, Facebook станет новейшим феноменом на финансовом рынке, не имеющим явных аналогов. С этим связаны как возможные неограниченные угрозы и риски, которые несут в себе все новые продукты, так и сильные перспективы. Потенциал этого бизнеса нового типа может быть практически безграничным, ведь он имеет все шансы стать такой же неотъемлемой частью жизненной инфраструктуры, как Интернет, телевидение, сотовая связь и другие важнейшие изобретения минувшего века.

Опыт крупных IPO 2011 г. в IT-сфере дает немало поводов для оптимизма: спрос на интернет-компании огромен (табл. 1).

В мае прошлого года успешно разместилась сначала социальная сеть для бизнеса LikedIn, а затем российский поисковик «Яндекс». Отмечался ажиотажный спрос на бумаги обеих компаний, при этом 15 раз оформлялась переподписка на этапе размещения: LinkedIn на максимумах в первый день торгов 18 мая 2011 г. демонстрировала 172% роста, а поисковик номер один в России 23 мая показал 68%.

В ноябре 2011 г. также успешно прошел процедуру IPO всемирно известный скидочный сервис Groupon: при цене размещения 20 долл./акцию максимальная цена в первый день торгов, 3 ноября, превысила 31 долл. — рост более чем на 50%.

В конце прошлого года вывел на биржу свои акции ключевой бизнес-партнер Facebook — производитель игр для социальных сетей Zynga. Максимальная цена в первый день торгов, 15 декабря, была не столь впечатляющая — всего 15% от стоимости размещения, поэтому Zynga стала в некотором роде испытанием на прочность для инвесторов. Наиболее терпеливые из них спустя 2 мес. после IPO вышли из бумаг, зафиксировав более 50% прибыли.

Groupon, LinkedIn, Zynga и Yandex на сегодняшний день занимают места с 4-го по 7-е в списке наиболее капитализированных компаний интернет-сектора фондового рынка США (первые три места — за «монстрами» рынка — Google, Baidu и Yahoo). Предполагаемая стоимость самой популярной в мире социальной сети Facebook в 75—100 млрд долл. выведет ее на вторую строчку этого рейтинга, определив место сразу за Google.

Сравним ли в текущем виде Facebook с конкурентами по рейтингу? Не совсем и не со всеми.

Адекватна ли оценка капитализации социальной сети с точки зрения метода дисконтирования денежных потоков (DCF)? Абсолютно нет.

Впрочем, исходя из показателей текущих доходов ни одна компания, включенная в рейтинг, не пройдет текущей аттестации, которую определили рыночные инвесторы на бирже. Основными критериями оценки Facebook были перспектива и потенциал компании.

ФИНАНСОВАЯ МОДЕЛЬ Facebook: ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ

При подаче заявки в SEC на размещение акций Facebook впервые раскрыла отчетность о собственной деятельности с 2007 г. Финансовая информация вызывает противоречивые чувства: с одной стороны, компания демонстрирует прекрасную динамику роста, с другой — Facebook еще очень далеко до чистой прибыли в 3—6 млрд долл. — показателя, более характерного для компаний с капитализацией в 75—100 млрд долл.(табл. 2).

Начиная с 2009 г. деятельность Face­book весьма прибыльна: динамика доходов, фактически ежегодно удваивающихся на протяжении последних 4 лет, поражает (табл. 3). Уже в 2011 г. компания превратилась в коммерческий гигант экономики США, чьи ключевые финансовые показатели сравнимы с достижениями Amazon.com.

По состоянию на конец 2011 г. Face­book обладает высоколиквидными активами (ценными бумагами и наличными) на сумму приблизительно 3,9 млрд долл., имуществом — на 1,457 млрд (оценка) и обязательствами (кредиты) — 1,432 млрд долл.

Отчетность, поданная компанией в SEC, является консолидированной и, по нашему мнению, готовилась при поддержке инвестиционных консультантов, участвующих в IPO: в целом она призвана впечатлить инвесторов ровной динамикой, планомерным рос­том всех показателей. У нас нет сомнений в ее достоверности, однако мы отмечаем некоторую гибкость в стандартах МСФО, позволяющих по-разному трактовать статьи расходов и распределять их.

В 2011 г. Facebook сделала мощнейший рывок: создатели социальной сети, выработав четкую стратегию дальнейшего построения бизнеса и приняв серьезное решение, осуществили беспрецедентные для интернет-бизнеса инвестиции в размере чуть менее 2 млрд долл., которые положительным образом отразились на финансовом результате. Способность компании практически моментально получать отдачу на инвестиции несколько удивляет нас, но мы связываем этот факт с особенностями интернет-бизнеса и рекламы в социальных сетях.

ВЫРУЧКА Facebook: ОЦЕНКИ ПЕРСПЕКТИВЫ РОСТА

85% доходов Facebook формирует реклама, остальное — это преимущественно поступления от ее крупнейшего партнера Zynga, производителя игр для социальной сети. По планам компании основным источником ее доходов станет продажа рекламы, и именно это направление социальная сеть намерена развивать.

Согласно данным медиаагентства ZenithOptimedia, оборот мирового рынка интернет-рекламы в 2011 г. достиг почти 470 млрд долл., и вплоть до 2014 г. рост этого рынка может составить 15%. В настоящий момент почти половину дохода от этого рынка получает Google, а на Facebook приходится лишь около 4%. При этом именно доля Facebook стремительно увеличивается — в 2008 г. он занимал всего 0,6% рынка.

Объем активной аудитории Facebook в 2011 г. вырос на 39% (рис. 1), превратив сеть в одну из крупнейших рекламных площадок в мире, потенциал которой только начал реализовываться.

По нашим прогнозам, в текущем году Facebook может увеличить выручку на 50—70%, достигнув отметки в 6 млрд долл. Прогнозируемые нами темпы роста ниже, чем показатели компании в 2011 г., но более реалистичные. Мы связываем дальнейший рост с сохраняющимся желанием частных компаний расширить свое присутствие в социальных сетях — количество Facebook-представительств будет расти, с ожидаемым достижением общего количества активных пользователей в 1 млрд во II или III кв. 2012 г. и с более агрессивным эксплуатированием рекламных возможностей компании под давлением новых акционеров.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД: ПОХОЖИЕ КОМПАНИИ

Точные параметры предстоящего IPO Facebook по состоянию на 4 апреля 2012 г. не раскрыты. Известно лишь, что компания в мае 2012 г. предложит инвесторам 5—6,25% своих акций по цене 40—45 долл./шт. Ожидается, что размер привлечения составит около 5 млрд долл.

По предварительным ожиданиям, оценка Facebook составит около 100 млрд долл, и эта цифра ставит компанию в один ряд с такими «голубыми фишками» фондового рынка США, как McDonald’s, Visa, Amazon (табл. 4). Все компании, за исключением Facebook, имеют двузначную выручку и более высокую прибыль. Лишь Amazon.com получил в 2011 г. сравнимую с социальной сетью прибыль в размере 1,2 млрд долл.

Аналитики PricewaterhouseCoopers в одном из своих материалов, посвященных Facebook, указывают на неприемлемость использования доходного метода оценки и применения коэффициентов P/E в определении стоимости социальной сети. Они предлагают использовать подход оценки компании исходя из ценности каждого пользователя Facebook, сравнивая социальную сеть с компаниями технологического сектора: Virgin Media, Vodafone, ITV, LinkedIn, Skype и Twitter. Сравнительный анализ показал, что пользователь Facebook в 2 раза дороже подписчика Skype и Twitter и в несколько раз отстает от стоимости абонента лидирующих сотовых операторов.

Анализ выручки в расчете на пользователя в сравнении с интернет-конкурентами Amazon.com, Ebay и Google более оптимистичен, и здесь наблюдается серьезный многократный потенциал (табл. 5).

РИСКИ Facebook: ОТКРОВЕНИЯ ОТ ПЕРВОИСТОЧНИКА

Инвестиционный меморандум, доступный инвесторам на сайте SEC, содержит целый раздел с информацией о рисках, в котором описываются возможные угрозы, являющиеся, по мнению менеджмента Facebook, наиболее серьезными.

Итак, в компании опасаются возможного спада в притоке новой аудитории Facebook, хотя бизнес-модель предполагает продолжение роста. Менеджмент компании видит риски в возможном появлении альтернативных продуктов, позволяющих пользоваться всеми сервисами социальной сети без посещения платформы Facebook.

Компания видит риски в возможном появлении программного обеспечения, позволяющего пользователям соцсети игнорировать или блокировать любую рекламу. Эти риски являются существенными, ведь, по сути, единственным типом доходов компании остается реклама. В Facebook отмечают при этом и глобальные макроэкономические риски, которые могут резко снизить спрос на рекламные услуги в мире в целом, что также затронет и соцсеть.

В разделе о рисках упоминается серьезная зависимость от производителей мобильных устройств, которые пока в целом фокусируются на Facebook, и некоторые трудности в извлечении рекламных доходов при использовании некомпьютерных средств связи, с которыми столкнулась компания. Также менеджмент Facebook отмечает высокую концентрацию конкуренции в своем сегменте бизнеса, объективно указывая на то, что в ряде регионов мира социальная сеть уступает первенство местным «фейсбукам».

В числе других рисков бизнеса следует назвать сильную зависимость от бизнес-партнера Zynga, на долю которого приходится около 12% доходов соцсети, снижение темпов роста выручки со 154% в 2010 г. до 88% в 2011 г. и наличие ряда судебных разбирательств, традиционно сопровождающих деятельность крупнейших мировых компаний.

По нашей оценке, указанные Face­book риски являются традиционными для инновационного и венчурного бизнеса. Риски здесь объективно более высоки, чем в других секторах экономики, и в том числе с этим фактором связаны ожидания более высокой доходности инвестиции в краткосрочном периоде.

Facebook: ЖИРНУЮ ТОЧКУ В ВОПРОСЕ ОЦЕНКИ СТАВИТ РЫНОК

Несмотря на объективно невысокие показатели прибыли и выручки компании, рыночную стоимость акций Facebook определяют конечные инвесторы — сильный аргумент в спорах об оценке капитализации социальной сети. Инвесторы в настоящий момент видят в акциях сетевика сильный потенциал и предпочитают игнорировать возможные риски.

Интерес к Facebook в 2010—2011 гг. уже проявили глобальные инвестиционные организации. Именно они больше всех заработают на IPO и дальнейшем обращении акций на бирже, поскольку стали совладельцами социальной сети исходя из оценки и в 10 млрд, и в 50 млрд долл. Известно, что долю в социальной сети активно наращивал фонд DST Global, основанный российским миллиардером Алишером Усмановым (по разным данным, владеет от 5,5 до 10% акций Face­book), долю в 11,4% имеет Глобальный венчурный фонд Accel Partners, а инвестиционному банку Goldman Sachs и его клиентам принадлежит около 4% акций.

Вполне вероятно, что кто-то из текущих держателей акций предпочтет «зафиксировать прибыль» уже в 2012 г., и это может оказать некоторое давление на котировки Facebook. При этом важно помнить, что у глобальных фондов и венчурных инвесторов не так много альтернатив, а предстоящее IPO социальной сети станет крупнейшим размещением года, равного которому по масштабам в ближайший год не ожидается. Кстати, российский «клон» детища Марка Цукерберга — сеть Vkontakte анонсировала планы по IPO на 2013 г., но мы ожидаем, что русская сеть не сможет выйти из тени Facebook и вряд ли вызовет сравнимый ажиотаж вокруг своего размещения.

Так или иначе индикативная оценка Facebook на сегодняшний день есть. В апреле 2012 г., примерно за полтора месяца до IPO, по требованиям законодательства были приостановлены торги акциями Facebook на вторичном рынке. Последние торги на внебиржевой площадке SharesPost поставили точку в спорах о капитализации: рынок оценил социальную сеть в 102,8 млрд долл.


Содержание (развернуть содержание)
Мы — коммуникаторы между средним бизнесом, с одной стороный, и властью — с другой
Финансирование ГЧП-проектов:какой инструмент выбрать?
Несмотря на высокие нефтяные доходы, финансовые показатели российских региональных и местных органов власти — за исключением нескольких богатых регионов — будут ухудшаться
Блестящий ум российских инженеров необходимо превратить в инвестиционно привлекательный актив
Текущее состояние отрасли прямых и венчурных инвестиций в России
Венчурный бизнес в России: первый раз в первый класс
Российский рынок прямых и венчурных инвестиций: итоги 2011 г.
Секрет успехав венчурном бизнесе: быть оптимистом, иметь терпение и никогда не сдаваться
Пересмотр инвестиционных приоритетов в нефтяной отрасли РФ в связи с введением режима «60—66»
Совершеннолетие рынка ценных бумаг в России — есть ли перспектива?
Facebook: главное финансовое событие года
Почем баррель нефти на рынке инноваций и инвестиций:ИРЗУС как представитель сырьевого и высокотехнологичного секторов экономики
Управление инвестиционным портфелем негосударственного пенсионного фонда
Риски и возможности при долгосрочном инвестировании в паевые инвестиционные фонды
Так все-таки, что там с этими?... Как его?... С эмитентами!
2012-Й — «ГОД ПЕЧАТНОГО СТАНКА» ПОЛНОСТЬЮ ОПРАВДЫВАЕТ СВОЕ НАЗВАНИЕ
Учетный кредит в банковской системе России
Управление стоимостью прав требования по проблемным кредитам
Buy-back российских компаний: причины и следствия

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
Яков Миркин
Инвестиции: макроэкономические вызовы
Какую модель экономики мы создали за четверть века? Это экономика сверхконцентраций собственности и огосударствления. Экономика вертикалей, олигополий, ресурсы сверхконцентрированы в Москве, малый и средний бизнес — подавлен.
Константин Угрюмов
Софинансирование ИПК — улучшение качества жизни россиян не только в будущем, но и сейчас
Банк России и Минфин РФ согласовали концепцию индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Гражданам предложат копить себе на пенсию самостоятельно. Вопрос в том, какое количество россиян согласится участвовать в новой пенсионной системе.
Александр Баранов
Solvency II для НПФа
Согласно Информационному письму Банка России - в первой половине 2017 года будет разработана дорожная карта внедрения Solvency II на российском страховом рынке. В статье описан опыт использования стандартов Solvency II для частных пенсионных фондов в ЕС, обсуждается возможность применения Solvency II для российских НПФов.
Светлана Бик
Долгосрочные институциональные инвестиции в инфраструктуру россии на основе концессии: итоги 2016 года
В 2005 г. в РФ появилась возможность финансирования инфраструктуры за счет концессионной модели, которая является основной формой ГЧП для реализации крупных проектов. За прошедшее время к финансированию подключились и НПФы. Отличительной особенностью является присутствие в схеме финансирования концессионных облигаций.
Все публикации →
  • Rambler's Top100