РЦБ.RU
  • Авторы
  • Родионов Иван, Профессор НИУ «Высшая школа экономики»

  • Все статьи автора
  • Мухортов Егор, Аспирант Российского государственногогуманитарного университета

  • Все статьи автора

Пересмотр инвестиционных приоритетов в нефтяной отрасли РФ в связи с введением режима «60—66»

Май 2012

В октябре 2011 г. произошло знаковое событие в нефтегазовой отрасли, которое в значительной степени определило ее будущее развитие, — после долгой подготовки был введен налоговый режим «60—661».

Запланированные Правительством РФ меры включают в себя снижение экспортной пошлины на нефть и выравнивание экспортных пошлин на светлые и темные нефтепродукты.

Существовавшая до этого дифференцированная система экспортных пошлин начала действовать в 2004 г. и была ориентирована на повышение привлекательности экспорта мазута, который считался убыточным продуктом переработки. В нынешних условиях значительного удорожания нефти у дифференцированной системы экспортных пошлин проявился ряд ощутимых недостатков.

Во-первых, дифференциация пошлин на темные и светлые нефтепродукты не стимулировала компании к инвестициям в модернизацию НПЗ и увеличению глубины переработки. Несмотря на то что после модернизации завод станет производить более светлую, а следовательно, более дорогую корзину нефтепродуктов, разница в экспортных пошлинах на темные и светлые продукты снижает полученный эффект, что при сегодняшних ценах на нефтепродукты в большинстве случаев приводит к неокупаемости инвестиций.

Во-вторых, при низкой (в сравнении с нефтью) пошлине на нефтепродукты переработка тонны нефти, продукты из которой полностью экспортируются, становится прибыльной для компании-переработчика, несмотря на невыгодность такой ориентированной на экспорт переработки для экономики страны. Поскольку стоимость средней российской корзины нефтепродуктов в Европе меньше, чем изначально нефти, а транспорта — выше, экономика России теряет в среднем около 35 долл./т, но разница в пошлинах делает бизнес для владельцев российских НПЗ высокорентабельным — фактически за счет государственной субсидии. В совокупности субсидия государства переработчикам в 2010 г. достигла около 15 млрд долл. Особенно заметные потери страна несла от так называемых мини-НПЗ — фактически отдельно стоящих установок первичной переработки нефти с минимально необходимым набором облагораживающих мощностей.

В-третьих, различное восприятие рентабельности экспортной переработки со стороны компаний и государства приводит к разнице в оценке инвестиционной привлекательности проектов строительства мощностей, нацеленных на экспорт. Несмотря на то что строительство таких мощностей в текущих условиях для государства экономически нецелесообразно, оно выгодно для компаний. В связи с этим предприятия планируют и реализуют проекты не только по строительству углубляющих мощностей, увеличивающих выход светлых нефтепродуктов, но и по наращиванию ориентированной на экспорт переработки (в том числе первичной), а это негативно сказывается на экономике страны.

Таким образом, дифференцированная налоговая система в условиях высоких цен на нефть приводит к искажению инвестиционных приоритетов компаний, которые не отвечают интересам государства. Задачей новой налоговой системы является стимулирование нефтяных компаний к пересмотру инвестиционных приоритетов.

По сути, стратегия развития вертикально интегрированных нефтяных компаний — это в первую очередь стратегия управления портфелем инвестиций. Поэтому влияние нового налогового режима на инвестиционную деятельность ВИНК можно рассматривать как влияние на портфель инвестиций, а именно на соотношение инвестиций:

• по основным переделам бизнеса ВИНК (разведка и добыча/переработка/маркетинг нефтепродуктов);

• в органическое развитие и на M&A;

• в РФ и за рубежом.

Рассмотрим подробнее данные направления.

Значительное влияние на соотношение инвестиций будет оказано в разрезе ключевых переделов цепочки стоимости. С введением режима «60-66» сокращается налоговая субсидия экспорта нефтепродуктов, что снижает привлекательность переработки в сравнении с добычей и экспортом сырой нефти. Следствием этого является снижение покрытия мощностями переработки уровня добычи. Сравнительный анализ экспортных нетбэков2 по нефти и средней для НПЗ ВИНК корзине нефте­продуктов показан на рис. 1.

В силу значительной капиталоемкости проектов в Downstream можно ожидать снижения инвестиционной активности в области строительства или расширения установок первичной переработки. На текущий момент покрытие мощностей добычи мощностями переработки составляет около 50%, что достаточно для удовлетворения внутреннего спроса на ключевые нефтепродукты, бензин и дизель. При высоких (66%) экспортных пошлинах на темные нефтепродукты и желании государства довести их величину до паритета с пошлиной на нефть в 2015 г. маржинальность продаж мазута и других темных на экспорт будет падать и, возможно, даже уйдет в минус, как это было до 2004 г.

Параллельно с этим активное развитие получат инвестиции в углубляющие и облагораживающие процессы. Собственно, именно на это и нацелена налоговая реформа: на модернизацию НПЗ и сокращение налоговой субсидии отрасли. НПЗ будут вынуждены модернизироваться, улучшить качество корзины нефтепродуктов или свернуть деятельность и уйти с рынка. Так, большинство из 200 построенных в период с 2004 г. «самоваров», НПЗ с минимальным или нулевым покрытием первичной переработки вторичными процессами, закроются уже в 2012 г., что уменьшит объем переработки на 10—14 млн. тонн (без учета новых вводов). Статистика по текущему соотношению мощностей НПЗ и планам инвестиций в нефтеперерабатывающей отрасли представлена на рис. 2.

Роста инвестиций следует ожидать в секторе Upstream. Риск падения уровня добычи, обострившийся в последние годы, должен быть нивелирован сокращением экспортной пошлины на нефть с 65 до 60%. Эта мера наряду с введением особых налоговых режимов для ряда месторождений способна повысить инвестиционную привлекательность, во-первых, проектов разработки остаточных запасов brownfield-месторождений, а во-вторых, более капиталоемких greenfield-проектов освоения новых месторождений (трудноизвлекаемых запасов, запасов высоковязкой нефти). В частности, ВИНК будут более активны на рынке M&A и аукционах по приобретению новых лицензий.

Отдельного внимания заслуживает потенциальный рост активности ВИНК в области маркетинга нефтепродуктов. Заявленные планы модернизации НПЗ в случае их выполнения способны привести премиальный внутренний рынок к значительному профициту и, соответственно, вытеснению с него ряда менее эффективных поставщиков.

На данный момент кругологодично профицитными не являются рынки керосина и бензина. С вводом новых мощностей вторичной переработки указанные рынки сдвинутся в сторону профицита. Предвосхищая это, нефтяные компании уже начали делить сбытовые активы на внутреннем рынке, которые впоследствии позволят обезопасить собственные продажи от вытеснения на экспорт. Такими активами выступят собственные сети АЗС, топливозаправочные комплексы в аэропортах, бункеровочные активы в морских и речных портах. Активность на данном переделе будет преимущественно проявляться в форме M&A, в меньшей степени — за счет инвестиций в строительство. Примерами подобной активности являются:

• приобретения ТЗК (ТНК-ВР — Шереметьево, Кольцово; «Роснефть» — Внуково; «Газпром Нефть» и ЛУКОЙЛ — 10–15 ТЗК в региональных центрах);

• расширение сетей АЗС всеми ВИНК как путем покупки джобберов, так и за счет greenfield-строительства;

• приобретение бункеровочной инфраструктуры в портах «Газпром Нефтью» и «Роснефтью».

Влияние режима «60—66» на соотношение инвестиций в M&A и органическое развитие является дискуссионным вопросом. Однозначно можно утверждать лишь то, что M&A-активность снизится в Downstream, что связано с необходимостью взять на себя обязательства по модернизации НПЗ в случае приобретения. В условиях значительной инвестиционной нагрузки по имеющимся активам необходимость взять на себя капиталоемкие и срочные обязательства будет сдерживать активность в секторе. Примером этого может служить отмена (или отложение) сделки по покупке «Зарубежнефтью» Новошахтинского НПЗ, стоимость которого после введения режима значительно упала, а взятые в рамках четырехсторонних договоров инвестиционные обязательства требуют более 2 млрд долл. инвестиций. Исключением из этого правила может стать НПЗ «ЯНОС», принадлежащий на паритетных началах «Газпром Нефти» и ТНК—ВР. В данном случае можно ожидать выкупа одной из сторон доли второго участника из-за невозможности координировать масштабный проект по модернизации в условиях конфликта интересов и различных инвестиционных приоритетов.

В области M&A возможно повышение активности прежде всего в секторе Upstream, где большую инвестиционную привлекательность приобретают ранее сулившие низкую эффективность месторождения. В случае дополнения имеющихся мер налоговыми скидками для месторождений дополнительный интерес будет проявлен к месторождениям трудноизвлекаемой (в том числе в Арктике) и высоковязкой нефти. Все это приведет к росту активности ВИНК на аукционах по распределению лицензий на новые месторождения. Будут ли инвестиции в M&A выше инвестиций в органическое развитие, сказать сложно, так как снижение экспортной пошлины позволит повысить инвестиционную эффективность разработки остаточных запасов в неразбуренных зонах разрабатываемых месторождений.

В последние несколько лет набирает обороты деятельность российских ВИНК на международных рынках. Так, они имеют широкую географию активов в Upstream: страны СНГ, Центральной и Восточной Европы, Ближнего Востока, Южной Америки и Африки. В переработке большая часть активов была приобретена еще до начала подготовки «60-66», к новым активам можно отнести покупку доли в четырех НПЗ в Германии и решение о строительстве НПЗ в Китае НК «Роснефть». В секторе маркетинга нефтепродуктов новыми приобретениями являются сети АЗС в Казахстане и Таджикистане, ряд активов ТЗК в зарубежных аэропортах — для «Газпром Нефти» и сеть АЗС в Нидерландах — для ЛУКОЙЛа.

Налоговый режим «60—66» в перспективе до 2015 г. минимально влияет на рентабельность нефтяного бизнеса в целом, но с предусмотренным ростом пошлины на темные нефтепродукты в 2015 г. маржинальность бизнеса снижается. При условии сокращения объема переработки нефти в 2015 г. до 215 млн тонн валовая маржа для одинакового набора установок, рассчитанная от нетбэка3, станет меньше на 13% (рис. 3).

Снижение привлекательности ведения бизнеса в РФ, усиленное волатильностью условий налогового регулирования отрасли, при неизменности налогового законодательства и более качественном инвестиционном климате в других странах приводит к росту привлекательности зарубежных инвестиций, в первую очередь в Upstream. Весьма вероятно, что взятый частными ВИНК курс на международную диверсификацию бизнеса будет продолжен, и уже в ближайшие годы на первых полосах газет появятся сообщения о масштабных приобретениях российских нефтяных компаний за рубежом.

Одним из приоритетных направлений инвестиций РФПИ являются базовые отрасли модернизации, в частности глубокая переработка природных ресурсов и технологическая разработка важнейших месторождений. Тем не менее ввиду достаточно низких ставок привлечения финансирования и невысокого финансового рычага заинтересованность ВИНК в привлечении прямых инвестиций от PE-фондов минимальна. Потенциальный интерес к ресурсам фондов могут испытывать независимые НПЗ, которым недоступны международные кредиты и облигационные займы. Но для авторов привлекательность подобных инвестиций для PE-фондов неочевидна, она нуждается в детальной консервативной оценке как по причине потенциально невысокой отдачи, так и в силу рисков изменения правил игры в отрасли.

Перспективными направлениями прямых инвестиций могут стать отрасли, которые выступят бенефициарами инвестиционной программы российской нефтянки, а именно:

• строительные EPC-подрядчики, участвующие в проектировании, снабжении и строительстве установок на НПЗ и инфраструктуры месторождений;

• геолого-разведочные компании, в том числе частные НИПИ, занимающиеся разведкой и освоением месторождений, а также выполняющие комплекс работ по повышению нефтеотдачи пласта;

• небольшие инновационные нефтедобывающие предприятия, специализирующиеся на месторождениях малой продуктивности, сложной геологической структуры, трудноизвлекаемых запасов (редкая для РФ бизнес-модель, но потенциально очень широкий рынок);

• транспортные компании — операторы железнодорожных цистерн под светлые нефтепродукты.

список источников

1. Закон РФ от 21 мая1993 г. № 5003-1 (ред. от 8 декабря 2010 г.) «О таможенном тарифе», ст. 3.

2. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1155 «О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 28 апреля 2011 г. № 328, от 22 июня 2011 г. № 493, от 26 августа 2011 г. № 716).

3. Асвадуров С., Кобулия Г. По пути модернизации российской нефтепереработки // Вестник McKinsey. № 24. 2011.

4. Клинцов В., Косарев И. Налого­обложение: ключ к освоению запасов нефти // Вестник McKinsey. 2011. № 24.

5. ИАЦ «Кортес»: Справочник «Состав основных технологических установок и перспективы модернизации НПЗ Российской Федерации».

6. Официальные сайты нефтяных компаний ОАО «НК “Роснефть”», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Газпром Нефть», ОАО «ТНК-ВР» // http:///www.rosneft.ru, http:///www.gazprom-neft.ru, http:///www.lukoil.ru, http:///www.tnk-bp.ru.


Содержание (развернуть содержание)
Мы — коммуникаторы между средним бизнесом, с одной стороный, и властью — с другой
Финансирование ГЧП-проектов:какой инструмент выбрать?
Несмотря на высокие нефтяные доходы, финансовые показатели российских региональных и местных органов власти — за исключением нескольких богатых регионов — будут ухудшаться
Блестящий ум российских инженеров необходимо превратить в инвестиционно привлекательный актив
Текущее состояние отрасли прямых и венчурных инвестиций в России
Венчурный бизнес в России: первый раз в первый класс
Российский рынок прямых и венчурных инвестиций: итоги 2011 г.
Секрет успехав венчурном бизнесе: быть оптимистом, иметь терпение и никогда не сдаваться
Пересмотр инвестиционных приоритетов в нефтяной отрасли РФ в связи с введением режима «60—66»
Совершеннолетие рынка ценных бумаг в России — есть ли перспектива?
Facebook: главное финансовое событие года
Почем баррель нефти на рынке инноваций и инвестиций:ИРЗУС как представитель сырьевого и высокотехнологичного секторов экономики
Управление инвестиционным портфелем негосударственного пенсионного фонда
Риски и возможности при долгосрочном инвестировании в паевые инвестиционные фонды
Так все-таки, что там с этими?... Как его?... С эмитентами!
2012-Й — «ГОД ПЕЧАТНОГО СТАНКА» ПОЛНОСТЬЮ ОПРАВДЫВАЕТ СВОЕ НАЗВАНИЕ
Учетный кредит в банковской системе России
Управление стоимостью прав требования по проблемным кредитам
Buy-back российских компаний: причины и следствия

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
Яков Миркин
Инвестиции: макроэкономические вызовы
Какую модель экономики мы создали за четверть века? Это экономика сверхконцентраций собственности и огосударствления. Экономика вертикалей, олигополий, ресурсы сверхконцентрированы в Москве, малый и средний бизнес — подавлен.
Константин Угрюмов
Софинансирование ИПК — улучшение качества жизни россиян не только в будущем, но и сейчас
Банк России и Минфин РФ согласовали концепцию индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Гражданам предложат копить себе на пенсию самостоятельно. Вопрос в том, какое количество россиян согласится участвовать в новой пенсионной системе.
Александр Баранов
Solvency II для НПФа
Согласно Информационному письму Банка России - в первой половине 2017 года будет разработана дорожная карта внедрения Solvency II на российском страховом рынке. В статье описан опыт использования стандартов Solvency II для частных пенсионных фондов в ЕС, обсуждается возможность применения Solvency II для российских НПФов.
Светлана Бик
Долгосрочные институциональные инвестиции в инфраструктуру россии на основе концессии: итоги 2016 года
В 2005 г. в РФ появилась возможность финансирования инфраструктуры за счет концессионной модели, которая является основной формой ГЧП для реализации крупных проектов. За прошедшее время к финансированию подключились и НПФы. Отличительной особенностью является присутствие в схеме финансирования концессионных облигаций.
Все публикации →
  • Rambler's Top100