РЦБ.RU

Регулирование FOREX

Апрель 2012

Российские власти наконец-то задумались о регулировании так называемого внебиржевого рынка FOREX. Он уже долгие годы процветает в России, и количество физических лиц, вовлеченных в разное время в эту азартную игру, составляет, по моим оценкам, около 15 млн человек — что как минимум в 10 раз больше, чем число участников реального рынка ценных бумаг. Нужно отметить, что суть проблемы внебиржевого рынка FOREX — отнюдь не просто в правильной классификации инструмента. Проблема состоит в том, что существует целая теневая игровая индустрия, которая не платит налогов, не контролируется властями и устанавливает свои правила игры. Взять у клиента средства в ДУ, обещая 15% в месяц, — норма этого рынка. При этом его участники настолько мимикрировали под рынок ценных бумаг, что на равных участвуют в выставках, получают награды, дают рекламу в ведущих деловых изданиях. Участникам реального рынка ценных бумаг России наличие такого теневого рынка, как FOREX, где клиентов банально «раздевают», несет существенную угрозу — доверие к разного рода финансовым инструментам подорвано эпохой пирамид. Возможно, именно сейчас настало время перемен!

После нескольких безуспешных попыток наладить регулирование внебиржевого розничного рынка FOREX Комиссия по товарным фьючерсам CFTC (далее — Комиссия) наконец-то разработала и утвердила правила, регулирующие этот важный рынок. CFTC оказалась под колоссальным давлением сразу после принятия Конгрессом США в июле 2010 г. важнейшего закона, известного как Акт Додда—Франка. Вероятно, это самый значимый в финансовой сфере США со времен Великой депрессии документ, и на основании его положений де факто полностью прекращалось функционирование большей части внебиржевого рынка FOREX, так как его работа должна регламентироваться правилами CFTC, а правил на тот момент не было. В итоге CFTC в октябре 2010 г. утвердила свод правил организации торговли и деятельности на данном рынке.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕБИРЖЕВОГО РЫНКА FOREX ДО АКТА ДОДДА-ФРАНКА

Внебиржевой рынок FOREX оставался спорной территорией в плане регулирования с момента создания CFTC в 1974 г. Тогда, в момент создания Комиссии, Казначейство США (не желая допускать Комиссию до крупных институциональных игроков валютного рынка) пролоббировало специальную поправку, которая была внесена в финальный текст закона о создании CFTC и отменяла регулирующие полномочия CFTC на внебиржевом, межбанковском рынке FOREX, а также в сделках между крупными институциональными участниками рынка. (Аналогичный конфликт интересов между ФСФР и ЦБ РФ до сих пор мешает наладить регулирование рынка FOREX в России.) Эта поправка несколько раз по-разному трактовалась в судах, однако полномочия CFTC относительно внебиржевого рынка FOREX так и оставались под вопросом.

В 2000 г. Конгресс США принял так называемый Commodity Futures Moderni­zation Act (CFMA), предоставивший CFTC полномочия по регулированию рынка внебиржевых валютных контрактов, которые являлись фьючерсами или опционами (включая фьючерсы на опционы). Специальным образом из полномочий CFTC по регулированию были исключены сделки с розничными инвесторами, в которых одной из сторон является какой-либо финансовый институт (в список нерегулируемых попали брокеры, дилеры, страховые компании, инвестбанки). Эти сделки, по замыслу авторов закона (CFMA), должны были регулироваться «родными» для данных компаний регуляторами. Также из-под регулирования CFTC были выведены сделки между профучастниками рынка (тот же список лицензируемых видов деятельности).

Несмотря на то что CFMA внес достаточную ясность, самый важный вопрос — определение типа финансового контракта (фьючерс это, опцион или просто похожий на них другой вид контракта) — остался нерешенным и фактически был передан на откуп судебной системе. В большинстве случаев заинтересованные участники рынка, предлагая розничным инвесторам торговлю валютой на внебиржевом рынке FOREX, говорили, что они заключают спотовые контракты. На практике исполнение сделок по таким спотовым контрактам переносилось на следующий день в автоматическом режиме с фиксацией финансового результата клиента от «вчерашней» сделки. В итоге, благодаря «дыре» в законе, внебиржевой рынок FOREX успешно функционировал вне сферы действия регулирующих полномочий CFTC (и де факто оставался нерегулируемым).

Вслед за несколькими судебными решениями в 2008 г. был принят еще один закон, который дал CFTC полномочия определять, что является и что не является фьючерсным (или опционным) контрактом. По сути, этот закон и подтолкнул CFTC к разработке правил, регулирующих внебиржевой рынок FOREX, которые впервые были опубликованы в январе 2010 г., а утверждены — 30 августа 2010 г. (после корректировок, связанных с Актом Додда—Франка).

ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙВАРИАНТ ПРАВИЛ РАБОТЫ НА ВНЕБИРЖЕВОМ РЫНКЕ FOREX

CFTC опубликовала окончательный вариант Правил работы на внебиржевом рынке (далее — Правила) 30 августа 2010 г. В Правилах содержится целый ряд требований по ведению внутреннего учета, регистрации и отчетности фирм, предлагающих свои услуги на внебиржевом рынке FOREX. В Правилах были зафиксированы новый регистрируемый вид деятельности, розничный валютный дилер (Retail Foreign Exchange Dealer) и введены ограничения на этот, а также на смежные с ним виды деятельности, в том числе на деятельность представляющих брокеров (IB), инвестиционных советников (CTA), управляющих (CPO) и др.

Ниже приводятся самые важные выдержки из Правил, утвержденных CFTC. Они вступили в силу 19 октября 2010 г.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ СОВЕТНИКОВ И УПРАВЛЯЮЩИХ

Физические лица, которые управляют чужими деньгами на внебиржевом рынке FOREX, и лица, которые предоставляют торговые рекомендации по данному рынку, стали объектами регулирования.

Согласно Правилам, управляющий (Commodity Pool Operator)1 — человек или организация, которые управляют активами (более 400 тыс.) других (более 15) инвесторов, совершая сделки на внебиржевом рынке FOREX, при этом не являются профучастниками рынка (не обладают лицензией на тот или иной вид профессиональной деятельности). Лица или организации, подпадающие под данное определение, обязаны получить лицензию в CFTC, а также соответствовать определенным требованиям, в числе которых своевременное раскрытие информации, отчетность, стандартизованный учет операций и многое другое.

В Правилах установлено, что инвестиционным советником (Commodity Trading Advisor)2 может быть как человек, так и организация, которые за деньги или долю от прибыли дают советы по совершению сделок на внебиржевом рынке FOREX. Инвестиционный советник обязан получить лицензию в CFTC и соответствовать определенным требованиям.

Управляющие и инвестиционные советники обязаны хранить все записи разговоров с клиентами, по которым CFTC может проверить, имело ли место нарушение Правил работы на внебиржевом рынке FOREX. Эти записи должны быть отправлены в CFTC не позже 30 дней после их получения.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДНИКОВИ ВАЛЮТНЫХ ДИЛЕРОВ

Правила ввели новый вид лицензии — лицензию валютного дилера на внебиржевом розничном валютном рынке FOREX (Retail Foreign Exchange Dealer)3. Любая организация, которая выступает в качестве контрагента по сделкам на внебиржевом рынке FOREX, предоставляя при этом другой стороне возможность маржинального кредита (сама или с помощью аффилированных лиц), обязана получить лицензию.

Посредник на валютном рынке FOREX (Futures Commission Merchant)4 — это физическое лицо или организация, которые стимулируют к совершению сделок на рынке FOREX, принимают заявки на совершение сделок и принимают денежные средства (а также иные активы) в обеспечение подобных сделок.

И валютный дилер, и валютный посредник обязаны предоставлять отчетность в CFTC, раскрывать публично, сколько счетов клиентов они ведут, обязаны публично объявлять, какой процент этих счетов был прибыльным за каждый из прошедших четырех кварталов. Вместе с публикацией этих результатов посредников и дилеров обязали писать, что «результаты прошлых периодов не гарантируют успеха в будущем». И к дилеру, и к посреднику установлены крайне высокие требования по капиталу — не менее 20 млн долл. Данное требование было напрямую спущено из Конгресса, который был обеспокоен их возможной несостоятельностью.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСТАВЛЯЮЩЕГО БРОКЕРА5

Представляющим брокером (IB) является любая организация или физическое лицо, которые рекламируют услуги валютного дилера либо валютного посредника или принимают заявки на совершение сделок посредством дилера или посредника, но не принимают деньги (или иные активы).

Представляющий брокер обязан получить лицензию, а также иметь гарантийное соглашение с зарегистрированным валютным дилером или посредником, которые покрывают возможные финансовые претензии клиентов.

ОГРАНИЧЕНИЕ МАРЖИНАЛЬНОГО ПЛЕЧА

По основным валютам (доллар, евро, фунт, иена) введено ограничение максимально возможного плеча 1:50. По остальным валютам — не более 1:20. Данное ограничение не распространяется на сделки, контрагентами по которым выступают профучастники рынка: банки, инвестиционные компании, дилеры, посредники или управляющие с размером активов под управлением более 5 млн долл.

КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Первая — внебиржевой рынок FOREX не имеет ограничений по рискам для розничных инвесторов.

Вторая — операторами внебиржевого рынка FOREX являются офшорные компании, не поддающиеся регулированию.

Для решения первой проблемы следует сначала решить вторую проблему. Необходимо создать механизм, препятствующий работе на российском внутреннем рынке оффшорных, нерегулируемых компаний.

Решить вторую проблему можно через введение новых типов лицензий, а также через установлении четкой связи между ними. В первую очередь необходимо два новых вида лицензий.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Валютный брокер — физическое или юридическое лицо, которое рекламирует услуги валютного дилера или принимает заявки на совершение сделок на внебиржевом рынке FOREX. В обязательном порядке должно быть зарегистрировано в ФСФР, выполнять ряд квалификационных требований (специальный экзамен и соответствующий аттестат), а также (самое важное!) иметь гарантийное соглашение с лицензированным валютным дилером, по которому дилер является финансовым гарантом по всем обязательствам данного брокера.

Валютный дилер — юридическое лицо, которое выступает контрагентом по сделкам на внебиржевом валютном рынке FOREX, предоставляя (самостоятельно или через аффилированные структуры) плечо для совершения данных сделок или принимает от клиентов денежные средства (или иные активы) в обеспечение сделок.

Представляется разумным установить высокие требования к собственному капиталу валютного дилера на уровне 500 млн руб. (в США — 20 млн долл.), а также требование по раскрытию на сайте и в прессе информации по общему количеству обслуживаемых счетов клиентов и по проценту прибыльных счетов за каждый из последних 4 кварталов.

Так как брокер в данной конфигурации обязан иметь связанного с ним лицензированного валютного дилера, деятельность офшорных дилерских центров в России будет прекращена полностью — они просто не смогут законно привлекать новых клиентов.

ОГРАНИЧЕНИЕПО РИСКАМ

Ограничение рисков для розничных инвесторов целесообразно установить через действующий институт квалифицированного инвестора и инвестора с повышенным уровнем риска. Клиентам, которые подпадают под определение «квалифицированный инвестор» или «инвестор с повышенным уровнем риска», ограничить возможное плечо уровнем 1:20. Инвесторам, не подпадающим под данное ограничение, установить максимальный уровень риска в 1:10 (текущий средний уровень риска на FORTS).


Содержание (развернуть содержание)
FOREX vs фондовый рынок. Как выжить обоим?
Рынок Forex: каким должно быть регулирование?
Forex: две стороны одной медали
Регулирование FOREX
Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами для целей исчисления налога на прибыль
Налогообложение при владении имуществом черезЗПИФН: сохранились ли преимущества?
Низкая инфляция, устойчивый рост
Рынки после часа «Х»
Есть ли жизнь после кризиса...
Поиск инвестиционных идей на рынке акций второго эшелона: взгляд управляющего
Какие применять спрэды?
Рынок ОФЗ в ожидании иностранных инвесторов
Инвестиционные идеи в еврооблигацияхстран СНГ
Значение превалирующего права в процессе реструктуризации суверенных облигаций и оценки их стоимости
Можно ли считать фьючерс нашим будущим?
Французский акцент
ETF и хедж-фонды: перспективы взаимодействия и интеграции

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
Яков Миркин
Инвестиции: макроэкономические вызовы
Какую модель экономики мы создали за четверть века? Это экономика сверхконцентраций собственности и огосударствления. Экономика вертикалей, олигополий, ресурсы сверхконцентрированы в Москве, малый и средний бизнес — подавлен.
Константин Угрюмов
Софинансирование ИПК — улучшение качества жизни россиян не только в будущем, но и сейчас
Банк России и Минфин РФ согласовали концепцию индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Гражданам предложат копить себе на пенсию самостоятельно. Вопрос в том, какое количество россиян согласится участвовать в новой пенсионной системе.
АО «ЕФГ Управление Активами»
Solvency II для НПФа
Согласно Информационному письму Банка России - в первой половине 2017 года будет разработана дорожная карта внедрения Solvency II на российском страховом рынке. В статье описан опыт использования стандартов Solvency II для частных пенсионных фондов в ЕС, обсуждается возможность применения Solvency II для российских НПФов.
Светлана Бик
Долгосрочные институциональные инвестиции в инфраструктуру россии на основе концессии: итоги 2016 года
В 2005 г. в РФ появилась возможность финансирования инфраструктуры за счет концессионной модели, которая является основной формой ГЧП для реализации крупных проектов. За прошедшее время к финансированию подключились и НПФы. Отличительной особенностью является присутствие в схеме финансирования концессионных облигаций.
Все публикации →
  • Rambler's Top100