Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Эркес Лиана, Консультант отдела заимствований управления муниципального долгамэрии города Новосибирска

  • Все статьи автора

Кредитование субъектов Российской Федерации в 2011 году

Февраль 2012

В минувшем году 54 субъекта РФ провели 841 аукцион по привлечению кредитных ресурсов. Объем кредитов субъектов РФ по заключенным в 2011 г. контрактам составил порядка 256 млрд руб. Средневзвешенный срок заключенных контрактов увеличился с 495 до 657 дней.

При оценке состояния и динамики рынка кредитования субъектов Российской Федерации (СРФ) был использован методический подход к анализу данного сегмента финансового рынка, впервые представленный в № 17 журнала «Рынок ценных бумаг» за 2009 г.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 236-р выбор услуг коммерческих банков должен осуществляться путем проведения аукциона в электронной форме.

Основным источником послужили данные, публикуемые на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о заказах. В анализ были включены результаты электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на привлечение кредитных ресурсов (далее — аукционы), которые проходили в 2011 г. Из расчета были исключены торги, общий объем планируемых заказчиком кредитов по которым при условии проведения аукционов в одну дату не превышал 100 млн руб.

Динамика проведения аукционов по привлечению кредитных ресурсов в бюджеты субъектов РФ

В 2011 г. 54 субъекта РФ провели 841 аукцион по привлечению кредитных ресурсов1, на 94 из которых не было ни одного участника, а еще на 4 аукционах были отклонены заявки вследствие неполного или неверно подготовленного пакета документов. Таким образом, около 88,4% всех объявленных аукционов завершились подписанием государственных контрактов.

В IV кв. ситуация ухудшилась: на этот период пришлось 92,5% от числа аукционов, на которые не было подано ни одной заявки. Отказ участников рынка подавать заявки на аукционы в IV кв. связан с повышением процентных ставок на финансовом рынке, которые за время проведения аукциона — а это занимает от 38 до 60 дней — успевали поднять объявленные начальные цены контрактов. Как видно на рис. 1, в конце 2011 г. наблюдался рост ставок на рынке межбанковского кредитования.

В течение 2011 г. субъекты РФ неравномерно проводили аукционы по привлечению кредитных ресурсов. Более активно торги объявлялись в ноябре — декабре (рис. 2), на них пришлось 35% всех совершаемых процедур.

Динамика объема кредитов по заключенным договорам характеризуется ярко выраженным пиком в мае, когда общий объем по проведенным аукционам составил 16,2% от годового. Существенные продажи были зарегистрированы в октябре — декабре 2011 г. — 95,5 млн руб., или 37,3 % годового объема по объявленным торгам (рис. 3). Данная ситуация повторяется ежегодно и может быть обусловлена тем, что ряд субъектов РФ в конце года проводит тендеры на привлечение кредитных ресурсов для финансирования дефицита бюджета следующего года.

Условия кредитования субъектов Российской Федерации

Объем кредитов субъектов РФ по заключенным в 2011 г. контрактам составил порядка 256 млрд руб.

Максимальный размер займа2 по заключенным договорам достиг 5000 млн руб. (Московская область), при этом самые большие объемы кредитов по одновременно объявленным одним заказчиком аукционам были у Московской области — 10000 млн руб., Саратовской области — 6900 млн руб., Архангельской области — 6500 млн руб. и Амурской области — 6200 млн руб. Средний размер кредита в расчете на один аукцион — около 446 млн руб.

Сроки кредитования субъектов РФ в 2011 г. постепенно увеличивались: в I кв. средневзвешенный срок заключаемых контрактов составил 495 дней, а в IV кв. — уже 657 дней. Максимальный срок кредитования субъектов РФ — 3 года — в течение года практически не изменился, при этом среди муниципальных образований были и более длинные кредиты: на 5 и 7 лет ( Новосибирск и Сургут соответственно). Минимальный срок колебался от 3 мес. до полугода (табл. 1).

В 2011 г. около половины объема кредитов по заключенным контрактам занимали кредиты сроком от 6 мес. до года включительно (рис. 4), тогда как по итогам аукционов за 2010 г. их доля достигала 42,5%. При этом доля кредитов со сроком от года до 2 лет сократилась с 22,0 до 18,2%; от 731 до 1095 дней — с 29,4 до 25,4%.

При проведении анализа не было учтено, что некоторые регионы привлекают кредиты с короткими траншами (например, Нижегородская, Омская и Оренбургская области) или с графиком погашения (в частности, Ростовская область). Вследствие этого данные о средневзвешенном сроке недостаточно точные.

В первом полугодии 2011 г. сохранилась тенденция 2010 г. по снижению процентных ставок по заключенным субъектами РФ и банками контрактам: в I кв. средневзвешенная ставка составила 6,92% годовых, во II кв. — 6,51% (см. табл. 1). Для сравнения: в I кв. 2010 г. она была на уровне 11,50% годовых, а в IV кв. упала до 7,28%.

Однако уже в III кв. 2011 г. началось постепенное удорожание заимствований, которое в IV кв. Стремительно набирало обороты, а средневзвешенная ставка поднялась до 8,22%. Верхняя граница ставок в IV кв. 2011 г. составила 10,0% годовых, что на 75 п. п. выше, чем в относительно благоприятном II кв.

Разброс ставок по заключенным контрактам был достаточно большой. Минимальная ставка, по которой удалось занять деньги на срок до 180 дней, была 4,66% годовых, от 181 до 365 дней — 4,91%, от 366 до 730 дней — 6,02%, от 731 до 1095 дней — 6,5%. Максимальные ставки по отдельным кредитам доходили до 10,00—10,95% годовых (табл. 2).

Следует отметить, что в настоящее время получение информации о текущих процентных ставках по действующим кредитам субъектов РФ затруднено из-за ряда факторов:

1) условия государственных контрактов зачастую предусматривают возможность снижения процентной ставки на протяжении периода привлечения заемных средств, однако для расчета ставок по всем действующим контрактам недостаточно публичной информации;

2) выборка кредитных ресурсов в рамках заключенных контрактов заказчиками делается не всегда, а при изменении ситуации на финансовом рынке банки иногда отказываются выдавать невыбранные объемы заимствований на условиях ранее заключенных контрактов. Однако исключить результаты таких аукционов не представляется возможным.

Кредиты, включенные в анализ, предполагали привлечение средств в валюте Российской Федерации. Однако в 2011 г. впервые после долгого перерыва один из субъектов РФ получил кредит в иностранной валюте. В декабре прошлого года Правительство Республики Башкортостан и Raiffeisen Bank International AG (Австрия) подписали кредитное соглашение по предоставлению Республике Башкортостан 25 млн долл. сроком на 1 год. Процент по кредиту — 6-месячная ставка LIBOR + 2,75%. Можно отметить, что по всем кредитам субъектов РФ, выраженным в рублях, была установлена фиксированная ставка. Применение плавающих ставок повышает для бюджета риски обслуживания долга, поэтому непопулярно среди субфедеральных заемщиков.

Банки — кредиторы субъектов российской федерации

В структуре кредиторов субъектов РФ в 2011 г. основной объем займов по заключенным контрактам по-прежнему был сконцентрирован у банков с государственным участием, таких как Сбербанк и ВТБ. Однако из абсолютного лидера рынка Сбербанк превратился в монополиста, заняв 78,8% рынка (рис. 5) по сравнению с 56,1% по итогам 2010 г. На втором месте — ВТБ, доля которого упала с 18,5 до 13,2% от объема кредитов по результатам аукционов за 2010 и 2011 гг. соответственно. На остальных участников рынка приходится менее 4%. При этом значительно уступили свои позиции в данном сегменте рынка такие структуры, как Банк Москвы и Росбанк.

Доля местных банков, зарегистрированных на территории заемщика — субъекта РФ, немного сократилась по сравнению с 2010 г. — с 1,7 до 1,4%. Средний объем выдаваемых ими кредитов составил 308 млн руб.

Сложившаяся структура участников рынка кредитования СРФ обусловлена во многом тем, что Сбербанк России и ВТБ являются лидерами по объему чистых активов среди российских банков. При этом монополизация Сбербанком рынка кредитования субъектов РФ может быть связана не только со значительными финансовыми ресурсами, а также с тем, что в условиях перехода к электронным аукционам этот банк лучше других был готов к изменениям благодаря наличию кадровых и материально-технических ресурсов для участия в аукционах и создания аффилированной структуры — электронной торговой площадки «СБЕРБАНК-АСТ».

Определенное влияние на структуру участников рынка оказало действующее законодательство, устанавливающее для участников размещения заказа требование предоставлять обеспечение исполнения контракта в случае превышения начальной цены 50 млн руб. Абсурдность ситуации заключается в том, что контракты предполагают предоставление участником аукциона заемных денежных средств заказчику, но для этого участнику необходимо иметь обеспечение, т. е. он должен дать гарантию того, что предоставит заимствования. При этом условия кредитования могут включать предоставление заемщиком обеспечения по кредиту.

Указанное требование законодательства целесообразно в отношении товаров (работ, услуг), приобретение (выполнение, оказание) которых связано с рисками заказчика при оплате и авансировании. Однако оплата услуг по выделению кредитных ресурсов создает риски для банка, а заемщик начинает оплачивать услуги всегда уже после получения заемных средств. Понимая несовершенство действующего законодательства в сфере размещения заказов на услуги коммерческих банков, большинство заказчиков дробят аукционы на суммы так, чтобы начальная цена контрактов не превышала 50 млн руб. В 2011 г. только 8,1% всех объявленных аукционов на право предоставления кредитов имели начальную (максимальную) цену более 50 млн руб. «Дробление» объема кредита также позволяет заказчикам расширить возможности небольших, преимущественно местных, банков по участию в аукционах.

Учитывая изложенное, законодателю следует отменить требование к наличию обеспечения исполнения контракта по аукционам на услуги по кредитованию, но при этом для повышения конкурентоспособности небольших банков может быть установлено ограничение на объем, который должен быть поделен заказчиком на мелкие суммы. Например, учитывая сложившуюся практику, это может быть 5% от общего объявленного заказчиком объема кредитов.

Перспективы

В конце 2011 г. наметилась тенденция к росту процентных ставок по кредитам субъектов РФ, которая, скорее всего, сохранится в первом полугодии 2012 г. В случае ухудшения макроэкономической ситуации в стране, а также дальнейшего повышения ставок на рынке межбанковского кредитования и снижения ликвидности банковского сектора рост процентных ставок будет сопровождаться сокращением сроков кредитования. При этом нестабильность на финансовом рынке может привести к увеличению числа несостоявшихся аукционов, на которых не подано ни одной заявки.

Высокая концентрация доли рынка кредитования субъектов РФ у двух крупнейших банков сохранится как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Появления новых игроков в 2012 г. ждать не стоит, однако недостаток надежных заемщиков может усилить активность банков, которые в 2011 г. ушли с рынка субфедеральных заимствований.


Содержание (развернуть содержание)
Пенсионная система России: время перемен
Стратегическийвыбор «РЕГИОНа» — квалифицированный инвестор
Мы опережаем рынок и помогаем его развитию
Наша заслуга не в том, что мы заработали в 2011 году 8% против минус 2% в среднем по рынку, а в том, что мы зарабатываем каждый год
2012 год: макроэкономическая ситуация и перспективы для финансовых рынков
Доверительное управление в российских банках: итоги 2011 года
Коллективные инвестиции и доверительное управлениеиз 2011-го в 2012-й: «живые» стратегии
Альтернативные инвестиции: жилая недвижимость
Профессиональный подход к оценке рисков — путь к эффективному управлению инвестициями
Организация службы риск-менеджмента в российских Негосударственных Пенсионных Фондах
Банк России меняет режим
Что год грядущий нам готовит?
Фондовый рынок Китая:проекция экономической мощи
США: опять «зеленые ростки»?
Вексель — альтернативы нет
Роботы отправят управляющих на свалку истории?
В целом мы довольны
Российский долговой рынок, субфедеральный сегмент:реалии и перспективы
Кредитование субъектов Российской Федерации в 2011 году

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
Тимур Нигматуллин
Чего ожидать от российской экономики и финансового рынка в 2017 году?
После трех кризисных лет — 2014 и 2016 гг. — в текущем году наконец-то начнется долгожданный восстановительный рост основных макроэкономических индикаторов.
Сергей Хестанов
Фактор Китая
Экономика России сильно зависит от цен на сырье, и прежде всего на нефть. Одним из важнейших факторов стратегического роста нефтяных цен в 1999—2014 гг. был возросший объем потребления ресурсов экономикой Китая.
Елизавета Белугина
2017 год: новые вызовы для финансовых рынков
Год 2016-й стал периодом сильнейших политических шоков.
Павел Ким
IR в России: высокая самооценка, но низкая репутация
Осенью 2016 г. было проведено исследование, посвященное анализу самооценки IR-подразделений российских публичных компаний, определению их текущей роли и значимости и ближайших перспектив развития. Результаты представлены в данной статье.
Все публикации →
  • Rambler's Top100