Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Ногин Юрий, Заместитель начальника управления по финансовым рискам НПФ «Благосостояние»

  • Все статьи автора

Организация службы риск-менеджмента в российских Негосударственных Пенсионных Фондах

Февраль 2012

В связи с ожидаемым вступлением в силу изменений1 в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и иные законодательные акты РФ, регламентирующие обязательное наличие службы риск-менеджмента в таких институтах коллективного инвестирования, как негосударственные пенсионные фонды (далее — НПФы), формирование соответствующей службы сегодня является актуальной и нетривиальной задачей для высшего руководства.

К предпосылкам организации службы контроля и анализа развития негативных событий следует отнести:

  • социальную направленность НПФа — риск-менеджмент должен учитывать интересы прежде всего вкладчиков-участ­ников, большинство из которых относится к самому незащищенному слою населения;
  • разнородность уровней толерантности к риску управляющих компаний — необходимость профессиональной экспертизы принимаемых решений и совершаемых действий в области рисков управления активами;
  • обоснованность единого подхода (разработка соответствующих показателей) к оценке финансовых рисков всего портфеля средств пенсионных накоплений и резервов;
  • необходимость контроля собственных нефинансовых (операционных) рисков НПФа, реализация которых может существенно нарушить исполнение обязательств НПФа перед своими клиентами и ослабить его рыночные позиции.

Важным пунктом формирования службы риск-менеджмента, влияющим на перспективы ее функционирования, является ожидание результатов деятельности высшим руководством НПФа. Среднее время экспозиции дифференцировано — в зависимости от видов рисков и величины фонда (сложность имплементации и трудоемкость первоначального анализа), а также поддержки руководства (какими полномочиями наделяется служба). Например, эффективность управления финансовыми рисками может быть оценена через полгода-год, в то время как результаты контроля над операционными рисками требуют более длительного срока — от 3 до 5 лет (необходимость разработки и наполнения соответствующей базы инцидентов, последующее формирование риск-культуры организации).

Главная идеологическая особенность службы риск-менеджмента заключается в прямой подотчетности первому лицу НПФа во избежание конфликта интересов с блоком активных операций (управления активами). Следует упомянуть, что для эффективного управления рисками стратегические и основные тактические решения в НПФе должны приниматься с учетом мнения (заключения) операционного риск-менеджера о возможных нефинансовых рисках, а также после расчета потенциальных потерь фонда при развитии неблагоприятного сценария.

Существенным аспектом оправдания ожиданий высшего руководства НПФа является исследование риск-аппетита конкретной финансовой организации, зависящего от специфики, размера и времени существования фонда. Три главных архетипа риск-аппетита представлены в табл. 1.

В зависимости от выявленного риск-аппетита формируются основные цели и задачи службы риск-менеджмента, уточняется очередность их реализации, определяются полномочия и составляется план организации процесса управления риском НПФа.

Для определения роли и места службы риск-менеджмента необходимо укрупненно рассмотреть основные направления деятельности организации (построить модель), а также проанализировать причины (факторы), влияющие на достижение целей и плановых показателей.

Как видно на приведенном рис. 1, управление рисками охватывает три основных направления: недопущение снижения числа вкладчиков-участников за счет своевременных действий во избежание (снижение) операционных рисков; уменьшение волатильности процесса инвестирования через мониторинг финансовых рисков; снижение потенциального оттока клиентов за счет управления риском потери (уменьшение) деловой репутации.

Кроме того, для детального изучения факторов, влияющих на направления деятельности НПФа, их разделяют на две категории: глобальные и локальные (рис. 2, 3).

Воздействие глобальных факторов влияет на всю деятельность организации, задает основное направление для прогнозирования развития ситуации, определяет стратегию. Таким образом, реализация рисков несоответствия реальных показателей запланированным (стратегические риски) приводит к наиболее серьезным последствиям, устранить результаты реализации которых бывает подчас невозможно (катастрофические потери). Эти риски являются наиболее приоритетными для службы риск-менеджмента.

Локальные факторы воздействуют на одно из основных направлений деятельности (см. рис. 1), управление ими является основной задачей для соответствующих подразделений, а риски, возникающие в связи с отклонением от прогнозируемых значений, определенных в стратегии развития организации, — предмет управления службы риск-менеджмента в НПФе. Более детально подходы к управлению, а также потенциальные риски рассмотрены в табл. 2.

Успешность работы службы риск-менеджмента в НПФе зависит от методологической поддержки управления рисками, которая направлена на снижение ошибок и зависимости от человеческого фактора (персонала). Схематически методологическая база выглядит следующим образом (рис. 4).

Развитие технологий риск-менедж­мента должно находить свое отражение в утверждаемых документах, регулирующих процесс управления рисками организации. Следует определить два фундаментальных момента методологии:

  • единство подхода к разработке шкалы внутренних кредитных, рыночных и иных рейтингов инвестиционных контрагентов организации (кредитных организаций, корпоративных заемщиков и т. д.);
  • полноту и достаточность внутренних положений, регулирующих действия как самих сотрудников службы риск-менедж­мента, так и структурных подразделений внутри службы для исключения дублирования операций, установки ответственности и определения взаимодействия с другими причастными подразделениями НПФа.

Варианты необходимых документов представлены на рис. 4 и табл. 3.

Сотрудники службы риск-менедж­мента НПФа при приеме на работу должны подписать кодекс профессиональной этики, регламентирующий принципы и методы избежания конфликта интересов между подразделениями.

В заключение отметим, что организация службы риск-менеджмента НПФа — это сложный и зачастую творческий процесс, затрагивающий всю парадигму управления, скрывающий в себе множество «подводных камней». Например, создание коллегиальных органов в области управления рисками (комитет по рискам) должно быть продуманным, взвешенным и обоснованным решением, так как таит в себе опасность «размытия» ответственности.


Содержание (развернуть содержание)
Пенсионная система России: время перемен
Стратегическийвыбор «РЕГИОНа» — квалифицированный инвестор
Мы опережаем рынок и помогаем его развитию
Наша заслуга не в том, что мы заработали в 2011 году 8% против минус 2% в среднем по рынку, а в том, что мы зарабатываем каждый год
2012 год: макроэкономическая ситуация и перспективы для финансовых рынков
Доверительное управление в российских банках: итоги 2011 года
Коллективные инвестиции и доверительное управлениеиз 2011-го в 2012-й: «живые» стратегии
Альтернативные инвестиции: жилая недвижимость
Профессиональный подход к оценке рисков — путь к эффективному управлению инвестициями
Организация службы риск-менеджмента в российских Негосударственных Пенсионных Фондах
Банк России меняет режим
Что год грядущий нам готовит?
Фондовый рынок Китая:проекция экономической мощи
США: опять «зеленые ростки»?
Вексель — альтернативы нет
Роботы отправят управляющих на свалку истории?
В целом мы довольны
Российский долговой рынок, субфедеральный сегмент:реалии и перспективы
Кредитование субъектов Российской Федерации в 2011 году

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
Тимур Нигматуллин
Чего ожидать от российской экономики и финансового рынка в 2017 году?
После трех кризисных лет — 2014 и 2016 гг. — в текущем году наконец-то начнется долгожданный восстановительный рост основных макроэкономических индикаторов.
Сергей Хестанов
Фактор Китая
Экономика России сильно зависит от цен на сырье, и прежде всего на нефть. Одним из важнейших факторов стратегического роста нефтяных цен в 1999—2014 гг. был возросший объем потребления ресурсов экономикой Китая.
Елизавета Белугина
2017 год: новые вызовы для финансовых рынков
Год 2016-й стал периодом сильнейших политических шоков.
Павел Ким
IR в России: высокая самооценка, но низкая репутация
Осенью 2016 г. было проведено исследование, посвященное анализу самооценки IR-подразделений российских публичных компаний, определению их текущей роли и значимости и ближайших перспектив развития. Результаты представлены в данной статье.
Все публикации →
  • Rambler's Top100