РЦБ.RU

Пенсионная система России: время перемен

Февраль 2012

Десять лет назад начала функционировать новая пенсионная система России.

Правительством страны 17 апреля 2001 г. была одобрена Программа пенсионной реформы в Российской Федерации и в том же году был принят так называемый «президентский» пакет законов (№ 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г., № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. и № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также изменения в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 17 декабря 2001 г.).

Программа пенсионной реформы 2001 г. предусматривала построение в Российской Федерации единой пенсионной системы как совокупности создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, гарантирующих гражданам материальное обеспечение в виде пенсии, которая должна объединять несколько компонентов:

  • государственное пенсионное обеспечение — для граждан, состоявших на федеральной государственной службе; лиц из числа космонавтов или работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию — за выслугу лет; в качестве компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы в результате радиационных или техногенных катастроф; для материальной поддержки нетрудоспособных граждан (социальная пенсия), а также финансирования базовой части трудовых пенсий и пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца за счет ассигнований из федерального бюджета (перечисления части единого социального налога);
  • обязательное пенсионное страхование — для выплат страховой и накопительной частей трудовых пенсий наемным и самозанятым работникам, а также страховой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца за счет обязательных страховых взносов;
  • дополнительное пенсионное страхование и обеспечение — предоставление в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию пенсий за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц.

Проведенные в 2001 г. мероприятия затрагивали в основном вопросы обязательного пенсионного страхования, формирования базовой части трудовой пенсии и выплаты социальных пособий.

Финансирование пенсий по обязательному пенсионному страхованию осуществлялось за счет единого социального налога (ЕСН). При этом для разных категорий застрахованных лиц устанавливались свои нормативы разделения уплаченной за них части ЕСН, направляемого в пенсионную систему (28%).

Отчисления на формирование базовой пенсии для всех категорий составляли 14%, страховой части — соответственно 14, 12 или 8%, в зависимости от принадлежности застрахованного лица к той или иной возрастной группе.

В ходе осуществления налоговой реформы ставки единого социального налога с 2005 г. были уменьшены с 35,6 до 26%. Были изменены и нормативы отчислений для трудовой пенсии: ставка на базовую часть снизилась до 6%, ставка на страховую составляющую была определена в размере 14 или 8% для лиц, формирующих накопительную часть трудовой пенсии.

Дальнейшему реформированию системы обязательного пенсионного страхования (его распределительной части) способствовало появление Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации и другие социальные фонды». В соответствии с этим документом единый социальный налог с 1 января 2010 г. был заменен прямыми страховыми взносами в Пенсионный фонд России и другие внебюджетные фонды.

Также принят ряд решений, которые позволили существенно повысить пенсии в России, в первую очередь был введен механизм валоризации — переоценки денежной стоимости пенсионных прав, приобретенных гражданами до запуска пенсионной реформы 2001 г., представляющий собой увеличение расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, используемого при определении размера трудовой пенсии.

Механизм валоризации был применен ко всем трудовым пенсиям независимо от их вида и даты назначения. Сумма валоризации устанавливалась индивидуально для каждого пенсионера на основе его расчетного пенсионного капитала и находилась в диапазоне от 200 до 3000 руб.

Одновременно были внесены поправки в другие законодательные акты, которые вместе с законом № 212-ФЗ изменили структуру трудовых пенсий и порядок ее начисления.

Так, с 2010 г. «база» трудовой пенсии как часть пенсии, финансируемой из средств федерального бюджета, была отменена. Вместо нее введен «фиксированный базовый размер» пенсии, который включен в состав страховой составляющей трудовой пенсии. Начиная с 2010 г. эта часть пенсии индексируется в составе страховой и по единым правилам (пример — индексация трудовых пенсий на 7% с 1 февраля 2012 г.). Предполагается, что и фиксированный базовый размер пенсии будет полностью формироваться за счет страховых взносов в ПФР.

С 1 января 2010 г. фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости составил 2562 руб. в месяц. Для отдельных категорий застрахованных лиц его величина колеблется от 3416 до 11529 руб. При этом фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается независимо от места жительства гражданина.

С 1 января 2015 г. на фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости будет влиять страховой стаж работника на момент достижения им пенсионного возраста (55 лет — женщины и 60 лет — мужчины). При недостатке необходимого страхового стажа (25 лет — женщины и 30 лет — мужчины) базовый размер страховой части будет уменьшаться на 3% за каждый год недостающего стажа, а за каждый год стажа сверх установленного — увеличиваться на 6%.

Были определены и новые ставки отчислений во внебюджетные фонды: суммарная ставка взносов в 2010 г. достигла 30%, из них 22% — в Пенсионный фонд России. С 1 января 2011 г. они составили 34 и 26% соответственно.

Дискуссии о путях дальнейшего развития пенсионной системы особенно обострились в последний год, что во многом обусловлено выборным циклом. В ходе проходящих обсуждений был принят ряд директив по финансированию распределительной части пенсии. Возвращен действовавший в 2010 г. размер суммарного взноса во внебюджетные фонды — 30%. Соответственно, с 26 до 22% снижен и суммарный взнос в Пенсионный фонд России. Указанные выплаты перечисляются с заработка, не превышающего (нарастающим итогом с начала года) установленной предельной суммы: 463 тыс. руб. — в 2010 г., 512 тыс. руб. — в 2012 г., 567 тыс. руб. — в 2013 г.

Изменен порядок учета средств на именных счетах. Для застрахованных лиц 1967 г. рождения и моложе 6% направляются на финансирование накопительной части трудовой пенсии, а 10% учитываются на именных счетах страховой части трудовой пенсии. Для застрахованных лиц старше 1967 г. рождения на именных счетах страховой части трудовой пенсии учитываются взносы в размере 16%. Остальные 6% (из общей суммы взносов 22%) идут на формирование базового размера страховой части трудовой пенсии и не учитываются на соответствующих именных счетах.

Одновременно определены дополнительные страховые взносы в Пенсионный фонд России в размере 10% от величины заработной платы, превышающей установленную предельную сумму. Для ряда категорий бизнеса ставка этого платежа уменьшена до 7%, а для инноваторов и некоторых других бизнес-групп дополнительные взносы полностью отменены.

Взносы с зарплат, превосходящих предельный уровень, позволяют несколько сократить (но не ликвидировать) дефицит бюджета Пенсионного фонда России. Они не увеличивают пенсионные обязательства для ныне работающих застрахованных лиц, поскольку не учитываются на именных счетах страховой части трудовой пенсии.

Созданная в результате реформы 2002 г. пенсионная система предполагает оптимальное сочетание принципов распределения и накопления в обязательном пенсионном страховании.

Напомним, что кризисные явления 2008 г. были успешно преодолены распределительным компонентом пенсионной системы России исключительно за счет образования и использования Фонда национального благосостояния. При отсутствии такого фонда (в период дефолта 1998 г.) Пенсионный фонд России столкнулся с большими трудностями при обеспечении выплат (задержки пенсий достигали 6 мес.).

В то же время в 1998 г., несмотря на дефолт, негосударственные пенсионные фонды продолжали выплаты пенсий, и их задолженность не превышала величины, эквивалентной задержкам выплат на 15 дней. С увеличением объема накопительной составляющей ее стабилизирующее влияние на пенсионную систему и экономику в целом только возрастает. В наиболее острый период кризиса 2008 г. фондовый рынок России сохранился только благодаря наличию на нем средств пенсионной системы и коллективных инвестиций (ПИФов).

Принципы и механизмы формирования накопительной части трудовой пенсии были сформулированы в 2002—2003 гг. в федеральных законах, определивших порядок инвестирования пенсионных накоплений (№ 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г.) и порядок участия негосударственных пенсионных фондов в формировании накопительной части трудовой пенсии (№ 14-ФЗ, внесший изменения и дополнения в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», от 10 января 2003 г.).

При формировании накопительного компонента обязательного пенсионного страхования все застрахованные граждане были первоначально разделены на три категории:

1) лица, которым на 1 января 2002 г. оставалось менее 10 лет до выхода на пенсию по установленному пенсионному возрасту (мужчины 1952 г. рождения и старше, женщины 1957 г. рождения и старше);

2) лица старше 1967 г. рождения, не вошедшие в первую категорию;

3) лица 1967 г. рождения и моложе.

В зависимости от принадлежности застрахованного лица к одной из этих групп в накопительную часть за него перечислялись (в 2004 г.) 0,2 и 6% соответственно.

После изменения с 2005 г. ставки единого социального налога отчисления в накопительную часть трудовой пенсии в размере 6% стали производиться только для застрахованных лиц третьей категории (1967 г. рождения и моложе) — 4% в 2005—2007 гг.

На 1 января 2012 г. общий объем накопленных пенсионных средств оценивался в сумму 2660 млрд руб., из них 1894 млрд руб. — по обязательному пенсионному страхованию (включая добровольные страховые взносы в накопительную часть трудовой пенсии), в том числе 398 млрд руб. — средства в негосударственных пенсионных фондах, 766 млрд руб. — пенсионные резервы по добровольному (негосударственному) пенсионному обеспечению. Динамика отдельных составляющих накопительного компонента на начало указанного года показана на рис. 1.

В течение длительного периода развитие этой части пенсионной системы сдерживалось отсутствием правил выплаты пенсий из сформированных пенсионных накоплений.

Виды пенсий, порядок их финансирования и осуществления таких выплат определили утвержденные 30 ноября 2011 г. Федеральный закон № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» и № 259-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений”.

В соответствии с указанными нормативными актами застрахованное лицо имеет право обратиться за назначением выплат из средств пенсионных накоплений лишь к тому страховщику, у которого они формируются. Правда, в отличие от первых редакций законопроектов, которые предполагали разные виды выплат для разных страховщиков, теперь и Пенсионный фонд России, и негосударственные пенсионные фонды производят все предусмотренные законодательством виды выплат.

Застрахованные лица, участвующие в программе государственного софинансирования пенсий или вложившие материнский капитал в накопительную часть пенсии, имеют возможность получить накоп­ленные по этим программам деньги или в виде срочной пенсионной выплаты, или в составе накопительной части трудовой пенсии по старости. Срок срочной выплаты ограничен и не может быть меньше 10 лет (120 мес.) со дня ее назначения.

Принятые законы впервые закрепили гарантии пенсионных прав застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования. В случае если сумма пенсионных накоплений на день, с которого назначается соответствующий вид выплат, окажется меньше общей суммы средств, которые должны быть учтены за весь период формирования пенсионных накоплений на пенсионном счете, недостающие деньги должны быть возмещены застрахованному лицу. Порядок и условия такого возмещения будут установлены отдельным федеральным законом.

За счет средств пенсионных накоплений осуществляются следующие выплаты:

  • единовременная;
  • срочная пенсионная;
  • накопительной части трудовой пенсии по старости (НЧТП);
  • средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица.

Для обеспечения выплат НЧТП из средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена эта пенсия, формируется выплатной резерв в предписанном законом порядке.

Средства выплатного резерва (ВР), а также пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата (ПН СПВ), передаются в доверительное управление управляющей компании в соответствии с договором доверительного управления средствами ВР и договором доверительного управления ПН СПВ, который в общем случае будет отличаться от договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений.

Размер НЧТП и (или) срочной пенсионной выплаты подлежит корректировке по результатам инвестирования средств (выплатного резерва или ПН СПВ) один раз в год с 1 августа года, следующего за годом получения дохода (положительных результатов) от инвестирования соответствующих средств. Корректировка размера НЧТП и (или) срочной пенсионной выплаты осуществляется без обращения застрахованного лица.

В случае отсутствия дохода (положительных результатов) либо получения убытка от инвестирования средств ВР и (или) ПН СПВ размер НЧТП и (или) срочной пенсионной выплаты не меняется до тех пор, пока денежная оценка средств ВР и (или) ПН СПВ соответствующего года не превысит денежную оценку принятых НПФом обязательств в отношении застрахованных лиц.

Исполнение законов № 360-ФЗ и № 359-ФЗ требует разработки 43 норма­тивно-правовых актов, которые должны быть приняты в оставшиеся 5 мес. до вступления этих законов в силу (1 июля 2012 г.). Правительством Российской Федерации утвержден для этого специальный план-график. Непосредственное отношение к деятельности НПФов из них имеет 21 документ (два федеральных закона, девять постановлений Правительства Российской Федерации и 10 актов уполномоченного федерального органа (УФО), из них 8 актов — Минздравсоцразвития России).

В ближайшие 10 лет основным видом выплат будет единовременная выплата (рис. 2). Это связано с тем, что в данный период на пенсию будут выходить граждане, которым в 2005 г. было отменено перечисление страховых взносов.

Подготовка необходимых документов является важнейшим этапом реализации упомянутых законов. В зависимости от их качества могут быть приняты положения как конкретизирующие и облегчающие действия застрахованных лиц и страховщиков по ОПС при осуществлении выплат, так и существенно осложняющие применение норм законов на практике.

Большие сомнения вызывает также способность нынешней системы государственного управления обеспечить своевременность разработки, межведомственного согласования и утверждения документов. Уже сейчас наблюдается отставание от намеченного графика. Не исключено также наличие необоснованных приоритетов в разработке документов, регламентирующих деятельность ПФР, в ущерб документам, обеспечивающим деятельность негосударственных пенсионных фондов.

В связи с этим особые полномочия должны быть возложены на Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений, который в соответствии с положениями федеральных законов призван выполнять функции контроля в сфере финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии по старости.

Дальнейшее развитие накопительного компонента пенсионной системы России во многом связано с совершенствованием работы негосударственных пенсионных фондов — ее ключевого звена, социального и финансового института, которому в наступившем году исполнится 20 лет.

Объем участия НПФов в обязательном накопительном компоненте пенсионной системы уже вполне сопоставим с ролью Пенсионного фонда России, а в негосударственном пенсионном обеспечении НПФы являются единственным институтом, осуществляющим выплаты дополнительной (негосударственной) пенсии.

В настоящее время (по данным ФСФР России на 1 июля 2011 г.) участниками НПФов являются свыше 6650 тыс. человек, пенсионные резервы негосударственного пенсионного обеспечения составляют 669 447,8 млн руб. В негосударственных пенсионных фондах получают дополнительную (негосударственную) пенсию более 1400 тыс. человек, ее средний размер превышает 1770 руб.

Интерес застрахованных лиц к негосударственным пенсионным фондам постоянно растет. По итогам 2010 г. более 3,4 млн человек предпочли Пенсионному фонду России один из негосударственных пенсионных фондов, 426 тыс. человек перешли из одного НПФа в другой и только 53,8 тыс. человек вернулись из НПФов в Пенсионный фонд России. В 2011 г. активность застрахованных лиц по выбору места формирования накопительной части трудовой пенсии стала еще выше. За 11 мес. 2011 г. по сравнению с тем же периодом 2010 г. количество принятых заявлений, по данным Пенсионного фонда России, увеличилось более чем в 1,6 раза, при этом 85,74% из них — заявления о переходе из ПФР в НПФ и 11,35% — о переходе из одного НПФа в другой.

С учетом предварительных итогов кампании 2011 г. число застрахованных лиц, выбравших негосударственные пенсионные фонды, может достичь 16 млн человек, а сумма их пенсионных накоп­лений — 425 млрд руб.

В последние годы развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения несколько замедлилось. Причиной этого стали как последствия экономического кризиса 2008 г., так и гипертрофированное внимание, уделяемое негосударственными пенсионными фондами обязательному пенсионному страхованию. В этой области также назрела необходимость перемен.

Основной формой развития сферы негосударственного пенсионного обес­печения в России являются пенсионные системы отдельных отраслей и крупных корпораций, а также корпоративные пенсионные программы отдельных предприятий (ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», «Транснефть», ЛУКОЙЛ, ГМК «Норильский никель», Магнитогорский металлургический комбинат, ОАО «Северсталь», ОАО «Сургутнефтегаз», «РЕНОВА» и др.), в создании которых в большинстве случаев принимали непосредственное участие и отраслевые профсоюзы.

Иностранные и транснациональные компании на территории России (ТНК-ВР, Philip Morris International, British American Tobaссo, Tetra Pak, Bonduelle и др.) также декларируют корпоративные пенсионные программы в рамках социального пакета, предоставляемого своим сотрудникам.

Особенностью нынешнего этапа продвижения корпоративных программ является совершенствование их структуры. Все сильнее проявляется тенденция перехода от корпоративных программ, финансируемых исключительно за счет взносов работодателя и в значительной степени нацеленных на выполнение пенсионных планов с фиксированными выплатами, к пенсионным планам с установленными взносами и широким привлечением работников к совместному финансированию пенсионных программ.

Уже сейчас в тех отраслях, где «работает» негосударственное пенсионное обеспечение, удается получить суммарный для всех видов пенсии коэффициент замещения, превышающий (по отношению к размеру заработной платы в отрасли) коэффициент замещения по ОПС на 12—15%.

Для успешной интеграции корпоративных пенсионных программ в пенсионную систему России необходимо добиться согласия по ключевым вопросам их построения. Среди них:

  • право сотрудника на участие в программе (наличие или отсутствие ограничений на такое участие);
  • период ограничения использования (vesting period) — срок, до истечения которого работник не имеет права на получение в будущем корпоративной пенсии;
  • возможность перенесения накоп­ленных за время работы в компании пенсионных прав в случае увольнения (pension portability);
  • обязательность или добровольность участия в совместном финансировании пенсии, зависимость величины взноса предприятия от различных факторов (размера собственного взноса сотрудника, срока, оставшегося до выхода на пенсию, или срока работы пос­ле наступления пенсионных оснований, стажа работы в компании или смежных предприятиях холдинга, должностного оклада или штатной категории сотрудника);
  • схемы и порядок выплаты пенсии (применение срочных или пожизненных выплат, возможность выбора схемы и порядка выплат);
  • возможность наследования пенсионных накоплений.

Решение этих вопросов призвано, с одной стороны, отстоять права работника (прежде всего при увольнении с предприятия), а с другой стороны — позволяет работодателю использовать корпоративные пенсионные программы в качестве эффективного инструмента управления персоналом и принимать активное участие в развитии пенсионной системы.

Основой такого согласия должны стать принципы социального партнерства (учет интересов государства, работодателя и отдельного работника).

Наряду с реализацией корпоративных пенсионных программ негосударственные пенсионные фонды накопили большой опыт в области личного пенсионного страхования граждан, и его игнорирование или умолчание о нем негативно сказывается на развитии пенсионной системы России.

Например, в 2010 г., несмотря на последствия кризиса, граждане России внесли в негосударственные пенсионные фонды более 12 млрд руб. личных сбережений, в то время как в рамках широко разрекламированной и пользующейся поддержкой государства программы добровольных страховых взносов поступило только 3,6 млрд руб.

При определении методов содействия дальнейшему развитию системы добровольных пенсионных накоплений граждан необходимо принять во внимание опыт (в том числе и негативный) реализации программы государственного софинансирования, добиться распространение заложенных в ней принципов поддержки на другие формы добровольного (негосударственного) пенсионного обеспечения. Это особенно важно, если учитывать, что программа государственного софинансирования (в плане возможности вступления в нее) заканчивается уже в 2013 г.

Динамику накопительного компонента пенсионной системы России сдерживает множество отрицательных явлений и проблем, таких как:

  • недоверие населения в целом и представителей среднего класса государству и негосударственным финансовым институтам (в том числе негосударственным пенсионным фондам);
  • недостаточная эффективность инвестирования пенсионных накоплений;
  • отсутствие гарантий пенсионных прав граждан в накопительной части пенсионной системы;
  • сложность процесса выбора застрахованными лицами способа формирования пенсионных накоплений и наличие злоупотреблений при реализации их прав;
  • отсутствие единых требований к организации корпоративных пенсионных программ;
  • несовершенство организационно-правовой формы «негосударственный пенсионный фонд», что снижает заинтересованность учредителей в деятельности фонда;
  • недостатки налогообложения операций, связанных с негосударственным пенсионным обеспечением (налог на прибыль от размещения пенсионных резервов, налог на доходы физических лиц на отдельные виды негосударственных пенсий);
  • недостатки государственного контроля за деятельностью НПФ.

Дальнейшее сбалансированное развитие распределительного и накопительного компонентов пенсионной системы, органичное встраивание в нее накопительной составляющей, усиление роли государства в обеспечении достойного уровня жизни пенсионеров являются главными объектами обсуждения путей становления пенсионной системы, при этом основными направлениями видятся следующие:

  • организация реальных и бесперебойных выплат накопительных пенсий;
  • повышение эффективности инвестирования пенсионных накоплений;
  • обеспечение сохранности пенсионных накоплений и создание механизмов компенсации возможных потерь;
  • совершенствование государственного регулирования и надзора, развитие саморегулирования.

Повышение эффективности инвестирования пенсионных накоплений — основная задача укрепления накопительного компонента обязательного пенсионного страхования.

Поставленные цели могут быть реализованы последовательным решением таких вопросов, как:

  • либерализация установленных государством количественных ограничений при инвестировании пенсионных накоп­лений;
  • переход от регулирования, которое опирается на портфельные ограничения, к риск-ориентированному надзору за НПФами и управляющими компаниями;
  • упорядочение инвестиционного выбора и снижение рисков инвестиций застрахованных лиц.

Необходимое условие такого перехода — внедрение в НПФ стандарта «разум­ного лица» и использование при регулировании пруденциальных принципов надзора.

Принцип сохранности при инвестировании пенсионных накоплений следует рассматривать в долгосрочном аспекте, поскольку управление средствами пенсионных накоплений не исключает возможности получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде. Убытки, возникшие под влиянием рыночного риска, должны компенсироваться застрахованному лицу на момент назначения накопительной пенсии и в период ее выплаты. Возмещению подлежит разница между фактической величиной пенсионных накоплений на дату назначения пенсии и объемом гарантированных пенсионных прав (суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и других платежей, поступивших за весь период формирования пенсионных накоплений до назначения накопительной части трудовой пенсии). На стадии выплаты накопительной части трудовой пенсии ее величина не может уменьшаться.

Для исполнения обязательств перед застрахованными лицами по выплате накопительной пенсии из НПФа должен действовать двухуровневый механизм компенсации рыночных рисков инвестирования, который включает:

  • страховые резервы НПФа по обязательному пенсионному страхованию;
  • средства гарантийного фонда, созданного с участием государства на принципах частно-государственного партнерства.

Управление гарантийным фондом должно осуществляться при участии саморегулируемых организаций — игроков рынка пенсионных накоплений.

Текущее состояние системы регулирования и надзора в сфере обязательного пенсионного страхования не отвечает потребностям устойчивого развития накопительной составляющей пенсионной системы.

Наличие большого количества регулирующих и контролирующих органов ведет к размыванию государственного контроля и отсутствию скоординированной государственной политики в отношении накопительного пенсионного страхования (в настоящее время накопительный компонент в той или иной степени регулируют и контролируют Минфин, Минздравсоцразвития, Минюст, ФСФР России, налоговые органы, ФАС России и другие организации).

Назрела необходимость в концентрации государственного регулирования и контроля и его совершенствовании в направлении:

  • унификации принципов регулирования и надзора за деятельностью НПФов по обязательному и добровольному пенсионному страхованию (обеспечению);
  • смещения в сторону обеспечения пруденциального поведения НПФ;
  • перехода к риск-ориентированному надзору, оценке финансовой устойчивости пенсионных фондов при различных сценариях развития финансовых рынков и экономики в целом.

Одновременно с укреплением государственного регулирования и контроля важную роль в совершенствовании накопительного компонента должно сыграть саморегулирование.

В настоящее время в России существует единственная саморегулируемая организация НПФов — Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ), в сферу компетенции которой входит:

  • разработка и принятие обязательных для выполнения всеми членами НАПФ правил (стандартов) деятельности (9 стандартов) и профессиональной этики;
  • формирование и обеспечение работы Комиссии по профессиональной этике (контроль соблюдения членами НАПФ требований законодательства, стандартов и правил НАПФ, рассмотрение жалоб на членов НАПФ);
  • обучение сотрудников фондов и других граждан работе в сфере накопительного пенсионного страхования, организация квалификационных экзаменов и выдача квалификационных аттестатов.

Дальнейшее развитие саморегулирования должно предусматривать для всех фондов, осуществляющих деятельность по обязательному накопительному пенсионному страхованию, необходимость членства в одной из саморегулируемых организаций. Саморегулируемые организации наравне с государством должны также принять участие в формировании и управлении гарантийным фондом для финансового обеспечения исполнения обязательств перед застрахованными лицами по выплатам за счет пенсионных накоплений.

За последнее десятилетие Российской Федерации удалось многого добиться в развитии пенсионной системы и внедрить такие современные технологии, как система условно-накопительных счетов и обязательный накопительный компонент. Проведенные в 2010 г. мероприятия, и в первую очередь — валоризация дореформенных пенсионных прав, доведение минимального размера пенсий до регионального прожиточного минимума, опережающая индексация базового размера пенсий позволили существенно увеличить выплаты. Средний размер трудовой пенсии вырос практически в полтора раза, а ее относительный уровень (по отношению к доходам работающего населения) достиг почти 40%.

Однако столь значительное повышение пенсий было проведено не за счет внутренних ресурсов пенсионной системы (уже разбалансированной к этому моменту), а благодаря масштабному привлечению внешних, бюджетных источников финансирования.

Пенсионная система Российской Федерации, действующая на основе распределительных и накопительных механизмов в обязательном пенсионном страховании, способна лучше других систем реагировать на финансовые или демографические вызовы. Наличие же проблем, многие из которых унаследованы с советских времен, не должно стать причиной «демонтажа» ее конструктивных составляющих.

Необходимо создание надежной пенсионной системы, на которую не смогут повлиять никакие кризисы и посткризисные явления. Продолжительность пенсионного цикла человека, включая период формирования его пенсионных прав, составляет от 40 до 50 лет и более, поэтому пенсионная система уже сейчас должна быть готова к длительной и устойчивой работе.


Содержание (развернуть содержание)
Пенсионная система России: время перемен
Стратегическийвыбор «РЕГИОНа» — квалифицированный инвестор
Мы опережаем рынок и помогаем его развитию
Наша заслуга не в том, что мы заработали в 2011 году 8% против минус 2% в среднем по рынку, а в том, что мы зарабатываем каждый год
2012 год: макроэкономическая ситуация и перспективы для финансовых рынков
Доверительное управление в российских банках: итоги 2011 года
Коллективные инвестиции и доверительное управлениеиз 2011-го в 2012-й: «живые» стратегии
Альтернативные инвестиции: жилая недвижимость
Профессиональный подход к оценке рисков — путь к эффективному управлению инвестициями
Организация службы риск-менеджмента в российских Негосударственных Пенсионных Фондах
Банк России меняет режим
Что год грядущий нам готовит?
Фондовый рынок Китая:проекция экономической мощи
США: опять «зеленые ростки»?
Вексель — альтернативы нет
Роботы отправят управляющих на свалку истории?
В целом мы довольны
Российский долговой рынок, субфедеральный сегмент:реалии и перспективы
Кредитование субъектов Российской Федерации в 2011 году

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе

Раздел не найден.

  • Rambler's Top100