РЦБ.RU
  • Автор
  • Ногин Юрий, Заместитель начальника управления по финансовым рискам НПФ «Благосостояние»

  • Все статьи автора

Управление риском потери (снижения) деловой репутации

Январь 2012

В современных экономических реалиях для достижения поставленных целей организации необходима реализация совокупности таких факторов развития, как доступность финансовых заимствований, наличие квалифицированных кадров, постоянство и рост клиентской базы и т. д. Основой получения названных компетенций является управление риском потери (снижения) деловой репутации. Это особенно актуально для негосударственных пенсионных фондов (далее — НПФов) вследствие их организационно-правовой формы — некоммерческая организация, которая устанавливает дополнительные требования к контролю деловой репутации (принцип социально-ответственного инвестирования1). Следует отметить, что в российской практике проблематика упомянутого риска в некоторой степени описывалась только в нормативно-правовых актах, регулирующих банковскую деятельность2.

В настоящей статье под термином «деловая репутация» в соответствии с Письмом Банка России № 92-Т от 30 июня 2005 г. будет пониматься качественная оценка участниками гражданского оборота деятельности организации, а также действий ее реальных владельцев, аффилированных лиц, дочерних и зависимых организаций.

Возникновение риска потери (снижения) деловой репутации может быть обусловлено следующими внутренними и внешними факторами:

  • несоблюдением организацией (ее аффилированными лицами, дочерними и зависимыми организациями, реальными владельцами) законодательства Российской Федерации, учредительных и внутренних документов, обычаев делового оборота, принципов профессиональной этики3;
  • неисполнением договорных обязательств перед кредиторами, клиентами и контрагентами организации;
  • отсутствием содержания во внутренних документах механизмов, позволяющих эффективно регулировать конфликт интересов клиентов и контрагентов, учредителей (участников), органов управления и (или) служащих, а также минимизировать негативные последствия конфликта интересов, в том числе предотвращение предъявления жалоб, судебных исков со стороны клиентов и контрагентов и (или) применение мер воздействия со стороны органов регулирования и надзора;
  • неспособностью организации, ее аффилированных лиц, а также реальных владельцев эффективно противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также иной противоправной деятельности, осуществляемой недобросовестными клиентами и контр­агентами и (или) служащими организации;
  • осуществлением организацией рискованной кредитной, инвестиционной и рыночной политики, наличием высокого уровня операционного риска, недостатков в организации системы внутреннего контроля, в том числе в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • недостатками кадровой политики при подборе и расстановке кадров, несоблюдение принципа «Знай своего служащего»;
  • опубликованием негативной информации об организации или ее служащих, учредителях (участниках), членах органов управления, аффилированных лицах, дочерних и зависимых организациях в СМИ.

Изучение природы деловой репутации предполагает определение источников возникновения факторов, позитивно или негативно влияющих на имидж организации. Такие источники можно разделить на четыре группы, с каждым из которых должна вестись соответствующая работа в организации:

  • внутренние положения:
    • принятие Кодекса профессиональной этики, опирающегося на стандарты CFA и (или) GARP, для повышения корпоративной культуры организации;
    • утверждение внутреннего распорядительного документа уполномоченным органом о необходимости заблаговременного уведомления (например, не позднее 2 рабочих дней до передачи материалов в СМИ) соответствующей службы организации в случае, если сотрудник или группа сотрудников публикует материалы в СМИ и (или) выступает с докладом или иным сообщением на конференциях, семинарах или иных публичных мероприятиях с указанием занимаемой должности. Такая информация положительно влияет на имидж и деловую репутацию организации и должна быть учтена в соответствующем отчете, кроме того, это дополнительный стимул для сотрудников «проявить себя» перед руководством;
    • разработка и соблюдение правил стандарта KYC (Know Your Client) и стандарта KYE (Know Your Employee)4;
    • развитие корпоративной культуры организации с помощью мотивационных программ, способствующих развитию сотрудников через обучение и корпоративные университеты5;

  • внешнее взаимодействие:
    • публикация на корпоративном сайте списков крупных корпоративных и государственных клиентов и подрядчиков;
    • получение рейтингов и наград с последующим освещением на соответствующих сайтах и СМИ.

  • взаимодействие со СМИ:
    • применение специализированных программ мониторинга и анализа публикаций в СМИ (например, «СКАН» или «Интегрум»);
    • наличие уполномоченного пресс-секретаря для связи с общественностью и службы PR в организации;
    • участие в общественных организациях (например, РСПП) и профессиональных сообществах (например, НАПФ или НЛУ).

  • взаимодействие с органами власти:
    • участие представителей организации в экспертных советах при органах государственной власти;
    • наличие службы GR (Government Relationship) организации и актуального списка сотрудников регуляторов с указанием личной открытой информации (например, дни рождения) для соответствующего информирования (поздравления).

Следующим шагом является разработка модели, описывающей основные параметры риска потери (снижения) деловой репутации, для последующей оценки и анализа событий, влияющих на имидж организации.

В соответствии с предложенной моделью каждый из параметров может быть ранжирован экспертным методом на основе выбора наиболее близко сопоставимых значений. Следует крайне ответственно подойти к выбору группы экспертов и проверять схожесть ответов (например, с помощью коэффициента конкордации).

Предложенная здесь и далее бальная оценка является примерной, т. е. в зависимости от риск-аппетита организации могут быть использованы другие баллы (цифры), удаленность друг от друга которых может изменяться как в большую, так и в меньшую сторону. Также можно ввести промежуточные значения для повышения точности оценки, однако подобные преобразования должны быть поддержаны экспертной группой, которой предстоит анализировать события, влияющие на деловую репутацию.

Первая строка таблиц отражает бальную оценку, вторая — общее описание параметра, третья и четвертая — соответствующие значения для примеров.

Расчет базового значения общего показателя риска потери (снижения) деловой репутации представляет собой произведение баллов масштаба, силы и длительности воздействия события и может принимать значения по модулю от 1 (минимальное) до 27 баллов (максимальное). Следует помнить, что положительное событие будет обладать бальной оценкой со знаком «+», а негативное — со знаком «–» соответственно, что учитывается при анализе эффективности работы службы по связям с общественностью.

Оценка базового значения общего показателя риска определяет последующие необходимые мероприятия для управления сложившейся ситуацией.

Для расчета итогового значения общего показателя риска потери (снижения) деловой репутации необходимо учесть еще один важный показатель — концентрацию новостного фона, которая может быть определена на конец отчетного периода и которая «усиливает» или «ослабляет» информационный эффект. Данный параметр имеет большое значение в отличие от базовых показателей, так как малозначительная негативная новость способна оказать более сильное воздействие на репутацию организации при длительном негативном информационном фоне, чем серьезное положительное событие, поскольку в глазах общественности такие новости (события) могут быть трактованы, как «попытались — не получилось».

После применения параметра «концентрация» шкала значений итогового показателя риска потери (снижения) деловой репутации расширяется до 405 баллов (27 • 15 баллов) для отображения информационного фона, который оказывает влияние на имидж организации в течение всего года. Например, положительные результаты работы НПФа со средней по всем фондам доходностью будут соответствовать 3 • 2 • 2 • 15 = 180 баллам, а отрицательная доходность от управления средствами ПИФа для УК составит — 3 • 2 • 3 • 15 = –270 баллов (отрицательная доходность всегда будет рассматриваться с большим вниманием, нежели положительная, так как для ряда заинтересованных лиц будет актуальна мысль «повезло»).

Важным аспектом управления риском потери (снижения) деловой репутации является периодичность проведения исследования факторов и источников риска, а также анализа концентрации. Для лучшего формирования представления о реальной оценке деятельности организации следует ввести двухуровневую систему анализа — тактический (на ежеквартальной основе) и стратегический (ежегодный) показатели риска. При этом каждый показатель фактически представляет собой разницу между баллами положительной и негативной репутации с указанием событий, произошедших в прошлых отчетных периодах, но по-прежнему оказывающих воздействие на текущую ситуацию.

При проведении любых исследований деловой репутации компании стоит реализовать проверку на концентрацию новостного фона (выявление динамики) и проверку на здравый смысл (например, в случае если результаты деятельности организации за последний отчетный год признаны неудовлетворительными, публикации членов инвестиционной команды о технологиях управления активами будут восприниматься как фарс).

Эффективность работы службы по связям с общественностью может быть оценена исходя из анализа и оценки событий, положительно и отрицательно повлиявших на деловую репутацию организации. Данное предположение можно выразить с помощью формулы: (баллы положительной репутации — баллы отрицательной) / баллы отрицательной репутации, взятые по модулю. Соответственно, полученные значения будут выражены в процентах и будут приниматься как положительные, так и отрицательные значения. Экономический смысл такого подхода состоит в том, чтобы показать, насколько эффективно соответствующая служба покрывает действия событий, негативно влияющих на имидж организации.

Управление деловой репутацией через контроль риска ее потери (снижения) является неотъемлемой частью функционирования любой организации и должно быть включено в отчет руководства для наиболее полного раскрытия картины рисков, оказывающих влияние на организацию (карта рисков). Экономическая целесообразность совершения сомнительных сделок, особенно на внебиржевом рынке и (или) в процессе «администрирования» активов, должна проходить через «фильтр» риска деловой репутации (необходимость получения соответствующего заключения операционного риск-менеджера, помимо отчетов служб юридической, финансовых рисков и безопасности). Следует отметить, что управление риском потери (снижения) деловой репутации повышает инвестиционную привлекательность и капитализацию компании, а также улучшает имиджевую составляющую организации в глазах ее партнеров, контрагентов и клиентов.


Содержание (развернуть содержание)
Убежден в правильности существующей системы регулирования рынка
Сегодня у нашего регулятора связаны руки
Мы не имеем права задавать себе вопрос о политических и экономических последствиях наших решений
На данном этапе товарная биржа могла прийти на российский рынок только на государственном «надо», и никак иначе
Мы не смотрим вперед, и это очень печально
Путь в тысячу шагов начинается с первого шага
МФЦ в России – это, в первую очередь, финансовая грамотность населения плюс интернетизация всей страны
Нужна большая кнопка «доступ на фондовый рынок»
О высоких темпах роста мечтать не приходится
Основной приоритет для наших акционеров и клиентов – надежность сервисов и динамичное развитие
Новации в законодательстве и финансовый кризис — мнение банка-кастодиана
Новые реалии регистраторского бизнеса
Ситуация непростая, но не трагичная
Давайте сделаем три шага вперед, после сделанного шага назад
Прерванный полет над «гнездом» центрального депозитария
О современных тенденциях развития биржевых торговых технологий. Часть 2
Налогообложение физических лиц: изменения, порядок удержания и возврата
«Полезные инструменты» в кризисное время
Разрешит ли мир долговую проблему?
Проблемные активы в России
Управление риском потери (снижения) деловой репутации

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
Яков Миркин
Инвестиции: макроэкономические вызовы
Какую модель экономики мы создали за четверть века? Это экономика сверхконцентраций собственности и огосударствления. Экономика вертикалей, олигополий, ресурсы сверхконцентрированы в Москве, малый и средний бизнес — подавлен.
Константин Угрюмов
Софинансирование ИПК — улучшение качества жизни россиян не только в будущем, но и сейчас
Банк России и Минфин РФ согласовали концепцию индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Гражданам предложат копить себе на пенсию самостоятельно. Вопрос в том, какое количество россиян согласится участвовать в новой пенсионной системе.
Александр Баранов
Solvency II для НПФа
Согласно Информационному письму Банка России - в первой половине 2017 года будет разработана дорожная карта внедрения Solvency II на российском страховом рынке. В статье описан опыт использования стандартов Solvency II для частных пенсионных фондов в ЕС, обсуждается возможность применения Solvency II для российских НПФов.
Светлана Бик
Долгосрочные институциональные инвестиции в инфраструктуру россии на основе концессии: итоги 2016 года
В 2005 г. в РФ появилась возможность финансирования инфраструктуры за счет концессионной модели, которая является основной формой ГЧП для реализации крупных проектов. За прошедшее время к финансированию подключились и НПФы. Отличительной особенностью является присутствие в схеме финансирования концессионных облигаций.
Все публикации →
  • Rambler's Top100