Casual
РЦБ.RU

Давайте сделаем три шага вперед, после сделанного шага назад

Февраль 2012

РЦБ: Каким Вы видите будущее регистраторского бизнеса в России в свете принятия Закона о ЦД?

В. М. Даже до вступления в силу Закона о ЦД произошло усложнение процедуры принятия решения как по отдельной операции, так и по совокупности связанных операций одного дня или одного зарегистрированного лица. Связано это с введением в действие Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных", Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившими в силу новыми редакциями Приказа ФСФР РФ от 20 июля 2010 г. № 10-49 пз-н «Об утверждении Положения о лицензионных требованиях», с увеличением штрафных санкций со стороны регулятора за ошибки операторов.

Отдельные части этих законодательных актов напрямую потребовали изменения технологического цикла и введения дополнительных систем контроля и новых рабочих мест для высококвалифицированных сотрудников (т. е. дополнительных затрат). При этом общее уменьшение количества регистраторов привело к сокращению числа специалистов, работающих в отрасли, т. е. замены действующим квалифицированным специалистам в свободном доступе нет, можно только самостоятельно готовить в течение нескольких лет.

Одновременно увеличивается количество справочных баз данных, необходимых для анализа принятия решений о контроле операции в целях ПОД/ФТ, и эти базы подлежат обновлению для поддержания их актуальности, но при этом их все равно недостаточно для полного соответствия требованиям законодательства. Например, нет базы данных иностранных публичных должностных лиц.

Сам по себе программный комплекс постоянно обновляется в связи с изменениями действующего законодательства и расширением области применения форматов обмена. При этом на данный момент вступили в силу требования обмена между регистраторами и номинальными держателями документами в электронной форме с использованием ЭЦП. Эта простая фраза говорит об одновременном внедрении такого взаимодействия с десятками номинальных держателей. Регистраторы подготовились к этому заранее. Десятки номинальных держателей вспомнили об этом только сейчас.

Реалии жизни требуют дальнейшей стандартизации обмена информацией между участниками фондового рынка, контактирующими с регистраторами. Такой процесс обобщения опыта и требований на начальном этапе взяло на себя СРО ПАРТАД. На сегодняшний день именно форматы ПАРТАД и на рынке коллективных инвестиций, и при взаимодействии регистраторов с номинальными держателями используют большинство участников рынка, и даже НРД. Дальнейшая работа ПАРТАД в этом направлении, поддержка текущих форматов в актуальном состоянии, разработка новых, унификация и совершенствование технологий электронного документооборота в целом потребует привлечения дополнительного финансирования от профсообщества. Конечно, существует вариант, что «кто-то» все разработает и, пользуясь своим монопольным положением, обяжет их выполнять. Практика показывает, что мертворожденное творчество не идет на пользу никому и попадает на помойку. Тем более нынешнее руководство НРД взяло курс на объединение усилий всех сторон и убеждение остальных в правильности выбранного пути. Объективное уменьшение количества регистраторов привело и к сокращению членов СРО. Также добровольный выход некоторых участников не прибавляет финансирования. (Ох уж мне эти любители халявы, не платить, но потреблять!) Поэтому, на мой взгляд, членство в СРО должно быть обязательным, а форматы - едиными.

Уменьшение количества регистраторов не приводит к росту их рентабельности. Для менеджеров регистратора на первый план, после соблюдения действующего законодательства в частях административной и уголовной ответственности, выходит рентабельность капитала его акционеров. Здесь идет явное повышение риска акционеров регистратора своим капиталом из-за ошибок операторов при работе с акциями обслуживаемых эмитентов. Так, Сбербанку, как акционеру регистратора, брать на себя риски по ведению реестров, не связанных с ним эмитентов, может стать невыгодно. Впоследствии, надеюсь, возникнет понимание эмитентами вопроса необходимости страхования своей доли ответственности по ведению реестра акционеров. Повышение рискованности акционерного капитала регистраторов происходит на фоне отмены требований о «зачетных пятисотниках». Кстати, эта отмена привела к уравнению требований регистратора к своим клиентам по соблюдению требований Закона о РЦБ и, как следствие, снижению риска потери лицензии.

Общая картина регистраторской деятельности получается как технологически усложняющейся отрасли, высоко капитализированной, но с низкой доходностью, с предстоящими большими затратами на модернизацию, использующей при этом ограниченный штат квалифицированного персонала, укрупнение в отрасли ведет не к повышению рентабельности, а к повышению риска потери капитала. И это все на фоне непонимания этих проблем регулятором.

Если ко всему вышесказанному добавить Закон о Центральном депозитарии, то можно только планировать убытки регистраторам, резкое сокращение их количества и повышение стоимости обслуживания для эмитентов при желании сохранения качества получаемых ранее услуг. Закон о ЦД дал право на ошибку исключительно Центральному депозитарию и обещает строго наказывать рублем (ценными бумагами) невиновных инвесторов, эмитентов, регистраторов. Презумпция невиновности полностью исключена, и состязательность любого процесса (даже простого спора) искажена до его начала.

Так что перспектива на ближайшие два года может выглядеть приблизительно так:

  • ФСФР положительно решает вопрос об обязательности членства регистраторов в СРО и единственности стандартов обмена информации;
  • ФСФР совместно с участниками рынка перепишет Постановление № 27 о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг и устранит все имеющиеся противоречия и недостатки;
  • НРД подставит плечо ПАРТАД, и совместными усилиями они создадут единые форматы для всего фондового рынка. При этом количество регистраторов уменьшится до 17, а 70% эмитентов (из обслуживаемых сегодня 27 тысяч) будут обслуживаться у трех из них.

Одно обидно: несмотря на все эти эволюционные и революционные преобразования, иностранные инвестиции, ради которых все затеяно, не будут спешить в Россию. А Закон о ЦД в той редакции, в которой он принят, не будет способствовать даже этому притоку.

РЦБ: Одна из точек зрения состоит в том, что принятие закона о ЦД в таком виде было, в том числе, связано с недостаточно конструктивной позицией ПАРТАД. Что Вы об этом думаете и как видите дальнейшее развитие данного СРО?

В. М. СРО ПАРТАД всегда представляла конструктивную позицию по отстаиванию интересов своих членов. Организация пыталась способствовать развитию рынка и при этом сохранить доходную часть профучастников - своих членов, беря на себя обязательства по участию в переработке положений действующих законодательных и нормативных правовых актов, разработке новых, созданию стандартов деятельности, выработке рекомендаций для профучастников. Вопрос повышения законодательно установленного предела тарифов для зарегистрированных лиц также неоднократно поднимался только ПАРТАД, но обоснования профсообщества так и не были услышаны регулятором. Индексации тарифов не было с 1998 г., и стоимость одной из наиболее распространенных операций по выдаче выписки из реестра по прежнему составляет 10 руб. при себестоимости 100.

В то же время некоторые НЕчлены ПАРТАД предлагали создать еще одно СРО регистраторов с обязательствами ничего не делать, не спорить, своего мнения не иметь, молчать и поддерживать. В обмен? В обмен на что?

Поэтому вопрос о неконструктивности ПАРТАД и о потенциальных потерях в ближайшей перспективе, в том числе и вследствие вступления в силу Закона о ЦД, - это вопрос ко всем. Кстати, о потерях. Я оцениваю их масштабы примерно так:

  • 25 - 30% общей выручки от падения объема перерегистрации;
  • 12 - 15% общей выручки за счет потери рынка услуг по раскрытию информации;
  • 5 - 8% общей выручки за счет отказа эмитентов от текущей индексации стоимости абонентского обслуживания.

Суммарно на всех это миллионов 850. Рублей.

Несмотря ни на что, важность наличия на рынке сильного СРО, объединяющего всех регистраторов и депозитариев и устанавливающего внутренние правила и стандарты, участвующего в нормотворчестве наравне с другими заинтересованными лицами, будет осознана всеми участниками рынка, и СРО получит также всестороннюю поддержку регулятора.


Содержание (развернуть содержание)
Убежден в правильности существующей системы регулирования рынка
Сегодня у нашего регулятора связаны руки
Мы не имеем права задавать себе вопрос о политических и экономических последствиях наших решений
На данном этапе товарная биржа могла прийти на российский рынок только на государственном «надо», и никак иначе
Мы не смотрим вперед, и это очень печально
Путь в тысячу шагов начинается с первого шага
МФЦ в России – это, в первую очередь, финансовая грамотность населения плюс интернетизация всей страны
Нужна большая кнопка «доступ на фондовый рынок»
О высоких темпах роста мечтать не приходится
Основной приоритет для наших акционеров и клиентов – надежность сервисов и динамичное развитие
Новации в законодательстве и финансовый кризис — мнение банка-кастодиана
Новые реалии регистраторского бизнеса
Ситуация непростая, но не трагичная
Давайте сделаем три шага вперед, после сделанного шага назад
Прерванный полет над «гнездом» центрального депозитария
О современных тенденциях развития биржевых торговых технологий. Часть 2
Налогообложение физических лиц: изменения, порядок удержания и возврата
«Полезные инструменты» в кризисное время
Разрешит ли мир долговую проблему?
Проблемные активы в России
Управление риском потери (снижения) деловой репутации

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
Александр Ермак
Рынок рублевых облигаций: предварительные итоги 2016 года
В 2016 г. ситуация на рынке рублевых облигаций была неоднозначной: периоды негативной динамики цен сменялись благоприятной конъюнктурой под влиянием целого ряда внешних и внутренних факторов.
Дмитрий Пискулов
Деривативы российских банков в 2016 году
В 2016 г. СРО НФА представила очередной анализ российского рынка производных финансовых инструментов, построенный на основе опроса респондентов из числа крупнейших банков — членов СРО.
Константин Кутейников
Альтернативные инвестиции. Монеты из драгоценных металлов
Выбор объектов инвестирования разнообразен: банковские депозиты, ценные бумаги и деривативы, наличная валюта, драгоценные металлы, антиквариат и недвижимость. Существует ли альтернатива данным видам инвестирования?
Ольга Старовойтова
XBRL — революция или планомерное изменение?
Одной из приоритетных задач Банка России в настоящее время является перевод финансовой, надзорной и статистической отчетности некредитных финансовых организаций на единый стандарт передачи данных в формате XBRL.
Все публикации →
  • Rambler's Top100