РЦБ.RU
  • Автор
  • Черняева Зоя, Начальник отдела государственного долга министерства финансов Республики Карелия

  • Все статьи автора

О государственном долге Республики Карелия

Декабрь 2011

В статье проведен анализ государственного долга Республики Карелия за весь исторический период его существования — от дефолта 1998 г. до финансового кризиса 2008—2009 гг. и по настоящее время. В 2001 г. Республика Карелия в числе немногих субъектов Российской Федерации впервые вышла на организованный рынок ценных бумаг. За 10 лет размещено 14 выпусков облигаций на сумму 7,55 млрд руб. по номинальной стоимости.

Как известно, бюджеты многих государств и регионов являются дефицитными, а наличие дефицита не считается исключительно негативным фактором. Важно, чтобы общий объем бюджетных расходов покрывался общим объемом поступлений в бюджет. Это правило является основополагающим принципом бюджетной политики — принципом сбалансированности бюджета.

Одним из действенных инструментов поддержания баланса между расходами и поступлениями бюджета являются бюджетные заимствования и, соответственно, государственный долг.

Таким образом, существование государственного долга — это объективное явление, обусловленное необходимостью осуществления бюджетного процесса при недостаточности налоговых поступлений для финансирования предусмотренных бюджетом расходов.

Следует отметить, что сама по себе номинальная величина долга еще ничего не говорит о состоянии бюджета субъекта. Важны не столько абсолютные параметры долга, сколько относительная величина долговой нагрузки на бюджет.

В частности, Бюджетным кодексом Российской Федерации в качестве ограничения установлен показатель отношения величины государственного долга к доходам, которые зарабатывает регион, т. е. к собственным доходам.

Поэтому основной задачей долговой политики любого субъекта, в том числе и нашей республики, является эффективное управление государственным долгом в целях поддержания его объема на без­опасном уровне, минимизации стоимости его обслуживания, формирования структуры долга в оптимальных пропорциях по видам и срокам заимствований.

Все эти принципы в полной мере относятся к долговой политике, проводимой министерством финансов Республики Карелия.

Следует сказать, что Республика Карелия на протяжении многих лет для финансирования дефицита бюджета использует такие долговые инструменты, как размещение облигационных займов, привлечение кредитов коммерческих банков и кредитов из федерального бюджета.

В 1998 г. новому составу правительства Республики Карелия пришлось столкнуться с последствиями августовского дефолта, вызвавшего обвал финансового рынка в стране.

Бюджет Республики Карелия оказался должником практически всех кредитных учреждений, осуществлявших свою деятельность на ее территории. Кроме того, в связи с неурегулированной задолженностью по кредитам коммерческих банков были заблокированы банковские счета большинства районных администраций.

Значительная задолженность у Республики Карелия числилась и перед Российской Федерацией по ссудам из федерального бюджета и переоформленным в долг субъектов Российской Федерации централизованным кредитам 1992—1994 гг., полученным сельскохозяйственными предприятиями республики.

В адрес республиканского правительства также стали поступать требования об исполнении различных гарантий, предоставленных в предыдущие годы.

Отсутствие прочной законодательной базы, заведомая невыполнимость многих «федеральных мандатов» (льготы, социальные пособия, заработная плата), незавершенность реформы межбюджетных отношений привели в конце 1990-х гг. к усилению кризиса. Широкое распространение получили неденежное исполнение бюджета, массовые задержки выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, что вызвало острую потребность в дополнительных средствах в виде кредитов банков и, соответственно, рост долговых обязательств.

Как известно, в это время основ правового регулирования долговых обязательств не было. Поэтому после упразднения советской финансовой системы в начале 1990-х гг. серьезного значения гарантиям и обязательствам не придавалось. Как таковой учет долговых обязательств в республике, как, впрочем, и на федеральном уровне, отсутствовал.

Поэтому в первую очередь необходимо было документально установить реальный объем республиканского долга. Для этого еще задолго до вступления в силу Бюджетного кодекса РФ, обязывающего субъекты Российской Федерации осуществлять указанный учет, в минфине Карелии был организован учет долговых обязательств в Государственной долговой книге Республики Карелия, были собраны и систематизированы данные о заключенных в прошлые годы соглашениях и договорах.

Главное внимание в сложившихся условиях было направлено на реструктуризацию прежних долговых обязательств, оказание помощи районным администрациям по выходу из долгового кризиса, восстановление доверия кредиторов и инвесторов.

Была разработана система мер по управлению долгом, направленных на смягчение пиков неплатежей при исполнении бюджета, сокращение затрат на его обслуживание, приведение величины долга в соответствие с экономическими возможностями республики.

Следующим этапом стала реструктуризация долгов перед Российской Федерацией по централизованным кредитам прошлых лет, выделенным сельхозтоваропроизводителям и переоформленным впоследствии под гарантии субъектов РФ.

Таким образом, уже на 1 января 2002 г. государственный долг Республики Карелия с учетом новых заимствований составлял всего 625 млн руб., или 16,2% объема собственных доходов, что было значительно ниже аналогичного показателя по другим регионам России.

Однако структуру долга трудно было назвать удовлетворительной, поскольку наибольший удельный вес в нем имели краткосрочные ссуды, полученные из федерального бюджета — 52% всех обязательств. Немалая доля приходилась и на проблемные государственные гарантии Республики Карелия — 197 млн руб., или 32% общего размера долга.

Государственные ценные бумаги на тот период составляли всего 4% от всех долговых обязательств Республики Карелия, что никоим образом не могло обес­печить потребность экономики республики в инвестиционных ресурсах.

Учитывая крайнюю необходимость в привлечении серьезных долгосрочных заимствований, в 2001 г. Республика Карелия в числе немногих субъектов Российской Федерации вышла на организованный рынок ценных бумаг.

За 10 лет размещено 14 выпусков облигационных займов на сумму 7,55 млрд руб. по номинальной стоимости.

Следует отметить, что даже в пик кризиса 2009 г. Республика Карелия не отказалась от выпуска ценных бумаг и стала «пионером» среди субъектов Российской Федерации, рискнувших осуществить публичное размещение в сложной финансовой ситуации.

Анализ современного состояния государственного долга

В новый бюджетный 2011 г. республика вступила с величиной долга в 8505,4 млн руб., что составило 61,6% к годовому объему собственных доходов бюджета.

При этом собственные доходы бюджета Республики Карелия за 2010 г. оценивались в 16555 млн руб., что на 41% превысило аналогичный показатель 2009 г.

Таким образом, темпы роста собственных доходов бюджета Республики Карелия опережали темпы роста государственного долга, что, несомненно, можно считать одним из признаков преодоления кризисных явлений 2008–2009 гг.

В составе долга в основном представлены рыночные инструменты заимствований: кредиты банков (3318 млн руб., или 39%) и ценные бумаги, выпущенные Республикой Карелия (3240 млн руб., или 38%).

Вместе с тем в отличие от прошлых лет более 20% долга приходится на кредиты из федерального бюджета, привлеченные под низкую ставку (не более 1/3 ставки рефинансирования Центрального банка РФ), что позитивно сказалось на расходах по обслуживанию долга.

В целом структура государственного долга смещена в сторону среднесрочных заимствований. Их доля в составе долгового портфеля занимает 87%.

Таким образом, структуру долга на начало 2011 г. можно назвать достаточно сбалансированной — как по видам заимствований, так и по срокам.

В Законе Республики Карелия «О бюджете на 2011 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» прогнозируемый объем государственного долга на конец 2011 г. был первоначально определен в 9516 млн руб., а расходы на его обслуживание в 2011 г. — в 760 млн руб.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации доходы, фактически полученные при исполнении бюджета субъекта Федерации сверх утвержденных законом о бюджете, могут направляться на замещение государственных заимствований, погашение государственного долга.

Совокупные поправки в бюджет 2011 г. на сумму дополнительных доходов от реализации Плана мероприятий по увеличению доходов консолидированного бюджета Республики Карелия и повышению эффективности налогового администрирования на 2011—2013 гг. составили почти 2,9 млрд руб.

Это позволило откорректировать в сторону уменьшения дефицит бюджета и, соответственно, государственный долг Республики Карелия.

В итоге размер долга, прогнозируемый на 1 января 2012 г., снижается почти на 1 млрд руб. — до 8500 млн руб., или не более 50% от годового объема собственных доходов республики.

Расходы на обслуживание долга сокращаются почти на 220 млн руб. по сравнению с первоначальными цифрами.

Столь значительное уменьшение расходов на обслуживание долга стало результатом проведения комплекса мероприятий по управлению долговыми обязательствами, включающих в себя:

  • досрочное погашение наиболее «дорогих» кредитов банков;
  • работу с кредиторами по снижению действующих процентных ставок путем заключения с ними дополнительных соглашений;
  • привлечение заемных средств не одномоментно, а траншами, по мере возникновения потребности бюджета.

Кроме того, сокращение расходов на обслуживание долга вызвано смещением графиков привлечения заемных средств с первого полугодия 2011 г. на IV кв. ввиду достаточности в первом полугодии на счете бюджета средств, необходимых для финансирования расходов в соответствии с кассовым планом.

В этой связи необходимо отдельно остановиться на особенностях 14-го выпуска ценных бумаг Республики Карелия.

Особенности 14-го выпуска облигаций Республики Карелия

Организатором торговли на рынке ценных бумаг выступила Фондовая биржа ММВБ, отобранная на конкурсной основе.

Андеррайтером и платежным агентом также на конкурсной основе выбран Акционерный коммерческий банк «РОСБАНК».

Новацией этого займа стал способ размещения облигаций путем сбора адресных заявок со стороны покупателей на покупку облигаций по цене размещения, равной номинальной стоимости облигаций, и процентной ставке первого купона (букбилдинг).

Данный вид размещения предусматривал адресованное неопределенному кругу лиц приглашение делать предложение о приобретении облигаций (оферту) и заключение сделок купли-продажи облигаций с использованием системы торгов ФБ ММВБ по цене размещения, равной номинальной стоимости облигаций, и процентной ставке по 1-му купону, установленной эмитентом.

Накануне размещения Минфин Республики Карелия получил через генерального агента Реестр акцептованных оферт о приобретении государственных облигаций Республики Карелия 2011 г. в форме документарных ценных бумаг на предъявителя с фиксированным купонным доходом и амортизацией долга в объеме 1,8 млрд руб.

Размещение облигаций состоялось 2 декабря текущего года. Удовлетворено заявок на 1 млрд руб. по цене 1-го купона, равного 9,99%.

Анализируя в этот непростой для российского финансового рынка период итоги размещения облигаций Республики Карелия относительно других субъектов Российской Федерации (Нижегородской, Костромской областей, Республики Удмуртия), следует отметить, что республику вполне можно причислить к фаворитам первичного предложения среди регионов.

Подводя итог сказанному, можно констатировать, что государственный долг Республики Карелия находится на без­опасном и управляемом уровне, а расходы по управлению долгом минимизированы и составляют всего 2% от общего объема расходов бюджета.

Об этом и свидетельствует и мнение международного рейтингового агентства Fitch Ratings, которое в октябре 2011 г. подтвердило долгосрочные рейтинги Республики Карелия в иностранной и нацио­нальной валюте на уровне BB– и одновременно — долгосрочный рейтинг региона по национальной шкале A+(rus) и краткосрочный рейтинг в иностранной валюте B. Прогноз по долгосрочным рейтингам — «Стабильный».

Подтверждение рейтингов отражает ожидания Fitch, что республика будет иметь стабильные операционные показатели в пределах 10% в среднесрочной перспективе (несмотря на волатильность, связанную с высококонцентрированной базой налогообложения), а также управляемый прямой риск (прямой долг плюс другая задолженность по классификации Fitch).


Содержание (развернуть содержание)
О, этот модный buyback!
Российский рынок публичных размещений в 2011 году:тенденции и перспективы
Проблемы оценки результатов управления портфелем на фондовом рынке
Мотивации инвесторов и продавцов в ходе купли-продажи промышленных комплексов
Скульптура на арт-рынке: инвестиции в объем
Сочетания несочетаемого
Ликвидационный неттинг — проблемы нового регулирования
О современных тенденциях развития биржевых торговых технологий. Часть 1
О некоторых аспектах регулирования израильского фондового рынка
Кризисные инвестиции суверенных фондов в западные финансовые институты: кто кого?
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций
Управление государственным долгом Санкт-Петербурга в 2009—2011 гг.
О государственном долге Республики Карелия
Перекрестное владение акциями: как защитить акционеров от злоупотреблений менеджмента?
Структурированные продукты с защитой капитала: реальность или условность?

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе

Раздел не найден.

Актуальные темы    
Екатерина Трофимова
Реализация рейтинговой реформы в России: «импортодополнение», а не «импортозамещение»
Интервью с главой национального Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Екатериной Трофимовой
Михаил Ханов
Научный метод инвестирования
Интервью с управляющим директором инвестиционной компании «Норд Капитал» Михаилом Хановым
Уран Абдынасыров
Тенденции развития рынка корпоративных ценных бумаг Кыргызской Республики
В статье представлены результаты исследования текущего состояния фондового рынка Кыргызской Республики. На основе анализа статистических данных дана оценка различным аспектам деятельности организованного рынка, рассмотрены основные современные тенденции и перспективные направления развития рынка ценных бумаг Кыргызской Республики
Юрий Голицын
«Побудить Россию осуществить заем» (российские ценные бумаги за рубежом в XIX — начале XX вв.)
Впервые российские ценные бумаги начали обращаться за рубежом во второй половине XVIII в. Таким местом стала Амстердамская биржа, после того как в 1769 г. императрицей Екатериной II в Голландии был размещен первый внешний заем Российской империи
Все публикации →
  • Rambler's Top100