РЦБ.RU
  • Авторы
  • Оленин Игорь, Начальник управления финансовых активов и финансовых обязательств, Комитет финансов Санкт-Петербурга

  • Все статьи автора
  • Хаймур Эльвира, Начальник отдела планирования и оценки финансовых рисков, Комитет финансов Санкт-Петербурга

  • Все статьи автора

Управление государственным долгом Санкт-Петербурга в 2009—2011 гг.

Декабрь 2011

За последние три года (2009—2011 гг.) стратегия управления государственным долгом Санкт-Петербурга претерпела небольшие изменения. От планового сокращения заимствований — политики, которой придерживались власти с 2005 г., город перешел к умеренному привлечению заемных средств посредством использования нерыночных инструментов (кредитов из федерального бюджета) и размещения государственных облигаций.

До 2009 г. город в основном осуществлял пассивное управление портфелем государственного долга, совмещая его с постепенным досрочным выкупом государственных именных облигаций Санкт-Петербурга (далее — ГИО Санкт-Петербурга). Так, за 2005—2008 гг. общий объем государственного долга по ГИО Санкт-Петербурга сократился на 9098,3 млн руб. По состоянию на 01.01.2009 г. размер городского долга достиг исторического минимума в 341,5 млн руб., что не превышало 0,1% доходов бюджета за вычетом безвозмездных перечислений (рис. 1).

2009 г.

Переход от пассивного управления портфелем государственного долга к активному привлечению заемных средств был обусловлен меньшим поступлением доходов в городской бюджет вследствие финансового кризиса 2008 г. Под влиянием неблагоприятных экономических прогнозов Правительство Санкт-Петер­бурга вынуждено было внести поправки в закон о бюджете города на 2009 г., урезав доходы бюджета на 109,1 млрд руб., или на 28,9% от планируемой суммы, а расходы — на 78,4 млрд руб., или 19,7%. В результате утвержденные доходы бюджета Санкт-Петербурга составили 268,0 млрд руб., расходы — 318,8 млрд руб.

В связи с тем что в 2009 г. более чем на 40% от намеченного объема сократились субсидии, предоставляемые Санкт-Петербургу из федерального бюджета на строительство автомобильных дорог, город в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 г. № 453 получил возможность в августе 2009 г. принять от федерального бюджета кредит в 1615,04 млн руб.

Несмотря на довольно пессимистичные прогнозы, в том числе сценарий, на основе которого был скорректирован закон о бюджете Санкт-Петербурга на 2009 г., фактический приток средств в городской бюджет превысил ожидания. Исполнение по доходам бюджета составило 315,6 млрд руб., финансирование расходов — 322,3 млрд руб., что на 17,8 и 1,1% больше бюджетных доходов и расходов, утвержденных после внесения изменений в упомянутый закон. Дефицит бюджета Санкт-Петербурга был покрыт за счет заемных ресурсов, средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, а также остатков бюджетных денег, возвращенных с депозитов Комитета финансов в уполномоченных банках. В связи с достаточностью доходных поступлений в городской бюджет и средств, полученных из перечисленных источников финансирования дефицита бюджета, государственные заимствования в 2009 г. не осуществлялись (рис. 2, 3 и 4).

2010 г.

В течение 2010 г. бюджет Санкт-Петер­бурга постепенно восстанавливал позиции, утерянные вследствие мирового кризиса. Доходы городского бюджета в 2010 г. к итогам предшествующего периода выросли примерно на 10,1% (1,3% в реальном выражении), расходы — на 11,3% (2,3%). В результате доходы/расходы бюджета составили 347,4/358,6 млрд руб. соответственно против 339,1/355,8 млрд руб. в 2008 г. Очевидно, что в 2010 г. в номинальном выражении бюджет города вышел на докризисный уровень, но в реальном выражении (в ценах 2008 г.) (рис. 3) доходы/расходы все равно оказались ниже — 293,8/303,2 млрд руб.

На финансирование дефицита бюджета Санкт-Петербурга в 2010 г. направлялись остатки денежных ресурсов на счетах бюджета, средства от продажи акций, а также заемные средства, полученные от размещения государственных облигаций Санкт-Петербурга и привлечения бюджетных кредитов. В результате в 2010 г. городской долг увеличился на 4796,1 млн руб., что соответствует 2,1% доходов городского бюджета за вычетом безвозмездных перечислений.

Кредиты на сумму 1951,4 млн руб., выделенные федеральным бюджетом, были использованы на:

  • реконструкцию автодороги М-20 «Санкт-Петербург — Киев» (Пулковское шоссе) в административных границах Санкт-Петербурга — 651,4 млн руб.;
  • строительство объектов социальной инфраструктуры при возведении жилья для военнослужащих (в пос. Осиновая Роща) — 1300 млн руб.

Психологически важным событием прошлого года стал новый выпуск государственных облигаций Санкт-Петербурга. После 5 лет перерыва Комитет финансов, выступающий эмитентом от имени города, вернулся на рынок облигационных займов.

Понимая, что за время пассивного управления портфелем государственного долга многие инвесторы успели забыть такого эмитента, как Санкт-Петербург, Комитет финансов разработал новую схему размещения городских облигаций. К основным новшествам относятся следующие:

  • сняты все ограничения на потенциальных приобретателей и обращение облигаций. Теперь сделки с облигациями на организованном рынке ценных бумаг могут совершать любые профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • Комитет финансов отказался от услуг генерального агента займа и организовал размещение нового выпуска облигаций самостоятельно;
  • заключение сделок по поручениям эмитента осуществляет «технический» брокер, функции которого выполняет ООО «Петербургский технический центр»;
  • размещение облигаций прошло на Санкт-Петербургской валютной бирже (далее — СПВБ), однако их обращение и совершение сделок между участниками рынка возможно на любой торговой площадке, в том числе на ММВБ и внебиржевом рынке;
  • каждый участник рынка может использовать единый счет депо для проведения операций как на СПВБ, так и на ММВБ.

Размещение выпуска RU25038GSP0 (5-летние документарные купонные облигации) состоялось 25 ноября 2010 г. В конкурсе по определению ставки дохода на первый купонный период приняли участие 8 кредитных организаций и инвестиционных компаний, которые подали 20 заявок на общую сумму 3666 млн руб. Диапазон предложений участников конкурса — от 7,38 до 8,36% годовых. Эмитент удовлетворил 9 заявок, в итоге объем размещения составил 1670 млн руб. из объявленных 3000 млн руб., а эффективная доходность к погашению облигаций — 7,91% годовых. При этом в течение трех дней после проведения конкурса остаток выпуска в 1330 млн руб. был успешно доразмещен на вторичных торгах. Средневзвешенная ставка размещения всего объявленного объема облигаций составила 7,9% годовых.

Сравним итоги размещения государственных облигаций Санкт-Петербурга с доходностью аналогичных облигаций Российской Федерации (ОФЗ серии 25075 с датой погашения 15 июля 2015 г.) и Москвы (серия 64, срок погашения — 16 ноября 2015 г.). Доходность по средневзвешенной цене указанных выпусков на 25 ноября 2011 г. была 7,2 и 7,04% годовых соответственно. Таким образом, спрэд доходностей облигаций Санкт-Петербурга выпуска RU25038GSP0 к облигациям Российской Федерации и Москвы равнялся 70 и 86 б. п.

Более того, стоит отметить, что за время обращения государственных облигаций нового выпуска их эффективная доходность по сделкам неуклонно падает. Уже в декабре 2010 г. доходность выпуска составляла 7,8%, в январе 2011 г. — 7,75%, в июне 2011 г. — 7,4%, в ноябре 2011 г. — 7,3% годовых (рис. 5).

2011 г.

Первоначально предполагалось, что основная программа государственных заимствований города будет реализована Комитетом финансов в 2011—2012 гг. Было намечено привлечение облигаций Санкт-Петербурга в размере: в 2011 г. — 25,0 млрд руб., в 2012 г. — 9,1 млрд руб., в 2013 г. — 0,8 млрд руб. Но события текущего года внесли определенные коррективы в утвержденные ранее планы.

В сентябре 2011 г. федеральный бюджет предоставил городскому бюджету два займа общим объемом 1950 млн руб.:

  • на частичное финансирование дефицита бюджета (в частности, на строительство продолжения Суздальского проспекта на участке от Выборгского шоссе до дороги на Каменку) — 450 млн руб.;
  • на строительство мостов Санкт-Петербурга — 1500 млн руб.

Благодаря бюджетным кредитам, а также успешному исполнению бюджета Санкт-Петербурга потребность в дополнительных займах существенно сократилась. Комитет финансов уже не планирует размещать государственные облигации Санкт-Петербурга в 2011 г. В следующем году, согласно текущим прогнозам, необходимость городского бюджета в кредитах оценивается в сумму 27,1 млрд руб., поэтому 2012 г. может стать периодом более активного управления портфелем государственного долга Санкт-Петербурга, чем 2009—2011 гг.


Содержание (развернуть содержание)
О, этот модный buyback!
Российский рынок публичных размещений в 2011 году:тенденции и перспективы
Проблемы оценки результатов управления портфелем на фондовом рынке
Мотивации инвесторов и продавцов в ходе купли-продажи промышленных комплексов
Скульптура на арт-рынке: инвестиции в объем
Сочетания несочетаемого
Ликвидационный неттинг — проблемы нового регулирования
О современных тенденциях развития биржевых торговых технологий. Часть 1
О некоторых аспектах регулирования израильского фондового рынка
Кризисные инвестиции суверенных фондов в западные финансовые институты: кто кого?
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций
Управление государственным долгом Санкт-Петербурга в 2009—2011 гг.
О государственном долге Республики Карелия
Перекрестное владение акциями: как защитить акционеров от злоупотреблений менеджмента?
Структурированные продукты с защитой капитала: реальность или условность?

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
Яков Миркин
Инвестиции: макроэкономические вызовы
Какую модель экономики мы создали за четверть века? Это экономика сверхконцентраций собственности и огосударствления. Экономика вертикалей, олигополий, ресурсы сверхконцентрированы в Москве, малый и средний бизнес — подавлен.
Константин Угрюмов
Софинансирование ИПК — улучшение качества жизни россиян не только в будущем, но и сейчас
Банк России и Минфин РФ согласовали концепцию индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Гражданам предложат копить себе на пенсию самостоятельно. Вопрос в том, какое количество россиян согласится участвовать в новой пенсионной системе.
Александр Баранов
Solvency II для НПФа
Согласно Информационному письму Банка России - в первой половине 2017 года будет разработана дорожная карта внедрения Solvency II на российском страховом рынке. В статье описан опыт использования стандартов Solvency II для частных пенсионных фондов в ЕС, обсуждается возможность применения Solvency II для российских НПФов.
Светлана Бик
Долгосрочные институциональные инвестиции в инфраструктуру россии на основе концессии: итоги 2016 года
В 2005 г. в РФ появилась возможность финансирования инфраструктуры за счет концессионной модели, которая является основной формой ГЧП для реализации крупных проектов. За прошедшее время к финансированию подключились и НПФы. Отличительной особенностью является присутствие в схеме финансирования концессионных облигаций.
Все публикации →
  • Rambler's Top100