Casual
РЦБ.RU

Российский рынок публичных размещений в 2011 году:тенденции и перспективы

Декабрь 2011

Уходящий год выдался весьма непростым для российского рынка публичных размещений (IPO/SPO/PO). Несмотря на преодоление последствий мирового экономического кризиса, а также позитивные ожидания, существенного увеличения публичных размещений не произошло. Это не позволило рынку показать заметные результаты, достигнув прогнозируемых в начале года показателей. Однако уже в следующем году он может наверстать упущенное в случае улучшения конъюнктуры, а также нивелирования действия ряда негативных тенденций, которые могут заметно повлиять на положение дел в будущем.

С января по октябрь 2011 г. в России было проведено в общей сложности 16 публичных размещений (IPO/SPO/PO), что на 36% меньше, чем за аналогичный период 2010 г., и почти в 3 раза ниже прогнозируемых показателей (в конце минувшего года о своих планах на пуб­личное размещение заявляли около 50 компаний-эмитентов). Тем не менее, несмотря на сокращение числа размещений, их объем в 2011 г. заметно возрос. За 11 мес. текущего года совокупный объем IPO/SPO составил 9,44 млрд долл., что на 41% превышает уровень 2010 г. (рис. 1).

При этом около трети общего объема размещений (3,27 млрд долл.) пришлось на одну сделку — по вторичному размещению (SPO) 10%-ного пакета акций Банка ВТБ в рамках реализации правительственной программы по приватизации государственных компаний. Во многом именно продажа пакета ВТБ наряду с прошедшим IPO НОМОС-Банка, разместившим среди институциональных и частных инвесторов 22% акционерного капитала и выручившим при этом 718,2 млн долл., обеспечило финансовому сектору лидерство среди других секторов по объемам. На финансовый сектор пришлось в общей сложности 43% совокупного объема размещения, в то время как на идущие следом телекоммуникационный и металлургический — 13 и 14% соответственно (рис. 2).

При этом количество размещений в каждом из указанных секторов оказалось приблизительно одинаковым.

Следует отметить, что основное количество размещений как в стоимостном, так и в количественном выражении пришлось на зарубежные площадки. В 2011 г. на них было проведено в общей сложности 10 публичных размещений российских компаний-эмитентов совокупным объемом около 5,56 млрд долл.

Лидерство по всем параметрам среди зарубежных площадок продолжает удерживать Лондонская фондовая биржа (London Stock Exchange, LSE). В текущем году на ней состоялось 8 размещений на сумму 4,28 млрд долл. (рис. 3).

Обращает на себя внимание тот факт, что ряд компаний-эмитентов, среди которых агропромышленный холдинг «Русагро», нефтесервисный концерн «ГМС Групп», а также строительный холдинг Etalon Group, предпочитали проводить размещение на LSE без параллельного листинга на российских биржевых площадках — ММВБ и РТС.

Помимо Лондонской фондовой биржи знаковым событием для российского рынка публичных размещений стало размещение акций российской компании на американском фондовом рынке. В конце мая крупнейший отечественный интернет-поисковик «Яндекс» осуществил первичное размещение акций на американской высокотехнологичной площадке NASDAQ — первое за последние 5 лет. По общему признанию, оно стало весьма удачным: интернет-компании удалось не только мобилизовать более 1,3 млрд долл., предложив инвесторам 16% своих акций, но и в дальнейшем существенно повысить свою капитализацию благодаря высокому спросу на вторичном рынке.

Go West!

Рост количества размещений российских компаний-эмитентов за рубежом свидетельствует о вновь усилившейся тенденции к оттоку российского капитала на иностранные торговые площадки. Во многом это обусловлено рядом причин, носящих долгосрочный характер.

Во-первых, это объясняется отсутствием на российском рынке «длинных» денег в связи с относительно малым количеством институциональных инвесторов. В частности, это касается фондов, причем не только зарубежных, но и российских, занимающихся инвестированием пенсионных накоплений граждан.

Во-вторых, перетоку капитала на зарубежные площадки также способствует относительно небольшое число иностранных инвесторов, работающих на российском рынке. Несмотря на то что за последние годы его ликвидность существенно повысилась, по сравнению с другими мировыми площадками он остается крайне «узким». Во многом именно это отпугивает эмитентов, которые, проводя размещения на Западе, пытаются обезопасить себя от низкого спроса и значительно расширить и диверсифицировать базу инвесторов.

В-третьих, «уход» российских компаний на западные площадки также обусловлен ныне действующими нормативами размещения в России, что заметно снижает привлекательность российских бирж. Речь идет не столько о правилах раскрытия информации и сроках проведения размещения, сколько о легкости выведения компании на рынок (вторичный). Если в случае с западными биржами срок между первичным размещением и началом обращения на рынке не превышает двух дней, то в российских реалиях он может составлять до двух недель.

В-четвертых, увеличению числа «западных IPO» также способствует негативный имидж российского фондового рынка. Связано это не только и не столько с наследием 1990-х гг., сколько с уже упоминавшейся «узостью» российского рынка, на котором в последние годы преобладают небольшие по объему первичные размещения. В качестве примера можно привести проведенное на ММВБ IPO «Ютинет.ру», которому удалось привлечь всего 13,9 млн долл. Столь «мелкие» размещения во многом негативно сказываются на репутации площадки и самой практики IPO.

Наконец, в-пятых, не в последнюю очередь популярность «западных IPO» обус­ловлена усилившимися политическими рисками, что заставляет многих эмитентов рассматривать западные площадки в качестве некой «тихой гавани». В частности, во многом именно этим можно объяснить размещения ОАО «Полиметалла» на LSE, а также объявленный делистинг с акций с ММВБ и РТС и намерение ряда металлургических компаний (в частности, ОАО «Полюс Золото») освоить зарубежные биржи.

Подкачала конъюнктура

Не менее значимой по сравнению с увеличением числа «западных IPO» тенденцией развития российского рынка публичных размещений стало откладывание рядом компаний запланированных размещений. В 2010 г. о своих намерениях по проведению публичных размещений заявили около 50 компаний. При этом, по оценкам экспертов, их совокупный объем должен был составить не менее 30 млрд долл. Однако уже в начале года стало очевидным, что достичь этого показателя скорее всего не удастся ввиду наметившейся тенденции к отказу компаний-эмитентов от планов по размещению или переноса размещений на более поздний период. В частности, о переносе сроков размещения акций заявили Челябинский трубопрокатный завод (ЧТПЗ), угледобывающее предприятие «Кокс», золотодобывающая компания Nord Gold — «дочка» металлургического концерна «Северсталь», аэропорт Домодедово, авиационная корпорация «Вертолеты России», а также сеть салонов сотовой связи «Евросеть». Причина отказа или переноса сроков проведения IPO на другое время во всех случаях практически одна — неблагоприятная конъюнктура на фондовых рынках.

Ситуация на большинстве из них особенно заметно ухудшилась во второй половине года вследствие углубления долгового кризиса в Европе, а также наметившихся признаков замедления темпов экономического роста в мире (рис. 4).

Именно это в конечном счете заставило многие компании-эми­тенты (не только российские) скорректировать свои планы относительно сроков размещения или искать «окно» для размещений в условиях повышенной волатильности на фондовых рынках.

«Пищевка» вместо нефтегаза, «мелочь» вместо «крупняка»

Весьма интересной тенденцией развития отечественного рынка публичных размещений, которая наиболее наглядно проявилась в текущем году, является изменение секторальной направленности. В настоящее время все большее количество размещений приходится не на традиционных лидеров — металлургический, нефтегазовый и строительный сектора, а на транспорт, телекоммуникации, торговлю и пищевую отрасль (рис. 5).

В 2011 г. на эти сектора пришлось 7 размещений на общую сумму 2,3 млрд долл., причем абсолютное их большинство было проведено на российских площадках. Во многом это связано с тем, что многие компании, работающие в сфере транспорта, телекоммуникаций и торговли, являются компаниями средней и малой капитализации. Как правило, возможности вывода акций на зарубежные фондовые биржи для них весьма ограниченны. В то же время они нацелены на проведение публичного размещения, поскольку это наименее дорогостоящий способ привлечения средств для дальнейшего развития или рефинансирования долгов.

По мнению экспертов, в ближайшие годы количество размещений малых и средних компаний продолжит расти. Во всяком случае, среди ранее заявивших о своих планах на публичное размещение в 2011—2012 гг. — транспортная компания Brunswik Rail, автодилер Genser, производитель вина «Абрау-Дюрсо», аптечная сеть «Аптека 36.6», а также торговые сети «М.видео» и «Спортмастер». И в случае сохранения достаточно благоприятной конъюнктуры на фондовых рынках они скорее всего выйдут на биржу.

С видами на будущее

Тем не менее наиболее ожидаемым событием среди игроков рынка публичных размещений в настоящее время по-прежнему остается приватизация и продажа акций государственных предприятий в рамках государственной программы по выходу из акционерного капитала компаний. В частности, в нынешнем году так и не состоялись SPO Сбербанка, «ФСК ЕЭС», а также IPO «Совкомфлота». Между тем проведение этих размещений, как и в целом программа приватизации государственных компании, могло бы не только привлечь большое число инвесторов, но и повысить ликвидность российского рынка, а заодно и существенно улучшить его репутацию.

Помимо ожидаемого размещения государственных предприятий эксперты и инвесторы с нетерпением ожидают того, что многие компании, ранее по тем или иным причинам отказавшиеся от выхода на биржу, в ближайшее время все же начнут это делать. В первую очередь это относится к ЧТПЗ, а также аэропорту Домодедово. Кроме того, свои планы по выходу на биржу озвучивали горно-металлургические холдинги «Металлоинвест» и СУЭК. По разным оценкам, в ходе публичного размещения каждый из них сможет привлечь порядка 2—4 млрд долл.

В целом же с учетом отложенных в текущем году, а также намеченных на будущий год публичных размещений в 2012 г. будет проведено порядка 80 публичных размещений совокупным объемом более 40 млрд долл. Таким образом, в грядущем году российский рынок публичных размещений имеет шансы наверстать упущенное, а возможно, даже и обновить исторические максимумы. Однако произойдет это при двух условиях: при благоприятной конъюнктуре на мировых фондовых площадках, а также нивелировании ряда негативных тенденций (таких, как «западные IPO»), которые могут сильно повлиять на положение дел на рынке в будущем.

Причем наиболее важным представляется первое. Учитывая тот факт, что в настоящее время российские компании предпочитают проводить свои публичные размещения на европейских и американских фондовых рынках, многое будет зависеть от положения дел в этих странах. И здесь можно выделить прежде всего состояние долгового рынка Европы, от которого зависит как судьба отдельных европейских государств и инвесторов, так и судьба евро и всего единого европейского пространства в целом. Большое значение также будет иметь развитие ситуации вокруг бюджетного дефицита и государственного долга США, которая может обостриться в процессе президентских выборов в США и после них. Немаловажным фактором, тесно связанным с двумя предыдущими, является состояние товарных рынков и ценовая конъюнктура на углеводороды и металлы.

Исходя из этого, в целом можно говорить о наличии трех основных сценариев развития ситуации на российском рынке публичных размещений 2012 г.

Пессимистичный сценарий

Ситуация в Европе и США ухудшится, под вопрос ставится само существование еврозоны и евро. На мировых фондовых и сырьевых рынках складывается неблагоприятная конъюнктура. Инвесторы стремятся избежать любых рисков. В этом случае стоит ожидать отказа российских компаний от любых публичных размещений — как на российских, так и на зарубежных фондовых рынках. Данный сценарий развития событий, по нашему мнению, имеет среднюю вероятность — 30%.

Реалистичный сценарий

Ситуация в Европе и США останется сложной и весьма неопределенной. Европейские и американские инвесторы будут стремиться к минимизации рисков, обходя вниманием бумаги компаний из секторов, входящих в своеобразную «зону риска» (в частности, финансового сектора), но в то же время, возможно, проявляя интерес к сфере высоких, главным образом информационных, технологий. Подобная ситуация дает неплохие перспективы для дальнейшего публичного размещения российских телекоммуникационных и IT-компаний на зарубежных рынках, прежде всего американском. Объемы публичных размещений российских компаний останутся довольно низкими, в целом повторяя общую динамику 2010 и 2011 гг., а размещения будут проводиться в основном на зарубежных площадках. Данный сценарий развития событий кажется нам наиболее вероятным — 60%.

Оптимистичный сценарий

Ситуация в Европе и США улучшается. Это приводит к улучшению конъюнктуры на мировых фондовых и сырьевых рынках. В этом случае следует ожидать того, что российские и зарубежные инвесторы начнут проявлять повышенный интерес к акциям как российских сырьевых, так и IT-компаний. Российские компании-эмитенты активно проводят публичные размещения как на российском, так и на зарубежных фондовых рынках. Объемы публичных размещений российских компаний находятся на высоком уровне, сопоставимом с 2006 и 2007 гг. Данный сценарий развития событий представляется нам наименее вероятным — 10%.

В любом случае в настоящее время можно говорить о том, что российский рынок публичных размещений вошел в полосу неопределенности. И хочется верить, что его пребывание там не окажется продолжительным.


Содержание (развернуть содержание)
О, этот модный buyback!
Российский рынок публичных размещений в 2011 году:тенденции и перспективы
Проблемы оценки результатов управления портфелем на фондовом рынке
Мотивации инвесторов и продавцов в ходе купли-продажи промышленных комплексов
Скульптура на арт-рынке: инвестиции в объем
Сочетания несочетаемого
Ликвидационный неттинг — проблемы нового регулирования
О современных тенденциях развития биржевых торговых технологий. Часть 1
О некоторых аспектах регулирования израильского фондового рынка
Кризисные инвестиции суверенных фондов в западные финансовые институты: кто кого?
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций
Управление государственным долгом Санкт-Петербурга в 2009—2011 гг.
О государственном долге Республики Карелия
Перекрестное владение акциями: как защитить акционеров от злоупотреблений менеджмента?
Структурированные продукты с защитой капитала: реальность или условность?

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
Александр Ермак
Рынок рублевых облигаций: предварительные итоги 2016 года
В 2016 г. ситуация на рынке рублевых облигаций была неоднозначной: периоды негативной динамики цен сменялись благоприятной конъюнктурой под влиянием целого ряда внешних и внутренних факторов.
Дмитрий Пискулов
Деривативы российских банков в 2016 году
В 2016 г. СРО НФА представила очередной анализ российского рынка производных финансовых инструментов, построенный на основе опроса респондентов из числа крупнейших банков — членов СРО.
Константин Кутейников
Альтернативные инвестиции. Монеты из драгоценных металлов
Выбор объектов инвестирования разнообразен: банковские депозиты, ценные бумаги и деривативы, наличная валюта, драгоценные металлы, антиквариат и недвижимость. Существует ли альтернатива данным видам инвестирования?
Ольга Старовойтова
XBRL — революция или планомерное изменение?
Одной из приоритетных задач Банка России в настоящее время является перевод финансовой, надзорной и статистической отчетности некредитных финансовых организаций на единый стандарт передачи данных в формате XBRL.
Все публикации →
  • Rambler's Top100