Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Проклов Александр, Вице-президент — главный аналитик Moody’s Investors Service

  • Все статьи автора

Риски, связанные с рефинансированием долга, могут вырасти уже в краткосрочной перспективе

Ноябрь 2011

Регионыполучили передышку в 2010—2011 гг.

Основным позитивным итогом 2010 г. и первой половины 2011 г. с точки зрения кредитоспособности российских региональных и местных администраций можно считать некоторое снижение рисков рефинансирования долга, заметно обострившихся в период кризиса конца 2008—2009 гг. Ключевыми факторами стали возврат доходов бюджетов на траекторию роста, способность большинства РМА проводить достаточно сдержанную политику в сфере расходов, а также благоприятная ситуация с ликвидностью в российской банковской системе.

Так, уже в 2010 г. на фоне восстановления отечественной экономики и резкого улучшения финансовых результатов российских предприятий-налогоплательщиков налоговые доходы регионов и муниципалитетов заметно увеличились, в большинстве случаев опередив докризисные показатели. Наиболее существенное повышение доходов продемонстрировали субъекты РФ, главные налогоплательщики которых выиграли от роста мировых цен на углеводороды и иные товары российского экспорта, причем в большинстве случаев собственные доходы бюджетов РМА превзошли предкризисный уровень (в номинальном выражении). При этом российские РМА в основном продолжали ограничивать расходы, особенно текущие — такие как заработные платы, затраты на содержание и мелкий ремонт. Поступление финансирования со стороны федерального бюджета в виде дополнительных субсидий текущего и капитального характера также положительно повлияло на доходы бюджетов регионов РФ (рис. 1).

В среднем по всему перечню рейтингуемых Moody’s субфедеральных заемщиков показатель дефицита бюджета в 2010 г. заметно сократился. Это в целом соответствовало и положению дел в конкретных субъектах РФ, хотя в отдельных случаях дефицит бюджета оставался достаточно весомым. При этом снижению рисков рефинансирования способствовали изменения в структуре источников покрытия дефицита, а также в структуре накопленного долга. Так, в долге большинства РМА (за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и некоторых других субъектов РФ) стали расти банковские кредиты, потеснив облигации из-за простоты процедуры привлечения прямого финансирования от банков (организация облигационных эмиссий сложнее). Этому благоприятствовало и удлинение сроков погашения кредитов, особенно со стороны госбанков. Кроме того, росту банковского кредитования способствовал статус РМА как более надежных заемщиков в условиях российского рынка. В свою очередь, федеральный центр продолжил политику софинансирования инфраструктурных проектов посредством предоставления бюджетных кредитов, что привело к увеличению их доли в общем объеме накопленного регионами долга (рис. 2). Однако недостаточность собственных доходов сохраняется.

В то же время дефицит бюджетов РМА сдерживался за счет ограничения капитальных расходов (рис. 3). Так, на фоне роста общего объема аккумулированного регионами РФ долга в 2010 г. капитальные расходы, напротив, уменьшались в абсолютном выражении, причем с учетом инфляции снижение было еще более серьезным. Тем самым капитальные расходы сокращались второй год подряд. В ряде регионов такая динамика была обусловлена дальнейшим рецессионным давлением на текущие доходы бюджетов, в то время как слабое поступление капитальных доходов (от продажи акций, недвижимости и т. д.) объяснялось плохим спросом на эти активы и зачастую их недостаточной привлекательностью. С позиций оценки кредитоспособности такая тенденция означает перенос существенных капитальных расходов на последующие периоды, когда изношенность коммунальной и дорожной инфраструктуры потребует новых заимствований и может стать бременем для бюджетов РМА.

Одновременно способность российских РМА к самофинансированию (понимаемая как способность профинансировать инвестиции в основной капитал за счет профицита по текущим операциям) сдерживалась слабой гибкостью целого ряда расходных статей бюджета. Особенно это касалось затрат на содержание сети бюджетных учреждений, подверженных повышению тарифов на электроэнергию, тепло и т. д. При этом широко распространенная практика субсидирования местных товаропроизводителей и осуществления различных мер социальной поддержки не позволяла снять бремя роста тарифов с региональных и местных бюджетов. Из рис. 4 видно, что лишь несколько из рейтингуемых нами регионов в 2010 г. были теоретически способны профинансировать инвестиционные расходы в полном объеме за счет собственных средств. Указанная тенденция, по предварительным расчетам, сохранится и по итогам 2011 г., хотя неопределенность, которая царит на глобальных финансовых рынках, не позволяет точно спрогнозировать ситуацию.

Перспективы краткосрочные...

В 2011 г. мы ожидаем, что дефицит бюджета большинства рейтингуемых субъектов РФ и муниципалитетов останется сравнительно низким. Даже в случае ухудшения ситуации с поступлением налоговых доходов в оставшиеся до конца года месяцы дефициты бюджетов субъектов РФ вряд ли существенно увеличатся, что означает сохранение умеренной долговой нагрузки.

Вместе с тем стабильность в региональных финансах является довольно хрупкой. С одной стороны, угроза глобальной рецессии и экономического спада в России все еще существует, и, как показал опыт 2008 г., переход от накопления бюджетных доходов к их падению может быть стремительным. С другой стороны, возобновившийся в 2011 г. рост текущих расходов будет не так легко остановить. Уже в этом году все регионы и муниципалитеты подняли заработные платы, причем такими темпами, которые в некоторых случаях опережали запланированные федеральным правительством показатели. Кроме того, мы ожидаем, что в рамках предвыборной кампании дополнительные решения о повышении доходов бюджетников могут быть приняты как в конце 2011 г., так и в начале 2012 г. Даже при наличии относительной экономической стабильности и с учетом инфляционных тенденций текущие расходы российских РМА продолжат довольно быстрый рост, как и в 2009—2010 гг., не давая возможности РМА существенно увеличить расходы инфраструктурного характера.

С точки зрения рефинансирования долга большинство РМА успели в 2010–2011 гг. реструктурировать свои долговые книги в пользу займов с низкой по российским меркам процентной ставкой и со срочностью в среднем более одного-полутора лет. Это позволит избежать значительных краткосрочных рисков рефинансирования в случае внезапного прекращения нормального функционирования рынка (как это было в конце 2008 — начале 2009 гг.).

Вместе с тем отказ федерального центра с 2012 г. от политики дальнейшего предоставления новых бюджетных кредитов (за исключением рефинансирования части уже выделенных кредитов, а также чрезвычайных ситуаций) поставит российские регионы перед необходимостью расширения рыночных заимствований уже в следующем году. К этому же ведет и анонсированное намерение федерального центра постепенно, но заметно сократить объемы субсидий, в том числе на инфраструктурные цели. Мы полагаем, что возможности экономии бюджетных средств для большинства регионов (не принимая в расчет Москву, Санкт-Петербург и несколько субъектов РФ с хорошими финансовыми резервами) ограниченны, что будет означать ужесточение долговой нагрузки уже в течение ближайших 12 мес.

...И среднесрочные

В среднесрочной перспективе риски роста дефицита бюджетов РМА и их долговой нагрузки также представляются достаточно высокими, поскольку актуализируется необходимость финансирования отложенных капитальных расходов, а также потребуется рефинансирование части федеральных бюджетных кредитов, подлежащих погашению в 2013—2015 гг. Расширение присутствия российских РМА на долговом рынке само по себе может вызвать дополнительную конкуренцию за кредитные ресурсы и увеличение процентных ставок, а значит, и расходов бюджетов на обслуживание долга. Конкуренция может усилиться в случае, если в среднесрочной перспективе на долговой рынок вернется крупнейший заемщик — Москва, практически прекративший заимствования в 2011 г.

Важным фактором неопределенности, способным вызвать длительное ухудшение условий заимствований для субфедеральных заемщиков, остается опасность рецессии в развитых странах и глобальной турбулентности на финансовых рынках. Мы не исключаем, что период сверхминимальных ставок на уровне 6–7% годовых, по которым в 2011 г. привлекали банковские кредиты РМА и которые, по сути, «ушли» ниже темпов ожидаемой инфляции, завершается. Вероятно, в дальнейшем российским регионам и муниципалитетам предстоит платить ощутимую премию за риск, невзирая на их репутацию надежных заемщиков с гарантированным потоком доходов, достаточных для обслуживания долга.

Риски повышения процентных ставок усугубляются заметной концентрацией заимствований в нескольких крупнейших банках, преимущественно с участием государства. В условиях обострения конкуренции за депозиты населения и предприятий госбанки могут столкнуться с удорожанием пассивов, что, в свою очередь, негативно отразится как на лимитах кредитования субсуверенных заемщиков, так и на процентных ставках. Кроме того, срочность заимствований российских РМА по-прежнему оставляет желать лучшего, поскольку у большинства из них средняя срочность портфеля заимствований составляет 2–3 года, что означает наличие значительных потребностей в рефинансировании долга в период, когда ситуация на финансовых рынках может быть весьма непредсказуемой. При этом улучшение показателя срочности заимствований также определяется состоянием банковской системы России, которая останется основным кредитором РМА, поскольку в соответствии с Бюджетным кодексом РФ лишь несколько регионов страны обладают (и будут обладать) правом осуществления внешних заимствований, и никто из них пока не спешит им воспользоваться из-за отсутствия процедуры выхода на внешние рынки. Следует отметить, что прогноз по банковской системе России недавно был изменен нашим агентством на «негативный», что отражает ухудшение ситуации с ликвидностью и способности банковской системы абсорбировать существующие риски.


Содержание (развернуть содержание)
На троих про Центральный депозитарий
С принятием законао ЦД риски инфраструктуры существенно снизятся
Попытка отчета члена совета директоров ПАРТАД перед членами ассоциации
О развитии посттрейдинговой инфраструктуры
Контрольный выстрел. К чему приведут новые требования к внутреннему контролю и управлению рисками регистраторов
Варианты поведения инвестора при текущей конъюнктуре рынка
Что и как вложить в ЗПИФ? Сложности и риски оплаты инвестиционных паев неденежными средствами
Париж — столица фотографии
Из Золушки — в принцессы
Рынок облигаций восстановится в 2012 году
Работа над ошибками: новации в проведении общих собраний акционеров
Россия и мир: практика корпоративного управления
M&A-переполох на рынке ритейла: есть ли шансы выжить региональным игрокам?
Глазами очевидца. Неделя финансовой грамотности в Ярославской области
Интегрированный уровень относительной кредитоспособности субъектов РФ
Кредитные качества российских регионов В. Редькин в ситуации окончания периода восстановительного роста
Риски, связанные с рефинансированием долга, могут вырасти уже в краткосрочной перспективе
Кредитоспособность сильнейших российских РМОВ останется на прежнем уровне или повысится, кредитное качество остальных окажется под давлением вследствие решений федерального центра

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100