Casual
РЦБ.RU

Кредитные качества российских регионов В. Редькин в ситуации окончания периода восстановительного роста

Ноябрь 2011

На уровень кредитоспособности российских региональных и муниципальных органов власти (РМОВ) в конце 2011 г. разнонаправлено влияют несколько факторов. При этом влияние факторов, поддерживающих кредитоспособность, постепенно снижается, а сдерживающие факторы, напротив, усиливают свое влияние.

Среди положительных факторов можно отметить продолжение роста налоговых поступлений в субфедеральные бюджеты, относительно высокую доступность заемных средств на внутреннем рынке, в частности банковских кредитов, и по-прежнему невысокий уровень долговой нагрузки даже после резкого роста задолженности в 2009 г.

Среди сдерживающих факторов необходимо выделить ускорение роста операционных расходов, сокращение поддержки региональных бюджетов из федерального бюджета, а также сохраняющийся риск рефинансирования, обусловленный коротким профилем погашения долга и надвигающимся новым витком нестабильности на финансовых рынках.

При этом потенциал роста налоговых поступлений, обусловленный низким базовым уровнем 2009 г., фактически исчерпан, и существует вероятность очередного периода стагнации налоговых доходов вследствие ухудшения ценовой конъюнктуры на товары российского экспорта. Fitch ожидает окончания периода быстрого роста доходов за счет восстановления налоговой базы после кризиса, который наблюдался в 2010—2011 гг.

С другой стороны, ожидается ускорение роста бюджетных расходов до конца текущего года, а также продолжение давления со стороны расходов в 2012 г. Это может привести к опережающему росту расходов относительно доходов бюджета, что, в свою очередь, увеличит потребности регионов в финансировании дефицита бюджета. А учитывая озвученное федеральными властями намерение сократить объем предоставляемых бюджетных кредитов в 2012 г., регионам придется искать рыночные источники заимствований. Однако неблагоприятная ситуация на рынке капитала приведет к росту стоимости заимствования, а для некоторых РМОВ с преобладанием краткосрочного банковского долга или ожидаемыми крупными погашениями облигаций существенно увеличится риск рефинансирования.

Восстановление бюджетных показателей в 2010—2011 гг.

В 2010 г. и первой половине 2011 г. увеличение бюджетных доходов, поддержанное ростом налоговых поступлений, наблюдалось у всех без исключения РМОВ, рейтингуемых Fitch. Но если в 2010 г. основным драйвером роста был налог на прибыль и в целом собственные доходы, то в 2011 г. возобновился рост трансфертов из федерального бюджета и от государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Напомним, что за первые 8 мес. 2010 г. поступления налога на прибыль продемонстрировали 1,5-кратный рост к соответствующему периоду кризисного 2009 г.1 А уже в 2011 г. динамика роста этого налога снизилась, хотя по-прежнему сохранился существенный прирост в 32%. Как правило, высокие темпы восстановительного роста налога на прибыль демонстрировали регионы, наиболее пострадавшие во время кризиса. Однако, сравнивая текущие показатели поступления налога на прибыль с аналогичным периодом докризисного 2008 г., можно увидеть, что в реальном выражении поступление налога на прибыль до сих пор не вышло на докризисный уровень. Так, по итогам первых 8 мес. 2011 г. объем поступившего в субнациональные бюджеты налога на прибыль вырос на 7,6% по сравнению с показателями соответствующего периода 2008 г., что существенно ниже накопленной за этот период инфляции.

Со стороны расходов наблюдался умеренный рост: его темпы достигли минимального значения в 5,7% в 2010 г. и далее ускорились до 9,6% в 2011 г. Рост частично объясняется сдерживанием расходов капитального характера в 2009 и 2010 гг. и восстановлением последних в 2011 г., а также увеличением расходов текущего характера в предвыборный период.

«Стабильный/позитивный» прогноз по сектору пока сохраняется

Влияние обозначенных выше факторов на кредитосопосность российских регионов и муниципалитетов было неравномерным. Однако общим итогом второго года восстановления российской экономики после кризиса с точки зрения кредитоспособности стало частичное восстановление кредитного качества или ожидание такового, проявившееся в изменении «Стабильных» прогнозов по рейтингам на «Позитивные». С другой стороны, большинство негативных рейтинговых действий как следствие ослабления публичных финансов в результате кризиса было уже проведено в 2010 г. и начале 2011 г. Это привело к снижению на одну ступень медианного рейтинга российских регионов и муниципалитетов по шкале Fitch (до уровня ВВ– с уровня ВВ). Наконец, у 3 эмитентов рейтинги были отозваны, и только 1 регион был вновь отрейтингован (табл. 1).

На середину октября 2011 г. 10 эмитентов сектора (или более 1/3 от общего числа) субфедеральных публичных финансов имело «Позитивный» прогноз по долгосрочным рейтингам Fitch. Это означает, что в течение ближайших 1-2 лет вероятность повышения рейтингов соответствующих эмитентов достаточно высока. 17 регионов и муниципалитетов сохраняют «Стабильный» прогноз по рейтингам, а «Негативный» прогноз имеет 1 эмитент. Отметим, что количество РМОВ с «Негативным» прогнозам по рейтингам сократилось с трех на начало 2010 г. до одного в октябре 2011. А количество регионов, которые имеют «Позитивный» прогноз по рейтингам увеличилось с 2 в январе 2010 г. до 10 (табл. 2). Все это отражает сохраняющийся стабильный/позитивный прогноз агентства на развитие сектора на ближайший год. Однако если обозначенные выше риски окажут существенное негативное влияние на регионы и муниципалитеты, в том числе на эмитентов с «Позитивным» прогнозам по рейтингам, как рейтинги, так и прогнозы по рейтингам окажутся под давлением.

Причиныизменения прогноза по долгосрочным рейтингам российских регионов

Остановимся на группе РМОВ, имеющих «Позитивный» прогноз по рейтингам и коротко обозначим причины изменения прогноза, а также триггеры, которые потенциально могут привести к повышению рейтингов соответствующих эмитентов.

Прогноз по рейтингам двух городов федерального значения — Москвы (BBB/Позитивный прогноз) и Санкт-Петербурга (ВВВ/Позитивный прогноз) — обусловлен «Позитивным» прогнозом по суверенному рейтингу Российской Федерации. Среди эмитентов рейтингуемых Fitch в России города Москва и Санкт-Петербург имеют наивысший уровень рейтинга. Более того, их рейтинги ограничиваются суверенным рейтингом Российской Федерации. Вследствие этого любые рейтинговые действия в отношении прогноза и/или рейтингов России автоматически отражаются на прогнозе по рейтингам этих субъектов Федерации.

В ноябре 2010 г. Fitch Ratings изменило со «Стабильного» на «Позитивный» прогноз по рейтингам Ярославской области Российской Федерации и подтвердило долгосрочные рейтинги региона на уровне BB–. Изменение прогноза отражает ожидания Fitch, что Ярославская область испытает благоприятное воздействие улучшения макроэкономической среды в России в 2010 г. и в среднесрочной перспективе, что будет поддерживать ее налоговые доходы и обеспечит более высокую гибкость по рефинансированию долга с наступающими сроками погашения. Рейтинги учитывают хорошие бюджетные показатели области, стабилизировавшийся долг и адекватную ликвидность. Рейтинги также принимают во внимание подверженность базы налогообложения региона бизнес-циклам в промышленном секторе и краткосрочную структуру долга при существенном объеме обязательств со сроками погашения, наступающими в ближайшие 12 мес. Рейтинги могут быть повышены в случае сохранения хороших бюджетных показателей при стабильных уровнях операционного баланса около 15% операционных доходов одновременно с удлинением структуры долга по срокам погашения в среднесрочной перспективе.

В декабре 2010 г. Fitch Ratings изменило со «Стабильного» на «Позитивный» прогноз по долгосрочным рейтингам Калужской области и подтвердило эти рейтинги на уровне BB–. Пересмотр прогноза отражает ожидаемое агентством благоприятное влияние на налоговый потенциал региона быстрого развития областной экономики и повышения гибкости при рефинансировании имеющихся долговых обязательств. Рейтинги принимают во внимание в целом хорошие показатели исполнения бюджета Калужской области, которые восстанавливаются после умеренного ухудшения в 2009 г. Кроме того, рейтинги учитывают растущий общий долг региона, но при этом положительно отмечается его долгосрочная структура. Рейтинги области могут быть повышены, если улучшатся бюджетные показатели с повышением операционного баланса до уровня около 15% операционных доходов, а также при стабилизации совокупной долговой нагрузки.

В апреле 2011 г. Fitch Ratings изменило прогноз по долгосрочным рейтингам Нижегородской области Российской Федерации со «Стабильного» на «Позитивный». Одновременно агентство подтвердило долгосрочные рейтинги региона на уровне B+. Прогноз «Позитивный» отражает восстановление операционных показателей Нижегородской области после временного резкого ухудшения в 2009 г., а также ожидаемое агентством постепенное улучшение операционных показателей области в 2011—2013 гг. и стабилизацию ее долга к 2013 г. В то же время рейтинги принимают во внимание высокие потребности в рефинансировании краткосрочного долга в 2011 г., а также ожидаемое повышение прямого риска. Fitch отмечает, что стабильные сильные операционные показатели и снижение высоких потребностей региона в рефинансировании вследствие удлинения структуры долга по срокам погашения были бы положительными рейтинговыми факторами.

В мае 2011 г. Fitch Ratings изменило со «Стабильного» на «Позитивный» прогноз по долгосрочным рейтингам Новосибирской области и подтвердило рейтинги на уровне BB. Пересмотр прогноза отражает хорошие бюджетные показатели Новосибирской области и восстановление экономики, что обусловило рост налоговых поступлений, а также учитывает ожидаемое агентством продолжение улучшения операционных показателей региона в 2011—2013 гг. при сохранении долга на управляемом уровне. В то же время рейтинги принимают во внимание уменьшение гибкости операционных расходов области в 2010 г. и тот факт, что уровень капитальных расходов отстает от показателей у сопоставимых регионов с рейтингом в категории BB. Fitch отмечает, что повышение рейтингов до уровня BB+ будет зависеть от поддержания показателей операционной маржи на уровне прогнозов и сдерживания долга на уровне менее 15% текущих доходов в среднесрочной перспективе.

В июне 2011 г. Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги Краснодарского края на уровне BB с позитивным прогнозом. Прогноз учитывает ожидания Fitch, что поддерживаемый инвестициями экономический рост обеспечит прирост налоговых доходов, что позволит региону улучшить операционные показатели в 2011—2013 гг. и достичь показателей операционного баланса в 14—16% от операционных доходов. Кроме того, Fitch ожидает, что показатели долга Краснодарского края останутся устойчивыми по международным стандартам, несмотря на ожидаемое увеличение прямого долга. Позитивными факторами для рейтингов региона стали бы улучшение операционных показателей согласно прогнозам и сдерживание прямого риска (прямой долг плюс прочая задолженность по классификации Fitch) на уровне менее 25% текущих доходов.

В июле 2011 г. Fitch Ratings изменило со «Стабильного» на «Позитивный» прогноз по долгосрочным рейтингам Ленинградской области и подтвердило рейтинги на уровне BB. «Позитивный» прогноз отражает восстановление операционных показателей области после временного умеренного ухудшения в 2009 г., а также ожидаемое агентством поддержание хороших операционных показателей и постепенное снижение долга в 2011—2013 гг. Кроме того, рейтинги принимают во внимание возможное давление со стороны растущих социальных расходов и условных обязательств в форме гарантий. Fitch отмечает, что к проведению позитивных рейтинговых действий может привести сохранение сильных операционных показателей при операционном балансе на уровне ожиданий и контроля над операционными расходами и условными обязательствами.

В августе 2011 г. Fitch Ratings изменило со «Стабильного» на «Позитивный» прогноз по долгосрочным рейтингам Алтайского края и подтвердило эти рейтинги на уровне BB. Изменение прогноза отражает хорошие показатели исполнения бюджета Алтайского края в 2010 г., низкий уровень долговых обязательств, а также консервативное управление бюджетом. Агентство отмечает, что повышение рейтингов будет зависеть от сохранения хороших бюджетных показателей с операционным балансом выше 15% операционных доходов в сочетании с умеренной долговой нагрузкой, которая наблюдается у края в настоящее время.

В конце сентября 2011 г. Fitch Ratings повысило долгосрочные рейтинги Республики Саха (Якутия) в иностранной и национальной валюте с уровня BB до BB+, а также сохранила «позитивный» прогноз по долгосрочным рейтингам. Повышение рейтингов региона отражает сильные показатели исполнения бюджета региона, низкий уровень долга и продолжающуюся диверсификацию экономики. Восстановление спроса на природные ресурсы, в частности на алмазы, оказало положительное влияние на экономику республики в 2010 г. Кроме того, реализация нефтегазовых проектов улучшила и диверсифицировала базу налогообложения региона. Fitch ожидает, что Республика Саха продолжит получать преимущества благодаря улучшению экономической конъюнктуры в среднесрочной перспективе. Агентство подчеркивает, что проведение дальнейших позитивных рейтинговых действий будет зависеть от сохранения сильных показателей бюджета с операционным балансом выше 15% операционных доходов, а также от сдерживания чистого общего риска на уровне менее 20% текущих доходов.


Содержание (развернуть содержание)
На троих про Центральный депозитарий
С принятием законао ЦД риски инфраструктуры существенно снизятся
Попытка отчета члена совета директоров ПАРТАД перед членами ассоциации
О развитии посттрейдинговой инфраструктуры
Контрольный выстрел. К чему приведут новые требования к внутреннему контролю и управлению рисками регистраторов
Варианты поведения инвестора при текущей конъюнктуре рынка
Что и как вложить в ЗПИФ? Сложности и риски оплаты инвестиционных паев неденежными средствами
Париж — столица фотографии
Из Золушки — в принцессы
Рынок облигаций восстановится в 2012 году
Работа над ошибками: новации в проведении общих собраний акционеров
Россия и мир: практика корпоративного управления
M&A-переполох на рынке ритейла: есть ли шансы выжить региональным игрокам?
Глазами очевидца. Неделя финансовой грамотности в Ярославской области
Интегрированный уровень относительной кредитоспособности субъектов РФ
Кредитные качества российских регионов В. Редькин в ситуации окончания периода восстановительного роста
Риски, связанные с рефинансированием долга, могут вырасти уже в краткосрочной перспективе
Кредитоспособность сильнейших российских РМОВ останется на прежнем уровне или повысится, кредитное качество остальных окажется под давлением вследствие решений федерального центра

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100