Casual
РЦБ.RU

M&A-переполох на рынке ритейла: есть ли шансы выжить региональным игрокам?

Ноябрь 2011

По данным Росстата за 2010 г., объем рынка продуктового ритейла составил 263 млрд долл. В России насчитывается примерно 120 продуктовых торговых сетей, на 10 крупнейших приходится более 20% выручки. Как расставлены фигуры на шахматной доске продуктового ритейла? Может ли региональная «пешка» стать «ферзем» и кто ей поможет в этом — иностранные инвесторы или такие же региональные «пешки»?

КАК ЖИВУТ «ФЕДЕРАЛЫ»

За последние несколько лет в России произошел всплеск M&A-сделок в розничном секторе: X5 Retail Group приобрела торговые сети «Карусель», «Копейка», «Паттерсон», «Вкусный Остров», а также ряд небольших региональных продуктовых сетей. В 2011 г. «Дикси» купила ГК «Виктория», а «Седьмой Континент» — проблемные активы «Мосмарта», преобразовав их в «Наш гипермаркет». Следует отметить, что лидеры продуктового розничного рынка планируют не сбавлять темпы региональной экспансии, поддерживая их за счет как органического роста, так и новых M&A-сделок.

Региональное присутствие крупнейших федеральных ритейловых сетей (X5, «Магнит», «Дикси», «Седьмой Континент» и т. д.) наиболее заметно в центральной, северо-западной и южной части России. На Урале позиции федеральных сетей уже слабеют и зачастую уступают местным игроками в розничном секторе. На Дальнем Востоке их нет вообще. Основной причиной данной тенденции является в первую очередь логистическое «плечо»: компании невыгодно постепенно развивать сеть, которая находится более чем в 500 км от ближайшего распределительного центра, — это высокие транспортные расходы, отсутствие развитой инфраструктуры, проблема управления из центрального офиса. Кроме того, не стоит недооценивать достаточно сильную конкуренцию со стороны местных сетей, которые могут посоревноваться в цене с «федералами».

ЕСТЬ ЛИ РИТЕЙЛ ЗА УРАЛОМ?

Пока федеральные игроки набирают обороты и усиливают свои позиции в центральной части России, в удаленных регионах развиваются их местные конкуренты, приобретающие мелких игроков или самостоятельно открывающие магазины. На Дальнем Востоке только несколько лет назад сформировалось само понятие продуктового ритейла, стали появляться первые сетевые супермаркеты. О присутствии федеральных сетей речи не идет, так как слишком дорогая логистика, что помогает становлению региональных ритейлеров.

За последние пару лет появились региональные торговые сети с выручкой 200—1000 млн долл., такие как «Монетка», «Холидей Классик», «Мария Ра», «Семья», «Бахетле», «Полушка», «Лама», НТС и т. д. Отсутствие сильного федерального конкурента позволило данным продуктовым сетевым игрокам занять прочные позиции в своих регионах и вырасти до значительных размеров.

Увеличивая долю рынка в регионе многие региональные торговые сети ожидали прихода иностранных инвесторов и получения предложения о продаже бизнеса. Как показала практика, далеко не все иностранные торговые сети смогли прижиться в России — все мы помним судьбу Carryfour и WalMart.

ИНОСТРАННЫЕ ФИГУРЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ РИТЕЙЛЕ

Почему известные иностранные сети не смогли выдержать конкурентную борьбу с отечественными продуктовыми монополистами? Это связано с тем, что на момент выхода на рынок иностранных компаний в центральной России отсутствовали свободные активы — все, что хотели купить Carryfour и WalMart, уже было поглощено российскими игроками. Не стоит забывать и об особенностях национального бизнеса: коррупция, большое значение и зависимость от личных отношений, несовершенство российского законодательства. Усугубил положение зарубежных сетей в стране финансовый кризис. Многие свернули свой бизнес и покинули Россию. Пожалуй, только Ашан и METRO смогли прижиться и развернуть свое присутствие, с каждым годом увеличивая обороты и открывая новые торговые точки, уверенно обосновываясь в стране.

Тем не менее иностранные ритейловые игроки покинули нас не навсегда и все еще рассматривают российский рынок как перспективный. Например, WalMart переманил к себе главу X5, чтобы он помог им обеспечить укрепление своих позиций в России, а Carryfour думает о возможности выхода на российский рынок через франшизу, но этот вариант пока под большим вопросом, потому что нет четкого устоявшегося законодательного регулирования.

ПУТИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ РИТЕЙЛЕРОВ

Достигнув критического оборота бизнеса (около 200 млн долл.), региональный ритейлер встает перед выбором дальнейших путей своего развития. Первый — ожидание инвестиций со стороны крупной федеральной сети. Второй — объединение усилий с другим влиятельным региональным игроком и привлечение инвестора в объединенную компанию. Оба варианта в итоге предполагают продажу бизнеса стратегическому инвестору.

Первый вариант имеет не очень сильную переговорную позицию региональной сети с покупателем. Выбор среди инвесторов невелик, поэтому федеральный игрок не предложит премию за вхождение в регион, возможно, начнет открывать собственные магазины.

Второй вариант более привлекательный: при слиянии двух или трех региональных лидеров, магазины которых расположены в соседних регионах, объеденная компания станет крупнейшим игроком с выручкой более 1 млрд долл., что может разжечь интерес со стороны не только российских федеральных сетей, но и иностранных инвесторов, желающих прийти в Россию или расширить здесь свое присутствие.

Положение более мелких торговых сетей (10—50 магазинов) схоже с их региональными конкурентами. Конкуренция со стороны региональных лидеров не позволяет им развиваться и увеличивать доходность. За последний год компания FCG участвовала в двух сделках, в которых региональные сети приняли решение о слиянии с целью противостояния федеральным и крупным региональным конкурентам, используя в дальнейшем стратегию консолидации регионального рынка путем приобретения более мелких игроков.

В настоящее время обе сделки находятся на завершающем этапе слияния, и после завершения унификации внутренних процессов и утверждения единой стратегии развития объединенные компании изучат и выберут возможные варианты приобретения более мелких ритейловых сетей.

В секторе розничной торговли экономия на масштабе имеет критическое значение: за счет увеличения числа магазинов сеть получает более выгодные условия работы с поставщиками, может производить частные марки, оптимизировать логистические расходы, запускать программы лояльности и торговлю он-лайн. Совокупность данных действий приводит к повышению эффективности деятельности сети и увеличивает рентабельность.


Содержание (развернуть содержание)
На троих про Центральный депозитарий
С принятием законао ЦД риски инфраструктуры существенно снизятся
Попытка отчета члена совета директоров ПАРТАД перед членами ассоциации
О развитии посттрейдинговой инфраструктуры
Контрольный выстрел. К чему приведут новые требования к внутреннему контролю и управлению рисками регистраторов
Варианты поведения инвестора при текущей конъюнктуре рынка
Что и как вложить в ЗПИФ? Сложности и риски оплаты инвестиционных паев неденежными средствами
Париж — столица фотографии
Из Золушки — в принцессы
Рынок облигаций восстановится в 2012 году
Работа над ошибками: новации в проведении общих собраний акционеров
Россия и мир: практика корпоративного управления
M&A-переполох на рынке ритейла: есть ли шансы выжить региональным игрокам?
Глазами очевидца. Неделя финансовой грамотности в Ярославской области
Интегрированный уровень относительной кредитоспособности субъектов РФ
Кредитные качества российских регионов В. Редькин в ситуации окончания периода восстановительного роста
Риски, связанные с рефинансированием долга, могут вырасти уже в краткосрочной перспективе
Кредитоспособность сильнейших российских РМОВ останется на прежнем уровне или повысится, кредитное качество остальных окажется под давлением вследствие решений федерального центра

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100