Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Палюшок Максим, Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрация Волгоградской области

  • Все статьи автора

Волгоградские областные займы: инструмент сбалансированного развития

Октябрь 2011

Исполнение в текущем году региональных бюджетов происходит с явными признаками роста российской экономики, что положительно характеризует ее восстановление и потенциал дальнейшего развития. Заметное увеличение поступлений по основным бюджетоформирующим налогам не исключает, однако, необходимости заимствований с целью формирования сбалансированных бюджетов. При сохранении относительной стабильности национальной финансовой системы даже в условиях сокращения бюджетных кредитов следует ожидать повышения устойчивости бюджетов. Планируемое уменьшение объемов кредитования субъектов Российской Федерации со стороны Министерства финансов России с 2012 г. выведет на первый план рыночные заимствования, что, безусловно, скажется на структуре долговых портфелей регионов.

Прогноз исполнения бюджета Волгоградской области в 2011 г. свидетельствует об умеренном росте доходов по сравнению с отчетным 2010 г., однако общая сумма доходов, в том числе налоговых и неналоговых, по отношению как к предкризисным, так и первым посткризисным годам явно увеличилась (рис. 1).

Динамика как совокупных доходов, так и доходов без учета безвозмездных поступлений из бюджетов других уровней бюджетной системы повторяет тенденции предыдущего года, демонстрируя стабильность бюджетных показателей (рис. 2).

Поступления достаточно равномерны: по состоянию на 1 сентября 2011 г. бюджет Волгоградской области получил 66,3% доходов от общего объема прогнозного показателя. Темп прироста на отчетную дату составил 4,6% к показателю 8 месяцев 2010 г.

Рост расходов бюджета более выраженный: прирост составил 11,6% к общему объему фактических расходов бюджета по состоянию на 1 сентября 2010 г. При этом на отчетную дату профинансировано 59,3% общего объема расходов 2011 г. (рис. 3).

Поступательный рост общего объема расходов бюджета, вызванный необходимостью не только исполнения принятых социальных обязательств, но и реализации капитальных проектов, обусловил увеличение годового размера дефицита бюджета и расширение границ применения заемных инструментов, прежде всего государственных ценных бумаг и кредитов коммерческих банков.

Основной объем заемных средств, привлекаемых Волгоградской областью (рис. 4), по-прежнему приходится на кредиты коммерческих банков из-за необходимости управления ликвидностью бюджета в краткосрочном периоде. Привлекательность такой формы управления связана с приемлемыми ставками — обслуживание кредитов сроком до 1 года обходится в 6—6,3% годовых1.

На втором месте по объемам привлечения находятся государственные ценные бумаги. В мае текущего года была проведена очередная эмиссия — первый выпуск в объеме 3000 млн руб. Таким образом, в настоящее время в обращении находятся облигации 4 выпусков со сроками обращения 4 года (эмиссии 2008 и 2010 гг.) и 5 лет (эмиссии 2007 и 2011 гг.), общая задолженность по которым составляет 5700 млн руб. (см. табл. 1).

Доходность по всем выпускам областных облигаций держится на достаточно низком уровне — на общем фоне выделяется только заем 2008 г. (рис. 5).

После кризисного 2008 г. в структуре заемных источников произошло увеличение доли бюджетных кредитов из федерального бюджета. Планируемое Министерством финансов России сокращение объема бюджетных кредитов регионам с 2012 г. должно привести к снижению роли данного источника2, однако на практике уровень обязательств будет зависеть от состояния мировой и национальной финансовых систем.

Несмотря на то что коммерческие кредиты стоят на первом месте по объемам обращения, основной объем обязательств долгового портфеля составляют государственные ценные бумаги Волгоградской области (рис. 6), что, безусловно, связано с различиями в сроках обращения финансовых инструментов.

По состоянию на 1 января 2011 г. доля обязательств по областным облигациям в общем объеме обязательств по сравнению с этим показателем на 1 января 2009 г. существенно снизилась (рис. 7). Однако абсолютный размер не только государственного долга в целом, но и долга в части ценных бумаг вырос.

Увеличению объемов заимствований Волгоградской области, и прежде всего на рынке облигаций, способствует наличие кредитного рейтинга. В июне текущего года региону присвоены рейтинги международного рейтингового агентства Fitch Ratings, в частности: долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте на уровне BB–, краткосрочный рейтинг в иностранной валюте B и национальный долгосрочный рейтинг A+(rus), прогноз по долгосрочным рейтингам «Стабильный». Соответствующие долгосрочные рейтинги присвоены и выпуску внутренних облигаций области на сумму 3000 млн руб. с погашением в 2016 г.

В декабре 2010 г. рейтинговым агентством Standard & Poor’s подтверждены долгосрочный кредитный рейтинг ВВ– (прогноз «Негативный») и рейтинг по национальной шкале ruAA–. Прогноз по долгосрочному рейтингу отражает волатильность доходов и объясняется концентрацией налоговой базы. Однако это компенсируется низким уровнем долга.

Низким остается и уровень расходов на обслуживание долга: в отчетном 2010 г. затраты на обслуживание государственного долга Волгоградской области составили 1,2% от общего объема расходов бюджета (за исключением финансового обеспечения за счет субвенций из федерального бюджета).

Таким образом, регион располагает резервами для расширения заимствований, сохраняя при этом приемлемый уровень долга и низкий уровень долговой нагрузки.

Оценивая перспективы заемной деятельности региона, следует учитывать, что действия Волгоградской области на долговом рынке отражают состояние финансового рынка, а также политику региона в области расходов. Эти факторы определяют как объемы заимствований, так виды применяемых для этих целей долговых инструментов.

В среднесрочной перспективе, исходя из текущих прогнозов потребности бюджета в заемных ресурсах, планируется постепенное увеличение объемов заимствований. В ближайшие годы предполагается ежегодное привлечение до 4000 млн руб. посредством выпуска государственных облигаций Волгоградской области со сроком обращения от 5 до 7 лет. Данные меры отражают стратегию государственных внутренних заимствований региона на фондовом рынке.

Изменение финансовой ситуации, безусловно, может отразиться на политике области по размещению облигационных займов. Однако это касается лишь сроков размещения и доходности. Долговая политика региона ориентирована, прежде всего, на потребности бюджета: Волгоградская область традиционно нацелена на безусловное выполнение принятых обязательств, действия в долговой сфере связаны с поиском оптимальных условий привлечения средств и обеспечения существующих потребностей бюджета.

Существенная доля в долговом портфеле сохранится за кредитами кредитных организаций, привлечение которых преследует своей целью поддержание ликвидности регионального бюджета. Безусловно, высокая доля краткосрочных банковских кредитов в структуре долга отражается на бюджетных показателях и негативно влияет на рейтинг в силу возникновения риска рефинансирования. Однако подчиненность долговой политики целям политики в области расходов выводит операции по привлечению банковских кредитов на первый план при решении задачи управления ликвидностью.

В условиях разрастающегося долгового колапса в Европе в сочетании с банковскими кризисами могут возникнуть проблемы с ликвидностью и у российских банков. Их решение зависит от действия Правительства России. Рост ставок на рынке кредитования уже наблюдается. Тем не менее низкий уровень расходов по обслуживанию государственного долга Волгоградской области позволяет решать вопрос обеспечения ликвидности без ущерба для других статей расходов бюджета.

В решении задачи обеспечения текущих потребностей бюджета при ухудшении ситуации на долговом рынке ведущая роль может снова закрепиться за бюджетными кредитами. Однако постепенное восстановление экономики региона и рост налоговых поступлений в настоящее время позволяют сокращать обязательства перед федеральным бюджетом. При сохранении текущих тенденций доля бюджетных кредитов в долговом портфеле снова станет незначительной.

Приемлемый текущий уровень долговой нагрузки, а также имеющийся выбор инструментов и условий заимствований обеспечивают возможности для увеличения займов в целях обеспечения текущего бюджета и долгосрочного развития, способствуя дальнейшему восстановлению экономики региона.


Содержание (развернуть содержание)
Оптимизация торговой инфраструктуры управляющих компаний
Уроки кризиса. Автоматизацияпроцесса управления рисками при действиях контрагентов НПФа
Интернет-трейдинг для частных инвесторов: формы и инструменты будущего
Количественное смягчение в США:был ли смысл?
Долгосрочные опережающие индикаторы экономического развития
Ямайская валютная система: швейцарская модификация
Управляющая компания ЗПИФН: застройщик земельного участка или участник строительства объекта недвижимости?
Инсайд: вопросы правоприменения в России
Высокий полет
Арт-активы для пенсионных фондов
Китайский синдром
Роль инвестиционных банков в развивающихся экономиках
Восток — дело тонкое!
О некоторых аспектах регулирования египетского фондового рынка
Долговая политика Самарской области в 2010-2011 годах и основные направления ее развития
Волгоградские областные займы: инструмент сбалансированного развития
Правовые условия и ограничения предоставления бюджетных гарантий для финансирования муниципальной инфраструктуры

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100