Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Якимов Владимир, Руководитель управления государственного долга и финансовых рынков министерства управления финансами Самарской области

  • Все статьи автора

Долговая политика Самарской области в 2010-2011 годах и основные направления ее развития

Октябрь 2011

Изменения, происходящие в настоящее время в бюджетной сфере, обусловили корректирование долговой политики Самарской области. Так, увеличение объема государственного долга Самарской области, оправданное в докризисный, наиболее благоприятный для привлечения заимствований период, будет постепенно сокращаться, а задача по привлечению относительно дешевых «длинных» денег в целях интенсивного развития региона в целом выполнена.

По объему государственного долга Самарская область входит в первую пятерку российских регионов, а по объему привлеченных в текущем году заимствований признана лидером среди субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем по уровню долговой нагрузки Самарская область по итогам 2010 г. заняла лишь 35-е место среди субъектов Российской Федерации в связи с утвержденными региональным законодательством ограничениями объема государственного долга, которые по сравнению с требованиями Бюджетного кодекса РФ более жесткие и установлены в соответствии с рекомендациями ведущих международных рейтинговых агентств. Согласно Закону об областном бюджете на 2011—2013 гг. объем государственного долга Самарской области на конец года не должен превышать 45%, а объем прямого долга — 40% плановых доходов областного бюджета в соответствующем году без учета безвозмездных поступлений (рис. 1).

Самарская область намерена и в будущем сдерживать рост объема государственного долга в пределах указанных ограничений — при формировании проекта областного бюджета на 2012—2014 гг. предусмотрено их неукоснительное соблюдение.

В условиях повышения рисков на рынке государственных долговых обязательств, наблюдаемых сегодня в Америке и Европе, первостепенной задачей становится поддержание сложившейся у нашего региона безупречной кредитной истории и укрепление доверия инвесторов.

Подтверждением устойчивости экономики и финансовой системы региона является повышение рейтинговым агентством Standard & Poor's 3 июня 2011 г. прогноза кредитного рейтинга Самарской области с «Негативного» на «Стабильный». Уровень кредитного рейтинга Самарской области подтвержден на уровне ВВ+ по международной шкале и на уровне ruAA+ по национальной шкале Standard & Poor's. Одновременно рейтинговое агентство присвоило выпуску облигаций Самарской области 2011 г. рейтинг на уровне ruAA+.

Повышение прогноза кредитного рейтинга связано с ожиданиями аналитиков рейтингового агентства, что дополнительные доходы и привлекаемые областью среднесрочные заимствования позволят обеспечить финансирование расходов бюджета и поддержать высокий уровень ликвидности, а график погашения долговых обязательств будет более равномерным.

Самарской области остается всего одна ступень для присвоения рейтинга наиболее надежной — инвестиционной — категории. По сравнению с другими субъектами Российской Федерации по уровню кредитного рейтинга Standard & Poor's Самарская область уступает только Москве и Санкт-Петербургу, а также Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам, находясь на одном уровне с Республикой Башкортостан, Красноярским краем и Челябинской областью.

В текущем году кредитный рейтинг Самарской области был также подтвержден международным рейтинговым агентством Moody's Investors Service на уровне Ва1, а областному облигационному займу 2011 г. рейтинговое агентство Moody’s Interfax Rating Agency присвоило кредитный рейтинг по национальной шкале Аа1.ru.

Повышение прогноза и подтверждение высокого уровня кредитного рейтинга Самарской области во многом способствовали успешному размещению облигационного займа Самарской области в текущем году.

8 июня 2011 г. на Московской межбанковской валютной бирже состоялось размещение седьмого выпуска государственных облигаций Самарской области с постоянным купонным доходом и амортизацией долга (государственный регистрационный номер выпуска RU35007SAM0). Номинальный объем выпуска составил 12,2 млрд руб., срок обращения ценных бумаг — 5,5 лет, купонный доход выплачивается ежеквартально.

Это крупнейшее для Самарской области привлечение заемных средств и наиболее значительный по объему выпуск среди всех размещенных в текущем году субъектами Российской Федерации займов. Погашение стоимости облигаций частями позволит области равномерно распределить нагрузку по выплате основного долга в течение 4 лет.

Весь выпуск размещен в полном объеме в первый день аукциона. Генеральным агентом по размещению облигационного займа выступил ОАО «БАНК УРАЛСИБ».

В ходе конкурса по определению единой процентной ставки купонного дохода инвесторами было подано более 150 заявок на общую сумму свыше 27 млрд руб. т. е. спрос на облигации Самарской области превысил предложение более чем в 2 раза. Ставка купонного дохода по облигациям установлена в размере 7,49% годовых, соответствующая доходность к погашению — 7,70% годовых.

Ставка купонного дохода по облигациям Самарской области 2011 г. сложилась ниже ставки рефинансирования Банка России, которая на дату выпуска составляла 8,25% годовых. Следует также отметить, что ценные бумаги Самарской области были размещены под минимальную за предыдущие 2 года доходность по сравнению с облигационными займами других субъектов Российской Федерации (табл. 1).

В результате размещения в текущем году облигационного займа в объеме 12 200 млн руб. и привлечения кредитов из федерального бюджета в сумме 4 000 млн руб., а также исполнения обязательств по погашению ценных бумаг на общую сумму 8 426 млн руб. по состоянию на 1 октября 2011 г. объем государственного долга Самарской области составил 32 985 млн руб., в том числе: 22 754 млн руб. — облигации области, 8 707 млн руб. — кредиты федерального бюджета, 1 524 млн руб. — государственные гарантии области (табл. 2).

Основные изменения в структуре государственного долга связаны с увеличением доли бюджетных кредитов — наиболее дешевыми на сегодняшний день ресурсами. Объем государственных ценных бумаг, составляющих около 70% государственного долга Самарской области, остается постоянным в связи с погашением ранее выпущенных облигаций.

Мы ожидаем, что сохранение положительных темпов развития региональной экономики и рост доходов областного бюджета позволят области выполнять все текущие расходные обязательства без существенного увеличения объема государственного долга.

Таким образом, планируемые поступления от заимствования будут направлены на рефинансирование ранее принятых долговых обязательств и распределение капитальных расходов областного бюджета.

В ближайшие годы основными направлениями долговой политики Самарской области будут следующие:

Обеспечение обслуживания и погашения существующихдолговых обязательств

Расходы на обслуживание и погашение государственного долга Самарской области являются приоритетными и включаются в закон об областном бюджете в полном объеме. Кроме того, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ планируется сформировать в составе областного бюджета резервный фонд Самарской области и региональный дорожный фонд. Соответствующими законопроектами, в частности, устанавливается возможность направления средств резервного фона на погашение и обслуживание долговых обязательств, а средств дорожного фонда на погашение и обслуживание кредитов, привлеченных Самарской областью из федерального бюджета на строительство и реконструкцию автомобильных дорог.

В 2011 г. впервые за последние 5 лет в Программе государственных внутренних заимствований Самарской области предусмотрено привлечение кредитов коммерческих банков на сумму 3500 млн руб., что позволит поддерживать ликвидность областного бюджета и в случае необходимости оперативно привлечь средства на исполнение расходных обязательств, включая расходы на погашение и обслуживание государственного долга. В связи с этим плановый объем банковских кредитов был определен с учетом необходимости погашения в июне 2011 г. 40% облигационного займа Самарской области 2008 г. на сумму 3320 млн руб. Возможность привлечения банковского кредита создало определенную «подушку безопасности» для погашения указанного обязательства в случае размещения облигационного займа 2011 г. во втором полугодии текущего года.

По итогам проведенного в мае 2011 г. электронного аукциона победителем был признан ОАО «Сбербанк России» в лице Поволжского банка, предложивший предоставить Самарской области без обеспечения кредитную линию в сумме 3500 млн руб. сроком на 180 дней по ставке 5,6% годовых.

Данная практика была положительно оценена рейтинговыми агентствами, однако фактическое привлечение кредита до настоящего времени не осуществлялось в связи с высокой ликвидностью областного бюджета. Полагаем целесо­образным предусмотреть в ближайшие годы возможность краткосрочных заимствований в коммерческих банках в пределах объема погашения долговых обязательств.

Привлечение заимствований в целях рефинансирования долга и формирования более равномерного графика погашения заимствований

До 2016 г. Самарская область будет осуществлять погашение находящихся в настоящее время в обращении облигационных займов и кредитов, привлеченных из федерального бюджета в 2009—2011 гг. (табл. 3).

В соответствии с Основными направлениями Долговой политики Российской Федерации в 2012—2014 гг. объем бюджетных кредитов, предоставляемых субъектам Российской Федерации на льготных условиях, в ближайшие годы будет сокращен более чем в 6 раз, а выдача кредитов на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования Минфином России не планируется.

Таким образом, в целях рефинансирования существующих долговых обязательств Самарской областью будут вновь привлекаться заимствования на долговом рынке путем выпуска ценных бумаг.

Полагаем, что сложившаяся репутация надежного заёмщика, имеющего большой опыт выпуска ценных бумаг, будет способствовать удлинению сроков привлекаемых заимствований, а высокий уровень кредитного рейтинга — сохранению относительно низких процентных ставок по облигациям Самарской области.

Вместе с тем нестабильная ситуация на финансовых рынках может скорректировать планы области по удлинению сроков заимствований в случае отсутствия благоприятной рыночной конъюнктуры.

В связи с этим Администрация Самарской области намерена продолжить выпуск ценных бумаг с амортизацией долга, так как это позволит более равномерно распределить нагрузку по погашению облигаций и одновременно сделает их более привлекательными для инвесторов. При этом сроки амортизации новых заимствований определяются с учетом графика погашения существующих долговых обязательств. Так, проектом Программы государственных внутренних заимствований на 2012—2014 гг. предусмотрено погашение части облигационного займа 2012 г. в 2014 г. (табл. 4).

Привлечение заимствований для поддержания достигнутого уровня инвестиционных расходов областного бюджета

Заимствования традиционно формируют значительную часть капитальных расходов областного бюджета, так называемый бюджет развития. Выпуск среднесрочных облигационных займов и привлечение 3- и 5-летних кредитов федерального бюджета позволил Самарской области сохранить относительно высокий уровень инвестиционных расходов областного бюджета даже в условиях финансово-экономического кризиса (см. рис. 2).

За счет средств областного бюджета на территории нашей губернии продолжается реализация таких крупных проектов, как:

  • строительство метрополитена в городе Самаре;
  • возведение мостового перехода «Кировский» через реку Самара;
  • создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории муниципального района Ставропольский Самарской области;
  • строительство автомобильных дорог.

Реализация этих и других инфраструктурных и инновационных проектов будет способствовать улучшению инвестиционного климата в регионе, развитию экономических связей и повышению качества жизни населения.

Задачами привлечения заимствований в инвестиционных целях и для рефинансирования долга во многом обусловлены планы по привлечению Самарской областью в 2012 г. облигационного займа в сумме 15000 млн руб. Увеличение объема облигационного займа в 2012 г. вызвано необходимостью поддержания высокого уровня расходов капитального характера в связи с планируемым Минфином России сокращением объемов бюджетного кредитования субъектов Российской Федерации.

Мы надеемся, что опыт размещения облигационных займов, сложившаяся репутация Самарской области как одного из лидеров рынка субфедеральных заимствований и высокий кредитный рейтинг нашего региона позволят и в дальнейшем осуществлять привлечение финансовых ресурсов на выгодных условиях.


Содержание (развернуть содержание)
Оптимизация торговой инфраструктуры управляющих компаний
Уроки кризиса. Автоматизацияпроцесса управления рисками при действиях контрагентов НПФа
Интернет-трейдинг для частных инвесторов: формы и инструменты будущего
Количественное смягчение в США:был ли смысл?
Долгосрочные опережающие индикаторы экономического развития
Ямайская валютная система: швейцарская модификация
Управляющая компания ЗПИФН: застройщик земельного участка или участник строительства объекта недвижимости?
Инсайд: вопросы правоприменения в России
Высокий полет
Арт-активы для пенсионных фондов
Китайский синдром
Роль инвестиционных банков в развивающихся экономиках
Восток — дело тонкое!
О некоторых аспектах регулирования египетского фондового рынка
Долговая политика Самарской области в 2010-2011 годах и основные направления ее развития
Волгоградские областные займы: инструмент сбалансированного развития
Правовые условия и ограничения предоставления бюджетных гарантий для финансирования муниципальной инфраструктуры

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100