Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Бирюков Денис, ОАО «Желдорреммаш», начальник юридического отдела

  • Все статьи автора

О некоторых аспектах регулирования египетского фондового рынка

Октябрь 2011

Египетский рынок капитала считается одним из старейших на Ближнем Востоке. Он начал формироваться еще в XIX столетии, с 1888 г., когда в Александрии, а затем в 1903 г. и в Каире были основаны биржи.

В 1940-х гг. Египетская биржа была пятой в мире, но в 1960-х из-за национализации ряда египетских компаний она пришла в упадок, и этот период длился вплоть до 1990-х гг. Начиная с 1995 г. публичные размещения акций государственных компаний использовались в качестве одного из способов приватизации, что способствовало повышению биржевой активности. В декабре 1993 г. в результате слияния Каирской и Александрийской бирж была образована Египетская фондовая биржа (EGX).

В соответствии с египетским законом о финансовом рынке ценные бумаги не должны котироваться более чем на одной фондовой бирже, за исключением Каирской и Александрийской. Являясь в настоящий момент объединенной биржей, Египетская фондовая биржа, по сути, представляет собой единую электронную торговую систему, состоящую из двух площадок — в Каире и Александрии.

Главный индекс Египетской биржи — EGX30 (ранее он назывался CASE30) — отражает 30 наиболее активно торгующихся акций и является взвешенным индексом рыночной капитализации. Его значение рассчитывается в фунтах и долларах США.

Египетская биржа построена на основе членства. Ее участниками являются компании, имеющие лицензию регулятора на осуществление деятельности с ценными бумагами. Торговля ценными бумагами на фондовой бирже производится исключительно через лицензированные компании. Помимо объединенной Каирской и Александрийской биржи с октября 2007 г. существует также Нильская фондовая биржа (Nilex), первая в регионе Ближнего Востока и Северной Африки площадка для средних и малых предприятий с капиталом менее 25 млн египетских фунтов. Ее особенность — более либеральные лиcтинговые требования, чем на EGX.

Регулятором рынка ценных бумаг Египта согласно Закону о регулировании небанковских финансовых рынков и инструментов1 выступает Управление финансового надзора Египта (Egyptian Financial Supervisory Authority), заменившее собой ранее существовавшее Управление рынков капитала, а также Управление страхового надзора Египта и Управление ипотечного финансирования Египта. Управление финансового надзора подчинено министру инвестиций. Регулятор лицензирует небанковскую финансовую деятельность, контролирует лицензированных лиц и раскрытие участниками рынка информации, устанавливает нормативно-правовую базу функционирования рынка, а также выполняет другие государственные функции в сфере управления фондовым рынком.

В августе 1994 г. был учрежден центральный депозитарий, которым стала египетская компания Misr for Central Clearing, Depository and Registry (MCDR), оказывающая клиринговые, депозитарные и регистраторские услуги. Центральный депозитарий действует на основании специального закона, его задачами являются клиринг и расчеты по сделкам с акциями, использование централизованной депозитарной системы в Египте, создание системы центрального реестра владельцев ценных бумаг, осуществление корпоративных действий в интересах эмитентов и др.

Ценные бумаги, имеющие листинг на любой бирже, а также ценные бумаги эмитента, которые являются объектом публичного размещения, в обязательном порядке сдаются на хранение в центральный депозитарий.

Центральным депозитарием сформирован и управляется гарантийный фонд, куда каждая компания, занимающаяся брокерской деятельностью с ценными бумагами, должна направлять определенные средства. Все эти отчисления хранятся на специальном счете.

Гарантийный фонд призван регулировать права и обязанности, вытекающие из продажи или покупки ценных бумаг, имеющих листинг на Каирской и Александрийской фондовой бирже, в случае невыполнения брокером-участником обязательств по своевременной выплате стоимости бумаг или по поставке ценных бумаг.

Отчетность гарантийного фонда подлежит аудиту и составляется отдельно от отчетности всего центрального депозитария.

ЛИСТИНГ НА EGX

Для целей листинга Египетской фондовой биржей разработано два вида котировальных списков — официальный и неофициальный.

Официальный котировальный список состоит из списков двух типов — первого и второго.

Список первого типа предназначен для египетских депозитарных расписок, обеспечивающих права на ценные бумаги в количестве не менее 1000, акций акционерных обществ, компаний с ограниченной ответственностью и компаний, ограниченных акциями, а также для инвестиционных сертификатов взаимных фондов, облигаций и долговых обязательств, если: объем размещения составляет не менее 30% от общего объема бумаг; число подписчиков — не менее 150; кредитный рейтинг размещаемых облигаций и долговых обязательств не ниже BBB–.

В официальный список второго типа входят ценные бумаги, выпущенные государством и предложенные для открытой подписки без предъявления требований к минимальному количеству подписчиков, а также для бумаг, выпущенных компаниями государственного и публичного секторов.

Помимо вышеперечисленных правил для включения в списки первого и второго типа эмитентам необходимо иметь: финансовую отчетность за три предшествующих листингу года; выпущенный акционерный капитал в размере не менее 20 млн фунтов; чистую прибыль до налогообложения за последний финансовый год, предшествующий листингу, не менее 5% оплаченного капитала; собственный капитал за тот же период в размере не ниже оплаченного капитала. Кроме того, должно быть выпущено не менее 2 млн подлежащих листингу акций.

Неофициальный котировальный список также разделен на списки двух типов.

Первый предназначен для ценных бумаг, предлагаемых для открытой подписки, в количестве не менее 10% от общего объема выпущенных ценных бумаг; держателей ценных бумаг, представленных для публичного или частного предложения, должно быть не менее 50, а кредитный рейтинг облигаций не может быть ниже BBB–.

Кроме того, эмитентам следует иметь финансовую отчетность не менее чем за два финансовых года, предшествующих листингу, выпущенный и полностью оплаченный акционерный капитал в размере не менее 10 млн фунтов, чистую прибыль до налогообложения за последний финансовый год перед листингом не менее 5% оплаченного капитала, собственный капитал не меньше оплаченного. Количество акций, подлежащих листингу, должно составлять не менее 1 млн.

Список второго типа включает бумаги, не удовлетворяющие одному или более условиям для листинга в списках всех типов официального списка и списке первого типа неофициального списка. При этом для эмитента обязательно наличие отчетности не менее чем за один финансовый год, предшествующий листингу; чистой прибыли, полученной за год до листинга, в размере не менее 1% оплаченного капитала; выпущенного акционерного и полностью оплаченного капитала в объеме не менее 5 млн фунтов; собственного капитала не менее оплаченного за год, предшествующий листингу; не менее 500 тыс. акций, подлежащих листингу. Кроме того, в отношении облигаций кредитный рейтинг должен быть не ниже BBB–.

Иностранные ценные бумаги котируются в неофициальных списках согласно правилам листинга, установленным для египетских компаний.

Иностранные ценные бумаги должны также отвечать следующим требованиям: иметь листинг на одной из иностранных фондовых бирж, находящейся под контролем уполномоченного органа, подобного египетскому регулятору; подготовленную в соответствии с международными бухгалтерскими и аудиторскими стандартами и опубликованную финансовую отчетность, а также связанные с ней документы и заключения аудиторов.

Иностранные ценные бумаги могут торговаться на фондовой бирже также посредством выпуска эмитентом египетских депозитарных расписок.

Независимо от вида котировального списка, в который испрашивается листинг на Египетской фондовой бирже, эмитентам необходимо сдать ценные бумаги на хранение в центральный депозитарий; внутренние акты компании и условия эмиссии не должны содержать каких-либо ограничений на торговлю ценными бумагами, подлежащими листингу.

ЛИСТИНГ НА Nilex

Для включения в котировальный список Nilex у эмитента должен быть одобренный регулятором уполномоченный советник, ответственный за подготовку и сопровождение листинга. Основные требования к эмитенту:

  • хранение ценных бумаг в центральном депозитарии;
  • устав компании и (или) условия эмиссии не содержат ограничений на торговлю ценными бумагами;
  • наличие финансовой отчетности не менее чем за один финансовый год, предшествующий листингу;
  • собственный капитал составляет не менее 50% оплаченного капитала в течение года, предшествующего листингу;
  • акционерный капитал оплачен полностью по номинальной стоимости;
  • выпущено для листинга не менее 100 тыс. акций;
  • в свободном обращении находится не менее 10% от общего количества эмитированных акций, а количество акционеров — не менее 25.

Ценные бумаги, прошедшие листинг, не могут торговаться вне биржи, на которой он состоялся, под угрозой недействительности сделки.

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ

Проспект эмиссии

Открытая подписка на ценные бумаги должна сопровождаться подготовкой и выпуском проспекта эмиссии, который должен быть удостоверен регулятором и опубликован в двух ежедневных газетах. Форма проспекта устанавливается регулятором.

Проспект эмиссии должен раскрывать:

  • цели и сроки деятельности компании;
  • выпущенный и оплаченный капитал компании;
  • характеристику акций, преимущества и условия предложения;
  • имена учредителей, размер капитала, на который подписался каждый учредитель, и сведения об оплате капитала в неденежной форме;
  • план компании по использованию доходов от продажи акций и ожидаемые результаты;
  • место, где заверенный регулятором проспект может быть получен;
  • другую информацию, которая должна быть обнародована по предписанию нормативных актов.

В проспекте эмиссии вновь учреждаемой компании в случае открытой продажи акций в дополнение к предусмотренной законом информации должны быть указаны:

  • наименование и правовая форма компании;
  • дата подписания учредительного договора;
  • номинальная стоимость, количество и тип акций, характер предоставляемых акциями прав;
  • период, в течение которого учредители обязаны подать заявление о регистрации компании;
  • учредительские акции и предоставляемые ими права, их участие в прибыли компании;
  • в случае открытой подписки только на часть капитала — сведения о подписке на остальной капитал;
  • дата начала и окончания подписки и осуществляющий ее орган (лицо);
  • дата удостоверения проспекта регулятором, а также серийный номер, присвоенный проспекту;
  • сумма, оплачиваемая во время подписки, которая не может быть меньше одной четверти номинальной стоимости акций в дополнение к эмиссионным сборам;
  • наименование и адрес аудиторской компании;
  • данные о расходах на учреждение компании;
  • заявление о контрактах, которые были заключены учредителями в течение пяти лет, предшествующих подписке, а также об их содержании, если учредители намерены перевести контракты в компанию после ее создания;
  • дата начала и окончания финансового года компании;
  • способ распределения чистой прибыли;
  • способ распределения акций, если заявки на подписку превышают количество предлагаемых акций;
  • сроки и случаи возврата оплаченной подписчиками суммы.

При оплате акций в неденежной форме — как при учреждении компании, так и при увеличении уставного капитала — в проспект эмиссии дополнительно должны быть включены:

  • финансовые и неденежные активы, используемые для оплаты акций; имена лиц, предоставляющих такие активы, и условия предоставления с указанием того, являются ли данные лица учредителями или членами совета директоров, а также управляющими партнерами; степень выгоды компании от этих активов, их первоначальная стоимость;
  • перечень офсетных сделок, совершенных в отношении недвижимости, полученной компанией в течение пяти предшествующих предоставлению недвижимости лет, обзор наиболее важных условий, на основе которых эти контракты были исполнены, а также доходность от недвижимости за этот период;
  • все ипотечные и залоговые права, вытекающие из оплаты в натуральной форме;
  • полное содержание решения компетентного органа об оценке имущества или иного предоставления, вносимого в оплату акций, а также дата принятия такого решения;
  • количество акций, оплачиваемых в натуральной форме.

Нормативно-правовыми актами Египта устанавливаются также дополнительные требования к проспектам эмиссии отдельных категорий эмитентов.

Периодическое раскрытие информации эмитентам

Эмитенты, предлагающие ценные бумаги по открытой подписке, должны представлять регулятору отчет о полугодовой деятельности и отчет о состоянии дел, раскрывающий информацию о реальном финансовом положении.

За месяц до проведения общего собрания акционеров эмитенты предъявляют регулятору баланс и финансовую отчетность, а также отчеты совета директоров и аудитора компании.

Эмитенты публикуют полугодовую и годовую финансовую отчетность в двух газетах.

Протоколы очередных и внеочередных собраний акционеров в течение 10 дней со дня их проведения должны быть направлены регулятору и фондовой бирже.

Фондовая биржа незамедлительно уведомляется о любых изменениях в сведениях, которые содержатся в заявлении о листинге или в ежегодном отчете совета директоров, а также о действиях административных органов в отношении компании, если они могут повлиять на ее состояние или финансовое положение. Среди них:

  • внесение поправок в Устав или локальные акты эмитента;
  • смена эмитентом аудитора;
  • смена председателя или членов совета директоров, сотрудников совета директоров или старших менеджеров эмитента;
  • изменение зарегистрированного адреса компании;
  • изменение в структуре капитала с указанием доли собственности, которая превышает 5% капитала.

Фондовая биржа при необходимости вправе запрашивать дополнительную информацию.

На регулярной основе регулятору и фондовой бирже предоставляются следующие документы:

  • годовая бухгалтерская отчетность, утвержденная советом директоров с заключением аудитора, — до начала торговой сессии, не позднее чем через день после ее подготовки;
  • годовой отчет совета директоров эмитента, сопровождающий годовую бухгалтерскую отчетность;
  • квартальная бухгалтерская отчетность с заключением аудитора — в течение 45 дней со дня окончания квартала.

Финансовая отчетность составляется в соответствии с египетскими стандартами бухгалтерского учета, аудит проводится на основе египетских стандартов аудита.

Эмитенты, бумаги которых включены в списки двух типов официального и первого типа неофициального списков, должны опубликовать годовую и полугодовую финансовую отчетность и заключение аудитора в двух газетах в течение одной недели со дня ее утверждения общим собранием акционеров.

Финансовая отчетность эмитентов, бумаги которых котируются в списке второго типа неофициального списка, размещается в периодическом бюллетене, издаваемом биржей.

Кроме того, раскрытию подлежат существенные факты, которые могут серьезно повлиять на деятельность компании и ее финансовое положение, торговлю ценными бумагами. К ним, в частности, относятся:

  • изменения в структуре акционерного капитала, принадлежащего членам совета директоров более чем на 5%;
  • планируемая эмиссия облигаций и связанная с этим выдача гарантий или залогов;
  • принятие решения о досрочном выкупе или отмене ранее выпущенных и прошедших листинг ценных бумаг, досрочной выплате по облигациям или выкупе собственных акций;
  • изменения в структуре финансирования или финансовом положении эмитента, влекущие за собой расширение обязательств компании;
  • коррективы в инвестиционной политике — открытие или ликвидация филиалов, начало и прекращение определенных видов деятельности, переход к лизингу вместо собственности, и наоборот;
  • достижение соглашения по приобретению или продаже объектов инвестиций или долей в земельных участках компании членом совета директоров, аудитором или одним из директоров эмитента;
  • покупка инвестором части акций компании;
  • подача против компании, члена совета директоров и директоров судебного иска, связанного с деятельностью компании, и выдача других судебных определений;
  • принятые административные решения, затрагивающие деятельность компании, изменение, отзыв или аннулирование таких решений.

О наличии существенных фактов необходимо немедленно известить фондовую биржу. Последняя публикует их незамедлительно или перед первой торговой сессией (после появления таких фактов) и в первом выпуске периодического бюллетеня биржи.

Для раскрытия существенных фактов эмитента торговая сессия биржи может быть приостановлена не более чем на один час.

Раскрытию подлежат также решения общих собраний акционеров о выплате дивидендов и выпуске бонусных акций путем уведомления фондовой биржи на следующий день после принятия решения и его публикации в двух газетах.

Говоря о регулировании фондового рынка, невозможно не затронуть такой его важный аспект, как принятые принципы корпоративного управления.

Согласно исследованию адьюнкт-профессора Школы бизнеса, экономики и коммуникаций Американского университета в Каире Халеда Дэхои2 уровень корпоративного управления и раскрытия информации в Египте низкий.

Как отмечает Х. Дэхои, Всемирный банк и МВФ впервые оценили качество корпоративного управления в 2001 г. в Египте — первой арабской стране, прошедшей анализ ROSC3 (ROSC 2001). За основу были взяты Принципы корпоративного управления ОЭСР. Результаты анализа египетских компаний показали, что на практике используется лишь 62% рекомендаций ОЭРС.

В 2004 г. Всемирный банк провел повторное исследование и заключил, что в Египте применяется уже 82% принципов ОЭСР (ROSC 2004), а это свидетельствует о том, что в стране постоянно совершенствуется система корпоративного управления.

Для улучшения ситуации Правительством Египта в 2003 г. создан Египетский институт директоров (Egyptian Institute of Directors — EIoD) под наблюдением Министерства иностранной торговли (в настоящее время — Министерства инвестиций). EIoD сотрудничает с рядом международных организаций и является одним из первых институтов по корпоративному управлению в арабском регионе.

Корпоративное право Египта базируется преимущественно на принципах французского гражданского права.

Помимо закона о компаниях в Египте действует Кодекс корпоративного управления, изданный в октябре 2005 г. Он дополняет нормы государственного корпоративного права и рекомендован для применения всеми акционерными обществами, компаниями, имеющими листинг на фондовой бирже, и компаниями, осуществляющими деятельность на рынке ценных бумаг.

Кодекс регулирует вопросы, связанные с функционированием органов управления корпорацией, внутренним и внешним аудитом, конфликтом интересов, и другие вопросы.

Так, в соответствии с данным документом в совет директоров должно входить большинство неисполнительных членов, имеющих соответствующие навыки, технический и аналитический опыт, отвечающий интересам совета или корпорации.

Совет директоров назначает председателя и управляющего директора, при этом желательно, чтобы эти должности не занимало одно лицо.

Для эффективной работы совет может создавать различные комитеты. Целесо­образно, в частности, при совете директоров сформировать комитет по аудиту, состоящий из неисполнительных членов.

Совет директоров должен иметь корпоративного секретаря.

Корпорация обязана назначить финансовое вознаграждение исполнительным руководителям. Его сумму и порядок выплаты определяет комитет, состоящий в основном или полностью из неисполнительных членов. Вознаграждение членов совета директоров подлежит раскрытию.

Кодекс рекомендует созывать заседания совета директоров не реже одного раза в три месяца. Количество заседаний, а также имена членов, которые не смогли присутствовать на заседаниях совета или его подкомитетов, указываются в годовом отчете корпорации.

Совет директоров должен готовить ежегодный отчет, который будет представлен общему собранию акционеров. В дополнение к другим документам, пре­дусмотренным законом, он должен, в частности, включать:

  • обзор деятельности корпорации и ее финансового положения;
  • прогноз развития корпорации в следующем году;
  • сведения о деятельности и результатах работы дочерних компаний корпорации, если таковые имеются;
  • информацию об изменениях в основной структуре капитала корпорации;
  • оценку соответствия принципам и нормам Кодекса корпоративного управления.

Кодекс также обязывает раскрывать социальную политику компании, т. е. стратегию в сфере образования и социального обеспечения работников, охраны здоровья и экологии.

Для защиты прав и законных интересов инвесторов принят Закон № 8 от 11 мая 1997 г. «О гарантиях и стимулировании инвестиций»4.

В соответствии с ним образован специальный орган, уполномоченный регулировать инвестиционные правоотношения в Египте, — Главное управление по инвестициям и свободным зонам (General Authority for Investment and Free Zones).

Закон позволяет иностранным инвесторам владеть 100% капитала египетских компаний и свободно переводить полученные доходы за границу.

Согласно ст. 22 закона доходы от облигаций, долговых обязательств, финансовых и других аналогичных ценных бумаг акционерных обществ освобождаются от налога на доходы от движения капитала при условии, что такие бумаги предлагаются по открытой подписке и зарегистрированы на одной из фондовых бирж.

Возникающие в процессе инвестиционной деятельности споры могут разрешаться в рамках соглашений, действующих между Египтом и страной инвестора, либо в рамках Вашингтонской конвенции 1965 г. и в соответствии с ее условиями, или согласно положениям египетского арбитражного законодательства.

Также по договоренности сторон спор может быть урегулирован посредством арбитражного разбирательства в Каирском региональном центре по международному коммерческому арбитражу в соответствии с арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ.

Приведение в исполнение иностранных арбитражных решений, вынесенных за пределами Египта, допускается, если это предусмотрено международными конвенциями, к которым присоединился Египет, или если иностранное решение удовлетворяет требованиям египетского законодательства.

Помимо уже упомянутой Вашингтонской конвенции 1965 г. Египет является участником Нью-Йоркской конвенции 1958 г. о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, Конвенции 1974 г. об урегулировании инвестиционных споров между арабскими государствами и гражданами других государств. Кроме того, Египтом подписан ряд договоров с многими странами о поощрении и взаимной защите инвестиций, в том числе с Россией, Бельгией, Люксембургом, Францией, Германией, Грецией, Ираном, Италией, Канадой, Ливаном, Марокко, Нидерландами, Румынией, Суданом, Швейцарией, Соединенным Королевством, США и Югославией. Каждый из этих договоров содержит положения об арбитраже в случае возникновения спора.

Продолжение цикла статей по правовому регулированию рынка ценных бумаг государств Ближнего Востока. Цикл основан на изданной Институтом Ближнего Востока в мае 2011 г. монографии Д. О. Бирюкова «Правовое регулирование рынка ценных бумаг государств Ближнего Востока», посвященной различным правовым аспектам функционирования фондовых рынков 10 ближневосточных государств — Израиля, ОАЭ, Катара, Иордании, Саудовской Аравии, Омана, Сирии, Египта, Турции и Бахрейна.


Содержание (развернуть содержание)
Оптимизация торговой инфраструктуры управляющих компаний
Уроки кризиса. Автоматизацияпроцесса управления рисками при действиях контрагентов НПФа
Интернет-трейдинг для частных инвесторов: формы и инструменты будущего
Количественное смягчение в США:был ли смысл?
Долгосрочные опережающие индикаторы экономического развития
Ямайская валютная система: швейцарская модификация
Управляющая компания ЗПИФН: застройщик земельного участка или участник строительства объекта недвижимости?
Инсайд: вопросы правоприменения в России
Высокий полет
Арт-активы для пенсионных фондов
Китайский синдром
Роль инвестиционных банков в развивающихся экономиках
Восток — дело тонкое!
О некоторых аспектах регулирования египетского фондового рынка
Долговая политика Самарской области в 2010-2011 годах и основные направления ее развития
Волгоградские областные займы: инструмент сбалансированного развития
Правовые условия и ограничения предоставления бюджетных гарантий для финансирования муниципальной инфраструктуры

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100