Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Лужбин Александр, Генеральный директор брокерской компании ООО «АЛОР +»

  • Все статьи автора

Интернет-трейдинг для частных инвесторов: формы и инструменты будущего

Октябрь 2011

Интервью с генеральным директором брокерской компании ООО «АЛОР +» Александром Лужбиным

РЦБ: «Алор+» — один из пионеров интернет-трейдинга в России. Какие тенденции в этой индустрии преобладают в последние 10–15 лет, является ли сама эта система одним из трендов на фондовом рынке?

А. Л. Интернет-трейдинг — это не тенденция, это реальность. Но можно с уверенностью говорить о наличии нескольких важных особенностей развития автоматизированных торговых программ. Во-первых, в последние годы растет количество частных клиентов. Во-вторых, постоянно снижаются затраты для клиентов, использующих систему интернет-трей­динга. Если раньше за совершение сделок взимались достаточно высокие проценты, то благодаря интернет-трейдингу такие операции стали намного дешевле. В-третьих, быстро совершенствуются технологии: в торговых программах усиливаются модули технического анализа, увеличивается скорость соединения с серверами и торговыми площадками. В-четвертых, повышаются требования к стабильности торговых систем, которые призваны обеспечивать полную безопасность сделок через создание резервных каналов связи и серверов, систем бесперебойного питания, рассчитанных на большее число подключений и транзакций. Перечисленные технологии необходимы брокеру для поддержания торговой системы. Требования к программному обеспечению все время ужесточаются, что связано с перманентным притоком клиентов и увеличением количества операций. В-пятых, появляется все больше автоматизированных торговых стратегий и «роботописателей». Интерес к интернет-трейдингу не может не расти — большинство брокеров торгуют при помощи данной системы. Это удобно и доступно, поэтому почти каждый клиент, который приходит в компанию, использует возможность торговать через Интернет. Разумеется, есть и исключения: одним удобнее работать «с голоса», другим нужно VIP-обслуживание. Однако в последнем случае все операции за таких клиентов по их поручению выполняют профессиональные трейдеры, которые все равно торгуют либо через прямые, либо через удаленные терминалы интернет-трей­динга. Интернет-трейдинг — одно из несомненных преимуществ при торговле на фондовом рынке.

РЦБ: В чем заключаются особенности интернет-трейдинга в России? Чем автоматизированная торговля здесь отличается от аналогичной за рубежом?

А. Л. За рубежом это направление существует уже давно, а российский рынок еще очень молодой. Сама технология появилась у нас совсем недавно — в конце 1990-х гг., когда была разработана первая торговая система интернет-трей­динга. Она позволила существенно расширить инфраструктуру на рынке и привлечь новых клиентов. На мой взгляд, основной предпосылкой этого рывка стало бурное развитие информационных технологий в России. До этого технологического прорыва автоматизированные системы торговли выглядели достаточно примитивно. Современное развитие интернет-трейдинга идет параллельно с распространением Интернета, от которого в первую очередь зависит доступ клиентов к рынку капитала. До конца 1990-х гг. в России услуга подключения к Сети была резко ограничена как высокой стоимостью, так и недоступностью сопутствующих технологий. Вторая стадия становления интернет-трейдинга в России началась не так давно, с активным продвижением Интернета в регионы и его удешевлением (в том числе через мобильный Интернет: смартфоны, планшетные компьютеры, ноутбуки и многие другие технические устройства, которые сделали интернет-трейдинг реальностью для многих людей). Стремительное развитие технологий дает нам возможность постоянно наращивать клиентскую базу. За рубежом Интернет стал доступен значительно раньше, чем в России, и понятие интернет-трейдинга там уже прочно вошло в жизнь. На американских фондовых биржах NYSE, NASDAQ, AMEX торгуется более 13,5 тыс. акций ведущих компаний мира. Для сравнения: на российской фондовой бирже ММВБ — около 1,5 тыс. финансовых инструментов. Самостоятельно проанализировать такое количество информации трейдеру просто нереально. Западные торговые платформы довольно разно­образны как по количеству, так и по функционалу. Обычно это довольно сложный программный комплекс, который включает в себя, помимо функций выставления торговых приказов, вспомогательные блоки высокоинтеллектуальных систем контроля и риск-менеджмента, аналитической и торговой информации, настраиваемой системы автоматической торговли. На Западе более роботизирован процесс работы брокера с биржей, а сам процесс торговли в большей степени автоматизирован. Если мы еще и не приблизились к подобному положению дел, то хотя бы с уверенностью можем заявить о том, что идем верным путем.

РЦБ: От кого зависит автоматизация торговли — от бирж или брокерских компаний?

А. Л. Здесь присутствует взаимный интерес. Все прежде всего стараются думать о потребностях клиентов, которые хотят использовать малейшее изменение на рынке для реализации торговых стратегий. Определенные технологии могут применять только крупные брокерские компании, но большинство программных комплексов доступны широкому кругу клиентов. Такие программы, анализируя огромные потоки информации, помогают человеку принять верное решение о покупке или продаже ценной бумаги, подсказывая варианты оптимальных торговых стратегий. Все они закладываются в программу профессиональными разработчиками и трейдерами, и в настоящий момент нет ни одного робота, который бы действовал полностью автономно. Торговую идею всегда генерирует человек.

РЦБ: Что нужно для того, чтобы стать вашим клиентом?

А. Л. Технология открытия брокерского счета очень простая: нужны паспорт и желание. Будущий клиент должен либо прийти к нам в офис, либо заполнить соответствующую форму удаленно, и уже на следующий день, после внесения стартового капитала, он сможет торговать через нашу систему интернет-трейдинга. Требований к минимальной сумме нет, но предпочтительная — 10 тыс. руб., при которой мы предоставляем доступ к биржевой торговле. Понятно, что чем больше сумма, тем лучше клиент может диверсифицировать свой портфель, используя разные инструменты на фондовом рынке. Но 10 тыс. руб. клиентам обычно хватает для того, чтобы опробовать сам процесс биржевой покупки через Интернет и приобрести необходимый опыт. Что касается структуры нашей клиентской базы, то она достаточно крупная, при этом регионально разветвленная. В какой-то момент времени мы начали понимать, что все больше клиентов приходит к нам именно из регионов — сейчас их около 60%, и этот показатель будет постоянно расти. Мы видим развитие компании в том числе и через расширение клиентской сети в регионах. «Алор+» активно работает и с институциональными, и с частными инвесторами, но основные наши клиенты — это прежде всего частные лица.

РЦБ: Как вы поддерживаете начинающих трейдеров?

А. Л. Поддержка осуществляется на всех этапах обслуживания. Наша компания никогда не продвигалась только за счет рекламы брокерских услуг. Особое внимание всегда уделялось просветительской работе, в том числе и среди молодежи. Мы предлагаем всем желающим бесплатный курс обучения, в рамках которого рассказываем потенциальным клиентам не только о значительных возможностях фондового рынка, но и о базовых его понятиях — что такое акция, биржа, технический анализ. Базовая программа повышения финансовой грамотности входила в наш стартовый блок продвижения в регионах. После этого у людей возникало желание реально включиться в процесс через открытие брокерского счета и начать торговать. Специально для борьбы с финансовым нигилизмом мы создали Институт биржевой торговли, который предлагает программы как для новичков, так и для профессионалов. Первые могут пройти бесплатные курсы общего характера, вторые могут получить более углубленные знания на курсах обучения стратегии торговли, работы с механическими торговыми системами и др.

РЦБ: Что вы делаете для повышения финансовой грамотности населения, насколько остро стоит эта проблема?

А. Л. Количество россиян, которые торгуют на ММВБ в качестве клиентов брокерских компаний, весьма незначительное по сравнению с теми, кто пользуется банковским депозитом как единственно возможным инвестиционным инструментом. Людей, зарабатывающих на бирже покупкой и продажей акций, в нашей стране все еще мало. Население недостаточно информировано о возможностях фондового рынка, альтернативных источниках инвестирования и способах сбережения собственных средств. Повышение финансовой грамотности — это очень важная работа, от которой зависит приток денег на рынок. Сейчас много людей, которые спекулятивно относятся к фондовому рынку. Это не хорошо и не плохо, это просто тенденция. Мировая практика подсказывает, что на рынке должны присутствовать собственные средства населения, которые направлены именно на инвестирование. Такой слой «инвесторов» сформируется только с появлением доверия к финансовым инструментам и структурам. Это задача не столько брокерских компаний, сколько государства. Такие компании в одиночку не могут «открыть» населению перспективы рынка капитала, здесь необходима помощь государства и средств массовой информации. Только комплексные меры дадут положительный результат.

РЦБ: Часто ли начинающим трейдерам удается удовлетворить свой спекулятивный интерес или же они чаще разочаровываются в непредсказуемом фондовом рынке? Многие ли остаются на рынке капитала после первого неудачного опыта?

А. Л. Остаются многие. Все зависит от того, что клиент в итоге желает получить. Пока у людей не сформировался инвестиционный горизонт планирования на основе собственных доходов и оценки стабильности экономики, они, как и многие крупные компании в России, предпочитают спекулятивные операции долгосрочным вложениям. Естественно, большинство клиентов рассчитывают на мгновенный доход от собственных вложений, спекулятивный подход как раз позволяет сыграть на незначительном удорожании акций. Но не всегда получается так, что рынок ценных бумаг растет, и начинающие трейдеры часто начинают паниковать, совершать необдуманные сделки и не фиксировать убытки, когда рынок движется не в их сторону. И тогда многие становятся инвесторами, а инвестор, как известно, это неудавшийся спекулянт. Такие клиенты застывают на стартовой сумме и терпеливо ждут, когда выбранный ими актив поднимется в цене. Другие же продолжают спекулировать. Они правильно понимают, что рынок не может расти постоянно, но зарабатывать можно как на росте, так и на падении. Преодоление этого психологического барьера — важнейший момент для новичка, который обязан осознавать, что на фондовом рынке всегда присутствуют риски. Успешный трейдер должен уметь контролировать себя и свои эмоции. Такие клиенты остаются на рынке надолго.

РЦБ: Среди ваших клиентов больше пассивных инвесторов или активных спекулянтов?

А. Л. У брокерских компаний есть такой показатель, как доля активных клиентов от общей клиентской базы. Тех, кто открывает брокерский счет, совершает единичную сделку, а после этого либо ничего не делает, либо проводит операции очень редко, — большинство — 70–80%. Активных клиентов, которые совершают как минимум одну сделку в месяц, — около 25%, и этот показатель объективный.

РЦБ: У ваших клиентов чаще возникают проблемы технического характера или от недостатка финансовой грамотности?

А. Л. На разных этапах возникают и те, и другие сложности. Наши клиенты — это в основном люди среднего и старшего возраста, которые не всегда технически подкованы в программном обеспечении. Некоторые программы им сложно настроить, то же касается и Интернета. Много вопросов именно по этой части. Но технические знания для работы с системой интернет-трейдинга требуются минимальные: интерфейс таких программ всегда максимально дружелюбный. Но этот период быстро проходит, и тогда у клиентов начинают возникать психологические проблемы, если рынок падает. Таким людям мы советуем посетить наши курсы, где можно индивидуально рассмотреть каждый конкретный случай и понять причины ошибок в операциях. Третий блок проблем — это недостаток финансовой грамотности. Если новичок быстро разбирается с акциями, то ему могут быть не совсем понятны, например, фьючерсы и опционы, торговать которыми также можно и интересно. Обычно новичкам необходимо время, чтобы освоить все инструменты фондового рынка. Все эти проблемы решаются личными консультациями и индивидуальной поддержкой.

РЦБ: Как обеспечивается безопасность сделок через систему интернет-трей­динга?

А. Л. Вся процедура соединения через Интернет строго регламентирована. ПО интернет-трейдинга включает в себя системы подачи заявок брокеру, шифрование и передачу данных по определенным каналам до биржи. Эта технология хорошо защищена. Доступ клиента к торгам (получение пароля и соответствующей информации) производится индивидуально, но клиент имеет возможность сам выбрать уровень защиты — обычное указание логина и пароля при входе в программу или сохранение данных для входа на внешнем носителе. У нас не было ни одного случая потери данных. При возникновении проблем мы можем поднять любой лог операций, и специальная программа отследит, с какого компьютера, когда и какая сделка была совершена. Бывают сбои техногенные, но мы постоянно ужесточаем требования к оборудованию. У нас есть резервные контуры серверов и независимые генераторы электроэнергии, но даже на биржах, где эта система поддержки торгов отлажена до предела, не исключены форсмажорные ситуации. К счастью, они почти никогда не случаются.

РЦБ: Каким Вы представляете себе будущее интернет-трейдинга?

А. Л. На мой взгляд, торговая система и дальше будет технологически совершенствоваться. Скорость обмена информацией между брокером, биржей и клиентом будет увеличиваться. Появится большое разнообразие роботов, которые существенно облегчат жизнь трейдерам при принятии решений через оперативность выставления заявок и обработки различных потоков информации. С одной стороны, такие системы будут требовать высоких профессиональных знаний в настройке и обслуживании сложных программных комплексов, в то же время будут разрабатываться более доступные решения для упрощения работы клиентов с минимальными начальными знаниями на фондовом рынке. Если представить идеальную картину, то достаточно будет задать системе желаемый уровень доходности, допустимые риски и другие необходимые параметры, и программа сама подберет варианты стратегий — клиенту останется только нажать кнопку «старт». При этом благодаря таким системам доступнее станут стратегии, позволяющие зарабатывать на незначительных движениях на рынке, но с более высокой частотой операций. Это было бы оптимальным решением для тех, кто только начинает практику торговли на фондовом рынке, потому что сейчас сложности терминологии и технического анализа отпугивают многих потенциальных инвесторов. Также будет развиваться система сопутствующих услуг для тех, кому важна не столько скорость соединения с биржей для мгновенных спекулятивных операций, сколько качественная поддержка при принятии долгосрочных и сложных инвестиционных решений с целью получения гарантированного дохода при минимальных рисках. Также усилится интеграция с банками и банковскими продуктами. В результате этого будут создаваться сложные структурные продукты и приниматься более комплексные решения по управлению средствами клиентов с использованием различных финансовых инструментов в рамках единого счета обслуживания.

РЦБ: Когда человека окончательно вытеснят роботы?

А. Л. Роботы вряд ли станут настолько эффективными, что выведут из торговли человека. Это из области фантастики. Окончательное решение всегда будет принимать трейдер — автоматизированные системы лишь помогают ему в обработке больших массивов информации. Человек определяет функциональность любой торговой системы, и только ему под силу разобраться в субъективных изменениях на рынке, отделяя ложные факторы от истинных. Никогда не будет универсальной стратегии на все времена: рынок постоянно меняется, и мы меняемся вместе с ним. Стратегия, которая была прибыльной год назад, сегодня может оказаться убыточной. Только человек может провести глубокий инвестиционный анализ и принять стратегически верное решение.


Содержание (развернуть содержание)
Оптимизация торговой инфраструктуры управляющих компаний
Уроки кризиса. Автоматизацияпроцесса управления рисками при действиях контрагентов НПФа
Интернет-трейдинг для частных инвесторов: формы и инструменты будущего
Количественное смягчение в США:был ли смысл?
Долгосрочные опережающие индикаторы экономического развития
Ямайская валютная система: швейцарская модификация
Управляющая компания ЗПИФН: застройщик земельного участка или участник строительства объекта недвижимости?
Инсайд: вопросы правоприменения в России
Высокий полет
Арт-активы для пенсионных фондов
Китайский синдром
Роль инвестиционных банков в развивающихся экономиках
Восток — дело тонкое!
О некоторых аспектах регулирования египетского фондового рынка
Долговая политика Самарской области в 2010-2011 годах и основные направления ее развития
Волгоградские областные займы: инструмент сбалансированного развития
Правовые условия и ограничения предоставления бюджетных гарантий для финансирования муниципальной инфраструктуры

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100