РЦБ.RU
  • Авторы
  • Ногин Юрий, Заместитель начальника управления по финансовым рискам НПФа «Благосостояние»

  • Все статьи автора
  • Веретенцев Дмитрий, Руководитель проектов департамента информационных технологий НПФа «Благосостояние»

  • Все статьи автора

Уроки кризиса. Автоматизацияпроцесса управления рисками при действиях контрагентов НПФа

Октябрь 2011

Выбор подобной темы для заключительной статьи не случаен. Для таких финансовых институтов, как НПФы, процессы обработки данных, как и эффективность информационных систем, имеют первостепенное значение. В частности, по мере расширения бизнеса возрастает поток информации об активных операциях, совершаемых управляющими компаниями, и, соответственно, ужесточаются требования к их анализу и контролю, что вынуждает НПФ использовать специализированные информационные системы и технологии работы.

Автоматизация процедур управления рисками — важнейший этап становления зрелой системы риск-менеджмента организации. Повышение технологичности процесса контроля рисков связано с экономией времени и ресурсов, сокращением ошибок по вине персонала (человеческий фактор), а также с возможностью увеличения стоимости компании за счет внесения программного комплекса на баланс НПФа.

Своевременный и регулярный мониторинг транзакций управляющих компаний является основным инструментом контроля, который должен быть автоматизирован и направлен на выявление:

  • сомнительных сделок;
  • групп связанных сделок.

Под сомнительными понимаются сделки, не имеющие явной экономической целесообразности (например, часто повторяющиеся сделки купли-продажи ценных бумаг), и/или совершаемые по средствам (или со средствами) контр­агентов, деловая репутация которых обоснованно поставлена под сомнение подразделениями НПФа, участвующими в инвестиционном процессе1. К группам связанных относят ряд сделок, проводимых в течение установленного как период наблюдения времени, которые по совокупности признаков могут трактоваться как сомнительная сделка.

Важным аспектом мониторинга является правильный выбор периода наблюдения для обнаружения и анализа групп связанных сделок, который может колебаться от одной недели до квартала в зависимости от размера и ликвидности портфеля средств НПФа, переданного в управляющую компанию. Следует учесть момент подписания с управляющей компанией документа, регламентирующего процесс передачи информации на периодической основе (желательно ежедневной, t + 1), с указанием времени, до которого ответственный сотрудник управляющей компании по электронной почте или в рамках электронного документо­оборота направляет на специальный электронный адрес в НПФов соответствующий отчет брокера, или иным способом, обозначенном в вышеупомянутом документе.

Контроль над проводимыми управляющими компаниями операциями со средствами НПФ, переданными в доверительное управление, происходит на трех основных уровнях:

  • законодательном;
  • инвестиционной декларации;
  • фильтров сомнительных сделок.

На законодательном уровне совместно со специализированным депозитарием2 осуществляется мониторинг соответствия действий управляющих компаний, состава и структуры портфеля средств пенсионных резервов3 и пенсионных накоплений4 НПФов нормативно-правовым актам РФ. Уровень инвестиционной декларации — это контроль соответствия требованиям договоров доверительного управления пенсионными резервами и пенсионными накоплениями (инвестиционная декларация является неотъемлемой частью таких договоров), он также проводится вместе со специализированным депозитарием. Наиболее технологически сложным представляется уровень фильтров сомнительных сделок, который включает в себя проверку транзакций управляющих компаний на предмет:

  • максимального отклонения цены заключения сделки, совершаемой со средствами пенсионных резервов на внебиржевом рынке, от рыночной5 (например, не более ±5% от средневзвешенной цены дня совершения сделки);
  • проверки совершения множества (более трех) разнонаправленных операций (сделок покупки-продажи) с долговой ценной бумагой одного выпуска и/или долевой ценной бумагой одного эмитента по ценам, разница которых не должна быть меньше заданного значения (например, 0,05%);
  • максимальной доли долговой ценной бумаги одного выпуска и/или долевой ценной бумаги одного эмитента, которая не должна превышать заданного значения объема эмиссии соответствующей ценной бумаги (например, не более 30%), если не установлено иное6;
  • максимального значения объема торгов долговой ценной бумаги одного выпуска и/или долевой ценной бумаги одного эмитента, которое не должно быть больше заданного значения среднедневного объема торгов в течение календарного месяца, предшествующего сделке, по соответствующей ценной бумаге (например, не более 40%), если не установлено иное;
  • обязательного наличия рейтингов эмитентов ценных бумаг, входящих в инвестиционный портфель средств НПФов, от международных (Standard & Poor’s, Moo­dy’s, Fitch) или российских рейтинговых агентств не ниже заданного уровня (например, BB–/Ba3/BB–), а также предельного значения (например, не более 10%) совокупной доли портфеля ценных бумаг, не имеющих или имеющих рейтинг ниже заданного.

Процесс контроля операций со средствами НПФ можно разделить на следующие этапы:

  • получение соответствующей информации от управляющих компаний;
  • обработка данных с помощью автоматизированной системы;
  • экспертная оценка результатов работы уполномоченного сотрудника подразделения, ответственного за активные операции;
  • обратная связь с управляющими компаниями и при необходимости инициализация внутреннего служебного расследования;
  • подготовка отчета заместителю исполнительного директора, ответственному за активные операции, и службе безопасности НПФа.

Риски контрагентов управляющих компаний (кредитных организаций, брокеров и депозитариев) могут быть существенно снижены через подписание НПФами и управляющими компаниями дополнительного соглашения к договору доверительного управления — Проспекта управляющего, утверждающего списки выше­указанных контрагентов, третьих лиц для НПФов, с учетом анализа степени аффилированности с управляющими компаниями, опыта работы и внешних рейтингов. Списки контрагентов управляющих компаний должны обновляться на регулярной основе и быть обычной практикой информационного обмена между профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Повышению взаимного уважения среди инвестиционных контрагентов способствует обязательное страхование ответственности управляющих не только пенсионными накоплениями7, но и пенсионными резервами.

Автоматизированная процедура анализа сомнительных сделок и соответствия действий управляющих компаний должна быть частью (модулем) учетной системы активов и пассивов НПФов, реализованной на основе отдельного решения управления портфелями ценных бумаг (например, «Спектр») или платформы для планирования ресурсов организации (например, 1C). Однако следует понимать, что результаты ее работы лишь поддерживают экспертное мнение специалиста в области управления активами о проведенных транзакциях.

Современный российский рынок предлагает ряд зарубежных и отечественных систем управления активами и пассивами (таких, как SAP TRM, Oracle Trea­sury, SOLIAM, Gama и пр.), однако ни одна из них в явном виде не представляет собой настроенный функционал автоматизации трудоемких и рутинных операций по выявлению и анализу сомнительных сделок. В связи с этим основным требованием к учетной системе управления в части post-контроля активных операций является наличие гибкого инструментария по активизации требуемых функций риск-менеджмента.

Из упомянутых выше систем наиболее оптимальным для целей управления активами и обязательствами, а также организации контроля рисков является модуль Treasury and Risk Management (TRM) программного обеспечения SAP. В него заложены функции планирования, учета и контроля активных операций, базовые, расширенные, а также гибкие инструменты риск-менеджмента.

Функционал поиска и анализа по приведенным в настоящей статье алгоритмам отображения сомнительных сделок может быть эффективно реализован в SAP TRM в виде отдельных оперативных отчетов (интерфейсов), доступных для исполнения сотруднику НПФа, играющему в системе роль финансового риск-менеджера. Полученный отчет может быть использован для экспертной оценки и принятия соответствующего управленческого решения.

Недавний финансово-экономический кризис 2008—2009 гг., а также угрозы новых потрясений заставили руководителей НПФов уделить особое внимание автоматизации бизнеса вообще и процессов управления активами-пассивами в частности. Инвестиции в разработку и внедрение специализированных корпоративных информационных систем, включая учетные системы управления портфелями ценных бумаг и обязательствами, стали жизненной необходимостью. Рассмотренный в рамках статьи функционал раннего выявления действий недобросовестных контрагентов, позволяющий уберечь переданные средства НПФам от финансовых потерь, — яркий тому пример.


Содержание (развернуть содержание)
Оптимизация торговой инфраструктуры управляющих компаний
Уроки кризиса. Автоматизацияпроцесса управления рисками при действиях контрагентов НПФа
Интернет-трейдинг для частных инвесторов: формы и инструменты будущего
Количественное смягчение в США:был ли смысл?
Долгосрочные опережающие индикаторы экономического развития
Ямайская валютная система: швейцарская модификация
Управляющая компания ЗПИФН: застройщик земельного участка или участник строительства объекта недвижимости?
Инсайд: вопросы правоприменения в России
Высокий полет
Арт-активы для пенсионных фондов
Китайский синдром
Роль инвестиционных банков в развивающихся экономиках
Восток — дело тонкое!
О некоторых аспектах регулирования египетского фондового рынка
Долговая политика Самарской области в 2010-2011 годах и основные направления ее развития
Волгоградские областные займы: инструмент сбалансированного развития
Правовые условия и ограничения предоставления бюджетных гарантий для финансирования муниципальной инфраструктуры

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
Яков Миркин
Инвестиции: макроэкономические вызовы
Какую модель экономики мы создали за четверть века? Это экономика сверхконцентраций собственности и огосударствления. Экономика вертикалей, олигополий, ресурсы сверхконцентрированы в Москве, малый и средний бизнес — подавлен.
Константин Угрюмов
Софинансирование ИПК — улучшение качества жизни россиян не только в будущем, но и сейчас
Банк России и Минфин РФ согласовали концепцию индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Гражданам предложат копить себе на пенсию самостоятельно. Вопрос в том, какое количество россиян согласится участвовать в новой пенсионной системе.
АО «ЕФГ Управление Активами»
Solvency II для НПФа
Согласно Информационному письму Банка России - в первой половине 2017 года будет разработана дорожная карта внедрения Solvency II на российском страховом рынке. В статье описан опыт использования стандартов Solvency II для частных пенсионных фондов в ЕС, обсуждается возможность применения Solvency II для российских НПФов.
Светлана Бик
Долгосрочные институциональные инвестиции в инфраструктуру россии на основе концессии: итоги 2016 года
В 2005 г. в РФ появилась возможность финансирования инфраструктуры за счет концессионной модели, которая является основной формой ГЧП для реализации крупных проектов. За прошедшее время к финансированию подключились и НПФы. Отличительной особенностью является присутствие в схеме финансирования концессионных облигаций.
Все публикации →
  • Rambler's Top100