Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Яндиев Магомет, доцент кафедры «Финансы и кредит» МГУ им. М. В Ломоносова, канд. экон. наук

  • Все статьи автора

Актуальные проблемы формирования «исламской» финансовой системы: на стыке философии и практики

Сентябрь 2011

Активно развивающийся сегмент мировых финансов — так называемые «исламские» финансы — ставит перед регулятором и профессиональными участниками финансовых рынков огромное количество не столько практических, сколько сложных теоретических вопросов. При поиске ответов на них специалистам придется задействовать философский инструментарий научного анализа и принятия решений. Пример для иллюстрации проблемы: на каком уровне (белко- вая масса, клетка, ДНК, молекула, атом, протоны и т. д.) заканчивается запрет на свинину, которую мусульманам нельзя употреблять, и начинается биологический материал, использование которого допустимо?

Ключевые слова: исламские финансы, исламский банкинг, риба — запрет на выдачу денег в рост, гарар — запрет на необоснованный риск, майсир — запрет на договоры с неопределенными условиями.

Коды JEL: F290, F300, G000, E440.

Введение

В последнее десятилетие индустрия «исламских» финансов показывает наилучшие в мире результаты роста: по разным данным — до 15% ежегодно. Это одно из важных обстоятельств, привлекающих к ней пристальное внимание инвесторов со всего мира вне зависимости от их религиозных убеждений.

Следует отметить, что при абсолютном единстве исходных положений, на которых базируется данная система (риба, гарар, майсир), их трактовка и практическое применение в разных странах неодинаковы. В итоге рынок «исламских» финансов в некоторых государствах проявляет себя предельно либерально, допуская даже существование «исламских» фьючерсов и опционов, а в других — максимально строго, но с большим количеством исключений из правил.

Такую «политику» можно понять, но с ней нельзя мириться. Правила функционирования «исламской» финансовой системы не должны меняться от страны к стране только потому, что везде есть свое видение того, как должны действовать базовые запреты. Поэтому, по мнению автора, первое, что необходимо сделать для решения этой проблемы в будущем, — это сформулировать фундаментальные основы формирования «исламской» финансовой системы и провести по ним целенаправленную дискуссию.

Обзор научной литературы

Количество научных трудов по тематике «исламских» финансов стремительно увеличивается. К началу 2011 г. в одной только библиотеке Social Science Research Network насчитывалось свыше 170 работ (Улпан Атажан, 2011 г.), при чем написаны они в основном представи телями Запада, преимущественно США. Немалая часть материалов носит описательный характер, что, видимо, объясняется относительно низкой информированностью научной общественности в области принципиальных отличий «исламской» системы финансов.

Авторы отмечают наличие широкого круга проблем — от философских до повседневных, главной из которых является неоправданно свободное толкование финансовых норм шариата от страны к стране (Andreas A. Jobst, 2007 г.). В подтверждение этой мысли Charles A. Rarick и Thaung Han (2010 г.) доказывают, что 85% финансовых сделок, совершенных по нормам шариата, фактически им не соответствуют. Специалисты обеспокоены тем, что в разных философских школах существует множество интерпретаций законов шариата. Такое «изобилие» ведет к негативным последствиям, в частности правительства стран с неустойчивыми режимами опасаются использования «исламских» финансов в качестве инструмента для осуществления экстремисткой деятельности. Например, Египет и Марокко запретили внедрение «исламских» финансовых учреждений на свои территории, поскольку они якобы способствуют распространению исламского фундаментализма. В Индии и Нигерии «исламскому» банковскому делу также не дают развиваться по причине многолетних конфликтов между мусульманами и представителями других религий. Кроме того, в ряде стран, в частности в Малайзии, ограничивают возможности ученых — членов шариатских советов в плане принятия тех или иных решений (Juan A. Sole, 2007 г.).

Andreas A. Jobst (2007 г.) указывает на недопустимость механического переноса традиционных финансовых активов в индустрию «исламских» финансов, в том числе это касается опционов и фьючерсов, структура которых вообще исключает их присутствие на «исламских» финансовых рынках. К сожалению, финансовые учреждения на практике часто пытаются вводить новшества и элементы, которые не отвечают принципам шариата. Так, Ehsan Zar Rokh (2007 г.) говорит об определении ставки дисконтирования, которая должна использоваться для расчета приведенной стоимости финансовых активов, тогда как данная концепция дисконтирования абсолютно неприменима для «исламской» системы финансов.

Методологические ошибки происходят также из-за того, что органы кредитноденежного регулирования не всегда целостно воспринимают принципы управления «исламским» банковским делом (Juan A. Sole, 2007 г.), что влечет за собой некорректное установление банковских нормативов, появление слаборазвитых или фиктивных исламских денежных рынков и закономерных трудностей в управлении ликвидностью у «исламских» банков и финансовых компаний (V. Sundararajan и Luca Errico, 2006 г.). Еще одна проблема, о которой упоминает Waseem Ahmad Langah (2009 г.), — наличие госгарантий на вклады частных лиц для «исламских» банков, функционирующих в западных странах: они недопустимы по шариату, но обязательны по местному законодательству.

Теоретические вопросы формиров ания «исламской» финансовой системы

Возможно ли не формальное, а фактическое (де-факто) существование исламских финансовых институтов в традиционной финансовой системе?

Данный вопрос вызван следующим обстоятельством. В основе традиционной и «исламской» финансовых систем лежат совершенно разные базовые документы — Конституция и шариат. Согласно Конституции все, что нас окружает, принадлежит народу, и все законы принимаются от имени большинства. Шариат, наоборот, утверждает, что все в этом мире принадлежит Всевышнему, а люди получили все это лишь во временное пользование. Что касается законов, то они уже написаны, их надо только грамотно извлечь из Корана.

Приведу конкретный пример, который наглядно показывает, как именно появляются те или иные критерии и даже конкретные цифры в мусульманском праве. Исламские богословы, рассуждая о святости родительского статуса, утверждают, в частности, что власть над ребенком в семье распределяется между матерью и отцом в пропорции 75 и 25%, т. е. мать имеет три четверти власти, а отец только одну. Такой вывод вытекает из высказываний пророка Мухаммеда, который на вопрос, чье слово важнее для ребенка — матери или отца, трижды ответил «мать» и лишь единожды — «отец». Подобные «незыблемые» критерии распространяются на все области человеческого бытия и могут быть использованы в широком диапазоне случаев.

Указанное противоречие носит фундаментальный характер. Оно будет проявляться всякий раз, когда «исламский» финансовый институт, функционирующий в традиционной финансовой системе, будет искать корректный механизм реализации на практике того или иного инструмента или услуги. Шариатский комитет, уполномоченный принимать соответствующие решения, будет искать аналогию (схожие примеры) в Коране и других источниках и генерировать идеи, руководствуясь логикой шариата, который, повторюсь, полностью отвергает светское законодательство. Иными словами, финансовые продукты «исламского» банка, действующего в западном мире, будут базироваться на логике, в корне противоречащей местному законодательству.

В случае серьезных судебных споров данная проблема обязательно выйдет наружу и может стать причиной проигрыша. Поэтому целесообразным представляется публичная констатация факта, что «исламская» система финансов не является способом удовлетворения религиозных потребностей мусульман (и создается вовсе не для этого), это только форма бизнеса. Такое признание может служить основой для определенной регламентации работы шариатских советов.

Что может быть критерием расчета нормы прибыли в «исламской» финансовой системе?

Это один из сложнейших вопросов теории. Не секрет, что многие «исламские» банки и финансовые компании в своей повседневной деятельности ориентируются на ставку LIBOR или доходность биржевого индекса рынка акций и другие аналогичные им параметры. Безусловно, это снижает ценность «исламской» финансовой модели как не полностью свободной от влияния обремененной ростовщичеством западной.

В традиционной финансовой системе норма прибыли — это результат конкурентного спроса и предложения на денежные ресурсы. Но в «исламской» финансовой индустрии такой подход неприменим, поскольку деньги там не признаются товаром и не могут быть объектом куплипродажи. Здесь источником прибыли банков и компаний является надбавка к цене выкупаемого/продаваемого товара. В реальной жизни она определяется индивидуально, по договоренности между банком и заемщиком, либо устанавливается централизованно банком для групп заемщиков. Такой режим не предполагает широкой и публичной конкуренции за эту надбавку.

Поэтому, возможно, следует организовать специальную биржу, где будут торговаться стандартизированные контракты на те или иные «исламские» банковские услуги. Во всяком случае вопрос корректного расчета нормы прибыли в «исламской» финансовой системе будет все более и более актуальным по мере роста ее капитализации. В настоящее время ключевые индикаторы «исламских» финансов формируются с оглядкой на традиционные, но не стоит сбрасывать со счетов вероятность того, что капитализация их индустрии может достичь уровня традиционной системы или даже превысить его. Если при этом у индустрии «исламских» финансов не будет собственного полноценного теоретического фундамента, ее развитие может остановиться. Или же начнется стагнация.

Может ли инфляция быть причиной частичного отказа в «исламской» экономике от принципа неприемлемости выдачи денег под процент?

Данный вопрос возник в связи с тем, что феномен инфляции не был известен во времена пророка Мухаммеда и прямых упоминаний об этом в Коране нет. Уточню, что речь идет не просто о скачках цен, связанных с колебанием спроса и предложения на товары, а об изменении цен именно из-за «качества» самих денежных знаков.

Если точно следовать духу и букве рибы, то заемщик обязан отдать кредитору столько, сколько взял, т. е. номинальную стоимость кредита без учета покупательной способности денег. Иными словами, строго соблюдая запрет на ростовщичество, «исламская» финансовая система создает условия, когда кредитор на практике получает меньше средств, чем предоставил. Поэтому вполне естественным выглядит следующий тезис: заемщик должен вернуть кредитору не просто сумму кредита по номиналу, но и увеличить ее на размер инфляции с учетом покупательной способности денег.

Практические во просы формиров ания «исламской» финансовой системы

Как должен быть организован «исламский» рынок межбанковских кредитов?

Важность рынка МБК для бесперебойной работы банковской системы очевидна.

Однако заключаемые на нем сделки совершенно не соответствуют шариату и не могут быть использованы в «исламской» финансовой системе. Тем не менее «исламским» банкам, как и традиционным, необходимо управлять краткосрочной ликвидностью, покрывая дневной дефицит либо размещая дневной избыток ресурсов, поэтому им требуется площадка, где они могли бы выполнять данные задачи.

Попытки решить эту проблему предпринимаются давно, но безрезультатно. Пример — яркая, но половинчатая конструкция, предложенная Arab Banking Corporation, ливийским банком, расквартированным в Бахрейне. Этот банк учредил спецкомпанию и передал в нее ряд активов, имеющих биржевые котировки. Спецкомпания открывает денежные счета своим клиентам - банкам, желающим временно разместить свободные средства. Каждый вечер она обнуляет денежные счета и продает клиентам на всю сумму свои собственные акции, стоимость которых напрямую зависит от биржевой стоимости переданного в спецкомпанию имущества. Утром, сразу после открытия торгового дня, спецкомпания выкупает свои акции обратно с учетом изменения цен на активы.

Отметим в связи с этим два момента.

Во-первых, такая схема не предусматривает привлечение средств клиентами — только размещение. Во-вторых, существует правило: если стоимость активов спецкомпании упадет, материнская компания покроет убыток. Последнее явно противоречит шариату, но реалии таковы, что раз шариатский комитет ABC утвердил эту схему, то вся ответственность за проведение «неисламских» операций ложится на экспертов комитета, а клиенты спецкомпании могут не опасаться обвинений в непозволительном бизнесе.

В итоге об организации «исламского» рынка МБК, видимо, можно будет говорить только после решения вопроса о норме прибыли «исламских» финансовых институтов. Как должна быть организована «исламская» фондовая биржа?

Иными словами, как прекратить спекуляцию финансовыми активами, даже если их эмитент признан «халяльным», а его ценные бумаги — допустимыми для инвестирования? И что именно считать спекуляцией, поскольку единого мнения на этот счет нет? Одна из лучших трактовок этого явления сводится к следующему: спекуляция — это операции, совершаемые под влиянием изменения цен. Соответственно, неспекулятивными можно назвать действия, осуществляемые после каждого новостного события, касающегося эмитента и влекущего за собой пересмотр его фундаментальных характеристик.

Поскольку спекуляция — неприемлемый вид деятельности по шариату, на «исламской» фондовой бирже должен существовать определенный механизм, обеспечивающий выполнение этого положения. В настоящее время все фондовые биржи исламских стран созданы и функционируют по аналогии с западными площадками и, соответственно, допускают спекуляцию. Вывод — система торгов на «исламских» биржах требует кардинальной перестройки.

Что такое предельный риск?

Шариат запрещает чрезмерный риск, даже при операциях с разрешенными активами. Но ответа на вопрос, до какой степени можно рисковать, еще нет. В первую очередь следует определиться с тем, что считать мерилом риска. На традиционных финансовых рынках он измеряется такими индикаторами, как доходность, стандартное отклонение доходности, коэффициент «бета», коэффициент VaR, и др. Но во всех них заложены возможность спекуляции и идеология дисконтирования. Поэтому данные параметры непригодны для индустрии «исламских» финансов. Нужны новые, привязанные к новому механизму биржевых торгов.

Почему допустима разная ставка распределения прибыли между банком и клиентом по инвестиционным счетам с неодинаковой суммой лимита?

Приведем пример из практики. В исламском банке N клиент может открыть два разных инвестиционных счета (доход по ним — это некий процент от прибыли банка). Разница между счетами — только в размере взноса: один ограничен суммой в 50 тыс. бахрейнских динаров, на второй можно положить свыше 50 тыс. и обеспечить себе при этом более выгодную ставку распределения банковской прибыли.

Поскольку клиенты, открывшие счета первого и второго типа, принимают на себя абсолютно идентичные риски (там и там один и тот же субъект договора — деньги), то оба они должны получить равное вознаграждение в виде процентов, т. е. одинаковые нормы распределения банковской прибыли. К сожалению, в действительности банки стремятся привлечь как можно больше средств и добиваются от шариатского комитета принятия нелогичных решений.

Почему банк делится прибылью с клиентом задолго до реальной отдачи от вложенных средств?

Рассмотрим еще один аспект, связанный с инвестиционными счетами. Как известно, средний срок окупаемости большинства проектов составляет несколько лет, а никак не один месяц. Но именно столько времени проходит с момента открытия клиентом инвестиционного счета в банке до получения первых процентных выплат (по принципу раздела банковской прибыли). Но тогда это будет не совместное вложение банка и клиента в инвестпроекты, как вытекает из сути инвестиционных счетов, а увеличение банковской ликвидности за счет клиента, т. е. инвестирование в текущую деятельность банка. Такой алгоритм отдаленно напоминает желанный рынок «исламских» межбанковских кредитов.

Почему банк в отдельных случаях добровольно доплачивает клиенту?

По установленным правилам разделение банковской прибыли между банком и его клиентом производится на основе фиксированных долей. Это означает, что банк не вправе уменьшать долю клиента.

А увеличивать ее он может? Оказывается, да. Ряд банков, опасаясь того, что клиент может уйти к конкурентам, в условиях, когда месячная прибыль значительно уступает среднерыночной, пересматривают пропорции ее распределения в сторону клиента. Делается это без особой огласки.

В итоге вкладчик получает среднерыночный доход и остается вполне доволен своим сотрудничеством с банком. Банк, в свою очередь, сохраняет клиента и не разглашает информацию о том, что в данном месяце его предпринимательские усилия не увенчались успехом.

Вопросы формиров ания исламской финансовой системы в России

К запуску индустрии «исламских» финансов Россия не готова. Достаточно назвать всего две веские причины. Первая: для этого необходима серьезная политическая воля руководства страны, однако в настоящее время власти больше волнуют предстоящие выборы — в Государственной думу и Президента РФ. Учитывая антимусульманский настрой части населения, можно не сомневаться, что высшие должностные лица государства не станут тратить время и средства на реализацию политически неоднозначного проекта, даже если он обещает доступ к сбережениям богатых арабских инвесторов. Косвенным подтверждением этого служит полное равнодушие денежных властей России к «исламским» финансовым предложениям, в том числе и от международных арабских организаций.

Вторая причина — это отсутствие профессионального спроса на услуги «исламских» финансовых институтов, за которым стоит четкое понимание того, зачем нужны эти услуги и чем они отличаются от традиционных. Конечно, любой мусульманин заинтересован в открытии «исламских» банков в России, но мусульмане — это лишь часть населения страны, и они, как и все остальные, плохо разбираются в особенностях «исламских» финансов в частности и финансах вообще. Финансовая неграмотность россиян хорошо известна, и полагать, что в таких условиях люди могут знать специфику «исламской» системы, по меньшей мере наивно.

Как известно, «исламские» финансы позиционируются как этические, нацеленные не столько на личную выгоду, сколько на благо общества. Однако в России чудовищно развита коррупция и неэффективен госаппарат. Сложно представить, что деятельность «исламских» банков в России, особенно созданных богатыми арабскими структурами, будет свободна от коррупционного вмешательства. Можно не сомневаться, что шариатские комитеты банков, куда входят самые авторитетные лица арабско-азиатского мира, десятилетиями ревностно оберегающие свою безупречную репутацию, категорически не позволят менеджменту банков давать взятки. Что, в принципе, может погубить этот бизнес.

Выводы

Применительно к условиям России можно сформулировать следующие рекомендации, которые целесообразно выполнить в течение ближайших двух-трех лет, пока не пройдут все выборы и не улягутся вызванные ими страсти. К тому времени должен появиться профессиональный спрос на «исламские» финансовые услуги и подготовлена кадровая база. В связи с этим необходимо:

• заменить термин «исламские финансы» иным, чтобы не отпугивать россиян других конфессий. Возможные альтернативы: «этические», «нетрадиционные», «финансы участия», «справедливые финансы»;

• включить в программу высших учебных заведений курсы «Исламские финансы», «Исламский банкинг», «Исламское страхование» и аналогичные;

• создать профессиональные средства массовой информации, ориентированные на повышение финансовой грамотности населения и публикующие материалы об исламской экономике и финансах;

• учредить специальный рейтинг, оценивающий готовность финансовых компаний или банков выполнять требования шариата.

Список источников

1. Атажан У. Тематика исламских финансов в современной финансовой науке. 2011. (Статья доступна на сайте библиотеки SSRN по адресу: http://ssrn.com/abstract=1868194.)

2. Беккин Р., Яндиев М. Кредит в структуре рыночной котировки в свете исламского финансового законодательства // Проблемы современной экономики. 2010. № 1 (33). С. 442–446.

3. Прудникова Ю. Проблемы правового регулирования деятельности исламских банков в немусульманских странах (на примере Великобритании) // Проблемы современной экономики. 2005. № 3 (15).

4. Andreas A. Jobst. Derivatives in Islamic Finance. International Monetary Fund (IMF) — Monetary and Capital Markets Department (MCM). 2007.

5. Andreas A. Jobst. The Economics of Islamic Finance and Securitization. Journal of Structured Finance, Vol. 13. No. 1. 2007.

6. Waseem Ahmad Langah. Islamic Banking in the UK: Challenges and Opportunities. 2009. February 25.

7. Charles A. Rarick, Thaung Han. Islamic Finance: Panacea for the Global Financial System? Purdue University Calumet.

8. Ehsan Zar Rokh. Islamic Financing Arrangements Used in Islamic Banking. University of Tehran. 2007. April 2.

9. Juan A. Sole. Introducing Islamic Banks into Coventional Banking Systems. International Monetary Fund (IMF). 2007. July.

10. V. Sundararajan, Luca Errico. Islamic Financial Institutions and Products in the Global Financial System: Key Issues in Risk Management and Challenges Ahead. International Monetary Fund (IMF). 2006.

11. www.ssrn.com — Международная библиотека Social Science Research Network.

12. www.albaraka.com — Банковская группа Al-Baraka Banking Group.

13. www.aaoifi.com — Организация бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений (ААОИФИ).

14. www.iirating.com — Исламское рейтинговое агентство IIRA. Контактная информация автора:

mag2097@mail.ru

http://ssrn.com/author=1278584


Содержание (развернуть содержание)
Основа финансового успеха венчурного инвестора — тщательный отбор
МФО находятся на стадии сильного экстенсивного роста
Кредитование МСБ: банковская политика
Привлечение капитала с Eastway Capital
Мини-IPO на ММВБ:новые возможности привлечения капитала для малого и среднего бизнеса
IPO на ММВБ для малого и среднего бизнеса: отзывы первых клиентов
Перспективы привлечения капитала компаниями второго-третьего эшелонов: возможности, условия, инструменты
IPO российских компаний в 2011 году
Аукционы переписывают мир современного искусства
Сочетания несочетаемого
Уроки кризиса. Порядок взаимодействия управляющих компаний и НПФов в чрезвычайных ситуациях
Есть ли будущее у рейтинговых агентств?
Взаимодействие с акционерами при подготовке к общим собраниям
Замена депозитария по-белорусски
Актуальные проблемы формирования «исламской» финансовой системы: на стыке философии и практики
Структурные долговые проблемы стран еврозоны и пути их решения
Про веру, стоимость и права собственности на российском рынке акций
Иск о признании недействительным трансферта ценных бумаг
Об одной стратегии торговли на рынке ценных бумаг

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100