Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Пряничников Денис, Директор департамента новых рынков Московской межбанковской валютной биржи

  • Все статьи автора

Мини-IPO на ММВБ:новые возможности привлечения капитала для малого и среднего бизнеса

Сентябрь 2011

Интервью с директором департамента новых рынковМосковской межбанковской валютной биржи Денисом Пряничниковым

Мини-IPO — сравнительно новый инструмент привлечения средств на российском фондовом рынке, который ориентирован в первую очередь на малый и средний бизнес. О том, как небольшим компаниям эффективно использовать инструменты ММВБ для получения финансирования и что делает биржа для поддержки малого бизнеса, рассказывает в своем интервью директор департамента новых рынков ММВБ Денис Пряничников.

РЦБ: Какие возможности ММВБ открывает для малого и среднего бизнеса (МСБ)? Насколько просто мелким компаниям привлечь средства через биржу, какие требования вы предъявляете?

Д. П. ММВБ уделяет большое внимание работе с компаниями МСБ, так как, на наш взгляд, данный сегмент в среднесрочной перспективе станет основным поставщиком новых «голубых фишек» для фондового рынка. Количество крупных компаний в России ограниченно, большинство из них входит в солидные холдинги и/или контролируется государством. Несмотря на амбициозные планы правительства по приватизации, число госорганизаций, которые появятся на рынке, невелико, поэтому вся надежда на малый и средний бизнес, который развивается достаточно быстрыми темпами и в будущем станет новым лидером экономики России.

На ММВБ с 2007 г. действует специальный сектор для предприятий МСБ (сектор ИРК), в 2009 г. он был переформатирован, и совместно с РОСНАНО был создан сектор для инновационных компаний — рынок инноваций и инвестиций (РИИ ММВБ).

Основная задача РИИ — содействие привлечению инвестиций в компании малой и средней капитализации инновационного сектора российской экономики. Высокий статус проекта подтвержден тем, что при ММВБ был образован Координационный совет РИИ ММВБ, в который вошли представители профильных министерств и ведомств, институтов развития, законодательной власти и профессиональных ассоциаций. Председатель Координационного совета — председатель правления ОАО «РОСНАНО» Анатолий Чубайс.

Ключевые требования для компаний, которые хотят стать эмитентами РИИ:

  • существенная часть выручки формируется за счет осуществления хозяйственной деятельности в отраслях, связанных с применением инновационных и высоких технологий;
  • капитализация — не менее 50 млн руб.

Дополнительно к общему перечню документов для включения в Список ценных бумаг, допущенных к торгам на бирже, эмитент РИИ должен представить инвестиционный меморандум — документ, описывающий основные направления развития бизнеса компании и финансовые показатели.

Для повышения уровня транспарентности эмитентов и снижения рисков инвесторов в рамках РИИ действует институт листинговых агентов — аккредитованных посредников, которые готовят инвестиционный меморандум, обоснование оценки капитализации эмитента и следят за соблюдением компанией требований по раскрытию информации.

РЦБ: Что делает ММВБ для работы с МСБ? Есть ли у вас специальные программы и сервисы, нацеленные только на этот сегмент бизнеса?

Д. П. На ММВБ существует отдельный департамент новых рынков, одним из ключевых направлений работы которого является развитие проекта РИИ. Разработаны особые программы маркетинговой поддержки эмитентов, выходящих на рынок (помощь в организации роуд-шоу, встреч с инвесторами, PR- и IR-кампаний). Также мы реализуем специальные программы обучения предпринимателей, в частности в прошлом году мы создали курс по подготовке предпринимателей к выходу на фондовый рынок в рамках сов­местной программы обучения РАВИ и «РОСНАНО». В течение года мы проводим обучающие семинары в регионах — в этом году состоялись наши мероприятия в Новосибирске, Казани и Екатеринбурге, до конца года планируем еще 4—5 семинаров в разных городах. В этой деятельности нам очень помогают филиалы ММВБ в 7 ведущих регионах России, кроме того, уже сформировалось сообщество при секторе РИИ: есть круг посредников, включая листинговых агентов ММВБ (35 компаний), а также сеть формальных и неформальных партнеров (РОСНАНО, Фонд Бортника, РВК, «Сколково», частные фонды).

РЦБ: Как Вы охарактеризуете инструмент мини-IPO на российском фондовом рынке? Эффективен ли он, какой у него потенциал и объем? Чем такие размещения могут быть полезны экономике и фондовому рынку?

Д. П. Сегмент мини-IPO находится в стадии становления и зачастую вызывает недоверие у серьезных игроков рынка, тем не менее мы оптимистично смотрим на будущее данного сегмента, и в этом нас убеждают, во-первых, успешный аналогичный опыт западных junior markets, начиная от AIM и заканчивая New Connect, а во-вторых, опыт нашей работы: целый ряд сделок благополучно прошел на РИИ, компании привлекали средства в диапазоне от 5 до 25 млн долл., при этом в их IPO принимали участие в среднем 200–500 первичных инвесторов, что для нашего рынка довольно много.

Данные размещения полезны тем, что открывают совершенно новые компании и целые отрасли для инвесторов фондового рынка: к примеру, два года назад у нас состоялось первое в России биотехнологическое IPO (ИСКЧ), в этом году — первое размещение интернет-ритейлера (Ютинет.ру). Для компаний МСБ это реально работающий инструмент привлечения инвестиций для перехода на качественно иной уровень развития.

РЦБ: Есть ли примеры очень успешных мини-IPO на российском рынке?

Д. П. Оценка успешности IPO во многом носит субъективный характер, но, на мой взгляд, по критериям эффективности привлечения средств, ликвидности и динамики торгов после размещения лидирует ИСКЧ. Удачным с точки зрения притока финансирования является IPO ОАО «Платформа Ютинет.ру» — одного из ведущих российских интернет-ритейлеров электроники и бытовой техники. По итогам размещения спрос на акции превысил предложение почти в 3,3 раза. Всего инвесторам было продано 10% от уставного капитала компании с учетом доп­эмиссии, таким образом, капитализация ОАО «Платформа Ютинет.ру» составила 3,9 млрд руб., а объем привлеченных в рамках публичного размещения средств — 390 млн руб. Примерно 25% акций эмитента было приобретено частными инвесторами, общее количество которых достигло 500 человек. Несмотря на то что динамика вторичных торгов по Ютинет.ру пока не вызывает энтузиазма у инвесторов, надеюсь, эта ситуация в ближайшее время изменится.

РЦБ: С какими проблемами чаще всего сталкиваются представители МСБ при проведении мини-IPO, как их можно избежать?

Д. П. Главная проблема компании при проведении IPO — донести до инвестора специфику своей модели бизнеса и обосновать оценку и ожидания значительного роста.

К сожалению, у нас мало квалифицированных инвесторов, способных вникать в суть бизнеса и строить оценки, исходя из фундаментальных показателей компании. Преобладает спекулятивный капитал, готовый входить на короткий срок, что обусловливает высокую волатильность на вторичных торгах. Мы эту проблему осознали уже давно и пытаемся решать ее путем развития института маркетмейкеров на РИИ ММВБ, а также за счет информационно аналитической поддержки эмитентов РИИ.

РЦБ: Может ли мини-IPO стать реальной альтернативой другим более распространенным способам привлечения капитала и кредитованию?

Д. П. Во многих случаях для небольшой компании нет другого выбора, кроме IPO, — кредиты или дороги, или недоступны из-за того, что бизнес строится на нематериальных активах и не имеет значимого объекта залога. Венчурные фонды и фонды прямых инвестиций тоже не всегда являются хорошей альтернативой — они готовы входить в капитал компании со значительным дисконтом и целым рядом ограничений, также они ориентированы на приобретение контрольного пакета, что зачастую некомфортно собственнику.

Кроме того, сам процесс подготовки и проведения IPO является определенным толчком к развитию основного бизнеса компании. Мы постоянно общаемся с теми эмитентами, которые провели IPO на РИИ, и все они отмечают целый ряд «побочных» позитивных эффектов публичности:

  • существенно повышается узнаваемость бренда, что способствует дополнительному продвижению основного продукта компании;
  • облегчается взаимодействие с поставщиками и контрагентам, в том числе с западными партнерами — для них статус публичной компании является неоспоримым «знаком качества»;
  • появляется объективная рыночная оценка стоимости компании и объекта залога в виде торгуемых акций — упрощается работа с банками и снижаются процентные ставки;
  • улучшается управляемость компании и финансового менеджмента — многие компании в ходе формирования новой корпоративной структуры и консолидации отчетности перед IPO впервые системно исследовали и оптимизировали структуру себестоимости, повысили эффективность управления внутренними ресурсами, четче стали понимать стратегические цели компании.

В целом подготовка к IPO решает боль­шой комплекс задач и является одним из действенных способов привлечения финансирования.

РЦБ: Лондонская фондовая биржа уже реализует на территории России ряд инициатив, направленных на популяризацию идеи получения малым бизнесом средств через биржу. Вы сотрудничаете или конкурируете с ними в этом вопросе?

Д. П. В настоящее время — если брать конкретно сегмент малой и средней капитализации — мы не чувствуем конкуренции со стороны AIM: на данной площадке давно не было IPO малых предприятий из России, наоборот, наблюдается большое количество делистингов, что связано с большими затратами на выход и поддержку (расходы на брокеров, юристов), отсутствием ликвидности и слабым интересом со стороны инвесторов. У нас ликвидность по малым компаниям на порядок выше, чем по сопоставимым аналогам на AIM, есть спрос со стороны эмитентов и значительно ниже издержки. Это позволило нам привлечь 8 новых эмитентов на РИИ в прошлом году, и мы надеемся, что в этом году результаты как минимум будут не хуже (если, конечно, будет благоприятной общемировая конъюнктура рынков).


Содержание (развернуть содержание)
Основа финансового успеха венчурного инвестора — тщательный отбор
МФО находятся на стадии сильного экстенсивного роста
Кредитование МСБ: банковская политика
Привлечение капитала с Eastway Capital
Мини-IPO на ММВБ:новые возможности привлечения капитала для малого и среднего бизнеса
IPO на ММВБ для малого и среднего бизнеса: отзывы первых клиентов
Перспективы привлечения капитала компаниями второго-третьего эшелонов: возможности, условия, инструменты
IPO российских компаний в 2011 году
Аукционы переписывают мир современного искусства
Сочетания несочетаемого
Уроки кризиса. Порядок взаимодействия управляющих компаний и НПФов в чрезвычайных ситуациях
Есть ли будущее у рейтинговых агентств?
Взаимодействие с акционерами при подготовке к общим собраниям
Замена депозитария по-белорусски
Актуальные проблемы формирования «исламской» финансовой системы: на стыке философии и практики
Структурные долговые проблемы стран еврозоны и пути их решения
Про веру, стоимость и права собственности на российском рынке акций
Иск о признании недействительным трансферта ценных бумаг
Об одной стратегии торговли на рынке ценных бумаг

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100