Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Ярцева Ирина, Начальник департамента финансов Администрации города Томска

  • Все статьи автора

Опыт управления муниципальным долгом города Томска: итоги 2010-го и стратегические направления на 2011 год

Август 2011

Прошедший год сложился для Томска благоприятно в части управления муниципальными заимствованиями: город разместил очередной биржевой облигационный заем, подтвердив свой статус эмитента, регулярно проводящего эмиссию ценных бумаг; по итогам открытых аукционов заключены выгодные контракты на привлечение кредитных средств в рамках возобновляемых кредитных линий на среднесрочную перспективу; предотвращен резкий рост муниципального долга при утвержденном на год дефиците бюджета, близком к предельно допустимому значению.

Основная цель долговой политики города или региона — соблюдение принципов диверсификации портфеля заимствований и оптимальное сочетание различных долговых инструментов. Немаловажную роль при этом должны играть анализ, прогнозирование и недопущение возникновения возможных рисков: рефинансирования, ликвидности, процентного. В совокупности это позволит сократить расходы на обслуживание долга как в текущем периоде, так и в среднесрочной перспективе.

Политика управления муниципальным долгом города Томска включает в себя такие взаимосвязанные направления, как планирование объема, сроков и структуры муниципального долга; проведение операций, направленных на оптимизацию структуры и сокращение расходов на обслуживание муниципального долга; обес­печение своевременного исполнения долговых обязательств; мобилизация собственных активов города, реализация комплекса мер по работе с должниками бюджета в целях снижения потребности в заимствованиях. Главной целью при этом является сглаживание пиков долговых платежей, экономия бюджетных средств, выделяемых на обслуживание долговых обязательств, при одновременном обеспечении других расходов бюджета.

Почти всегда причина роста муниципального долга кроится в принятии и исполнении бюджета с дефицитом, финансирование которого осуществляется за счет заемных средств. На протяжении некоторого времени бюджет города исполнялся с дефицитом, что неизбежно вело начиная с 2006 г. к постепенному росту муниципального долга (его динамика в 2004—2010 гг. представлена на рис. 1).

На начало 2010 г. объем муниципального долга составил 1402 млн руб. При этом наибольшая нагрузка по погашению долговых обязательств — 57% от общего размера долга — пришлась на декабрь, так как практически весь запланированный дефицит бюджета 2009 г. был профинансирован в конце года за счет привлеченных годовых банковских кредитов, а в результате складывающейся на финансовых и экономических рынках в 2008 г. неопределенности техническое размещение облигаций Томского городского займа перенесено на конец того же года и, соответственно, на этот срок отодвинуты выплаты амортизационных отчислений в погашение займа. Структура муниципального долга на 1 января 2010 г. представлена на рис. 2.

В целях снижения возникшего риска рефинансирования и равномерного распределения долговой нагрузки администрацией города Томска было принято решение о рвыпуске очередного облигационного займа. В результате на ЗАО «Фондовая биржа «ММВБ» в июне 2010 г. состоялось размещение бумаг эмитента в размере 800 000 тыс. руб. сроком на 4 года. В результате Томск стал первым муниципальным образованием, осуществившим размещение облигаций в 2010 г. Городу удалось привлечь значительные средства на долгий срок и тем самым стабилизировать финансовое положение на 1,5—2 года.

Все размещенные средства были направлены на погашение действующих на тот момент наиболее «дорогих» кредитов коммерческих банков. Кроме того, за счет размещения выпуска облигаций удалось расширить круг инвесторов, что способствовало снижению риска «одного кредитора».

Основные действия Администрации города Томска в 2010 г. были направлены на избежание возможных рисков. Наиболее часто при управлении муниципальным долгом возникает риск рефинансирования, уменьшение параметров которого на конец 2010 г. в сравнении с началом года было достигнуто, в том числе, за счет замещения краткосрочных кредитов банков среднесрочным выпуском облигаций. На улучшении данного показателя в течение года сказалось расширение круга инвесторов благодаря размещению выпуска облигаций. Динамика структуры муниципального долга города Томска по срокам привлечения кредитных ресурсов в 2010 г. представлена на рис. 3.

В течение прошлого года администрация города значительно сократила долю краткосрочных долговых обязательств в структуре муниципального долга (рис. 4) — основного коэффициента, используемого международными рейтинговыми агентствами при оценке риска рефинансирования.

Также возросли возможности муниципалитета привлекать заемные средства с различных рынков для рефинансирования обязательств с приближающимися сроками погашения.

В основном данное обстоятельство связано с улучшающейся конъюнктурой финансовых рынков, в результате чего удалось ­удлинить сроки привлекаемых кредитов наряду со снижением их стоимости. Немаловажную роль в этом играет и информационная открытость администрации для кредиторов и инвесторов.

Учитывая то обстоятельство, что в 2010 г. бюджет города Томска исполнялся с текущим профицитом, увеличивая размер остатков средств бюджета и сокращая долю краткосрочных заимствований, риск ликвидности также снижался.

Небольшой всплеск в конце минувшего года связан с привлечением краткосрочных и поэтому менее «дорогих» в обслуживании кредитов для погашения амортизационной стоимости облигаций 2008 г. и финансирования большей части дефицита бюджета, традиционно приходящихся на конец финансового года. Кроме того, в течение года выровнялся график погашения долга, снизилась пиковая нагрузка на муниципальный бюджет, связанная с погашением долговых обязательств. В настоящий момент муниципальное образование имеет достаточный объем возобновляемых кредитных линий сроком до 3 лет для рефинансирования всех обязательств, погашение которых рассчитано на краткосрочный период. В то же время есть вероятность размещения оставшейся части займа 2010 г. со сроком погашения в 2014 г.

Диверсификация структуры муниципального долга по видам инструментов и срокам его погашения позволила удержать уровень процентного риска на приемлемом уровне. После погашения льготного бюджетного кредита в структуре муниципального долга остались лишь ценные бумаги и кредиты коммерческих банков. Решений о предоставлении муниципальных гарантий в 2010 г. Думой города Томска не принималось. Наличие в структуре долга кредитов коммерческих банков позволяет контролировать процентный риск в связи с возможностью его досрочного погашения в случае снижения кредитных ставок. Динамика структуры муниципального долга в 2010 г. в разрезе инструментов представлена на рис. 5.

Процентные риски в течение 2010 г. уменьшались на фоне снижения процентных ставок в целом. Этому также способствовали проведенные Администрацией города мероприятия по привлечению среднесрочных кредитных ресурсов по близким к годовым минимумам процентным ставкам. Образовавшаяся разница между ставками по доступным кредитным линиям и ставками по обращающимся облигациям позволила провести операцию по замещению долговых обязательств в целях сокращения расходов на обслуживание муниципального долга при неизменном уровне риска ликвидности и риска рефинансирования. В конце 2010 г. благодаря полученной экономии по расходам на обслуживание муниципального долга был проведен частичный досрочный выкуп облигаций 2008 г., что помогло дополнительно снизить расходы на обслуживание долга и повысить инвестиционную привлекательность долговых обязательств муниципального образования, в том числе за счет мероприятий по организации связи эмитента с инвесторами. Изучив ситуацию на рынке и предварительно проведя переговоры с рядом держателей облигаций, Администрация города смогла разработать схему внебиржевого выкупа облигаций, рассчитать ожидаемый экономический эффект и внести изменения в Решение о выпуске облигаций, позволяющие осуществить выкуп, и, как результат, опубликовала извещение о проводимом отборе заявок на выкуп облигаций. После проведенного отбора заявок с предложениями о цене и объеме предлагаемых к выкупу облигаций с победителями были заключены договоры купли-продажи ценных бумаг. Несмотря на достигнутый небольшой экономический эффект (около 115 тыс. руб. за оставшийся период обращения облигаций), Администрация Томска рассматривает полученный опыт как успешный и планирует продолжить практику выкупа облигаций муниципалитета.

По итогам проведенных Администрацией Томска в 2010 г. переговоров и организационных мероприятий было подписано 13 соглашений с коммерческими банками о снижении размера процентных ставок по ряду действующих муниципальных контрактов. В связи с тем что некоторые контракты, по которым была достигнута договоренность о снижении ставок, заключены на период до 2013 г., часть сложившейся экономии также придется на указанный период. При росте муниципального долга в 2010 г. на 17,1% расходы на его обслуживание сократились к первоначально утвержденному плану на 1,1% (или на 71 млн руб.).

Останавливаться на достигнутом власти города не собираются — планы текущего года требуют проведения мер, направленных на качественное управление муниципальным долгом и внедрение новых инструментов. Принимая во внимание успешный опыт по выкупу облигаций, предполагается продолжить данные мероприятия и в 2011 г. Для достижения максимального бюджетного и экономического результатов выкуп планируется осуществлять только за счет собственных средств, так как использование для этих целей более «дешевых» кредитов не даст эффекта по сокращению муниципального долга. Сохранится практика проведения переговоров с банками о снижении ставок по действующим контрактам при благоприятном изменении конъюнктуры финансового рынка. Кроме того, информация о проводимых аукционах по привлечению кредитных средств и заказы размещения, публикуемые с 2011 г. на официальном сайте Российской Федерации, должны помочь расширить круг потенциальных кредиторов и обеспечить минимальные ставки заимствований.

В качестве еще одного инструмента управления муниципальным долгом Томска в 2011 г. Администрация города рассматривает заключение сделок РЕПО с облигациями Томских городских займов, не привлекая организатора торговли на рынке ценных бумаг, за счет свободных остатков средств, складывающихся на едином счете бюджета. Данные операции повысят качество управления долгом и позволят снизить расходы на его обслуживание. В ближайших планах Администрации — получение кредитного рейтинга, который будет способствовать повышению финансовой открытости города, снижению издержек на обслуживание заемных средств, размещению выпусков облигаций эмитента под более низкую ставку, увеличению объема и удлинению сроков займов, включению выпусков бумаг в котировальный список первого уровня, повышению инвестиционной привлекательности города, а также в очередной раз подтвердит статус Томска как надежного заемщика и эмитента ценных бумаг.




Содержание (развернуть содержание)
Правительство считает, что стратегия – это красиво, но не срочно
Сохранение за Лондоном статуса ведущего мирового финансового центра — основная цель LSE
Польша как тихая гавань для инвесторов
О некоторых аспектах регулирования турецкого фондового рынка
России есть чему поучиться у Гонконга
Мировая биржевая индустрия:современные тенденции и перспективы развития
НПФы должны научиться работать в экстремальных условиях
Кризис помог УК и НПФам понять друг друга
Венчурные инвестиции в нанотехнологии: от высоких рисков — к высокой эффективности
Инвестирование в Китай: новые возможности от «Открытия»
О современных тенденциях развития клиринга Часть 2. Консолидация и интенсификация
Если бы я был адептом Центрального депозитария
Итоги первого полугодия и прогнозные ожидания по макроэкономике на второе полугодие 2011 года
Долговые проблемы Греции: где и когда будет продолжение?
Монетарный штиль на российском финансовом рынке
Максимальная волатильность как тренд
Перспективы публичных заимствований в основных валютах и валютах развивающихся стран
«Русснефть—Система—Башнефть»: инвестиционные возможности для миноритарного участия в создаваемой цепочке акционерной стоимости
Индекс сектора электроэнергетики «МЕТРОПОЛЬ» — новый индикаторрынка облигаций
Другие берега
У коллекционной фотографии на арт-рынке колоссальный потенциал
Искусству без инвестиций выжить сложно
Рынок без плохой погоды
Инсайд и инсайдеры. Основы регулирования в России и США
Кэш-пулинг как эффективный механизм управления ликвидностью компаний
Расчет вероятности дефолта облигационного займа
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций
Опыт управления муниципальным долгом города Томска: итоги 2010-го и стратегические направления на 2011 год
Волгоград: долгосрочная сбалансированность как приоритет развития
Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100