Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Маркина Татьяна, Обозреватель Издательского дома «Коммерсантъ»

  • Все статьи автора

Рынок без плохой погоды

Август 2011

Произведения импрессионистов и модернистов — самый представительный, самый богатый, самый стабильный раздел по сравнению с другими разделами арт-рынка. И тут иногда случается смена фаворитов, трендов и уровней доходности, но в целом именно искусство импрессионистов и модернистов составляет незыблемую основу мирового рынка искусства.

Импрессионисты и модернисты — произведения этих художников конца XIX — первой половины XX в. составляют огромную долю арт-рынка уже примерно столетие. Импрессионисты были именно теми мастерами, на которых создавался рынок искусства в современном его понимании: с системой галерей, поддерживающих и раскручивающих художников, арт-дилерами и вторичным рынком аукционных торгов. Картины импрессионистов стали первыми, дававшими двузначный уровень доходности при повторных продажах, — на этом сделали себе капиталы легендарные парижские галеристы-маршаны Поль Дюран-Рюэль и Амбруаз Воллар. А модернисты Пабло Пикассо и Анри Матисс, работы которых были очень популярны и дороги при жизни художников, подняли рынок на новый уровень цен.

Четких хронологических рамок для определения модернизма нет (с импрессионистами все понятно — начиная с первой выставки 1874 г., определившей название направления и открывшей имена художников). Поэтому разумно ориентироваться просто на практику аукционных домов, придерживающихся определенной традиции деления художников ХХ в. между Mo­dern и Contemporary. Эта логика основана скорее на источниках и особенностях творчества отдельных мастеров, чем на хронологии. Например, Альберто Джакометти, 1901 г. рождения, дружившего с сюрреалистами и кубистами, Sotheby’s и Christie’s относят к модернистам, а Марка Ротко, 1903 г. рождения, учившегося вместе с американскими абстрактными экспрессионистами, — к современным художникам.

Календарь крупных торгов импрессионистов и модернистов давно устоялся. Год начинается в феврале, с лондонских торгов — долгое время они были «разминочными», небольшими, однако постепенно начинают привлекать все больше внимания. Потом пик весеннего сезона — майские аукционы в Нью-Йорке, для которых аукционные дома приберегают самые лучшие произведения, оцененные в десятки миллионов долларов. Именно на майских торгах проданы самые дорогие произведения искусства в мире: это два полотна Пабло Пикассо — «Обнаженная на фоне листьев и бюста» (106 млн долл.) и «Мальчик с трубкой» (104,2 млн долл.). Первую половину года завершают лондонские аукционы в июне, набирающие все больший вес и стремящиеся затмить нью-йоркские. Итоги первого полугодия очень важны и во многом определяют результаты всего года; осенью к ним добавляются итоги ноябрьских торгов в Нью-Йорке — тоже внушительные.

Самый большой аукцион импрессионистов и модернистов провел в 2006 г. Сhristie’s — он принес сумасшедшую сумму в 491,4 млн долл. На втором месте — торги 2010 г., включавшие коллекцию Сидни Фрэнсис Броуди (в том числе и упомянутую «Обнаженную на фоне листьев и бюста» Пикассо), — 335 тыс. долл.

«Обнаженная на фоне листьев и бюста» — на данный момент самая дорогая картина из проданных на публичных торгах — попала в семью Фрэнсиса и Синди Броуди в январе 1951 г. Супруги к этому времени владели роскошным особняком в Калифорнии, интерьеры которого были специально оформлены так, чтобы служить фоном для коллекции искусства модернизма. Картина Пикассо стала одним из центров коллекции. На ней изображена спящая Мари-Терез Вальтер, тело которой обведено энергичным упругим контуром. Позади фигуры спящей — наполненные живой силой листья филодендрона и скульптурная голова Мари-Терез работы самого Пикассо. Именно эту картину выбрал Сесил Битон в качестве фона, когда в 1932 г. фотографировал Пикассо в его парижской мастерской. Когда картину выставили на торги, эксперты Christie’s определили ее стоимость в 70–90 млн долл., но действительность превзошла ожидания, и она ушла за 106 млн долл. Но и это не предел: миллиардер Стивен Коэн купил бы «Сон» Пабло Пикассо за 139 млн., если бы владелец полотна миллиардер Стивен Уинн не проткнул его случайно локтем.

Говоря об искусстве модернизма, невозможно не упоминать это имя — Пабло Пикассо, ставшее синонимом определению «художник ХХ в.». Его картины возглавляют список самых дорогих в мире уже почти десятилетие, и если и уступают место кому-либо другому, например, скульптуре Альберто Джакометти, то ненадолго (всего на 3 мес. 2010 г.), и быстро возвращают себе первую ступень пьедестала. Для укрепления статуса художника за истекшее столетие сделано столько — сотни музейных, монографических и галерейных выставок, что, пожалуй, сейчас можно больше не заботиться об этом. Падение рынка произведений Пикассо трудно вообразить — разве что замедление роста общих объемов и конкретных цен, если в продаже перестанут на некоторое время появляться работы уровня шедевров.

Впечатляющие результаты для произведений Пикассо, естественно, зависят от наличия на рынке шедевров высокого качества и выдающегося происхождения. Учитывая, что Пикассо был чрезвычайно плодовит и востребован уже при жизни, такие работы появляются на рынке с регулярностью, которой может позавидовать любой другой художник. Знаменитые коллекционеры — Броуди, Уитни — приобретали работы с прижизненных выставок и могли выбирать лучшее. О подделках не может идти и речи — наследие и авторские права художника строжайше охраняются его наследниками. Коллекционеров его живописи и графики, наверно, не­возможно сосчитать, как и арт-дилеров, занимающихся их продажей, — строчка «Пикассо» всегда самая длинная в каталогах крупнейших ярмарок, таких как Арт-Базель. Регулярные громкие топ-продажи поддерживают интерес к рынку работ художника, а постоянное присутствие качественных работ с оценкой 1–7 млн долл. делают этот рынок чрезвычайно стабильным.

Пабло Пикассо лидировал с огромным отрывом и на последних торгах. 3—5 мая 2011 г. в Нью-Йорке свои аукционы «Импрессионисты и модернисты» провели Sotheby’s и Christie’s, получив вкупе почти 400 млн долл. На этих торгах сумма продаж произведений Пикассо достигла 152 млн долл. США, что составило огромную долю в 38% от всей выручки. Лондонские торги 21—23 июня 2011 г. (Sotheby’s и Christie’s) дали 273,2 млн фунтов стерлингов (442,6 млн долл.), из них 60,8 млн фунтов (98,5 млн долл.) были уплачены за произведения Пикассо (22%). То есть в среднем на крупных торгах в разделе «Импрессионисты и модернисты» в первом полугодии 2011 г. треть оборота (250 млн долл.) дали произведения Пабло Пикассо. Самыми дорогими картинами этого полугодия стали «Сидящая женщина в голубом», проданная на Christie’s за 29 млн долл., и «Читающие женщины», ушедшие на Sotheby’s за 21 млн долл.

Согласно Skate’s Art Market Research, объем аукционных продаж произведений Пикассо в 2010 г. составил грандиозные 327 млн долл., и похоже, что в 2011-м будет еще больше. При этом средняя доходность работ художника (рассчитывается Skate’s на основе повторных продаж в высшем разделе рынка — Топ-5000) составляет далеко не самые высокие 4,17%. Это объяснимо: в стоимости произведений топ-сектора слишком велика эмоциональная премия — лучшие работы Пабло Пикассо очень притягательны и часто заставляют покупателей забыть об осторожности. Ведь обладать подобным произведением — это значит состояться как коллекционер и ценитель искусства и, кроме того, надежно вложить деньги (пусть и без высокого дохода при перепродаже).

Если двигаться вниз по строчкам самых дорогих картин мира, имя художника-импрессиониста обнаружится только на восьмом месте. Это имя Клода Моне, картина которого «Заход солнца. Впечатление» дала название всему движению. Статус его несомненен: если бы не Моне и его друзья, подвергшие живопись предыдущих столетий кардинальной ревизии, не было бы никаких стилей ХХ в. — кубизма, экспрессионизма, абстракции…

Согласно Skate’s Art Market Research, объем продаж произведений Клода Моне составил в 2010 г. 82,9 млн долл. — это больше, чем у кого-либо из других импрессионистов. Клод Моне был плодовитым художником (для мастера конца XIX — начала XX в.), особенно в классический и поздний периоды, когда работал большими сериями. Количество его работ на рынке, конечно, значительно меньше, чем у Пикассо, но самое большое в разделе «Искусство импрессионизма». Объем продаж Клода Моне от года к году меняется скачками — количество произведений уровня шедевров ограниченно, и все зависит от появления многомиллионного выдающегося полотна. Группа «потребителей» произведений великого импрессиониста уже, чем у Пикассо, — живопись Клода Моне, несмотря на ее революционную суть, ассоциируется у современного человека с «классикой» и XIX в. и обычно нравится консервативным коллекционерам и инвесторам.

В 2008 г. продажа единственного полотна Клода Моне «Пруд с лилиями» на Christie’s принесла 80,5 млн долл. сразу — картина до сих пор остается рекордом для живописи импрессионизма. Кроме этого, в том же 2008 г. были проданы еще четыре произведения Моне топ-сегмента — на общую сумму в 157,1 млн долл. Следующие сезоны стали менее успешными для рынка Клода Моне.

На прошедших в мае 2011 г. в Нью-Йорке аукционах произведения Моне были предложены в рамках вечерних торгов, в целом 6 лотов, из них продано 5 на сумму 33,9 млн долл., что составляет внушительные 10% от общего объема ­состоявшихся аукционных торгов. На последних лондонских торгах живописи ­Моне было продано совсем мало, менее чем на 10 млн долл.

Среди успехов рынка Клода Моне в первом полугодии 2011 г. — продажа «Тополей» из знаменитой серии 1891 г. за 22,5 млн долл. на Christie’s. Среди провалов — оставшиеся непроданными совсем поздние «Ирисы» с эстимейтом 15–20 млн долл. и «Кувшинки», оцененные в 27–38 млн долл. Против последних, быть может, сыграл их провенанс, вполне достойный, на первый взгляд, — «галерея Вильденштейн — галерея Гагосяна». К несчастью для картины вокруг галереи Вильденштейнов с ее более чем полуторавековой историей и множеством заслуг разгорелся скандал. Владеющий галереей наследник династии антикваров Ги Вильденштейн, большой друг президента Франции Николя Саркози, буквально накануне торгов был обвинен в краже (вернее, укрывательстве) картин. Расследование вытащило на свет прегрешения его отца и деда. Даниэль Вильденштейн, специалист по творчеству Клода Моне, однажды убедил одного владельца картины, что его полотно написано вовсе не великим импрессионистом. Потом купил картину по бросовой цене, а перепродал за 13 млн долл. А Жорж Вильденштейн ухитрился не только сохранить в неприкосновенности свою галерею во время фашистской оккупации Парижа, но и значительно пополнить ее за счет произведений, до сих пор числящихся в списках утрат жертв Холокоста.

Эта история — пример того, насколько рынок искусства подвержен случайностям и стечениям обстоятельств. «Кувшинки», очевидно, ни в чем не виноваты, а через галерею Вильденштейнов прошли тысячи произведений искусства, большинство из которых абсолютно подлинные и законные. Однако картину не купили, график доходности «усредненного произведения» Моне на арт-рынке сразу пошел вниз, и в 2011 г. художник явно уступит свою строчку в рейтинге кому-нибудь другому, например Огюсту Ренуару.

Первое полугодие 2011 г. сформировало и новых фаворитов раздела «Импрессионисты и модернисты». За 22,5 млн долл. ушел на Christie’s ослепляюще яркий «Пригородный пейзаж» 1905 г. Мориса Вламинка, самого «дикого» среди фовистов, «необузданного дикаря», по выражению критика Луи Воселя. Еще один рекорд установлен на Sotheby's: здесь за 40 млн долл. продано полотно Эгона Шиле «Дома с пестрым бельем» 1914 г. Картина была написана художником в городке Крумау (или Чески-Крумлов), куда Шиле со своей возлюбленной Валли сбежал из богемной Вены. В 2003 г. на Sotheby's вид того же городка был продан за 21 млн долл., вдвое превысив эстимейт. В 2006 г. на Christie's «Особняк» того же периода ушел за 22 млн долл. «Дома с пестрым бельем» — один из лучших городских пейзажей художника. Картина была предварительно оцене­на примерно в 50 млн долл., так как, — плюс к собственным достоинствам у нее великолепный провенанс. Полотно происходило из Музея Рудольфа Леопольда в Вене. При жизни основателя и владельца коллекции, крупнейшего австрийского собирателя, поклонника творчества Густава Климта и его ученика Эгона Шиле — Рудольфа Леопольда — музей решительно отказывался принимать любые реституционные претензии. Но господин Леопольд умер год назад, и теперь его музей выставляет картину на торги, чтобы уладить финансовый спор о другом полотне Шиле — «Портрет Валли», которое некогда было конфисковано нацистами.

Попавшая на аукцион Sotheby's в Нью-Йорке резная деревянная голова работы Поля Гогена «Юная таитянка» стала самой дорогой скульптурой художника из когда-либо проданных на торгах — 11,3 млн долл. Две солидные продажи шагающих и стоящих бронзовых человечков Альберто Джакометти, почти лишенных телесности и объема, подтвердили сформировавшийся в прошлом году тренд на скульптуру в целом и работы этого мастера в частности — они ушли за 17,3 и 7,3 млн долл.

В прошлом 2010 г. объем аукционных продаж произведений импрессионистов и модернистов достиг 3,5 млрд евро, более чем в 6 раз превысив объем раздела «Современное искусство» и составив примерно половину объема всего аукционного рынка изящных искусств (по сведениям The Global Art Market, TEFAF). История, таким образом, почти вернулась к предкризисному пику 2007 г.: тогда объем продаж составлял 3,8 млрд евро (самое глубокое падение было в 2009-м — 1,7 млрд евро). Какими будут итоги 2011 г., можно будет узнать через 6 мес. Одно несомненно — произведения импрессионистов и модернистов по-прежнему останутся самым весомым разделом арт-рынка.


Содержание (развернуть содержание)
Правительство считает, что стратегия – это красиво, но не срочно
Сохранение за Лондоном статуса ведущего мирового финансового центра — основная цель LSE
Польша как тихая гавань для инвесторов
О некоторых аспектах регулирования турецкого фондового рынка
России есть чему поучиться у Гонконга
Мировая биржевая индустрия:современные тенденции и перспективы развития
НПФы должны научиться работать в экстремальных условиях
Кризис помог УК и НПФам понять друг друга
Венчурные инвестиции в нанотехнологии: от высоких рисков — к высокой эффективности
Инвестирование в Китай: новые возможности от «Открытия»
О современных тенденциях развития клиринга Часть 2. Консолидация и интенсификация
Если бы я был адептом Центрального депозитария
Итоги первого полугодия и прогнозные ожидания по макроэкономике на второе полугодие 2011 года
Долговые проблемы Греции: где и когда будет продолжение?
Монетарный штиль на российском финансовом рынке
Максимальная волатильность как тренд
Перспективы публичных заимствований в основных валютах и валютах развивающихся стран
«Русснефть—Система—Башнефть»: инвестиционные возможности для миноритарного участия в создаваемой цепочке акционерной стоимости
Индекс сектора электроэнергетики «МЕТРОПОЛЬ» — новый индикаторрынка облигаций
Другие берега
У коллекционной фотографии на арт-рынке колоссальный потенциал
Искусству без инвестиций выжить сложно
Рынок без плохой погоды
Инсайд и инсайдеры. Основы регулирования в России и США
Кэш-пулинг как эффективный механизм управления ликвидностью компаний
Расчет вероятности дефолта облигационного займа
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций
Опыт управления муниципальным долгом города Томска: итоги 2010-го и стратегические направления на 2011 год
Волгоград: долгосрочная сбалансированность как приоритет развития
Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100