Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Левина Елена, Генеральный директор ИК «Титан-Инвест»,учредитель Музея современного изобразительного искусства,член совета директоров НАУФОР

  • Все статьи автора

Искусству без инвестиций выжить сложно

Август 2011

Идея создания в Ростове-на-Дону Музея современного изобразительного искусства появилась в 2005 г. Это было время, когда в городе в массовом порядке и с пугающей регулярностью закрывались выставочные залы и сокращались музейные площади. Это был трудный период для всех художников: сомнения, растерянность, крушение системы, которая давала заказы, и оставшиеся жалкие выставочные помещения. У некоторых сдали нервы, и многие, сменив ростовскую прописку на московскую, ринулись искать для себя лучшей доли и начали изучать вкусы и потребности новой России.

Мы пошли от противного — решили предоставить художникам (и не только ростовским) возможность экспонировать свои работы и попытались сохранить колоссальный и многообразный пласт донской живописной школы.

В Ростове-на-Дону и сегодня не слишком благоприятная обстановка. Большой и достаточно благополучный город-миллионик, столица Южного федерального округа, но культурный слой при этом тонкий: музеев всего 2 — художественный и краеведческий. Скажем, в Вологде проживает всего 400 тыс. человек, но музеев там 7. Творческим людям тесно и душно в столь узком пространстве — негде выставляться, а в музеях надо платить аренду, даже членам Союза художников.

В исторической части Ростова-на-Дону, на одной из его старейших улиц — Дмитровской (ныне Шаумяна) есть дом купца Яблокова постройки 1899 г. Мы его выкупили и планировали после реставрации организовать там инвестиционный банк. Но дело было в 1997 г. Кризис нас сильно подкосил. Мы долго восстанавливали здание, и со временем пришли в выводу, что нашему городу больше необходимы выставочные площади, поэтому наш финансовый проект стал превращаться в проект просветительского толка, поскольку часть помещений была отдана под художественную экспозицию.

Когда компания «Титан-Инвест» только создавалась, мы ездили покупать акции по всей России. А параллельно приобретали понравившиеся работы художников. Первую картину купили в 1994 г. в Махачкале, полотно местного художника Апанди Магомедова. С самого начала основным увлечением были провинциальные живописцы реалистической школы. Постепенно коллекция разрасталась. Да и накопившийся опыт позволил покупать более качественные произведения. И вот в 2005 г. музей открыл свои двери.

Одним из главных условий сущест­вования Музея современного изобразительного искусства был отказ от платы: входной — для посетителей и арендной — для художников. Таким образом, мы «поддержали» Международный совет музеев (ИКОМ, создан в 1946 г.), который определяет музей как «постоянное, некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике...».

Открытие первого частного музея было встречено в ростовских СМИ довольно прохладно и недоверчиво. Сейчас забавно вернуться к публикациям в газетах и журналах шестилетней давности. Излюбленной темой критиков было отсутствие у нас какого-либо художественного образования…

Музей современного изобразительного искусства на Дмитровской (МСИИД) 2011 г. — это более 100 проектов, среди которых есть международные: выставка мэтра американского поп-арта Энди Уорхола, итальянской и французской фотографии, мастеров из Украины и Белоруссии, выставка Львовской графики начала XIX в. — конца XX в., Международная выставка «Возвращение в будущее» (Россия, Вьетнам, Австрия, Франция, Болгария), фотопроект Валерия и Натальи Черкашиных «Глобальный андеграунд. Нью-Йорк: предчувствие».

Мы провели персональные выставки классиков советского периода — А. Лабаса, Н. Волкова, О. Филатчева, В. Зубарева. Проектами актуального искусства стали совместная экспозиция известных российских художников В. Кошлякова, А. Сигутина, Ю. Щабельникова, А. Тер-Аганяна («Искусство или смерть. Двадцать лет спустя»), концептуальные проекты «Человек не умеет быть голым», «Сеанс связи», «Фабрика найденных одежд» Глюкли и Цапли — художниц из Санкт-Петербурга, перфоманс Вадима Мурина «Тот — Тут», Фестиваль песчаной скульптуры (2006, 2009 гг.), выставка народных художников России, мастеров акварельной живописи Германа Травникова и Сергея Андрияки, экспозиция «Приручая свет» группы «Фризлайт» и др.

Собственные фонды музея насчитывают почти 2000 произведений, преимущественно живописи и графики 1930–2011 гг.

Помимо донских мастеров наш музей познакомил ростовскую публику с творчеством художников и фотографов из различных городов России — Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира, Суздаля, Вологды, Кургана и др. Стали заметными выставки социалистического реализма «Кузница счастья» и «СССР в стройках», где демонстрировались живопись и графика 1940–1980-х гг. прошлого столетия из фондов нашего музея, а также выставки редкой и трудоемкой техники эмальерного искусства (Алексей Веселкин, Ирина Михейкина из Суздаля, Георгий Лиховид из Волгодонска).

Представители ростовской живописной школы не раз «засветились» на различных мировых арт-аукционах. И мы рады, что в фондах нашего музея есть работы С. Скопцова, В. Черноусенко, П. Келлера, В. Токарева, И. Язева, В. Орлова, Г. Артемова, Т. Теряева, Л. Стуканова, Н. Константинова, И. Куркова, М. Бабич и прочих. Но верим мы и в тех мастеров из коллекции музея, которые в ближайшее десятилетие смогут изменить порядок цен на художественном рынке. В 2010 г. МСИИД стал одним из организаторов Первой Южно-российской биеннале современного искусства (номинант российской премии «Инновация»). Наш музей участвовал в биеннале со своим проектом «Кон­цептуализм: здесь и там» (курато­ры — И. Введенский и С. Сапожников). В выставочном составе были работы известных художников-концептуалистов: Ильи Кабакова, Александра Аксинина, Франциско Инфанте, Эдуарда Гороховского, Юрия Альберта, группы «Гнездо» и др.

С 2008 г. МСИИД — член Ассоциации музеев России.

Одним из приоритетных направлений музей считает тесное сотрудничество со студентами и молодежными творческими группами, и как результат — выставки, конкурсы, фестивали, в том числе и детские. При МСИИД действует городской абонемент для детей и взрослых, интересующихся проблемами художественной культуры и эстетического воспитания, проходят лекции по истории искусств, концерты и спектакли.

Функции управления возложены на учредителей, но есть еще штатные сотрудники, профессиональные искусствоведы и музейные работники, которые занимаются подбором и организацией выставок, изданием каталогов, формированием коллекции. План выставок составлен на несколько лет вперед, так как есть большой спрос на выставочные площади. Бюджет музея, который идет на развитие, зарплаты сотрудников, пополнение коллекции, печатная продукция формируются из благотворительных взносов, в основном учредителей.

В нашем городе есть бизнесмены, фирмы, которые периодически или регулярно, от души или по принуждению, афишируя себя или нет занимаются благотворительностью, понимая свою ответственность перед гражданским обществом. Понимает свою ответственность и наш музей, для которого организация и проведение благотворительных проектов стала доброй традицией. А как иначе, если МСИИД и сам, по сути, явился некоммерческим проектом?

Что же касается дальнейших планов, то мы мечтаем создать при музее попечительский совет, в который вошли бы люди, интересующиеся художественной жизнью, которым не безразлично, какими вырастут наши дети. Попечительские советы — это возрождение хороших традиций дореволюционной России. Тогда практически все купцы, промышленники, предприниматели были членами нескольких попечительских советов гимназий, университетов, больниц, музеев, театров. Это считалось почетным и достойным делом для каждого гражданина. Кстати, наши ведущие федеральные художественные музеи создали свои попечительские советы. Например, членами ПС Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина стали Петр Авен, Рубен Варданян, Анд­рей Акимов, Государственного Русского музея — Владимир Евтушенко, Вагит Алекперов, Алексей Мордашов, Андрей Костин. В 2011 г. был воссоздан попечительский совет Государственной Третьяковской галереи, председателем которого стал заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Козак.

Если говорить о сложностях, то у кого их нет. Как любому «живому» и творческому музею нам не хватает площадей и денег. А идей хоть отбавляй. Помимо попечительского совета первоочередной задачей является участие музея в грантовых конкурсах как российских, так и международных благотворительных фондов и возможность долговременного сотрудничества с общественно-культурными международными организациями.

Присматриваемся мы и к новым формам институционального инвестирования. В России недавно появилась возможность создавать закрытые паевые инвестиционные фонды художественных ценностей, которые могут теперь инвестировать в искусство. Для такого музея, как наш, это хорошая перспектива и эндаумент. Словом, мы параллельно продолжаем продвигать интересные художественные проекты и искать для их реализации финансовые возможности.

Я очень рада тому, что в последнее время бизнес-сообщество заговорило о социальной ответственности бизнеса. И не только заговорило, но и начало действовать. Если ты чего-то достиг, это не повод заниматься самолюбованием, это повод «оглянуться» на тех, кто нуждается в твоей помощи. Надеемся, что эта позиция в бизнесе станет базовой. В июне Ростов-на-Дону посетили руководители УК из Москвы и Красноярска — Олег Папахин, Владимир Балясов и Анна Хохлова. Ознакомившись с деятельностью музея, гости прониклись значимостью нашего проекта, и некоторые из них изъявили желание стать членами попечительского совета при музее. Что особенно приятно, так как «Титан-Инвест» — единственная в России инвестиционная компания, учредитель Музея современного изобразительного искусства, и хотелось бы, чтобы представители фондового рынка поддержали этот перспективный проект. Мы готовы видеть в попечительском совете всех неравнодушных и желающих.

Много уже есть проектов в области инвестиций в искусство, инициированных участниками фондового рынка. Это здорово. Мне кажется, что вскоре должно прийти время для объединения наших усилий. Может быть, в форме какой-то ассоциации или союза — время покажет. А пока с удовольствием приглашаю всех коллег по фондовому рынку, занимающихся темой инвестиций в искусство, посетить наш музей. Вполне можно обсудить и долгосрочные планы по совместным выставкам и т. д.

Не могу не высказать свою благодарность сотрудникам музея — неравнодушным, креативным людям, которые, практически на условиях волонтерства, изменили культурную жизнь нашего города.

Более подробную информациюо музее см. здесь: www.museum-n-d.ru


Содержание (развернуть содержание)
Правительство считает, что стратегия – это красиво, но не срочно
Сохранение за Лондоном статуса ведущего мирового финансового центра — основная цель LSE
Польша как тихая гавань для инвесторов
О некоторых аспектах регулирования турецкого фондового рынка
России есть чему поучиться у Гонконга
Мировая биржевая индустрия:современные тенденции и перспективы развития
НПФы должны научиться работать в экстремальных условиях
Кризис помог УК и НПФам понять друг друга
Венчурные инвестиции в нанотехнологии: от высоких рисков — к высокой эффективности
Инвестирование в Китай: новые возможности от «Открытия»
О современных тенденциях развития клиринга Часть 2. Консолидация и интенсификация
Если бы я был адептом Центрального депозитария
Итоги первого полугодия и прогнозные ожидания по макроэкономике на второе полугодие 2011 года
Долговые проблемы Греции: где и когда будет продолжение?
Монетарный штиль на российском финансовом рынке
Максимальная волатильность как тренд
Перспективы публичных заимствований в основных валютах и валютах развивающихся стран
«Русснефть—Система—Башнефть»: инвестиционные возможности для миноритарного участия в создаваемой цепочке акционерной стоимости
Индекс сектора электроэнергетики «МЕТРОПОЛЬ» — новый индикаторрынка облигаций
Другие берега
У коллекционной фотографии на арт-рынке колоссальный потенциал
Искусству без инвестиций выжить сложно
Рынок без плохой погоды
Инсайд и инсайдеры. Основы регулирования в России и США
Кэш-пулинг как эффективный механизм управления ликвидностью компаний
Расчет вероятности дефолта облигационного займа
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций
Опыт управления муниципальным долгом города Томска: итоги 2010-го и стратегические направления на 2011 год
Волгоград: долгосрочная сбалансированность как приоритет развития
Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100