Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Бик Светлана, Руководитель проекта «Институциональные инвестиции в искусство»

  • Все статьи автора

Другие берега

Август 2011

Уверена, историки со мной поспорят, но я все равно выскажу свою версию: глобализация началась с фотографии. Как только человек взял в руки фотоаппарат, ему стало тесно сидеть на одном месте. Сначала он осмотрелся вокруг себя, а потом пошел-поехал все дальше и дальше — и так вокруг света.

Есть в этом какая-то особая притягательность — фотографировать далекое, чтобы потом показывать близким. Что-то похожее на фразу «хорошо там, где нас нет», наверное, есть во всех языках. Ну а как там все-таки, где нас нет? Что там людей окружает, как они живут, одеваются?

Посмотрите на фотографии нашей фотогалереи месяца «Другие берега» (с. 65): неизвестные фотографы-европейцы на рубеже двух предыдущих веков отправились в далекие страны и фотографировали другие берега — вдохновляющие архитектурные сооружения, исторические памятники, людей в экзотических нарядах, необычную природу. Это были не бедные и сильные люди — фотоаппараты по тем временам стоили дорого и весили они несколько десятков килограммов. Да и само путешествие из Парижа, например, к берегам Османской империи было предприятием недешевым и, возможно, даже опасным.

Со временем наряду с традиционным жанром путевых фотозаметок фотография все больше и больше «внедрялась» в социальные процессы человеческого общества. Парады и войны, победы и казни, съезды и олимпиады — фотография стала документом, на котором отпечатывалась история. Однако, несмотря на такие социальные трансформации, фотография с самого начала своего зарождения была пространством для творчества и экспериментов. Таковой она не просто остается сейчас, она — в авангарде креативных инноваций.

Если посмотреть на перечень самых заметных арт-событий любого месяца, примерно половина из них будет напрямую или косвенно касаться фотографии. Вот три из них, которые я выбрала по своему вкусу.

Музей Кеннеди (Museum The Kenne­dys) в Берлине временно превратился в подиум для фотографической моды, разместив выставку «За маской» (Behind the Mask) с портретами мировых звезд шоу-бизнеса, спорта и политики. Необычные лица известных людей.

В Лондоне галерея Уайтчепел (White­chapel) открыла персональную выставку Томаса Струса (Thomas Struth), который снимает людей, внимательно рассматривающих экспонаты в лучших музеях мира. И бережно ловит на их лицах божественное вдохновение.

Международный центр фотографии из Нью-Йорка во французском Арли представляет фотографии из легендарного «Мексиканского чемодана» Роберта Капы (Robert Capa). Эксперты утверждают, что это настоящее чудо, что снимки гражданской войны в Испании знаменитого испанского фотографа и одного из основателей агентства Magnum сначала сохранились, а потом и нашлись... в Мексике. Фотографии, как и рукописи мастеров, не горят?

Коллекционная фотография с каждым годом прибавляет в цене. Это публичная информация — итоги аукционов можно найти в открытом формате на сайтах аукционных домов. Фотографии, упакованные в форму аукционных лотов, пришли на рынок 40 лет назад.

Аукционный дом для арт-рынка — что фондовая биржа для рынка ценных бумаг. Нет регулярных публичных торгов — нет и рынка. Нет ценовых ориентиров, индексов, аналитики... Сорок лет назад, в 1971 г., в Лондоне, регулярные аукционы по фотографии первым из известных аукционных домов стал проводить Sotheby’s.

Строго говоря, Sotheby’s и до этого проводил торги коллекционной фотографией — в 1967 и 1970 гг. Но аукционный дом их позиционировал тогда как пробные. За прошедшие 40 лет регулярных торгов не только на Sotheby’s, но и на других аукционных площадках были установлены десятки ценовых рекордов, которые продемонстрировали актуальность и востребованность фотографического сегмента арт-рынка.

Сегодня фотография активно осваивает для себя новые «другие берега» — фондовые. Паи ЗПИФ ХЦ «Собрание. ФотоЭффект» под управлением ООО «Управляющая компания «АГАНА», в активах которого — коллекции фотографий мирового значения и музейного уровня, тор­гуются на ММВБ. Ну а сами фотографии, вернее, только небольшая часть коллекции, готовятся к большому европейскому турне, в ходе которого фонд будет «открывать» для наших соседей яркие страницы истории российской фотографии, демонстрируя творчество выдающихся советских фотографов — Георгия Зельмы, Дмит­рия Бальтерманца, Александра Хлебникова. Полноценный рынок фотоактивов невозможен без знания и понимания истории, считает эксперт фонда Алексей Логинов, интервью с которым мы публикует на стр. 64 нашей вкладки.

Есть и еще одно интересное имя — Тацио Секкьяроли, самый знаменитый итальянский папарацци, создавший шедевры и уличной, и гламурной съемки середины прошлого века. Выставка его работ из активов фонда «Собрание. ФотоЭффект», которая стала самой посещаемой в ходе фестиваля «Мода и стиль в фотографии — 2011», проходившего в Мультимедиа Арт Музее в Москве, а затем побывала в других российских городах, отправляется теперь ближе к родным берегам, в Европу. Но только на время, потому что весь архив мастера принадлежит российскому арт-фонду.

Кстати, сами арт-фонды, появившиеся в ХХ в. в Европе, сейчас активно развиваются на всех континентах. Один из недавно созданных — Brazil Golden Art под управлением компании Plural Capital — первым в стране предложил рассматривать изобразительное искусство как инвестиционный актив. Компания планирует вкладывать деньги в работы местных художников, отмечая при этом, что цены на картины бразильских мастеров росли даже в период кризиса и в последний год поднялись больше чем на 30%. Примечательно, что создание этого фонда стало последним среди аналогичных институций в странах БРИК: раньше всех по этому пути пошли в Индии и Китае, в конце прошлого года к ним присоединилась Россия и вот теперь — Бразилия.

Похоже, арт-фонды как институциональные инвесторы хорошо понимают не только сложности работы с художественными ценностями, но и проблемы интеграции таких активов в форматы инвестиционного рынка. И потому так важны в этой сфере лучшие практики и стратегии управления, прозрачность и публичность сделок, ясность критериев оценки активов и сопоставимость результатов инвестирования. А еще нужны совместные усилия профессионалов для продвижения и развития мировой индустрии управления художественными активами. Собственно, именно с такими целями и была создана два года назад Ассоциация арт-фондов, которая наряду с бизнес-тематикой планирует активно поддерживать проекты в сфере художественного просвещения и благотворительности.

И если бизнес в искусстве Россия только начинает осваивать, то благотворительность в этой области имеет у нас и глубочайшие исторические корни, и захватывающие примеры в настоящем. Отрадно, что такие примеры имеют прямое отношение к нашей отрасли. На российском фондовом рынке работает немало ценителей прекрасного. Многие наши коллеги покупают живописные работы и иные художественные ценности из-за любви к искусству, ради удовольствия. Кто-то таким образом диверсифицирует свой собственный инвестиционный портфель. Некоторые представители отрасли входят в попечительские и наблюдательные советы крупнейших музеев, спонсируют разнообразные выставки и арт-проекты.

Елена Левина, генеральный директор инвестиционной компании «Титан-инвест» и член совета директоров НАУФОР, создала настоящий музей, который уже признан в художественной среде не только Ростова-на-Дону, но и России (читайте об этом на стр. 69). Основа коллекции ростовского музея — работы художников соцреализма.

Обзор с «другого берега» и географического и художественного — в материале Татьяны Маркиной «Рынок без плохой погоды» (стр. 72) о выставке модернистов в Нью-Йорке.

Интересно, если бы другого берега не было вообще, люди жили бы лучше?


Содержание (развернуть содержание)
Правительство считает, что стратегия – это красиво, но не срочно
Сохранение за Лондоном статуса ведущего мирового финансового центра — основная цель LSE
Польша как тихая гавань для инвесторов
О некоторых аспектах регулирования турецкого фондового рынка
России есть чему поучиться у Гонконга
Мировая биржевая индустрия:современные тенденции и перспективы развития
НПФы должны научиться работать в экстремальных условиях
Кризис помог УК и НПФам понять друг друга
Венчурные инвестиции в нанотехнологии: от высоких рисков — к высокой эффективности
Инвестирование в Китай: новые возможности от «Открытия»
О современных тенденциях развития клиринга Часть 2. Консолидация и интенсификация
Если бы я был адептом Центрального депозитария
Итоги первого полугодия и прогнозные ожидания по макроэкономике на второе полугодие 2011 года
Долговые проблемы Греции: где и когда будет продолжение?
Монетарный штиль на российском финансовом рынке
Максимальная волатильность как тренд
Перспективы публичных заимствований в основных валютах и валютах развивающихся стран
«Русснефть—Система—Башнефть»: инвестиционные возможности для миноритарного участия в создаваемой цепочке акционерной стоимости
Индекс сектора электроэнергетики «МЕТРОПОЛЬ» — новый индикаторрынка облигаций
Другие берега
У коллекционной фотографии на арт-рынке колоссальный потенциал
Искусству без инвестиций выжить сложно
Рынок без плохой погоды
Инсайд и инсайдеры. Основы регулирования в России и США
Кэш-пулинг как эффективный механизм управления ликвидностью компаний
Расчет вероятности дефолта облигационного займа
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций
Опыт управления муниципальным долгом города Томска: итоги 2010-го и стратегические направления на 2011 год
Волгоград: долгосрочная сбалансированность как приоритет развития
Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100