Casual
РЦБ.RU

Растущее давление на расходы российских РМОВ в преддверии выборов может негативно повлиять на их текущие балансы в 2011—2012 гг.

Июнь 2011

Мы ожидаем, что в 2011—2012 гг. текущие балансы российских региональных и местных органов власти (РМОВ) в среднем немного ухудшатся в сравнении с 2010 г., несмотря на то, что, по мнению Службы кредитных рейтингов Standard & Poor’s, будет происходить дальнейший рост их доходов. Это, с нашей точки зрения, обусловлено политическим давлением, направленным на повышение таких расходов РМОВ, как оплата труда бюджетников и социальные нужды, в преддверии парламентских выборов в декабре 2011 г. и президентских выборов — в 2012 г., а также в связи с очень скромным уровнем таких расходов на сегодняшний день.

Допуская возможность некоторого ухудшения текущих балансов РМОВ, мы считаем, что значения дефицитов с учетом капитальных расходов в 2011—2012 гг. останутся невысокими — в среднем не более 3% общих доходов бюджетов. Это чуть выше среднего дефицита, полученного в 2010 г., но ниже показателя 2009 г. (–5%), что подчеркивает осторожный подход РМОВ к капитальным расходам и росту долга.

Вместе с тем мы ожидаем, что эти дополнительные расходы, скорее всего, приведут к еще более заметным различиям в финансовых показателях РМОВ, поскольку самые сильные из них весьма существенно отличаются от самых слабых по способности справиться с этими расходами. Учитывая это, мы продолжаем считать, что в следующие год-два способность РМОВ взвешенно подходить к росту расходов, несмотря на политическое давление и потребности, останется основным фактором, определяющим финансовые показатели и, следовательно, кредитоспособность РМОВ, как это было и в 2009—2010 гг.

Поскольку почти четверть доходов РМОВ составляют перечисления из федерального бюджета, средние показатели подвержены рискам, обусловленным неопределенностью политики федерального правительства в отношении этих перечислений. В настоящее время в федеральном бюджете предусмотрено сокращение перечислений на 6% по сравнению с уровнем 2010 г. в номинальном исчислении, но мы полагаем, что объемы перечислений со временем будут увеличены — так, как это происходило в последние два года, поэтому никакого сокращения в номинальном выражении в 2011—2012 гг. не произойдет. Всякое иное развитие событий, скорее всего, приведет к ухудшению финансовых показателей на региональном уровне в 2011—2012 гг.

Если размер перечислений из федерального бюджета в номинальном выражении стабилизируется, как мы и ожидаем, то усиление различий в финансовых показателях разных регионов вряд ли приведет к большому числу негативных рейтинговых действий и заметному увеличению разницы в уровнях рейтингов. Это, по нашему мнению, обусловлено тем, что большинство РМОВ, имеющих рейтинги Standard & Poor’s, как мы ожидаем, продемонстрируют относительно высокие финансовые показатели (см. рис. 1 и таблицу, где приводятся финансовые показатели отрейтингованных РМОВ) в сравнении с большинством РМОВ, не имеющих рейтингов.

За среднимизначениями скрываются существенные различия между РМОВ

Благодаря возобновлению роста текущих доходов в 2010 г. средние финансовые показатели РМОВ остаются неплохими, однако мы наблюдаем растущую разницу между показателями различных РМОВ. В среднем финансовые показатели остаются относительно высокими: медианное значение текущего профицита составляет почти 5%, а медианный дефицит с учетом капитальных расходов не превышает 2,5%. Эти показатели намного хуже уровня 2008 г. (см. рис. 1), но сопоставимы с результатами 2009 г., когда медианный текущий баланс российских РМОВ составил около 5,6%, а медианный дефицит с учетом капитальных расходов достиг 4%. Несмотря на это улучшение, различия между финансовыми показателями РМОВ в 2010 г. углубились, и мы полагаем, что в ближайшие годы они останутся значительными.

В частности, в 2010 г. две трети регионов зафиксировали ухудшение текущего баланса консолидированного бюджета (с учетом бюджетов муниципальных образований) по сравнению с 2009 г. Более того, в 2010 г. треть из 83 российских регионов — почти вдвое больше, чем в 2009 г., — демонстрировали текущий дефицит консолидированного бюджета. Тем не менее мы не ожидаем в связи с этим большого числа негативных рейтинговых действий, поскольку в 2010 г. из 19 регионов с рейтингами Standard & Poor’s текущий дефицит имели только два, а в 2011 г. подобный результат получат, по нашим расчетам, лишь несколько РМОВ из 24 отрейтингованных российских регионов и муниципалитетов.

С другой стороны, треть регионов (в том числе более половины из 19 отрейтингованных регионов) в 2010 г. улучшили свои показатели текущего баланса, что было одним из факторов, определяющих положительную или стабильную динамику кредитоспособности. Совокупный текущий профицит РМОВ в 2010 г. увеличился более чем на 12% и превысил 600 млрд руб. (совокупный текущий дефицит РМОВ, имеющих дефицит, составил около 50 млрд руб.). Менее четверти всех регионов, включая Москву, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ — Югру, Ямало-Ненецкий автономный округ и еще три региона, имеющих рейтинги Standard & Poor’s, обеспечили более 80% совокупного текущего профицита, рассчитанного на консолидированной основе. У всех этих регионов текущий профицит превысил 10%, а более половины из них достигли еще и профицита с учетом капитальных расходов.

Рост доходов,вероятно, продолжитсяи в 2011 г., несмотря на неблагоприятные изменения в законодательстве

Текущие доходы РМОВ в 2010 г. в среднем увеличились почти на 11%, что благоприятно повлияло на балансы бюджетов. Основной движущей силой роста оказались поступления по налогу на прибыль предприятий (НПП), которые увеличились на 42%. Поступления по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), являющемуся более стабильным и предсказуемым источником доходов РМОВ, выросли только на 8%. Между тем объем межбюджетных перечислений текущего характера в номинальном выражении сократился на 7% (см. рис. 2).

Мы ожидаем, что средний номинальный рост доходов РМОВ в 2011—2012гг. продолжится под влиянием экономического роста и инфляции и составит не менее 10% в год. Это произойдет, несмотря на недавние изменения в системе социального налогообложения, которые оказывают дополнительное негативное влияние на поступления по НПП и могут «стоить» российским РМОВ 2—3% их текущих доходов. Мы также ожидаем, что рост объема поступлений по НПП продолжится, хотя и замедлится до уровня в 10—15% за счет экономики, в основном — благодаря высоким ценам на нефть и другие сырьевые товары. Рост поступлений по НДФЛ будет, по-видимому, сопоставимым с показателем 2010 г. или даже превысит его вследствие экономического роста и ожидаемых повышений заработной платы в общественном секторе.

Перечисления из федерального бюджета остаются ключевым фактором, определяющим финансовые показатели РМОВ

Мы считаем, что стратегия федерального правительства в отношении межбюджетных перечислений, обеспечивающих почти четверть доходов РМОВ, и в 2011—2012 гг. будет определять финансовые показатели регионов. Несмотря на то, что федеральный бюджет на 2011 г. предусматривает номинальное сокращение перечислений на 6% по сравнению с фактическим показателем 2010 г., мы считаем, что в действительности запланированная величина этих перечислений в номинальном выражении даже несколько вырастет благодаря поступлению в федеральный бюджет дополнительных нефтяных доходов.

В подтверждение этого вывода: в 2010 г. фактический размер предоставленных федеральных перечислений превысил величину, заложенную в первоначальной редакции Закона о бюджете на 28%, а в 2009г. — на 30%.

Несмотря на то, что более 80% увеличения трансфертов РМОВ в 2010 г. приходилось на перечисления, имеющие целевой характер, предполагающие предоставление софинансирования со стороны РМОВ и потому требующие увеличения расходов РМОВ и негативно влияющие на балансы их бюджетов, мы продолжаем считать, что увеличение межбюджетных перечислений в целом, скорее всего, окажет положительное влияние на финансовые показатели РМОВ, так как позволит им покрыть некоторые расходы, которые в противном случае им пришлось бы финансировать за свой счет.

Антикризисныемеры федерального правительства и РМОВ поддержали финансовые показатели в 2009—2010 гг.

Мы полагаем, что финансовые показатели РМОВ по итогам 2009—2010 гг. могли бы быть значительно хуже, если бы РМОВ не получали перечисления из федерального бюджета, которые мы считаем дополнительными мерами антикризисной политики, и не сокращали свои расходы, особенно капитальные.

Снижение доходов на региональном и местном уровнях в 2009 г. заставило федеральное правительство увеличить поддержку регионов примерно на 30% (в номинальном выражении) относительно уровня предыдущего года. Все виды федеральных перечислений увеличились по сравнению с первоначально предусмотренными бюджетом, составлявшимся еще до кризиса. Без этой дополнительной поддержки финансовые показатели российских регионов в 2009 г. были бы значительно хуже.

Кроме того, РМОВ в 2009 г. приняли собственные важные меры, в частности сокращали капитальные расходы и замораживали рост заработных плат. По нашим оценкам, если бы федеральное правительство не предоставляло дополнительные «антикризисные» перечисления, текущий профицит бюджетов РМОВ снизился бы в среднем до 3—4% (против фактических 10%), а дефицит с учетом капитальных расходов составил бы более 11—12% (вместо фактических 5%).

Результаты нашего анализа позволяют сделать вывод о том, что сочетание федеральной поддержки, направленной на преодоление последствий кризиса, и принимаемых РМОВ мер по сокращению расходов оставалось важным фактором, определявшим финансовые показатели РМОВ в 2010 г. Если бы федеральное правительство не предоставляло «антикризисные» трансферты, а капитальные расходы регионов в реальном выражении оставались на уровне 2007 г., дефициты с учетом капитальных расходов составили бы в среднем порядка 12,7% вместо фактических 1,5%.

Растущее давление на расходы может перевесить рост доходов в 2011 г.

Несмотря на наши ожидания роста доходов РМОВ в 2011—2012 гг., возрастающее давление со стороны текущих расходов может привести к ускорению роста расходов относительно уровней прошлых лет и, следовательно, к ухудшению текущих балансов бюджетов.

Повышение оплаты труда в общественном секторе по решению федерального правительства едва ли ограничится 6,5%, на которые повысилась заработная плата с 1 июня 2011 г. Ввиду приближения парламентских и президентских выборов мы ожидаем усиления давления, направленного на проведение дальнейших повышений. Скорее всего, это приведет к тому, что регионы — как по собственной инициативе, так и следуя инициативам федерального правительства — дополнительно увеличат расходы на оплату труда и социальные нужды. Однако предсказать, каким будет размер этих дополнительных расходов в 2011—2012 гг., пока трудно.

Учитывая слабость российской системы межбюджетных отношений и низкий уровень поддержки, оказываемой ею РМОВ, мы сомневаемся в том, что эти дополнительные расходы — если их инициирует федеральное правительство — будут полностью и вовремя компенсированы РМОВ. Такое положение, по нашему мнению, приведет к дополнительной нагрузке на текущие балансы РМОВ и позволит последним, самое большее, стабилизировать свои текущие показатели в среднем на уровне 2010 г., несмотря на ожидаемый рост их доходов, а скорее всего, они немного ухудшатся. Что касается наиболее слабых РМОВ (большинство из которых не имеют рейтингов), то им будет особенно трудно справляться с ростом расходов на оплату труда, ускоряемым федеральным правительством. Поэтому их финансовые показатели могут ухудшиться, что приведет к росту РМОВ, которые в 2011—2012 гг. продемонстрируют текущий дефицит бюджета. В то же время большинство РМОВ, имеющих наши рейтинги, будут в состоянии «абсорбировать» это давление, не допуская ухудшения своей кредитоспособности.

Учитывая возможный рост давления, вызванного этими факторами, российские РМОВ запланировали лишь незначительное увеличение капитальных расходов в 2011 г. Это означает, что уровень капитальных расходов в реальном исчислении, скорее всего, останется ниже уровня 2007г. четвертый год подряд. Из-за такого осторожного подхода российских РМОВ к капитальным расходам, финансируемым за счет долга, мы считаем, что дефициты консолидированных бюджетов с учетом капитальных расходов должны оставаться невысокими — в среднем ниже 3% доходов бюджетов. Однако мы сомневаемся в возможности сохранения такого положения в более длительной перспективе и считаем, что давление на бюджеты российских регионов в ближайшие годы усилится ввиду откладывания необходимых капитальных расходов.





Содержание (развернуть содержание)
Ипотечные сертификатыучастия на ипотечноепокрытие и закрытый паевой инвестиционный ипотечный фонд Сквозная секьюритизация и инвестиции на рынке ипотечного кредитования «с прицелом на НПФ»
Уроки кризиса: выбор управляющей компаниии НПФа
Секьюритизация художественных ценностей«шагает по планете»
Искусство — это актив первостепенной общечеловеческой значимости
Эпоха миллионов
Возможен ли американский дефолт?
О современных тенденциях развития клиринга Часть 1. Организация и экспансия
Опцион — «юридическое изобретение» общего права
Присоединение как инструмент снижения налоговых рисков
Концепция фондового кредита в структуре рыночной котировки
Муниципальные облигации в РФ
Вопросы привлечения заемных средств для финансирования муниципальных инфраструктурных проектов в Российской Федерации
Растущее давление на расходы российских РМОВ в преддверии выборов может негативно повлиять на их текущие балансы в 2011—2012 гг.

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100