Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Бик Светлана, Руководитель проекта «Институциональные инвестиции в искусство»

  • Все статьи автора

Секьюритизация художественных ценностей«шагает по планете»

Июнь 2011

В начале июня агентство skatepress.com сообщило о появлении сразу четырех арт-фондов — в Польше, Бразилии, Швейцарии и Люксембурге. И судя по прогнозам аналитиков, до конца текущего года в этом сегменте еще появятся новые участники.

Польский аукционный дом Abbey House открыл подписку на сертификаты первого в стране арт-фонда Abbey Art Fund. Период формирования фонда про­длится два месяца — с 6 июня по 6 августа, и в это время стоимость одного сертификата составит 50 тыс. польских злотых (заметим, это примерно 12,5 тыс. евро, что сопоставимо с нормативной стоимостью паев при формировании ЗПИФа художественных ценностей в 500 тыс. руб. по российскому законодательству).

Управляющие Abbey House уверены, что в дальнейшем цена сертификатов будет непременно расти, они рассчитывают обеспечить инвесторам доходность на уровне 20% годовых. Сертификаты можно будет приобретать у управляющей компании четыре раза в год в определенные интервалы, интервалы для продажи/погашения сертификатов будут открыты 2 раза в год. Но скорее всего большинству поляков, желающих инвестировать в искусство через механизм арт-фонда, не придется ждать открытия «окон» — создатели фонда уже в ближайшее время собираются вывести его ценные бумаги на Варшавскую фондовую биржу.

Специалисты по управлению арт-активами Abbey House планируют вкладывать привлеченные средства не только в польский рынок искусства, который, по их оценкам, имеет огромный потенциал роста, но и в акции крупнейших компаний мировой арт-индустрии.

Якуб Кокожка (Jakub Kokoszka), вице-президент аукционного дома Abbey House, в интервью польским специализированным СМИ подкрепляет свою уверенность в успехе результатами последнего исследования компании Merrill Lynch, в соответствии с которым доля альтернативных инвестиций в портфелях ведущих 120 инвестиционных и пенсионных фондов из 25 стран Европы выросла за прошедшие 3 года с 6 до 8%, а сегмент искусства в структуре альтернативных инвестиций институциональных инвесторов оценивается в настоящее время в 27 млрд долл. Причем эта доля превышает уже масштабы участия фондов в сфере недвижимости.

Судя по заявлениям руководителей Abbey House, аукционный дом будет проводить агрессивную политику не только на внутреннем, но и на мировом арт-рынке, планируя действовать сразу по нескольким направлениям: формирование первоклассных активов, поддержка и раскрутка молодых талантливых польских художников, создание сети собственных галерей, а также организация продаж картин фонда в различных галереях по всему миру.

В активах компании уже сейчас находится уникальная коллекция Анджея Вайды — известного во всем мире польского кинорежиссера, обладателя «Оскара», коллекционера художественных ценностей и создателя музеев.

Наряду с известными именами Abbey House предусматривает тесное сотрудничество с перспективными польскими художниками, подписав с каждым долгосрочное эксклюзивное соглашение, в рамках которого компания в течение 5 лет выплачивает художнику ежемесячную стипендию, а тот в свою очередь создает определенное количество живописных работ. Дальнейшая судьба этих картин полностью зависит от решения управляющих — что-то будет продано сразу, а что-то будет отложено до лучших времен. Благо для раскрутки и капитализации арт-активов у аукционного дома есть необходимые инструменты — не только галереи, но и приобретенный недавно журнал «Искусство и бизнес».

Управляющие Abbey Art Fund подчеркивают, что сертификаты фонда являются привлекательным финансовым инструментом не только для состоятельных людей, желающих инвестировать в искусство, но и для профессиональных управляющих, которые стремятся диверсифицировать инвестиционные портфели, включив в них активы, которые практически не коррелируются c колебаниями финансового рынка.

Но эти активы очень часто коррелируются с историей.

В нашей июньской рубрике «Галерея месяца» (стр. 16) российский ЗПИФ художественных ценностей «Собрание. ФотоЭффект» под управлением ООО «УК “АГАНА”» представляет фотографии с двух полюсов — Война и Дети.

22 июня — памятная дата в отечественной истории, в этом году она еще и «круглая»: 70 лет назад началась Великая Отечественная война. Как известно, официально она закончилась подписанием Акта о безоговорочной капитуляции Германии в берлинском районе Карлс­хорст в здании бывшего клуба офицеров фортификационного училища саперов на Цвизелер-штрассе, 4, где сейчас размещен германо-российский музей соответствующей тематики. Именно оттуда, из фондов музея, в мае этого года на выставку в Брестскую крепость был доставлен ценный груз — фотографии Тимофея Мельника, советского военного фотокорреспондента, работы которого одновременно и сопричастны к победителям, и милосердны к проигравшим...

Вместе с работами Тимофея Мельника в подборке июня ЗПИФ ХЦ «Собрание. ФотоЭффект» размещает фотографии, в том числе и невоенные, еще двух замечательных фотокорреспондентов — Михаила Грачева и Анатолия Морозова. Последний, кстати, присутствовал на подписании того самого знаменитого Акта о безоговорочной капитуляции Германии...

На другом полюсе галереи — послевоенные дети: кто же еще может так непосредственно и точно олицетворять собой Мир и Жизнь?

Искусство — это актив первостепенной человеческой значимости. Эта фраза, прозвучавшая на круглом столе в последний день мая в Центре международной торговли (читайте обзор выступлений на этом мероприятии на стр. 18) из уст профессионального оценщика, по-моему, очень достойно отражает позицию финансистов во взаимоотношениях с художественными ценностями.

Возвышая арт-активы до самого пикового уровня — первостепенной человеческой значимости, финансисты, страховщики, оценщики и управляющие все равно будут стараться оценивать их и измерять. Если этого не делать, бесценное потеряет свою бесценность, оно может просто обесцениться!

К счастью, этого не происходит. Свидетельство тому — результаты недавних русских торгов в Лондоне, о которых рассказывает Татьяна Маркина в обзоре «Эпоха миллионов» (стр. 23 нашей вкладки).

Подробнее об инвестициях в искусство - invest-in-art.ru


Содержание (развернуть содержание)
Ипотечные сертификатыучастия на ипотечноепокрытие и закрытый паевой инвестиционный ипотечный фонд Сквозная секьюритизация и инвестиции на рынке ипотечного кредитования «с прицелом на НПФ»
Уроки кризиса: выбор управляющей компаниии НПФа
Секьюритизация художественных ценностей«шагает по планете»
Искусство — это актив первостепенной общечеловеческой значимости
Эпоха миллионов
Возможен ли американский дефолт?
О современных тенденциях развития клиринга Часть 1. Организация и экспансия
Опцион — «юридическое изобретение» общего права
Присоединение как инструмент снижения налоговых рисков
Концепция фондового кредита в структуре рыночной котировки
Муниципальные облигации в РФ
Вопросы привлечения заемных средств для финансирования муниципальных инфраструктурных проектов в Российской Федерации
Растущее давление на расходы российских РМОВ в преддверии выборов может негативно повлиять на их текущие балансы в 2011—2012 гг.

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100