Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Редькин Владимир, директор направления «Международные региональные финансы»,Fitch Ratings

  • Все статьи автора

Публичные финансы в России: итоги 2010 года и прогноз развития сектора

Май 2011

ПРОГНОЗ ПО СУБНАЦИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЯМ: «СТАБИЛЬНЫЙ/ПОЗИТИВНЫЙ»

Итоги исполнения региональных бюджетов в 2010 г. свидетельствуют о постепенном улучшении бюджетных показателей российских регионов на фоне восстановления мировой и российской экономики после потрясений 2008—2009 гг. Возврат благоприятной ценовой конъюнктуры на основные товары российского экспорта позволил восстановить доходную базу наиболее пострадавших в 2009 г. регионов. Однако в целом экономическая активность населения увеличилась, что способствовало значительному росту поступлений прямых налогов, в первую очередь налога на прибыль предприятий.

Одновременно с ростом бюджетных доходов происходило снижение стоимости и повышение доступности заемного капитала. Это снимало напряженность проблемы рефинансирования краткосрочных долгов регионов и позволяло регионам обращаться к более долгосрочным заимствованиям. Fitch ожидает, что рост доступности финансовых ресурсов, как собственных, так и заемных, а также длительная пауза в финансировании капитальных программ неизбежно приведут к опережающему росту капитальных расходов. Как показывает опыт, долго сдерживать капитальные расходы невозможно, и развитие экономики требует вложений в модернизацию существующих инфраструктурных объектов. По оценке Fitch , уже в 2011 г. это приведет к возобновлению роста капитальных расходов на региональном и муниципальном уровнях, а также к оживлению активности на долговом рынке.

В целом развитие ситуации на субфедеральном уровне позволяет говорить о стабильном/позитивном прогнозе по субнациональным образованиям в России, что в лучшую сторону отличается от ситуации в европейских регионах и муниципалитетах. Однако необходимо отметить, что рейтинги субнациональных органов власти в России находятся на относительно низком уровне по сравнению с международными показателями. Как показано на рис.1, разница между уровнем суверенного рейтинга и кредитным рейтингом среднего (медианного) региона по шкале Fitch составляет в России четыре ступени, в то время как в других европейских странах эта разница составляет от двух до нуля ступеней.

Совершенно очевидно, что страновой (или суверенный) рейтинг не является ограничением для подавляющего большинства российских регионов и муниципалитетов. Относительно большой разрыв между рейтингами субнациональных органов власти и суверенным рейтингом указывает на возможность улучшения кредитного качества благодаря укреплению бюджетной политики на региональном и местном уровнях власти.

Обозначим характерные для российских субнациональных образований факторы, которые сдерживают дальнейший рост кредитных рейтингов:

  • формирующаяся институциональная среда, в том числе изменения в системе налогообложения, межбюджетных отношений, продолжающаяся реформа бюджетного сектора;
  • низкий уровень фискальной автономии, зависимость доходов бюджетов от внешних факторов;
  • короткий профиль погашения долга, обусловливающий риск рефинансирования;
  • отсутствие долгосрочного бюджетного планирования, слабая связь долговой и инвестиционной политики и, как следствие, недофинансирование инфраструктуры.

ПЕРСПЕКТИВЫ НА 2011 Г.

Fitch прогнозирует постепенное восстановление экономики, которое приведет к расширению базы налогообложения и дальнейшему росту доходных поступлений. С другой стороны, повышение бюджетных доходов будет сдерживаться стагнацией или умеренным снижением финансовой поддержки из федерального бюджета. Некоторое давление на операционные доходы будет обусловлено увеличением тарифов по социальным страховым взносам, что может привести к росту теневой заработной платы и, как следствие, к минимальному росту или даже стагнации поступлений налогов на заработную плату, в частности налоговых поступлений на доходы физических лиц, которые являются важным источником доходов для местных и региональных бюджетов. Кроме того, проведение реформы бюджетных учреждений может способствовать сдерживанию роста операционных расходов, что в целом окажет позитивное воздействие на операционные показатели.

Долговая нагрузка российских местных и региональных органов власти в 2011 г. будет характеризоваться весьма умеренным уровнем — около 18—20% от операционных доходов. Давление на бюджеты в плане рефинансирования краткосрочного долга снизилось вслед за стабилизацией финансового рынка, однако структура долга по срокам погашения большинства российских местных и регио­нальных органов власти останется короткой по международным стандартам. Отсутствие долгосрочного бюджетного планирования, включая инвестиционное планирование, продолжает быть сдерживающим фактором для российских местных и региональных органов власти.

Fitch ожидает, что сочетание этих факторов приведет к умеренному улучшению операционных показателей и финансовой позиции местных и региональных органов власти в 2011 г. Поэтому агентство полагает, что большинство рейтингуемых эмитентов сохранят или улучшат свою кредитоспособность в течение года.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДОХОДОВ ПОДДЕРЖИВАЕТСЯ УВЕЛИЧЕНИЕМ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ

В течение 2010 г. ситуация в области государственных финансов, поддерживаемая восстановлением экономики, а также ростом цен и спроса на основные экспортные сырьевые товары, улучшилась. По итогам года совокупный доход местных и региональных органов власти (без учета Москвы1) составил 4,3 млрд руб., увеличившись на 10% относительно 2009 г., бюджетные поступления превысили на 11% уровень доходов, достигнутый в докризисном 2008 г. в основном за счет роста безвозмездных перечислений (рис. 2). Доходы московского бюджета в 2010 г. также выросли на 11% по сравнению с 2009 г., однако докризисного уровня бюджет Москвы не достиг: на 13% ниже показателей 2008 г.

Структура бюджетных доходов существенно изменилась в 2009—2010 гг. в сравнении с докризисным периодом. В 2010 г. усилилась зависимость региональных органов власти от федеральной финансовой поддержки: на долю различных трансфертов приходилось 33,5% всех доходов; в 2008 г. — 29,5%. Несмотря на постепенное восстановление налоговых доходов, в частности поступлений от налога на прибыль организаций, финансовая независимость большинства российских местных и региональных органов власти по-прежнему под угрозой.

Fitch прогнозирует увеличение доходов в 2011 г. на уровне около 8—10%, немногим выше ожидаемого курса инфляции. Это будет поддерживаться повышением налоговых доходов в 12—14%, в то время как объем федеральных трансфертов предполагается близким к уровню 2010 г.

РОСТ РАСХОДОВ СДЕРЖИВАЕТСЯЗА СЧЕТ СОКРАЩЕНИЯ КАПИТАЛЬНЫХ РАСХОДОВ

На фоне ослабленных доходов многие местные и региональные органы власти демонстрировали хорошую способность сдерживать рост расходов. Так, в 2009 г. в сравнении с 2008 г. отмечался умеренный рост совокупных расходов в 4%, а в 2010 г. они увеличились на 9%, что было близко к годовой инфляции. Таким образом, за два года расходы региональных бюджетов выросли на 14%, при этом этот рост связан в основном с увеличением социальных издержек различного характера. В то же время регионы сокращали капитальные затраты (снижение на 16% в 2009—2008 гг.) и расходы на закупки товаров и услуг, которые уменьшились на 3% (рис. 3).

Основным инструментом сдерживания общих расходов и бюджетных дефицитов в 2009—2010 гг. было сокращение финансирования программ капитальных расходов, что помогло сдержать увеличение бюджетных дисбалансов и регионального долга. В то же время снижение капитальных расходов — временное явление, поскольку большинство регионов все еще имеют высокие потребности в развитии инфраструктуры. Уменьшение капитальных расходов в 2009—2010 гг. привело к сжатию их доли в общих расходах бюджета — до 13%. Напомним, что в 2008 г. капитальные расходы составляли около 18% бюджетных расходов. Недофинансирование капитальных расходов, вероятно, будет компенсировано за счет повышения капитальных расходов в будущем, и, по мнению Fitch, темпы роста расходов ускорятся в основном за счет издержек капитального характера. Однако с учетом надвигающихся выборов социальные расходы также будут индексироваться, что приведет к росту дефицитов региональных бюджетов и дополнительные потребности в финансировании расходов за счет как новых заимствований на рынке, так и целевых кредитов из федерального бюджета.

ДОЛГОВАЯ НАГРУЗКА УВЕЛИЧИЛАСЬ, НО ВСЕ ЕЩЕ ЯВЛЯЕТСЯ УМЕРЕННОЙ

Многие регионы, которые столкнулись с сокращением бюджетных доходов, не смогли компенсировать его снижением расходов в аналогичном размере. Это привело практически к удвоению совокупной долговой нагрузки за 2009—2010 гг. до 966 млрд руб., из которых на Москву приходилось около трети всей задолженности. В то же время в относительном исчислении долговая нагрузка остается умеренной — на уровне 20% всех доходов в 2010 г., при этом долговая нагрузка сконцентрирована у небольшой доли регионов, на 10 регионов с наибольшим долгом приходится около 57% всего долга в номинальном выражении. Относительная долговая нагрузка также распределена неравномерно по регионам. У медианного региона долг составляет 16,5% от объема доходов, в то время как максимальный уровень задолженности у Астраханской области составляет немногим более 60% от доходов. Однако даже подобная долговая нагрузка является умеренной по международным стандартам. У 8 регионов отношение «долг/доходы» превышает 40%, у 23 субъектов долг составляет от 20 до 40% от доходов. 26 регионов имеют очень низкий показатель долговой нагрузки — менее 10% от доходов.

В целом структура долга большинства субъектов РФ далека от оптимальной. В составе прямого долга региональных органов власти доминируют нерыночные бюджетные кредиты (45% от общей суммы на 1 января 2011 г.), затем следуют банковские кредиты (31%) и облигации (24%). Это кардинально отличается от структуры прямого долга Москвы, где превалирует доля облигационных займов (89%) и много лет нет банковских кредитов. Преобладание нерыночных инструментов, а также краткосрочных банковских кредитов свидетельствует о неразвитом долговом менеджменте и об отсутствии долгосрочного инвестиционного планирования.

Fitch ожидает дальнейшего повышения прямого долга приблизительно на 6—8% в абсолютном выражении в 2011 г., главным образом за счет роста субсидируемых кредитов из федерального бюджета. При этом объем долга Москвы предположительно не увеличится, более того, не исключено его сокращение в номинальном выражении.




Содержание (развернуть содержание)
По последним данным разведки, мы воюем сами с собой
Будущее — за автоматизированными торговыми системами
Долговой рынок России: вчера, сегодня, завтра
Привлечение капитала с помощью CLN-LPN ABS: юридические аспекты
Либерализация требований к размещению акций российских компаний за рубежом
Зачем цифровым магнатам винтажные фотоколлекции?
Собрание фотоколлекцийв ракурсе инвестиций:как управлять бесценными активами
Драгоценные мгновения
Российский рынок регистраторов. События. Инновации. Перспективы
Регистратор — неотьемлемая часть российской корпоративной системы
Что завещал Ильич? ССР, стройка и анонимная ликвидность
Финализация расчетов — выеденное яйцо или камень преткновения?
Современная роль ФСФР на рынке ценных бумаг
Проведение сделокв 2011 году
Основные приоритеты инвесторов при выборе объекта для поглощения
Финансовая видеоэнциклопедия IncоmePoint.tv начиналасьв «Доходном месте»
Сегодня все регионы перспективны
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций
Публичные финансы в России: итоги 2010 года и прогноз развития сектора
Рынок субфедеральных и муниципальных облигаций: ожидания на 2011 год
Краткосрочная структура долга означает больше заимствований, сохранение рисков рефинансирования и высокие расходы на погашение и обслуживание долга в 2011—2013 гг. для российских РМОВ

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100