Casual
РЦБ.RU
  • Авторы
  • Стефанишин Сергей, Партнер юридического отдела компании«Эрнст энд Янг»

  • Все статьи автора
  • Козловский Вадим, Старший юрисконсульт компании «Эрнст энд Янг»

  • Все статьи автора

Современная роль ФСФР на рынке ценных бумаг

Май 2011

Сегодня активно обсуждается вопрос о современном статусе Феде­ральной службы по финансовым рынкам (далее — ФСФР, или Служба) и ее роли в развитии российского рынка ценных бумаг. Данная дискуссия стала особенно актуальной после опубликования в декабре 2008 г. на сайте ФСФР Стратегии развития финансового рынка РФ до 2020 г.

Одним из поводов для обсуждений стало то, что наряду с заявленной либерализацией фондового рынка, данная Стратегия предусматривает расширение полномочий Службы, в частности усиление ее контрольных функций. В таком контексте возникает резонный вопрос: каковы действительные приоритеты государства в отношении развития российского рынка ценных бумаг и насколько принимаемые меры обеспечивают достижение поставленных целей?

Сейчас дискуссия о статусе ФСФР получила дальнейшее развитие в связи с принятием решения о присоединении к ФСФР Федеральной службы страхового надзора (далее — ФССН). Как следует из соответствующего Указа Президента РФ, данные меры призваны обеспечить «эффективное регулирование, контроль и надзор в сфере финансового рынка». В ходе совещания по вопросу формирования Международного финансового центра Президент РФ Дмитрий Медведев выразил уверенность в том, что «это усилит работу на финансовом рынке, усилит возможности правового регулирования в сфере финансового рынка». Представляется, что на настоящий момент принятие решения о присоединении ФССН к ФСФР может свидетельствовать лишь о признании значимости самой Службы, а последующая практика покажет, насколько это в реальности обеспечит стабильность и привлекательность российского фондового рынка.

Необходимо отметить, что повышение роли Службы связано не только с конъюнктурными переменами: об этом свидетельствует также изменение законодательства, не только регулирующего статус ФСФР, но и устанавливающего общие «правила игры» на рынке ценных бумаг. К примеру, активную дискуссию вызвал опубликованный 21 марта 2011 г. проект приказа ФСФР, устанавливающий Положение о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общих собраний акционеров.

В данном проекте сохранились некоторые положения, которые вызывали недовольство бизнеса еще от предыдущей редакции. Кроме того, в соответствии с проектом приказа установлены дополнительные требования к проведению общих собраний, вследствие чего процедуры, связанные с проведением общего собрания акционеров стали более формальными.

К примеру, добавились положения, в соответствии с которыми установлена обязанность представителей банка-депозитария при участии в общем собрании представлять в счетную комиссию точное количество указаний, которые они получили по каждому вопросу. Регламентирована также процедура голосования лиц по акциям, обращающимся за пределами РФ в форме депозитарных ценных бумаг в количестве большем, чем число таких акций.

Иными словами, в качестве особенности рассматриваемого приказа можно назвать стремление ФСФР к формализации процедур, связанных с участием в общем собрании акционеров. Несмотря на то что указанные меры в ряде случаев воспринимаются как стремление государства к усилению контроля над внутренними процессами, происходящими в акционерных обществах, в частности над процессом принятия решений акционерами, в действительности это должно рассматриваться как его стремление защитить одних участников рынка ценных бумаг (миноритариев) от недобросовестных действий других, создать четкую, детально урегулированную процедуру принятия решений в акционерных обществах и в максимальной степени исключить пробелы и возможности для неоднозначного толкования положений закона.

Другие изменения, свидетельствующие о повышении статуса Службы на рынке ценных бумаг, относятся к административным санкциям за правонарушения в области рынка ценных бумаг, а именно за нарушение требований законодательства, касающихся предоставления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг. В частности, были значительно увеличены размеры штрафов за вышеуказанное правонарушение:

  • для юридических лиц — от 500 тыс. до 700 тыс. руб.;
  • для должностных лиц — от 20 тыс. до 30 тыс. руб.

Данные изменения приняты еще в 2009 г., в настоящий момент уже имеется сложившаяся судебная практика, связанная с привлечением юридических лиц и должностных лиц к ответственности за совершаемые правонарушения. Неуклонно растет количество судебных споров между ФСФР и юридическими/должностными лицами. При этом следует отметить возросшее число дел, в которых суды принимают решение в пользу Службы. В данном контексте можно сделать вывод о том, что Служба заняла более жесткую и агрессивную позицию в отношениях с участниками рынка ценных бумаг, однако такой рост дел в общем может быть связан в большей степени с активизацией самих участников рынка ценных бумаг. В частности, такая деятельность может быть также обусловлена увеличением размера штрафа за совершенное правонарушение. Иными словами, с принятыми изменениями существенно изменилась цена вопроса.

Однако факт того, что государство решилось на увеличение штрафной санкции, говорит о том, что регулирование рынка ценных бумаг воспринимается в качестве одной из важных государственных задач, при этом очевидно, что усиление регулирования и контроля в данной сфере невозможно без укрепления статуса ФСФР как основного регулятора.

В то же время Служба пошла по пути ужесточения системы лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг. Со слов В. Д. Миловидова, возглавлявшего ФСФР с мая 2007 г. по апрель 2011 г., действующая система лицензирования слишком либеральна, и с этим нельзя не согласиться. Данный либерализм привел к созданию огромного числа компаний-пустышек, которые после получения лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг вместо осуществления деятельности, предусмотренной соответствующей лицензией, осуществляют деятельность по обналичиванию денежных средств с целью ухода от налогов или отмывания и легализации денежных средств.

За последние два года Служба предприняла ряд эффективных мер, противодействующих описанным выше схемам, в том числе: увеличила нормативы собственных средств профучастников; ужесточила порядок учета активов при расчете капитала; ввела в действие предлицензионный контроль, т. е. получение информации, подтверждающей соответствие адреса организации, которая претендует на получении лицензии, адресу, указанному в поданных на рассмотрение Службы документах. Также в настоящий момент для пресечения торговли квалификационными аттестатами Служба предполагает ввести требование о том, что инвестиционная компания должна быть основным местом работы генерального директора.

Еще одним примером усиления статуса Службы является принятый 27 июля 2010 г. Федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» (далее — Закон «Об инсайдерской информации»). Данный закон, в частности, предусматривает новые полномочия ФСФР по выявлению и предотвращению правонарушений, связанных с использованием инсайдерской информации, такие как:

  • проводить проверки, получать объяснения и направлять предписания об устранении нарушений;
  • требовать предоставления документов или информации;
  • приостанавливать действие лицензии и т. д.

Кроме того, ФСФР получила право доступа к сведениям, составляющим банковскую тайну. Статус ФСФР как органа власти, обеспечивающего соблюдение требования Закона «Об инсайдерской информации», подтвержден принятым 8 апреля 2011 г. Постановлением Правительства РФ № 261, которым внесены соответствующее изменения в Положение о ФСФР. Данные коррективы делают возможным реализацию Службой вновь приобретенных полномочий.

Голоса в пользу усиления статуса ФСФР раздаются и со стороны Всемирного банка в контексте борьбы с финансовыми пирамидами. В частности, это касается проблемы, связанной с тем, что деятельность многих финансовых пирамид не покрывается понятием «деятельность на рынке ценных бумаг», определенным в действующем российском законодательстве. Соответственно, регулирование ФСФР в данной сфере весьма ограничено. Таким образом, основным игроком в данном случае становится Министерство внутренних дел РФ. При этом отмечается, что МВД «не является экспертным ведомством» и было бы логичнее передать ведущую роль в расследовании деятельности пирамид ФСФР.

Однако высказанная позиция Всемирного банка, касающаяся подобного изменения статуса Службы, не вполне соответствует российской правовой действительности. Возможность осуществления ФСФР функций по расследованию преступлений серьезно ограничена действующим уголовно-процессуальным законодательством: данные функции могут осуществлять исключительно те органы, которые определены в законодательстве. ФСФР в данном списке пока нет, и, по нашему мнению, включение ее в такой список нецелесообразно, в противном случае ФСФР может превратиться в силовой орган, сконцентрированный на расследовании преступлений, что противоречило бы самой идеологии Службы, которая по своей сути должна являться регулятором рынка, а не его инквизитором.

В данном контексте более приемлемой представляется модель, характерная, к примеру, Федеральной антимонопольной службе (ФАС). При данной модели уполномоченный орган (регулятор) лишь дает заключение о признаках нарушения законодательства, на основании которого впоследствии может быть возбуждено уголовное дело.

Так или иначе, все меры, предпринимаемые в последнее время в отношении ФСФР, красноречиво свидетельствуют об изменении ее статуса, усилении регуляторных функций Службы, появлении у нее более широкого спектра контрольных полномочий.

Следует отметить, что активный государственный контроль над финансовыми рынками характерен большинству стран Европы, и Россия не является исключением в своем стремлении зарегламентировать процессы, происходящие на рынке ценных бумаг. Довольно жесткая модель регулирования существует в США, однако Россия в последнее время больше тяготеет к рецепции европейского права.

Более того, возвращаясь также к вопросу о присоединении ФССН к ФСФР, высказывается мнение, что превращение ФСФР в так называемого мега-регулятора связано с подготовкой России к вступлению в ВТО. В частности, подчеркивается, что наличие единого контрольного и надзорного органа в сфере финансовых рынков позволит России в более короткие сроки обеспечить конкурентное преимущество отечественного рынка.

В качестве другой причины называется стремление Российской Федерации вступить в Международную организацию комиссий по ценным бумагам (IOSCO), которая, как известно, приветствует формирование в странах-кандидатах единого крупного регулятора, внимательно следящего за состоянием финансового рынка.

Иными словами, происходящее в настоящее время укрепление статуса ФСФР, очевидно, связано с рядом объективных причин общеполитического характера. Кроме того, следует отметить, что подобное упрочение положения регулятора на рынке ценных бумаг не должно восприниматься как исключительно отрицательная или как исключительно положительная тенденция. Активная роль ФСФР может способствовать формированию стабильности на рынке ценных бумаг, которая так необходима для создания благоприятного инвестиционного климата. С другой стороны, существует опасность возникновения излишней «зарегулированности» рынка, ограничения экономической свободы, формирования административных барьеров для участников рынка ценных бумаг.

Несмотря на отсутствие пока формальных поводов для беспокойства, полностью игнорировать возможность возникновения указанных проблем не стоит. Поэтому основная проблема заключается не столько в том, какие изменения прослеживаются в действующем законодательстве, сколько в том, как данные изменения будут претворятся в жизнь, — как известно, любая идея может быть искажена ее воплощением.


Содержание (развернуть содержание)
По последним данным разведки, мы воюем сами с собой
Будущее — за автоматизированными торговыми системами
Долговой рынок России: вчера, сегодня, завтра
Привлечение капитала с помощью CLN-LPN ABS: юридические аспекты
Либерализация требований к размещению акций российских компаний за рубежом
Зачем цифровым магнатам винтажные фотоколлекции?
Собрание фотоколлекцийв ракурсе инвестиций:как управлять бесценными активами
Драгоценные мгновения
Российский рынок регистраторов. События. Инновации. Перспективы
Регистратор — неотьемлемая часть российской корпоративной системы
Что завещал Ильич? ССР, стройка и анонимная ликвидность
Финализация расчетов — выеденное яйцо или камень преткновения?
Современная роль ФСФР на рынке ценных бумаг
Проведение сделокв 2011 году
Основные приоритеты инвесторов при выборе объекта для поглощения
Финансовая видеоэнциклопедия IncоmePoint.tv начиналасьв «Доходном месте»
Сегодня все регионы перспективны
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций
Публичные финансы в России: итоги 2010 года и прогноз развития сектора
Рынок субфедеральных и муниципальных облигаций: ожидания на 2011 год
Краткосрочная структура долга означает больше заимствований, сохранение рисков рефинансирования и высокие расходы на погашение и обслуживание долга в 2011—2013 гг. для российских РМОВ

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100