Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Маркина Татьяна, Обозреватель Издательского дома «Коммерсантъ»

  • Все статьи автора

Драгоценные мгновения

Май 2011

В апреле крупнейшие аукционные дома провели первые специализированные торги фотографией. В течение года таких торгов будет немало — и в мае, и осенью, а впереди еще крупные фестивали и ярмарки фотографии. Но уже сейчас с уверенностью можно сказать — рынок фотографии набирает вес быстро как никогда.

Аукционы фотографии — явление на арт-рынке относительно молодое. Первые специализированные торги провел в 1971 г. аукционный дом Sotheby’s. Но рынок как таковой — со спросом и предложением, подогреваемым выставками в крупнейших музеях и галереях, — сложился около 1885 г., который обычно принимают за точку отсчета аналитики рынка. В середине 1990-х гг. стартовали крупнейшие ярмарки фотографии, определившие стабильный круг продавцов и покупателей. Первый миллион долларов (1,248 млн), впустивший фотографию в топ-сектор рынка, был получен в ноябре 2005 г. за «Ковбоя» Ричарда Принса.

Этот снимок торговался на аукционе «Современное и послевоенное искусство», и Ричард Принс, безусловно, не фотограф, а современный художник, работающий в технике фотографии. Примерно половина его произведений, которые продаются на торгах, выполнены в технике фотографии, а остальные — это живопись, рисунок, скульптура, объекты. Та же самая история с Гилбертом и Джорджем, британскими художниками-авангардистами: они устраивают перформансы, печатают принты и делают снимки. Самое дорогое произведение в технике фотографии в мире — «Ее Величеству» Гилберта и Джорджа, 1973 г., огромный бром-серебряный отпечаток (145х350 см) с неясно видимым английским гербом, снятым то ли сквозь грязное стекло, то ли с огромного расстояния. Он был продан в 2008 г. на Christie’s за 3,7 млн долл.

Считать ли Гилберта и Джорджа, Ричарда Принса, Андреаса Гурски (снимающего множество мелких предметов — товары в универмаге, огоньки вдали, болельщиков на стадионе) или Синди Шерман (которая гримируется и снимает сама себя «в образе») фотографами? Некоторые из них применяют компьютерную обработку снимка (как А. Гурски), некоторые нет (как С. Шерман). Ричард Принс обычно и вовсе не делает снимки сам, а использует рекламные фото с билбордов: самая знаменитая и дорогая его серия — «Ковбои Marlboro», переснятые с табачной рекламы, увеличенные, раскрученные и нагруженные американской мечтой.

Условно в ранг «настоящих» фотографов можно включить мастеров, чьи работы продаются на специализированных аукционах фотографии, а не на торгах современного искусства. И хотя такое деление довольно искусственно, но все же позволяет сосредоточиться на тех мастерах, для которых главным орудием труда является камера. Тогда в списке самых дорогих работ в этой категории появятся совсем другие имена, и возглавит его Эдвард Штайхен с почти импрессионистической фотографией «Лунный свет в пруду», 1904 г., которая в 2006 г. была куплена за 2,9 млн долл. На фотографии, сделанной с помощью революционных на тот момент технологий, изображен окруженный деревьями пруд и отражающийся в воде лунный свет. Известны лишь три отпечатка этого снимка, изготовленных при участии самого фотографа. Один хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке, два других — в нью-йоркском музее Metropolitan; один из этих отпечатков и был выставлен на аукцион.

Все упомянутые рекорды в области фотографии были зафиксированы в последние годы на аукционах Sotheby’s, Christie’s и Phillips de Pury, а также на торгах парижских аукционных домов. Центрами аукционной торговли фотографиями остаются Нью-Йорк и Париж (хотя Phillips de Pury, например, проводит специализированные торги и в Лондоне). «Фотографические» торги проходят регулярно, по календарю, но иногда к ним добавляются продажи крупных частных и корпоративных коллекций — часто именно на них ставятся рекорды, и именно они обычно дают «пики» на графиках роста цен.

В настоящий момент самым прибыльным является аукцион фотографии, который Sotheby’s провел в Нью-Йорке в июне 2010 г., получив рекордные 12,5 млн долл. Продавалась лучшая часть коллекции Polaroid, крупнейшей на тот момент корпоративной коллекции в мире (которая в целом насчитывала около 16 тыс. отпечатков).

В 2001 г. фирма Polaroid, основанная в 1937 г. ученым Эдвином Лэндом, обанкротилась в первый раз, не выдержав конкуренции с цифровыми технологиями, в 2008 г. — второй раз и окончательно, ее имущество пришлось распродавать. Художественная коллекция корпорации состояла из нескольких частей. Еще в 1950-х гг. Эдвин Лэнд просил своего друга, американского фотографа Ансела Адамса собрать для Polaroid коллекцию классической фотографии, куда вошли работы лучших мастеров (в основном американских) послевоенной эпохи. Фото из культовой серии самого Ансела Адамса с видами Йосемитского парка и стало самым дорогим на аукционе — 722 тыс. долл. «Мать переселенца», снимок фотожурналистки Дороти Ланг времен Великой депрессии, ушел за 218 тыс. долл. Вторая часть коллекции — это работы, сделанные на материалах Polaroid. В рекламных целях компания снабжала художников камерами и пленками в обмен на продукт их труда. Моментальные снимки, не требовавшие усилий и уравнявшие фотографию с любым другим продуктом потребления, особо пришлись по вкусу поп-артистам: щелчок — и на ладонь выползает квадратик белой бумаги, на которой вдруг проступает изображение. Автопортреты Энди Уорхола «С закрытыми глазами» и «С гримасой», для которых использовалась специальная широкоформатная техника Polaroid, были куплены за 254 тыс. и 146 тыс. долл. (при эстимейтах в 10—15 тыс. долл.). Приветствовали сотрудничество и гиперреалисты, вроде современного художника Чака Клоуза — его «Автопортрет» 1987 г., составленный из девяти полароидных снимков-квадратиков, ушел с торгов за 250 тыс. долл. Тогда на торги — одну вечернюю сессию и три дневных — было выставлено более тысячи фотографий разных авторов; практически все они были приобретены, не только не обрушив рынок, а, напротив, увеличив интерес к фотографии и цены на нее.

Второй рекордный аукцион, который в декабре 2010 г. провел Christie’s в Париже, был монографическим. Продавались только фотографии Ричарда Аведона, одного из самых уважаемых и популярных фотографов современности, принадлежащие фонду его имени. Все 65 работ, выставленных на торги, были куплены до единой, принеся в сумме 7,5 млн. долл.

Самым дорогим стал знаменитый снимок «Довима со слонами», сделанный в 1955 г. в Зимнем цирке Парижа, куда фотограф заманил самую красивую и высокооплачиваемую парижскую модель и заставил позировать в вечернем платье от Dior прямо на засыпанном сеном полу. Приобретенный за 1,153 млн долл. домом Christian Dior отпечаток был самым большим из существующих (216х166 см, сделан фотографом для выставки 1978 г.). Глядя на него сразу понимаешь, почему меньше чем за 5 лет мир fashion упал к ногам молодого мастера. «Модель Стефании Сеймур в Нью-Йорке в 1992 г.» (363 тыс. долл.), «Сюзи Паркер и Робин Теттерсэлл на площади Согласия в Париже в августе 1956 г.» (297 тыс. долл.) — некоторые из этих работ, выполненных для журналов мод, подорожали в ходе торгов вдвое, а некоторые — и в 10 раз. При этом Ричард Аведон никогда не претендовал на роль современного художника — даже превращая лица участников квартета «Битлз» в психоделическую радугу (Beatles Portfolio, 1967 г., 610 тыс. долл.). Фотограф часто делал портреты знаменитостей, умея найти в известных всем лицах неожиданные черты. «Мэрилин Монро, актриса, Нью-Йорк, май 1957 г.» — на портрете она кажется совсем растерянной (231 тыс. долл.), «Энди Уорхол, художник, Нью-Йорк, 20 августа 1969 г.» представляет не лицо создателя поп-арта, а его пересеченный свежими шрамами живот (231 тыс. долл.).

В целом годовой оборот фотографических аукционов Christie’s в 2010 г. достиг 25 млн долл., примерно столько же у Sotheby’s, Phillips de Pury наторговал на 10 млн долл.

По сведениям ArtPrice, годовой оборот специализированных аукционов фотографий составил в прошлом году 1,4% от общего оборота аукционного рынка изящных искусств (9,36 млрд евро), т. е. 131 млн евро. Согласно статистике УК «АГАНА», включающей произведения современных художников в технике фотографии, оборот оценивался в сумму не менее 280 млн евро. На рынке фотографии доля аукционных продаж занимает не более пятой части рынка — остальное продают галереи и ярмарки. То есть теоретически годовой общий объем продаж фотографии в мире может доходить до 1,5  млрд евро.

Большинство экспертов считают рынок фотографии надежным и быстрорастущим. «Фотография прочно утвердила за собой право быть одним из самых значительных выразительных средств нашей культуры, — подтвердил Филипп Гарнер, глава международного департамента фотографий Christie’s. — Рынок доказал это в 2010 г., продемонстрировав рекордные цены на ключевые работы всей истории фотографии — от редчайших дагерротипов 1840-х гг. до культовых снимков самых знаменитых авторов, таких как Ирвин Пенн и Ричард Аведон».

«Фотография на рынке очень сильна, — согласен Шломи Рэби, специалист из Phillips de Pury. — Активность покупателей и продавцов фотографии не снизилась во время экономического спада, как в других областях арт-рынка, и в прошлом году мы наблюдали на своих аукционах заметный рост продаж».

В 2011 г. уже прошло несколько значительных аукционов фотографии.

Sotheby’s 6 апреля провел в Нью-Йорке сводные торги, собравшие внушительные 5,6 млн долл. На аукционе были представлены классики американской фотографии, в частности фотожурналистики, такие как Мэтью Брэди, снимавший гражданскую войну в США. Кроме того, он делал и портреты, например Авраама Линкольна. На аукционе портрет Джона Кэлхуна, вице-президента США, главного идеолога рабовладельческой политики южных штатов, работы Мэтью Брэди (1849 г.) был оценен в 338 тыс. долл.

Практически все до единого раскуп­лены снимки Ансела Адамса и Эдварда Вестона — крупнейших фотографов США середины XX в., известных своей способностью выстроить совершенную композицию на самом общедоступном, казалось бы, материале — облака, камни или старый цветочный горшок — и наполнить ее эмоциями и смыслом. C успехом проданы на торгах Sotheby’s работы представителей парижской школы фотографии ХХ в. — Анри Картье-Брессона и Брассая.

Манн Рей — американец, работавший в Париже, авангардист и дадаист, увлекался экспериментами в области фотографии. Он изобрел «рейографию» (получаемую засвечиванием предметов, расположенных прямо на фотобумаге), активно использовал фотомонтаж. Его «Фотомонтаж с обнаженной натурщицей и студийной лампой», 1933 г., был продан за 410 тыс. долл. (при эстимейте в 100—150 тыс. долл.), став самой дорогой фотоработой художника за последние 10 лет. Снимок из серии «Абстрактные фотографии» чешского фотографа-авангардиста Яромира Функе, 1929 г., поднялся в цене с 50–70 тыс. долл. эстимейта до 350 тыс. долл.

Аукционный дом Christie’s в апреле провел целый блок из трех аукционов, которые в сумме принесли свыше 8 млн долл. Под скромным названием «Фотография» (торги 8 апреля) таились сокровища. Уже упомянутый портрет Мэрилин Монро, сделанный Ричардом Аведоном, ушел за 482 тыс. долл. (при эстимейте в 200—300 тыс. долл.) — отпечаток был хотя и довольно поздним (1980 г.), но зато крупноформатным. «Трехколесный велосипед в Мемфисе» Уильяма Эгглстона, 1970 г. (отпечаток 1980 г.), куплен за 266 тыс. долл. — этот фотограф одним из первых полностью перешел на цветную пленку и считал, что художественной съемки достойны самые банальные предметы: обшарпанный детский велосипед на его снимке приобретает значимость древнеримской колесницы. На том же аукционе Christie’s была продана работа основателя парижской школы фотографии Эжена Атже, который с самого начала ХХ столетия, таская на себе тяжелую камеру, фиксировал бытовые сценки в укромных уголках Парижа. При видимой скромности снимки Атже всегда полны странного драматизма и даже кажутся сюрреалистическими. «Ла Виллет, рю Асселин», 1921 г., изображающий модно одетую даму в глухом закоулке, ушел за 242 тыс. долл. при эстимейте в 40—60 тыс. долл. Культовый снимок одного из самых популярных у покупателей фотографов Ирвина Пенна «Дети из города Куско», 1948 г., остался нереализованным (эстимейт 250—350 тыс. долл.), что, впрочем, не делает произведения этого фотографа менее перспективными. На состоявшихся 7 апреля торгах Christie’s «Идеал женщины: частная коллекция фотографии» были распроданы все работы Ирвина Пенна — начиная с изображения его любимой модели и жены Лизы Фонссагрив-Пенн в пальто Balenciaga (1950 г., 80 тыс. долл.) и до фотографии пепла от сигары, непонятно каким образом затесавшейся в эти тематические торги, но мощно-эротичной (1972 г., 37 тыс. долл.).

Прошедший в апреле нью-йоркский аукцион Phillips de Pury представлял, как заведено у этого аукционного дома, и «классических» фотографов, и современных художников, работающих в жанре фотографии, — Синди Шерман, Андреса Серрано, Вика Мюница. Интерес покупателей в целом сосредоточился на трех именах.

Ирвин Пенн, практически бессменный лидер последних торгов Phillips de Pury, культовый фотограф моды, снимавший для Vogue и одновременно фотографировавший оборванных детей в Перу, человек, уверявший, что «съемка пирожного тоже может быть искусством», был чрезвычайно популярен при жизни. После смерти мастера в 2009 г. его работы стали не только востребованы, но и дороги. На последних торгах его снимок «Рука Майлса Дэвиса и труба», 1986 г., ушел за 122 тыс. долл., а «Женщина во дворце (Лиза Фонссагрив-Пенн), Марракеш, Марокко, 1951 г.)» — за 112 тыс. долл.

Роберт Франк, американский фотограф, снимавший Америку «так, как она есть», скрывал свои чувства за обезоруживающей нейтральностью. В 1955—1956 гг. он путешествовал по стране и запечатлевал на пленке столицы, провинцию, людей, пейзажи, бензоколонки. Текст к фотоальбому написал поэт Джек Керуак, и он произвел сильное впечатление на современников. Снимок этого периода «Кафе. Южная Каролина» (сделан в 1955 г., отпечаток 1960-х гг.) изображает роскошный музыкальный автомат в захолустном кафе; днем кафе пусто, и по полу ползает чернокожий младенец. Фотография была продана за 182 тыс. долл. при эстимейте 40—60 тыс. долл. Почти так же взлетел в цене снимок Франка «Молодой мужчина с тюльпаном, Нью-Йорк», 1949 г., он был куплен за 104 тыс. долл.

Еще один лидер, успех которого подтверждают все последние аукционы, — Питер Берд, который представляет съемку дикой африканской природы в жанре путевого дневника, создавая коллажи из разномасштабных фото, или дополняя их рукописными пометками, или рисуя своеобразные «рамки». Все его работы 1960—1970-х гг. были куплены с многократными превышениями эстимейтов. Самым дорогим снимком Берда остается «Модель Морин Галлахер и ночное кормление животных в Кении» — 326 тыс. долл.

В середине мая проходят аукционы фотографии крупнейших домов. Phillips de Pury проводит свои торги в Лондоне; среди топ-лотов — работы русских конструктивистов Эля Лисицкого и Александра Родченко. Sotheby’s в Париже представляет уникальную коллекцию винтажных отпечатков немецкого фотографа-авангардиста и экспериментатора Хайнца Хайек-Хальке. Аукцион Christie’s в Лондоне возглавляет очередное африканское фото Питера Берда, а в конце месяца в Париже этот дом будет выставлять на торги частную коллекцию фотографий творческого дуэта Пьера и Жиля, известного своей ироничной интерпретацией образов массовой культуры.

Подробнее об инвестициях в искусство - invest-in-art.ru


Содержание (развернуть содержание)
По последним данным разведки, мы воюем сами с собой
Будущее — за автоматизированными торговыми системами
Долговой рынок России: вчера, сегодня, завтра
Привлечение капитала с помощью CLN-LPN ABS: юридические аспекты
Либерализация требований к размещению акций российских компаний за рубежом
Зачем цифровым магнатам винтажные фотоколлекции?
Собрание фотоколлекцийв ракурсе инвестиций:как управлять бесценными активами
Драгоценные мгновения
Российский рынок регистраторов. События. Инновации. Перспективы
Регистратор — неотьемлемая часть российской корпоративной системы
Что завещал Ильич? ССР, стройка и анонимная ликвидность
Финализация расчетов — выеденное яйцо или камень преткновения?
Современная роль ФСФР на рынке ценных бумаг
Проведение сделокв 2011 году
Основные приоритеты инвесторов при выборе объекта для поглощения
Финансовая видеоэнциклопедия IncоmePoint.tv начиналасьв «Доходном месте»
Сегодня все регионы перспективны
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций
Публичные финансы в России: итоги 2010 года и прогноз развития сектора
Рынок субфедеральных и муниципальных облигаций: ожидания на 2011 год
Краткосрочная структура долга означает больше заимствований, сохранение рисков рефинансирования и высокие расходы на погашение и обслуживание долга в 2011—2013 гг. для российских РМОВ

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100