Casual
РЦБ.RU

Рынок фотографии: область возможностей для роста

Апрель 2011

Когда в 1820-е гг. французский энтузиаст-изобретатель Жозеф Нисефор Ньепс производил свои опыты, пытаясь получить первые фотографические изображения, вряд ли он подозревал, что снимки на медных, покрытых асфальтом пластинах откроют целую эпоху не только в технике, но и в искусстве.

Впервые художник мог передать свое видение объекта не с помощью красок, карандаша или резца, а благодаря возможности настроек сложного технического устройства. Сегодня это никого не удивляет — появились и развиваются более сложные виды искусства, например мультимедийный арт, основанный на комбинированном использовании фотографии, видеоряда, звука, компьютерной анимации и т. д. Реализм, событийность, высокое качество фотографии сделали новое искусство популярным, а сами фотографии — объектом коллекционирования, которое возникло уже в XIX в., создавая, таким образом, рынок художественной фотографии, речь о которой пойдет в этой статье.

В ноябре 2010 г., спустя без малого 200 лет с того дня, когда Ньепс сделал свой первый снимок, в Париже во время ежегодного фестиваля Paris Photo четыре аукционных дома (Sotheby's, Christie's, Piasa and Ader, Nordmann & Kapandji Mor­hange) провели торги на 14 млн евро. В ходе аукционных торгов было установлено 32 ценовых рекорда в области фотографии.

Рекорд продаж (табл. 1) был установлен работой Ричарда Аведона Dovima with elephants, Evening dress by Dior, Cirque d'Hiver, Paris продана за 700 тыс. евро (предыдущая продажа этой работы — 330 тыс. евро). Кроме того, был обеспечен высочайший уровень ухода лотов: на торгах Christie’s, например, он составил 100%, при том что процент реализации лотов в области фотографии обычно составляет около 70%.

Такие результаты сегодня никого не удивляют. Постепенно из хобби узкого круга замкнутых коллекционеров увлечение фотографией переросло в широко распространенное пристрастие и объект инвестиций. В фотографии вкладывают деньги и основатель Microsoft Билл Гейтс, создавший фотобанк Corbis и купивший целый ряд крупных фотоархивов, и владельцы небольших кафе и офисов, украшающие их стены интересными, с их точки зрения, фотоснимками. Массовое распространение в последнее десятилетие цифровой фотографии в сочетании со сравнительной доступностью качественных фотографий также стимулировало интерес к произведениям фотографического искусства у довольно широкого круга покупателей во всем мире.

Сегодня мировой рынок фотографии характеризуется рядом особенностей:

  • сравнительно небольшим объемом предложений работ высочайшего уровня и значения, обусловливающим ажиотажный спрос на такие объекты. Это касается как уникальных объектов XIX в. (даггеротипов, работ основоположников мировой и национальной фотографии), крайне редко представленных для продажи, так и топ-работ современных авторов. Довольно редко в открытой продаже появляются и винтажные отпечатки известнейших российских и советских фотографов;
  • большим количеством коллекционеров, что обусловлено низким порогом входа: при удачном стечении обстоятельств коллекционные фотографии могут быть приобретены за 1—3 тыс. долл. как на аукционах, так и в галереях и у антикваров. Кроме того, коллекционирование стимулирует многообразие сегмента — множество авторов, различные используемые техники, эпохи, тематики фотографий, что создает дополнительный интерес для лиц, располагающих свободными средствами для вложений в произведения искусства.

В настоящее время объем годовых продаж фотографического искусства в мире превышает 1,5 млрд евро, из которых на долю аукционов приходится не более 20%, остальное — на долю дилерских и коллекционных сделок. Это важнейшее отличие рынка фотографии от других сегментов, где соотношение аукционных и внеаукционных продаж колеблется в диапазоне от 50:50 до 40:60.

Объем аукционных продаж фотографий составляет около 2% от общего объема продаж мировых аукционных домов. Крупнейшими продавцами фотографий считаются Christie’s, Sotheby’s и Philips de Pury. Кроме того, продажами фотографий занимаются аукционные дома Bloom­s­bury, Bonhams & Butterfields, PIASA, Swann Galleries, Villa Grisebach Auktionen, Binoc­he et Giquello и т. д.

Начиная с 1971 г., когда в рамках аукциона Sotheby’s были проведены первые специализированные торги фотографий, стоимость 34 индивидуальных работ превысила рубеж в 1 млн долл. итоговой цены продажи.

На данный момент фотография является одним из наиболее прибыльных сегментов арт-рынка: с января 1999-го по апрель 2010 г. цены на нее выросли на 81% (в то время как цена на живопись поднялась «всего» на 59%).

Тенденции роста объемов продаж и цен на фотографию (табл. 2) привлекли внимание не только коллекционеров и арт-бизнесменов, но и инвестиционных менеджеров, развивающих сложную, но популярную сегодня во всем мире тему коллективных инвестиций в искусство. На сегодняшний день в мире существует три примера инвестиционных фондов, активами которых была выбрана фотография.

Однако один из них, успешно переживший сложные годы глобального финансового кризиса, в настоящее время распродает свою коллекцию в ходе трех выставок в Лондоне в связи с плановым завершением срока работы.

The Tosca Photography Fund специализировался на фотографии и сегодня аккумулирует коллекцию 5600 работ, в которые первоначально было вложено 3,3 млн фунтов стерлингов. Фонд был создан в 2005 г., когда Мехмет Далман, исполнительный вице-президент Toscafund Asset Management (один из крупнейших в Сити управляющих хедж-фондом) убедил дилера фотоискусства Зельду Читл закрыть ее галерею и сосредоточиться на приобретении произведений для фонда.

Далман являлся клиентом Зельды Читл и был знаком с рынком фотографии. Однако Читл не была знакома с деятельностью инвестиционных фондов. «Когда он пришел ко мне с предложением создать фонд, я не знала, о чем идет речь», — вспоминает Читл в одном из своих интервью. Тем не менее она приняла предложение. Окончив Брайтонский университет в 1970-х, она работал фотожурналистом, а впоследствии руководила фотостудией в Галерее фотографов в Лондоне, где встречалась с Врассе и Картье-Брес­соном. В 1989 г. она открыла свою галерею, где продавала работы классиков XX в.: века Имогена Каннингэма, Ли Миллера, Мануэля Альвареса Браво, а также представляла публике современных фотохудожников.

Коллекция The Tosca Fund не покрывает собой все сегменты рынка фотоискусства, в частности в ней не представлены работы XIX в. «Они слишком редкие», — мнение управляющих и экспертов фонда. Также в ней нет и лидеров современного рынка, таких как Андреас Гурски или Ричард Принс: «Они слишком дорогие». Кроме того, в коллекцию не покупались произведения «модной» фотографии, напротив, Читл использовала свои связи для того, чтобы приобретать именно те произведения, которые нравятся ей.

На сегодняшний момент продажи активов Tosca Fund идут хорошо: продано около 10% активов и возвращено более 30% вложенных средств. Однако итоговый результат будет известен лишь в ноябре, когда по уставу фонда его имущество должно быть распродано.

Другой фонд — Art Photography Fund — создан и управляется австрийской управляющей компанией Merit Alternative Inves­t­­ment GmbH. Деятельность фонда началась в марте 2008 г. Несмотря на то что многие арт-фонды, сформированные накануне кризиса, впоследствии понесли существенные потери, Art Photography Fund продемонстрировал свою устойчивость — практически все месяцы с начала своего функционирования фонд показывал прирост стоимости чистых активов.

Фонд ориентируется на классические фото XIX в. и на работы 1970—1990 гг. известных фотографов. При этом фонд покупает преимущественно авторские винтажные отпечатки. Фонд также проводит периодические выставки своей коллекции в крупнейших музеях Австрии. В результате управляющие Art Photography Fund рассчитывают обеспечить своим пайщикам эффективную доходность на уровне 10—15%. Сегодня стоимость чистых активов фонда превышает 20 млн евро.

Наконец, в начале текущего года российская управляющая компания «АГАНА» сформировала закрытый паевой инвестиционный фонд художественных ценностей «Собрание. ФотоЭффект». Фонд создан на основе новшеств в российском законодательстве об инвестиционных фондах, позволяющих оплачивать паи фондов не только деньгами, но и непосредственно активами. В результате в состав фонда «Собрание. ФотоЭффект» были внесены коллекции фотографий, стоимость активов фонда составила более 14 млрд руб. Судя по описаниям, коллекция фонда является одной из самых репрезентативных в мире, представляя историю фотографии с эпохи даггеротипов и до 1970-х гг., включая наиболее полные собрания отдельных величайших российских и зарубежных фотографов.

Таким образом, создание этого фонда является выдающимся событием не только на рынке инвестиций в искусство (сегодня это крупнейший в мире фонд), но и на рынке фотографии, учитывая факт консолидации в одном институте одной из лучших и крупнейших коллекций уровня ведущих музеев мира. Управляющие фонда утверждают, что будут активно управлять активами путем проведения выставок на наиболее авторитетных площадках мира, а также продаж и покупок на аукционах. Если эти планы будут реализованы, фонд «Собрание. ФотоЭффект» может стать мощным катализатором развития рынка художественной фотографии в мире и России, где до сих пор фотография остается сферой интересов узкого круга профессиональных коллекционеров.

Когда в следующий раз вы возьмете в руки свой фотоаппарат, задумайтесь над тем, что в этот момент вы в какой-то степени принимаете участие в развитии очень интересного как с искусствоведческой, так и с инвестиционной точки зрения рынка — рынка художественной фотографии.

Материал подготовлен F.ART.MARKETING

Подробнее об инвестициях в искусство - invest-in-art.ru



Содержание (развернуть содержание)
Российским компаниям не хватает прозрачности
Срочный рынок России: вчера, сегодня, завтра
Новые продукты СПбМТСБ для участников товарных рынков
Особенности управления рисками на биржевом срочном товарном рынке
Срочный рынок в электроэнергетике — партнер государства?
Срочный рынок США: особенности, тенденции, перспективы
Апрельские фотомотивы: от биржи до «дольче виты»
Фотоактивы для ПИФа: с чего начинается стоимость
Рынок фотографии: область возможностей для роста
Старые мастера: секрет успеха TEFAF в Маастрихте
Прогнозы по перспективам акций после IPO необходимо воспринимать со скептицизмом
Административная ответственность участников финансового рынка и правоприменительная деятельность ФСФР России в отношении реестродержателей
Об особенностях клиринговой деятельности на финансовых рынках
65 миллионов лет назад, или Видовое разнообразие М. Семенова Обзор рынка коллективных инвестиций — 2010

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100