Casual
РЦБ.RU

Рынок художественных ценностей в 2010 году: на пороге нового десятилетия

Март 2011

Кажется, мировой арт-рынок окончательно оправился от последствий глобального финансового кризиса, который, тем не менее, оказал на него своеобразное влияние. Период 2008—2009 гг. подтвердил репутацию художественных ценностей как уникального инвестиционного убежища, актива, позволяющего в неустойчивые времена сохранить капитал. В большинстве сегментов арт-рынка активы не дешевели, напротив, уже в 2009 г. отмечался их заметный рост. Лишь некоторые откровенно спекулятивные секторы столкнулись с падением цен.

В 2008–2009 гг. сократились объемы продаж произведений искусства, что привело к снижению ликвидности арт-активов, и это было обратной стороной ценовой устойчивости. В целом же мировой рынок искусства в 2010 г. достигал 40 млрд евро. При этом в обороте находилось произведений искусства на сумму около 450 млрд евро, а общая стоимость объектов «на руках у владельцев» (частных, институциональных, музеев) оценивается различными экспертами почти в 1,5 трлн евро.

Уже в первой половине 2010 г. проявились выраженные позитивные тренды. В это время продажи Sotheby’s увеличились на 67% по отношению к первым 6 мес. 2009 г., а Christie’s, лидера глобального аукционного рынка, — на 140%. В Китае, наиболее быстро развивающемся национальном рынке искусства, выручка крупнейших аукционов в Шанхае и Гонконге выросла более чем на 150%. Впоследствии некоторые аукционные дома установили абсолютные рекорды своих продаж: например, Phillips de Pury, специализирующийся на современном искусстве, отчитался о беспрецедентной сессии 8 ноября 2010 г. Результат впечатляет — 117 млн долл. получено за 33 знаковых произведения известных современных мастеров.

Осенние торги ведущих аукционных домов принесли новые хорошие новости. Суммарный объем продаж в Нью-Йорке в ноябре 2010 г. достиг 1 млрд долл., что почти вдвое больше, чем в ноябре 2009 г. (524 млн долл.). Рынок практически вернулся к наивысшему показателю 1,1 млрд долл. в мае 2008 г.

О его входе в зону устойчивого роста свидетельствуют основные характеристики сезона:

  • доля собственного выкупа лотов домами Sotheby’s и Christie’s составила менее 10%;
  • на рынок вернулись гарантированные цены аукционных домов на работы ведущих современных авторов, что говорит об уверенности игроков в высоком спросе на предлагаемые произведения искусства;
  • рекордные продажи дома Phillips de Pury в ноябре 2010 г., которые уже упоминались выше.

Еще одним индикатором состояния рынка стали результаты продаж работ одного из наиболее востребованных авторов — Энди Уорхола (1928–1987 гг.). В течение 2010 г. были зафиксированы 5 из 10 наиболее высоких цен на его произведения:

  • Man in her life — черно-белый портрет Элизабет Тейлор, изображенной с ее третьим мужем Майком Тоддом и будущим мужем Эдди Фишером — был продан за 63,4 млн долл. на торгах Phillips de Pury в Нью-Йорке;
  • картина Coca-Cola Bottle за 35,36 млн долл. ушла с молотка на Sotheby’s в Нью-Йорке;
  • также в ноябре 2010 г. на Christie’s за 23,8 млн долл. куплена культовая картина Big Campbell’s Soup Can with Can Opener (Vegetable);
  • в мае 2010 г. Sotheby’s и Christie’s проданы автопортрет Э. Уорхола и портрет Элизабет Тейлор — Silver Liz — за 32,5 и 18,3 млн долл. соответственно.

На рынке также могут быть отмечены и другие признаки его благополучия, подтверждающие позитивный прогноз в среднесрочной перспективе. Доля лотов, проданных на аукционах, сохраняется устойчиво на уровне 75–80%, что соответствует показателям рынка при благоприятной конъюнктуре. При этом соотношение цены продажи (hummer price) к прогнозной цене (estimate) составило 1,1–1,15 в 2010 г. против 0,9–1,0 в 2009 г., а само среднее количество лотов на торгах увеличилось в 1,8–2,0 раза, что свидетельствует о желании многих инвесторов зафиксировать доход от вложений, сделанных на ранних этапах развития мирового кризиса.

Из приведенных данных видно, что искусство XX в. является движущей силой арт-рынка, обеспечивающей интерес покупателей, ценовые рекорды и высокий инвестиционный доход. Однако внутри этого сегмента есть отдельные секторы, которые характеризуются максимальной динамикой и потенциалом роста. Одним из таких секторов можно считать фото­искусство. Сегодня фотография занимает около 7% рынка современного искусства, а объем ее продаж на аукционах увеличился на 1300% с конца 1990-х (+1,270% между 1998 и 2008 гг.).

На данный момент фотография является одним из наиболее прибыльных сегментов арт-рынка: с января 1999-го по апрель 2010 г. цены на нее поднялись на 81% (в то время как живопись прибавила «всего» 59%). В период финансового кризиса 2008—2009 гг. спрос на фотографии повышался более чем на 5%. При этом продолжалось и удорожание произведений фотографического искусства, подтвержденное знаковыми продажами 2010 г.

Топ-лотом первой половины 2010 г. стал «Наутилус» (1927 г.) Эдварда Уэстона (Edward Weston), приобретенный за 1,08 млн долл. при оценке 300–500 тыс. Текущий аукционный максимум для него — 1,6 млн долл. («Обнаженная», 1925 г.), вырученные на аукционе Sotheby’s 7 апреля 2008 г. На втором месте — другой отпечаток «Наутилуса», ушедший в 2007 г. (опять же на Sotheby’s) за 1,1 млн долл.

Осенью этот рекорд посткризисного рынка был побит работой Pyongyang IV современного германского фотографа Андреаса Гурски (Andreas Gursky), проданной в Лондоне за 1,3 млн евро с двукратным превышением эстимейта в 585 тыс. евро. Фотографии А. Гурски входят в число наиболее дорогих произведений этого вида искусства на современном рынке (упомянутая работа не единственная, перешедшая миллионный порог на торгах).

В ноябре 2010 г. в Париже во время ежегодного фестиваля Paris Photo четыре аукционных дома (Sotheby's, Christie's, Piasa and Ader Nordmann & Kapandji Morhange) провели торги на общую сумму 14 млн евро. В ходе аукциона было установлено 32 ценовых рекорда в области фотографии. Лидером продаж стала работа Ричарда Аведона Dovima with elephants, Evening dress by Dior, Cirque d'Hiver, Paris, купленная за 700 тыс. евро (ранее она была отдана за 330 тыс. евро). Кроме того, был обеспечен высочайший уровень ухода лотов: на торгах Christies’s, например, он составил 100%, хотя обычно не бывает более 70%.

Напротив, рынок старых мастеров, самый «выдержанный» и сформированный сегмент рынка, в 2010 г. не демонстрировал выдающихся результатов по всем параметрам — мало запоминающихся предложений, меньше доля реализованных лотов и уровень превышения эстимейтов и в целом слабый интерес со стороны покупателей. Это в значительной мере связано с лавинообразным ростом новых рынков, прежде всего азиатских, чутко реагирующих на наиболее яркие и спекулятивные предложения участников рынка.

Знаменательным 2010 г. стал и для многих крупнейших игроков. Аукционный дом Christie’s, бесспорный лидер мирового арт-рынка, показал лучший за всю историю фирмы результат. За минувший год в стенах этого дома было продано произведений искусства на 5 млрд долл. Доля реализованных лотов — 79%, для топ-лотов (стоимостью от 500 тыс. до 10 млн фунтов стерлингов) уход составил 90%, что является индикатором высокой степени готовности рынка к серьезным сделкам. Интересен тот факт, что 28% продаж Christie’s состоялись через online-систему торгов Christie’s LIVE, что, несомненно, расширяет географию и доступность активов для покупателей и инвесторов из разных стран мира. Лидерами роста оказались азиатские подразделения Christies (Китай и ОАЭ), продажи которых увеличились более чем на 110% (в Дубаи — на 157%), хотя эти регионы в общей структуре бизнеса занимают пока менее 20%. Впечатляющую динамику (также более 100%) продемонстрировало и североамериканское подразделение Christie’s, запомнившееся рядом ярких сделок с произведениями современного искусства, о некоторых из которых было сказано выше.

Все эти события привели к тому, что ведущий индекс арт-рынка Mei Moses Fine Art Index в 2010 г. в очередной раз переиграл фондовый рынок. В 2010 г. он поднялся на 16,6%, опередив индекс S&P 500 — 15,06% за тот же период. Этот недавно опубликованный факт подтвердил общую многолетнюю тенденцию — арт-индексы всегда превышают фондовые в периоды роста и меньше падают во время кризисов и рецессий. Важным наблюдением также оказалось то, что в ретроспективе искусство обошло фондовый рынок по взвешенным среднегодовым темпам прироста: арт-индекс показал 4,86 и 3,59% за 10 и 5 лет соответственно, а S&P 500 — 1,35 и 2,28%. В целом искусство идет практически вровень с фондовым рынком в долгосрочном (50-летнем) горизонте — среднегодовое увеличение индекса Mei Moses за аналогичный период составило 9,23% против 9,73% S&P 500.

Позитивные тренды, а также сравнительная устойчивость арт-рынка в 2008–2009 гг. являются факторами, подпитывающими различные идеи в области инвестиций в художественные ценности. Вопросы секьюритизации арт-активов стали одними из наиболее обсуждаемых в последние полгода. В частности, этой теме было посвящено одно из мероприятий, прошедшее в рамках Art Basel Miami в декабре 2010 г. Немало масла в огонь подливает и законодательно закрепленная возможность создания паевых инвестиционных фондов художественных ценностей, которые могут формироваться за счет вносимых денежных средств и реальных арт-активов. Этот факт представляется особенно интересным в связи с тем, что ранее арт-фонды учреждались исключительно на основе офшорного регулирования, что влекло за собой определенные ограничения деятельности в области арт-инвестиций. Но это уже тема другого обзора.

Материал подготовлен F.ART.MARKETING

Подробнее об инвестициях в искусство - invest-in-art.ru


Содержание (развернуть содержание)
ЗПИФ художественных ценностей «Собрание. ФотоЭффект»: уникальные активы и инновационное управление
Искусство альтернативных инвестиций: где искать двузначный уровень доходности на арт-рынке?
Рынок художественных ценностей в 2010 году: на пороге нового десятилетия
Закрытые ПИФы открыты для инвестиций: имущественные налоги в российских фондах
Институциональные инвесторы и брокеры: основы взаимовыгодного сотрудничества
Кредитные фонды как многофункциональный инструмент. Основы взаимовыгодного сотрудничества банков, УК, институциональных инвесторов
Инвестиционный комитет: формирование, порядок одобрения сделок с имуществом, составляющим ПИФ
Эндаумент-фонды: перспективы для НКО и новый сегмент для доверительного управления
Фонды прямых инвестиций: проверка кризисом
Эффективное структурирование деятельности инвестиционных фондов — успешные стратегии выхода из проектов
Инвестиционный сектор Европы: новые успехи индустрии хедж-фондов
Моральный риск в договорах доверительного управления
Погодные индексы
Что произошло на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций в 2010 году

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100