Casual
РЦБ.RU

Искусство альтернативных инвестиций: где искать двузначный уровень доходности на арт-рынке?

Март 2011

Мировой арт-рынок продолжает преуспевать по сравнению с основными инвестиционными рынками — по итогам первых двух месяцев 2011 г. мировые аукционы вновь ставят ценовые рекорды по дюжине художников, целый ряд важных аукционных сессий заканчивается полной или почти полной распродажей всех лотов, а индекс акций компаний арт-индустрии Skate’s Art Stocks Index стабильно показывает опережающий рост в сравнении с индексами S&P 500 и РТС.

Пожалуй, самым привлекательным направлением инвестиций в начале 2011 г. оказались акции крупнейших компаний, обслуживающих рынок предметов искусства. Котировки аукционного дома Sotheby’s за первые два месяца 2011 г. поднялись на 7,24%, или более чем на 40% годовых для тех, кто купил эти бумаги в последнюю торговую сессию прошлого года. Вторая по рыночной капитализации компания из Skate’s Art Stocks Index — швейцарский организатор выставок и ярмарок MCH Group (среди прочего проводит ярмарки Art Basel и Baselworld), за тот же период прибавила 4,72%, или более чем 25% годовых. В обоих случаях инвесторы с оптимизмом смотрят на перспективы увеличения объема мирового рынка торговли предметами искусства и способность лидеров этого рынка (таких, как Sotheby’s и MCH Group) расти вместе или быстрее с развитием мировой арт-экономики.

Уровни доходности в 25–40% годовых чрезвычайно редки для инвестиций в сами предметы искусства — средневзвешенная доходность вложений в предметы искусства инвестиционного качества (по выборке Skate’s Top 5000), замеряемая по повторным продажам, составила 4,26% годовых по состоянию на 28 февраля 2011 г., и это до затрат на владение и налогов. Тем не менее к началу 2011 г. по сделкам непосредственно с предметами искусства сложилась четкая «группа лидеров» по инвестиционной доходности, при этом рынок работ Жана-Мишеля Бас­киа был самым быстро растущим по итогам 2010 г., и эта тенденция явно сохраняется в начале 2011 г. (табл. 1).

Далее подробнее об итогах 2010 г. и отдельный фокус на группу сравнения для сделки с работой Фрэнсиса Бэкона Three Studies for Portrait of Lucian Freud — эта картина была продана в феврале 2011 г. за 37 млн долл. и стала 58-й из самых дорогих картин в мире и 2-й самой дорогостоящей сделкой на аукционном рынке в первые два месяца 2011 г. Кейс по Ф. Бэйкону интересен прежде всего как напоминание о часто иррациональной базе формирования аукционных цен по значимым предметам искусства.

Основные тенденции 2010 г.

Год 2010-й показал выдающиеся результаты в области премиального сегмента рынка произведений искусства. Рекордные значения были достигнуты не только по индивидуальной стоимости, но и по общему объему торговли.

Как показывает наша статистика, в течение всего прошлого года состоятельные люди, государственные и частные музеи, художественные фонды и другие институты были готовы приобретать произведения искусства по семи­значным ценам. По итогам 2010 г. мы зарегистрировали 588 новых аукционных продаж в рейтинге Skate’s Top 5000. Это повлияло на ценовой порог входа, который увеличился на 7,1%, и сейчас, чтобы попасть в Skate’s Top 5000, произведение искусства должно быть куплено по цене, превышающей 1,87 млн долл.

Общий объем продаж в Skate’s Top 5000 в 2010 г. достиг отметки в 3,63 млрд долл., или 6,1 млн долл. в расчете на одно произведение искусства.

Премиальный сегмент мирового рынка художественных ценностей становится все более и более многообразным. Из 223 художников, чьи работы ушли с аукционов по ценам, превосходящим установленную Skate’s границу входа в 1,87 млн долл., 47 — впервые появились на аукционах (46 их них являются ныне живущими), 53 — выходцы из стран БРИК. Единственным очевидным и стабильным трендом в мире изобразительного искусства было преобладание на арт-рынке авторов-мужчин. В 2010 г. в рейтинг Skate’s Top 5000 попало только 8 женщин (из 223 человек).

Статистика 2010 г. подтвердила один из наиболее важных прогнозов: рост объема вторичных продаж и количество повторных продаж премиальных произведений искусства сравним с дорогостоящими работами, которые впервые появились на аукционном рынке. В 2010 г. повторные продажи составили 12,3% от всех продаж внутри Skate’s Top 5000 и 13,9% от общего объема. Показатель фактической ставки дохода повторных продаж, предложенный компанией Skate’s, становится очень удобным инструментом для измерения доходности инвестиций в мире искусства, особенно учитывая, что число художников более чем с 5 повторными продажами в Skate’s Top 5000 к декабрю 2010 г. увеличилось до 154 чело­век (наибольший показатель за всю историю). Что касается возврата инвестиций, то средневзвешенный показатель фактической ставки дохода повторных продаж увеличилсся 4,10 до 4,24% в год (не считая стоимости владения и налогов).

Изменения в капитализации рынка

При объеме продаж в 3,6 млрд долл. в одном лишь 2010 г. наиболее дорогостоящие шедевры живописи, включенные в Skate’s Top 5000, на данный момент оцениваются в 26 млрд долл. В то же время капитализации рынка всех мировых дорогостоящих произведений искусства едва ли хватит, чтобы приобрести хотя бы 25% компании Pepsi co Inc. Тем не менее Skate’s Top 5000 дает достаточно информации для прогнозирования рыночных тенденций, которые будут наблюдаться в 2011 г. Эти данные легли в основу нашего прогноза рынка, который приведен ниже.

Во-первых, мы видим на рынке большой потенциал художников, чьи картины в значительном объеме сконцентрированы в частных коллекциях. Кроме того, перспективными нам представляются работы с многократными рекордными продажами. Инвестиции стабильно поступают в наиболее ценные и ликвидные полотна. Сделки с ними обычно приносят доход в строго определенных границах, которые постепенно расширяются.

Как свидетельствует табл. 3, впечатляющие рекорды по норме доходности (ERR) в основном устанавливают художники с наименее ликвидными полотнами и небольшой историей на аукционном рынке. Рыночная стоимость их картин невелика. Ни один из художников первой десятки по рыночной капитализации работ не имел ERR более 35% за всю историю торгов. Обычно их ERR значительно ниже 20% (4,24% — средний показатель ERR для Skate’s Top 5000).

В то же время спрос на произведения художников с исторически высокой нормой доходности был неустойчивым. В 2010 г. картины Дэмиена Херста, Фрэнсиса Бэкона, Тома Вессельмана и Юа Миньцзюня не продавались повторно на аукционном рынке, тогда как продажи полотен Исаака Левитана, Бориса Кустодиева, Франца Хола I, а также работы неизвестного автора «Легенда святой Варвары» в 2010 г. вообще не было ни одной на аукционе. У Исамы Ногучи — лидера по ERR за 2010 г. — зафиксирована только одна повторная продажа из Top 5000. В 2010 г. уникальны данные по Огюсту Родену, поскольку только его шедевры имеют одновременно большую стоимость, стойкие повторные продажи и феноменально высокий средневзвешенный показатель ставки дохода — около 90% в год. Примечательно, что «успех» Родена сложился в результате трех из четырех рекордных повторных продаж в 2010 г., и это заставляет задуматься: может ли подобное повториться в 2011 г. или это было аномальное явление, вызванное кратковременным ажиотажем вокруг произведения великого мастера?

Во-вторых, при изучении статистики рынка произведений искусства за 2010 г. потрясает преобладание работ Пабло Пикассо и Энди Уорхола в большинстве категорий. Оба художника являются «чемпионами» 2010 г. по количеству аукционных продаж, повторных продаж (Э. Уорхол лидирует в обеих категориях) и валовому объему продаж (здесь № 1 — Пикассо).

Содержание табл. 4 помогает сделать менее очевидное, но, возможно, более интересное наблюдение: на мировом рынке искусства появляются две развивающиеся «инвестиционные истории». Первая — это китайский живописец Чжан Дацянь, в настоящее время занимающий 65-е место в списке Skate’s самых ценных художников, основанном на оценке произведений искусства из Top-5000. 17 из 20 работ Ч. Дацянь сменили своих владельцев в 2010 г., при этом их ERR составляет 25,17%, что делает художника практически самым популярным на рынке искусства в 2010 г. Вторая история — это Жан-Мишель Баския. В настоящее время он находится на 21-м месте среди самых ценных художников в Skate’s Top 5000. Из 11 продаж Ж.-М. Баския в Skate’s в 2010 г. 4 были повторными, они обеспечили художнику 36,9% средневзвешенного ERR. По сравнению с нормами доходности на картины П. Пикассо и Э. Уорхола (4,17 и 19,26%, соответственно) вложения в работы Ж. Дакьяня и Ж.-М. Баскии обещают более высокий процент возврата инвестиции, но с большим риском.

И наконец, наше третье наблюдение касается тех дорогостоящих художников, которые в 2010 г. не продали ни одной из своих картин. Художники из рейтинга Топ ERR показывают выдающиеся результаты, в то время как общепризнанные художники предоставляют более устойчивый доход (табл. 5). В 2011 г. рынок непременно будет следить за работами таких мастеров, как Эдгар Дега, Пит Мондриан и Эдвард Мунк, поскольку инвесторы будут искать новые ценовые ориентиры для этих высоко оцениваемых художников.

Подробнее об инвестициях в искусство - invest-in-art.ru


Содержание (развернуть содержание)
ЗПИФ художественных ценностей «Собрание. ФотоЭффект»: уникальные активы и инновационное управление
Искусство альтернативных инвестиций: где искать двузначный уровень доходности на арт-рынке?
Рынок художественных ценностей в 2010 году: на пороге нового десятилетия
Закрытые ПИФы открыты для инвестиций: имущественные налоги в российских фондах
Институциональные инвесторы и брокеры: основы взаимовыгодного сотрудничества
Кредитные фонды как многофункциональный инструмент. Основы взаимовыгодного сотрудничества банков, УК, институциональных инвесторов
Инвестиционный комитет: формирование, порядок одобрения сделок с имуществом, составляющим ПИФ
Эндаумент-фонды: перспективы для НКО и новый сегмент для доверительного управления
Фонды прямых инвестиций: проверка кризисом
Эффективное структурирование деятельности инвестиционных фондов — успешные стратегии выхода из проектов
Инвестиционный сектор Европы: новые успехи индустрии хедж-фондов
Моральный риск в договорах доверительного управления
Погодные индексы
Что произошло на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций в 2010 году

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100