Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Бик Светлана, Руководитель проекта «Институциональные инвестиции в искусство»

  • Все статьи автора

ЗПИФ художественных ценностей «Собрание. ФотоЭффект»: уникальные активы и инновационное управление

Март 2011

Фонды художественных ценностей — последняя новация на рынке коллективных инвестиций в России. Нормативная основа их появления — Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 6 августа 2009 г. № 09-30/пз-н «О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Федеральной службы по финансовым рынкам».

Основное отличие фондов художественных ценностей от других категорий фондов заключается в составе активов, куда, естественно, могут входить уникальные произведения искусства. Перечень типов художественных ценностей определен ст. 7 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 20 мая 1993 г., № 20, ст. 718), к которым, в частности, относятся:

  • картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;
  • оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы;
  • оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;
  • гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;
  • фото-, фоно-, кино-, видеоархивы;
  • старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), в том числе редкие рукописи и документальные памятники.

Первые случаи создания подобных фондов в мире относятся к началу XX в. Однако наиболее известным примером может служить фонд, существовавший в 1970—1980-е гг. и принадлежавший Пенсионному фонду Британских железных дорог. В настоящее время в мире насчитывается около 40 фондов, которые инвестируют в произведения искусства. Однако все они действуют в контексте своего национального законодательства и существенно различаются по своей организационно-правовой форме.

В России фонды художественных ценностей могут функционировать как акционерные либо паевые инвестиционные фонды. Благодаря изменениям, внесенным в законодательство, регулирующее рынок коллективных инвестиций в России, впервые появились все необходимые условия для деятельности таких фондов, в том числе в части возможности оплаты паев имуществом. В связи с этим их создание в нашей стране считается началом нового этапа развития инвестиций в искусство, а также механизмов секьюритизации художественных ценностей.

В конце февраля — начале марта 2011 г. было завершено формирование Закрытого паевого инвестиционного фонда художественных ценностей «Собрание. ФотоЭффект». Стоимость имущества на дату формирования фонда превысила 14 млрд руб.

Фонд находится под управлением Управляющей компании «АГАНА», одной из крупнейших в России. «АГАНА» успешно работает на фондовом рынке более 10 лет и входит в группу АА (очень высокий, второй уровень) по индивидуальному рейтингу надежности УК Национального рейтингового агентства.

На этапе формирования Фонда минимальный размер инвестиций в паи составлял 500 тыс. руб. В случае выпуска дополнительных паев их минимальный объем равен 3 млн руб.

ЗПИФ художественных ценностей «Собрание. ФотоЭффект» является единственной в своем роде конструкцией, в которой секьюритизированы необычные для российского рынка активы — коллекции фотографий.

Фотоколлекция: краткое знакомство

Активы ЗПИФ «Собрание. ФотоЭффект» сформированы на основе уникальных фотоколлекций: здесь представлены около 200 тыс. авторских отпечатков и 300 тыс. негативов более 250 выдающихся мастеров отечественной и зарубежной фотографии. Коллекцию дополняют автографы и другие документы великих фотографов, редчайшие книги в области фотографического искусства.

ЗПИФ «Собрание. ФотоЭффект» является в настоящее время одним из самых обширных и репрезентативных собраний русской и мировой фотографии.

Шедевры мирового значения. Коллекция фонда включает безусловные раритеты мирового значения — ценные снимки Российского Императорского дома, произведения Александра Родченко, шедевры Роберта Дуано (Robert Doisneau), эксперименты Жермана Круля (Germaine Krull), Андре Кертеша (Andre Kertesz), работы основателя Фотографического общества Англии и личного фотографа Королевы Виктории Роджера Фентона (Roger Fenton).

В активах фонда — «жемчужины» мировой и отечественной фотографии, представленные в единичных экземплярах, включая самую раннюю технику — дагерротипы (способ фотографирования на металлической пластинке, покрытой слоем йодистого серебра, который применяли до 1850-х гг. XIX в.). К примеру, 13 дагерротипов Жиро де Пранже (Girault de Prangey) — абсолютный рекорд для частных коллекций. Кстати, этот фотограф входит в десятку самых дорогих в мире: известны продажи до 1 млн долл. за один его снимок.

Благодаря редчайшим коллекционным артефактам можно в буквальном смысле слова перелистать драматические страницы российской истории и увидеть в подробностях, например, как разрушали храм Христа Спасителя. В собрании фонда есть альбом, посвященный этому событию и предположительно подготовленный для И. Сталина.

Легендарные фотографы. Активы фонда включают работы практически всех российских (советских) мастеров мирового уровня, а также лучших представителей зарубежной фотографии начиная с середины XIX столетия и до наших дней.

В собрании «ФотоЭффект» размещены архивы 11 фотографов, имена которых уже вписаны в анналы мирового фотоискусства. Среди них — классики русской и мировой фотографии А. Гринберг (1910-х гг.), А. Хлебников, Г. Зельма, Д. Бальтерманц; первый редактор журнала «Советское фото» В. Мусинов; советский фотограф 1940–1970-х гг. А. Морозов; фоторепортер газеты «Советский спорт» А. Баташев (с 1950-х до начала 1970-х гг.); знаменитый мексиканский пикториалист начала прошлого века Либрадо Гарсия Смарт (Librado Garcia Smarth); немецкий фотограф 1950–1970-х гг., приверженец нового немецкого стиля Ханс Ферстер-Хайнцель (Forster-Heintzel Hans); известный итальянский мастер Тацио Секкьяролли (Tazio Secchiaroli); замечательный аргентинский фотограф Вернер Моэсле (Werner Moesle).

В коллекции представлены произведения выдающихся авторов ранней русской фотографии Джованни Бианки, Торвальда Митрейтера, Андрея Карелина, Вилльяма Каррика, С. и Л. Левицких, Альфреда Лоренса и Альберта Фелиша, Михаила Настюкова.

В собрании есть работы Сергея Прокудина–Горского — создателя первой русской цветной печати, а также родоначальников пикториальной фотографии в России Анатолия Трапани и Николая Петрова. Пиктореализм — это течение в фотографическом искусстве конца XIX — начала ХХ вв., которое выделяло в фотографии черты, сближавшие ее с живописью и графикой.

Коллекция фонда — это яркая фотолетопись истории нашей страны. Она включает в себя портфолио одного из самых известных фотохудожников советского периода Александра Родченко, произведения военных фотографов — Марка Редькина, Василия Егорова, Александра Житомирского, Г. Вайля, Бориса Кудоярова, а также классиков советской послевоенной фотографии — Наума Грановского, Михаила Грачева, Роберта Диамента, Анатолия Гаранина, Романа Кармена, Анатолия Морозова, Виктора Руйковича, Георгия Сошальского, Всеволода Тарасевича, Евгения Халдея.

Эпохи вождей талантливо запечатлели на своих снимках фотограф семьи И. Сталина и других высших партийных деятелей Евгений Явно и общепризнанные мастера брежневской эпохи Яков Халип, Лев Шерстенников и Алексей Гостев.

Наряду с российскими и советскими фотографами в собрании фонда присутствуют и зарубежные звезды.

Заметная часть активов — это работы классиков ранней европейской фотографии 1850–1880-х гг., среди которых, в частности, Олимпия Агуадо (Olympe Aguado), Уильям-Лейк Прайс (William-Lake Price), Чарльз Марвиль (Charles Marville), Джулия Маргарет Камерон (Julia Margaret Cameron), Идвирд Майбридж (Eadweard Muybridge), Анри Ле Секом (Henri Le Secq), Феликс Бонфис (Felix Bonfils), а также зарубежной фотографии более позднего периода.

В собрании «ФотоЭффект» находятся подлинные шедевры зарубежной фотографии, созданные за всю историю ее развития — вплоть до сегодняшних дней.

Выдающиеся события и люди. В фотографии, как и в любом другом сегменте искусства, в разные годы доминировали различные тенденции, настроения и стили. Однако во все времена главным интересом фотохудожника был человек, его внутренний мир, его поведение как индивидуума. Но если люди проявляют себя в поступках и действиях, то общество и история — в событиях.

Фотоискусство позаботилось о том, чтобы снимки донесли до современников не только образы известных личностей, но и увековечили знаменательные события. В собрании фонда — уникальный альбом Михаила Ревенского с первым фоторепортажем Балканской войны середины XIX в. и первая в истории русской фотографии съемка театральной постановки «Записки из сумасшедшего дома», ценный архив Первой мировой войны и не менее редкие альбомы строительства Ферганского канала и Волховской ГЭС, фотографии Всемирной выставки 1937 г. в Париже, где были продемонстрированы достижения человечества накануне Второй мировой войны, и фотосвидетельства Нюрнбергского процесса, на котором был вынесен приговор фашизму.

Один из важнейших жанров, представленных в коллекции, — документальная фотография, которая рассказывает не только о знаковых событиях в жизни человечества, но и о лидерах мировой и отечественной истории.

В собрании «ФотоЭффект» — более 1000 портретов деятелей отечественной и мировой культуры и искусства, общественной жизни и политики, спорта и науки.

Лев Толстой, Федор Достоевский, Иван Тургенев, Марк Шагал, Александр Таиров, Всеволод Мейерхольд, Константин Станиславский, Дмитрий Шостакович, Игорь Стравинский, Владимир Высоцкий — вот неполный перечень имен великих писателей, поэтов, художников, музыкантов и театральных деятелей портретной галереи фонда. Есть в ней и фотопортреты политиков, общественных деятелей и военачальников: Владимира Ленина, Феликса Дзержинского, Иосифа Сталина, Георгия Жукова, и даже таких одиозных фигур, как Адольф Гитлер.

Особую культурно-историческую ценность имеют фотоархивы известных исторических личностей, в частности архив графа Николая Орлова, который включает в себя портреты высшей дворянской знати, выполненные такими мастерами русской и западной фотографии XIX в., как Сергей Левицкий, Карл Бергамаско, Андрей (Генрих) Деньер, Disdery и др.

В «ФотоЭффекте» есть уникальные архивы отечественных партийных и общественных лидеров советского периода — Лазаря Кагановича, Семена Буденного, Григория Орджоникидзе, Леонида Брежнева, а также представителей мировой культуры — поэта Матвея Ройзмана, художника В. Лебедева, композитора Анатолия Лядова, писателей Евгения Петрова и Ильи Ильфа, Зинаиды Райх и Всеволода Мейерхольда, пианиста Ван Клиберна (Harvey Lavan Cliburn), а также фотоархив Тацио Секкьяролли (Tazio Secchiaroli), включающий в себя собрания кинематографистов итальянского неоклассицизма Федерико Феллини (Federico Fellini) и Пьера-Паоло Пазолини (Pier Paolo Pasolini), и др.

Сегодня уже практически беспредметны споры о том, является ли фотография искусством или нет. Вся история ее существования, ярко представленная в собрании Фонда художественных ценностей «ФотоЭффект», подтверждает право фотографии на высокий статус искусства, которое не может состояться в отрыве от факта, события или объекта, т. е. в отрыве от жизни.

Фотоколлекция: три признака инвестиционного актива

Действительно, фотография — непривычный актив для российских паевых инвестиционных фондов. Однако на мировом рынке современного искусства она занимает уже около 7%, а объем ее продаж на аукционах за последние десять лет увеличился на 1000% (подробности об итогах 2010 г. на мировом рынке художественных ценностей вы прочтете в специальном материале нашего проекта). То есть речь идет о полноценном динамично развивающемся сегменте арт-рынка, причем одном из наиболее прибыльных: за 10 лет цены здесь практически удвоились.

Начиная с 1971 г., когда в рамках аукциона Sotheby’s были проведены первые специализированные торги фотографий, стоимость 34 индивидуальных работ преодолела рубеж в 1 млн долл. каждая.

Каковы же признаки инвестиционного актива у коллекции фотографий?

Первый: фоторынок стал полноправным сегментом современного арт-рынка, а инвестиционная привлекательность последнего не вызывает сомнений. У фотографии объективно сформировалась история, периодизация, на этом рынке появились звезды, кумиры, эксперты и легенды, прошло несколько технологических трансформаций, сложились традиции.

Исследователи отмечают, что с момента появления фотографии в 1826 г. интерес к ней неоднократно менялся. Естественно, что прежде всего ценили ее утилитарное свойство — быть документом, фиксирующим события и людей. Лишь на рубеже ХIX–ХХ вв., когда значительно усовершенствовалась фототехника и печать, стали очевидны художественные достоинства фотографии.

Как поле для арт-экспериментов ее восприняли авангардисты 1920–1930-х гг. Тогда же фотография показала себя и как мощное средство рекламы и пропаганды. С тех пор стала стремительно развиваться репортажная фотография. В 1947 г. Анри Картье-Брессон, Роберт Капа, Дэвид Сеймур и Джордж Роджер основали агентство Magnum, отстаивающее гуманистические принципы в своей репортерской деятельности. В 1968 г. в Арле состоялся первый крупный фотографический фестиваль, который стал ежегодным.

Так у фотографии появились своя история, свои главные имена. Это искусство привлекло внимание серьезных коллекционеров, возник фотографический сегмент арт-рынка. С 1980 г. в США издается профессиональный журнал для коллекционеров, дилеров и кураторов The Photograph Collector. С 1997 г. проводится ярмарка Paris Photo, с 2004 г. — ярмарка Photo London.

Второй: наличие признанных критериев в вопросах ценообразования в области фотографии. Самые ценные — авторские отпечатки, сделанные в то же время, что и сама съемка, так называемые vintage. Их тираж может быть лимитирован и пронумерован, а может быть непронумерованным, но подтвержден указанием или подписью автора на обороте. Экземпляр № 1 считается самым дорогим. Стоимость остальных отпечатков может варьироваться в зависимости от того, сколько экземпляров находится в свободном обращении на рынке. Традиционно авторские тиражи не превышают 25 экземпляров. Правда, современную фотографию большого формата, которая наклеивается на пластиковую основу, печатают значительно меншим тиражом — в количестве не более 6 экземпляров. На том же Sotheby’s отпечаток № 1 пейзажа Андреса Гурски размером 226 х 150 см из тиража в 6 экземпляров ушел за 48 500 фунтов стерлингов.

Даже если сам автор напечатал фотографию спустя годы после момента съемок, она ценится значительно дешевле первых винтажных отпечатков. Кстати, именно такие отпечатки и составляют основную массу фотографий, выставляемых на торгах. По установившимся правилам, минимальной ценностью обладают современные отпечатки со старых негативов.

Третий: наличие признанных ценовых ориентиров в фотосегменте современного арт-рынка. На мировом рынке стали проходить фотографические аукционы, на которых заключаются уникальные сделки и устанавливаются рекорды продаж, и это говорит о том, что в данном сегменте рынка возможна большая маржа.

Помимо наиболее известных аукционных площадок Christie’s и Sotheby’s специализированные фотографические торги проводят Phillips de Pury and Company, Bonham’s, Swann Galleries Auction, PIASA и некоторые другие компании.

Примечательно, что русская и российская фотография, составляющая немалую часть коллекции фонда, — это растущая доля в расширяющемся сегменте мирового арт-рынка. Русская фотография до сих пор была представлена эпизодическими продажами и небольшим, не более десятка, кругом имен. При этом мировой рынок фотографии регулярно переживает взлеты и фиксацию цен на работы представителей «национальной» фотографии. Так было, например, с чешскими и китайскими авторами.

Фотоколлекция: страхование, хранение и оценка по мировым стандартам

Законодательство предъявляет максимально высокие требования к надежности страховых компаний, которые осуществляют страхование и перестрахование художественных ценностей, входящих в состав активов фондов художественных ценностей, и к условиям их страхования.

Каждое произведение искусства в составе активов ЗПИФа художественных ценностей «Собрание. ФотоЭффект» подлежит страхованию в ОАО «СОГАЗ», обязательства по страховым выплатам которого в отношении художественных ценностей Фонда перестрахованы иностранной страховой организацией, имеющей международный рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня ВВВ– по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтингс» (Fitch Ratings) или «Стандарт энд Пурс» (Standard & Poor's) либо не ниже уровня ВааЗ по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody's Investors Service). При этом художественные ценности застрахованы практически от всех рисков их утраты, гибели и повреждения на всю их оценочную стоимость.

В соответствии с требованиями страховщиков при страховании по принципу «все риски», а также международными стандартами музейного хранения и учета все художественные ценности размещаются в специально оборудованных хранилищах, где в обязательном порядке соблюдается температурно-влажностный режим, правила неповреждающего газопожаротушения и другие требования, ведется круглосуточное видеонаблюдение и охрана.

Учет и хранение активов организованы на основании рекомендаций специалистов авторитетных организаций — компании IRON MOUNTAIN, мирового лидера в сфере учета и хранения документов, Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО, выполняющего функции центрального депозитария Музейного фонда РФ, Государственной Третьяковской галереи, а также Национальной организации экспертов в области искусства (НОЭКСИ, Россия).

В соответствии с заключенным договором активы фонда хранит специализированный депозитарий — Открытое акционерное общество «Специализированный депозитарий «ИНФИНИТУМ».

Ключевым элементом системы управления активами Фонда художественных ценностей «Собрание. ФотоЭффект» является система их оценки и переоценки, поэтому УК «АГАНА» использует ресурсы лучших российских и зарубежных экспертов.

Оценку всей коллекции Фонда осуществяли три независимых оценщика: французская компания SARL CEROS Librairie Serge Plantureux, американская фирма Master Piece Fine Art Appraisals, а также российская фирма «Арт Консалтинг», которая и свела результаты оценки в единый документ.

«Арт Консалтинг» — единственный оценщик в России, признанный Lloyd’s of London при страховании художественных ценностей. При наличии оценки компании «Арт Консалтинг» лимит перестрахования, установленный Lloyd’s для российских страховщиков, — 100 млн долл. по единичному риску, без ограничения числа таких рисков. «Арт Консалтинг» единственный оценщик в России, располагающий собственной технологической лабораторией для исследований и верификации объектов оценки — художественных ценностей.

По отдельным коллекциям и типам художественных активов УК «АГАНА» опирается на исследования и мнения ведущих оценщиков и экспертов, специализирующихся на конкретных видах искусства или авторах, и аттестованных наиболее авторитетными союзами и ассоциациями экспертов и оценщиков — Appraisers Association of America, Senior Certified and Executive Board Members, An App­raisal Alliance NYC, Getty Research Institute for the History of Arts and the Humanities, и др.

Фотоколлекция: специфика управления активами

Работа управляющих фонда имеет постоянное и авторитетное экспертно-консультационное сопровождение не только по вопросам выбора активов, что является одной из главных задач, но и по всем другим аспектам его деятельности (участие в аукционах, организация выставок, издательское дело). Именно для таких целей при фонде создается экспертно-консультационный орган — Наблюдательный совет, в состав которого войдут известные в своей сфере профессионалы, в том числе и ведущие эксперты в области фотографии — такие как авторитетный российский коллекционер, галереист и куратор крупных выставок Анатолий Злобовский, а также его коллега — французский специалист, один из основателей Некоммерческого фонда развития рынка фотографии Clementine Серж Плантюро.

Поскольку ЗПИФ художественных ценностей «Собрание. ФотоЭффект» не является фондом для квалифицированных инвесторов, инвестиционный комитет не предусмотрен. Однако во многом его функции призван выполнять Наблюдательный совет, который будет давать заключения о целесообразности сделок с теми или иными активами.

УК «АГАНА» для эффективного управления активами ЗПИФа художественных ценностей «Собрание. ФотоЭффект» запланировала активную выставочную деятельность в крупнейших музеях мира (2–3 «титульных» и 10–12 тематических выставок в год), а также в больших регио­нальных музеях России (4–6 «титульных» выставок в год).

Предполагается участие в торгах на площадках ведущих аукционных домов (Christie’s, Sotheby’s, Philips de Pury, MacDougall’s и т. д.) и специализированных домов, соответствующих специфике активов. По их итогам будет проводиться регулярная переоценка активов фонда.

Запланировано обращение паев фонда на ММВБ при поддержке маркет-мейкеров.

В период жизнедеятельности фонда его чистые активы могут как расти, так и уменьшаться. Соответственно, может колебаться и стоимость пая. Изменение СЧА будет происходить по результатам регулярной (раз в полгода) переоценки активов на основе публичных продаж.

Стоимость пая будет также изменяться по итогам торгов паями на фондовых биржах.

Анализ статистики доходов, получаемых от инвестиций в художественные ценности, показывает, что максимальная эффективность достигается при долгосрочном инвестировании — от 7 до 15 лет. При этом речь идет как об абсолютной, так и об относительной эффективности в сравнении с другими инвестиционными инструментами. Именно на долгосрочном горизонте художественные ценности обеспечивают преимущество перед такими инвестиционными решениями, как драгоценные металлы и недвижимость.

В России сегмент институциональных форм инвестиций в искусство находится сейчас в стадии формирования. Однако уже становятся очевидными плюсы организованной системы вложения средств в художественные ценности:

  • наличие профессиональной инфраструктуры (хранилище, страхование, экспертиза и оценка, выставочная деятельность);
  • возможность диверсифицировать инвестиционный риск на множество различных произведений вместо концентрации на отдельно взятом;
  • возможность использования ценной бумаги — пая — как финансового инструмента (например, для залога), что является более привычным процессом для банков и финансовых учреждений, нежели непосредственная работа с произведением искусства;
  • более высокая ликвидность ценной бумаги по сравнению с арт-объектом;
  • возможность получения дохода от курсовой разницы ценных бумаг.

Безусловно, у прямых инвестиций в предметы искусства есть одно существенное преимущество — эмоциональное удовольствие от созерцания художественной ценности по личному желанию. Однако с появлением механизма ПИФов у любителей прекрасного появилась возможность сочетать полезное с приятным: любимые произведения можно покупать для собственного удовольствия в индивидуальном порядке, а в инвестиционно привлекательные активы вкладывать деньги через фонды художественных ценностей.

Подробнее об инвестициях в искусство - invest-in-art.ru


Содержание (развернуть содержание)
ЗПИФ художественных ценностей «Собрание. ФотоЭффект»: уникальные активы и инновационное управление
Искусство альтернативных инвестиций: где искать двузначный уровень доходности на арт-рынке?
Рынок художественных ценностей в 2010 году: на пороге нового десятилетия
Закрытые ПИФы открыты для инвестиций: имущественные налоги в российских фондах
Институциональные инвесторы и брокеры: основы взаимовыгодного сотрудничества
Кредитные фонды как многофункциональный инструмент. Основы взаимовыгодного сотрудничества банков, УК, институциональных инвесторов
Инвестиционный комитет: формирование, порядок одобрения сделок с имуществом, составляющим ПИФ
Эндаумент-фонды: перспективы для НКО и новый сегмент для доверительного управления
Фонды прямых инвестиций: проверка кризисом
Эффективное структурирование деятельности инвестиционных фондов — успешные стратегии выхода из проектов
Инвестиционный сектор Европы: новые успехи индустрии хедж-фондов
Моральный риск в договорах доверительного управления
Погодные индексы
Что произошло на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций в 2010 году

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100