Casual
РЦБ.RU

Потенциал использования инфраструктуры особых экономических зон технико-внедренческого типа для продвижения инноваций

Февраль 2011

Особые экономические зоны (далее — ОЭЗ) в настоящее время представляют собой хорошо подготовленные площадки, созданные в Российской Федерации, для работы уже имеющихся инвесторов (на самом деле эффективно используется не более 25–30% территории ОЭЗ) и привлечения дополнительных ресурсов. В этом смысле недавнее реформирование системы управления в ОЭЗ только укрепило проактивный курс государства на поддержку соответствующих территорий.

Зона уже есть

По степени завершенности инфраструктуры ОЭЗ намного опережают образуемые сейчас разнообразные кластеры и даже инновационный центр «Сколково».

Безусловное преимущество ОЭЗ состоит в том, что подготовка инженерной инфраструктуры в них была полностью обеспечена государством — все соответствующие мероприятия реализованы за счет средств федерального и региональных бюджетов.

Однако только формированием инфраструктуры государственная поддержка не ограничивается.

На наш взгляд, основные усилия властей направлены на упрощение многих общепринятых процедур. И если с получением налоговых и таможенных преференций применительно к резидентам ОЭЗ многое прояснено в законодательстве (в настоящее время возможны некоторые уточнения в связи с принятием Таможенного кодекса Таможенного союза), то оптимизация, к примеру, регистрации прав на результаты интеллектуальной деятельности еще впереди.

Однако в любом случае ОЭЗ уже, несомненно (как это и заложено в основном законодательном определении), стали частью территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Деятельность особых экономических зон технико-внедренческого типа (далее — ТВОЭЗ) также регулируется Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»1 (далее — ФЗ об ОЭЗ). С момента своего принятия этот документ несколько раз подвергался изменениям, последние коррективы были внесены в декабре 2009 г. В настоящее время в России функционирует четыре ТВОЭЗ: Томск, Санкт-Петербург — пос. Стрельна, Москва — Зеленоград, Московская область — Дубна. Все они созданы по итогам проведенного в 2005 г. конкурса и будут действовать до 2025 г. Согласно текущей информации, в ближайшей перспективе не планируется образование новых ТВОЭЗ (как путем объявления конкурса, так и в заявительном порядке).

Создание инфраструктуры ОЭЗ, ряд функций по управлению и эксплуатации объектов возложены на ОАО «Особые экономические зоны» (ОАО «ОЭЗ», 100% акций находится в федеральной собственности) с его филиалами и дочерними обществами. Применительно к ТВОЭЗ в Москве (Зеленоград) и Санкт-Петербурге (Стрельна) работают филиалы ОАО «Особые экономические зоны», а в Томске и Дубне — дочерние общества: ОАО «ОЭЗ ТВТ «Томск»» (акционеры — ОАО «ОЭЗ» и Томская область) и ОАО «ОЭЗ ТВТ «Дубна»» (акционеры — ОАО «ОЭЗ» и Московская область).

При условии одобрения наблюдательным экспертным советом ОЭЗ заявки (в том числе бизнес-плана), представленной потенциальным резидентом ТВОЭЗ, органы управления ТВОЭЗ заключают с новым участником соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности и договор аренды государственного и (или) муниципального имущества, находящегося на земельных участках в границах зоны. Если для деятельности резидента требуется земельный участок, также заключается соответствующий договор аренды. Резиденту выдается Свидетельство о регистрации в качестве резидента ОЭЗ.

Впоследствии допускается и строительство собственных производственных мощностей, и выкуп земельного участка.

Помимо инфраструктуры применительно к ТВОЭЗ может еще рассматриваться государственная поддержка ряда НИОКР и кооперация коммерческих организаций с вузами страны. Кроме того, в рамках программы стимулирования спроса на инновационную продукцию предусмотрена разработка планов закупок инновационной продукции за счет бюджетных средств (хотя, наверно, не совсем верно планировать производство продукции, опираясь исключительно на объемы госзакупок, поскольку такая позиция противоречит основному принципу развития инноваций для появления конкурентоспособного2 продукта, в том числе на внешних рынках).

ТВОЭЗ как часть инновационной инфраструктуры

Во всем мире ключевыми факторами инновационного развития являются благоприятная предпринимательская среда и конкуренция. Их наличие способствует производству востребованной на рынке продукции и получению конкурентных преимуществ.

В российских условиях государство, безусловно, учитывает передовой международный опыт научных парков Тайваня, специальных научно-исследовательских зон Франции, инновационных кластеров Южной Кореи, активно развивающихся зон Сингапура, Китая, Индии, Японии и Малайзии. Законодатель также стремится сформировать на территории ТВОЭЗ среду (институциональную, интеллектуальную, природную, для проживания и проведения досуга), максимально благоприятную для инновационной деятельности и введения передовых результатов научных исследований и разработок в коммерческий оборот.

ТВОЭЗ в целом позволяет инновационным компаниям, поставщикам и связанным организациям (компаниям-раз­ра­ботчикам и производственным предприятиям; поставщикам оборудования, комплектующих, специализированных услуг, НИИ, вузам и др.) взаимодополнять друг друга и усиливать конкурентные преимущества отдельных компаний и территории в целом.

В итоге исследовательский, научный и инновационный потенциал территории достигает той критической массы, которая необходима для генерирования новых идей, создания новых продуктов, технологий, продвижения фундаментальных и прикладных исследований.

Представляется, что ТВОЭЗ в достаточной степени обеспечивает возможность передачи проектов от одних институтов развития другим в сочетании с различными формами поддержки. Например, на территории ТВОЭЗ успешно реализуются проекты с участием Российской корпорации нанотехнологий, в координации с режимом ТВОЭЗ появляются нанотехнологические центры, фармацевтические кластеры и т. п.

Полагаем, что основными блоками задач, которые решает инновационная инфраструктура ТВОЭЗ, выступают:

  • предоставление доступа к материально-технической базе;
  • создание условий для инкубирования старт-апов;
  • совершенствование патентного и лицензионного обеспечения;
  • маркетинговая и менеджерская поддержка (в том числе при выпуске продукции на рынок).

На этом фоне льготное предоставление земельных участков, недвижимости, коммунальной инфраструктуры, налоговых льгот и таможенных преференций хотя и играет важную роль в итоговых финансовых показателях каждого резидента, но является скорее вспомогательной, непрофильной задачей инфраструктуры.

В то же время при заключении соглашения с администрацией ТВОЭЗ допустимо отдельно обсуждать вопрос необходимой инфраструктуры для конкретного инвестора, определенного проекта.

Основными критериями оценки уровня развития инновационной инфраструктуры в ТВОЭЗ в итоге могут стать:

  • комплексность созданной инновационной инфраструктуры и объем выполняемых на ее базе работ и услуг;
  • эффективно действующая система регистрации и учета результатов интеллектуальной деятельности (далее — РИД);
  • количество РИД, принятых к учету;
  • количество старт-апов;
  • число рабочих мест;
  • количество реализуемых проектов;
  • объем НИОКР;
  • объем высокотехнологичной (наукоемкой) продукции (в соответствии с прошлогодними изменениями в ФЗ об ОЭЗ производство научно-технической продукции в границах ТВОЭЗ допускается по решению экспертного совета, который руководствуется приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники и перечнем критических технологий РФ, утвержденным Правительством РФ, — ч. 2 ст. 10 ФЗ об ОЭЗ).

Право как фактор эффективного взаимодействия резидентов ТВОЭЗ

Интересно изучить, как правовые механизмы взаимодействия резидентов ТВОЭЗ влияют на возникновение именно того синергетического эффекта, который планировался при формировании зоны.

Понятно, что на определенном этапе группы компаний в ТВОЭЗ объединяет исключительно географическая близость и, если можно так выразиться, общая идея инноваций. В то же время по мере развития ТВОЭЗ появляется возможность обмена технологиями, профессиональными навыками, информацией, создания общей материально-технической базы.

Как раз одной из предполагаемых задач ТВОЭЗ является получение резидентами доступа к иностранным технологиям, необходимым для достраивания технологических цепочек в России.

При этом если имеющаяся законодательная база (наличие базового закона и ряда подзаконных актов Правительства России, Министерства экономического развития Российской Федерации) четко определяет публичный аспект деятельности ТВОЭЗ (обязательства государства, инвесторов, форму и порядок получения статуса резидента, порядок и условия заключения соглашения с администрацией ТВОЭЗ), то отношения кооперации между резидентами ТВОЭЗ им предстоит выстраивать самостоятельно с учетом общих принципов договорного права.

Не исключаются и проблемы во взаимодействии компаний разных размеров (сложности в обслуживании мелких и крупных компаний) и разного уровня развития.

Применительно к частным предприятиям наиболее важным является культивирование долгосрочных отношений (объединение нескольких типов партнеров, выработка единой позиции в реализации проектов), хотя в определенный момент может оказаться полезным и проектный подход (краткосрочное объединение юридических лиц для запуска конкретного исследовательского проекта).

По нашему мнению, взаимодействие резидентов должно базироваться на таких отражаемых в юридических документах принципах, как:

  • совместная реализация проектов (совместные производство, маркетинг, закупки);
  • открытость, прозрачность и согласованность действий (нацеленность на единый результат), обмен информацией;
  • профильность деятельности и доходов (это определяется помимо прочего соглашением с администрацией ТВОЭЗ), связь проектов со специализацией ТВОЭЗ;
  • поддержка со стороны органов власти;
  • доступность ресурсов.

Считаем, что именно соблюдение указанных «норм» способно привести к ускоренной реализации проектов, интенсификации внедрения инноваций (одна из задач ТВОЭЗ).

Резидентам предстоит столкнуться как минимум с четырьмя типами правовых соглашений, используемых в ТВОЭЗ:

  • инвестиционными (возможно, и с акционерными соглашениями, созданием опционной программы);
  • лицензионными;
  • аренды;
  • оказания услуг.

Безусловно, в таких документах должны в итоге просматриваться все звенья разработки и внедрения инновационной продукции (вуз/наука — производство — сервисные компании — потребитель).

Что касается лицензионных соглашений, патентного и лицензионного обеспечения, то администрациям ТВОЭЗ стоит пойти по пути инновационного центра «Сколково», а именно постараться добиться заключения с Роспатентом меморандумов о взаимодействии, обеспечивающих более серьезный анализ заявок, что повышает коммерческий эффект от полученных результатов интеллектуальной деятельности и снижает риск затягивания процедуры регистрации.

Проведение предварительной качественной экспертизы, формирование патентной стратегии одновременно с бизнес-планом каждого проекта, оценка достаточности или дефицита патентного портфеля для запуска того или иного проекта — такая подготовительная работа, безусловно, будет способствовать ослаблению рисков проекта.

Критичным для соглашений указанных типов является учет факторов, влияющих на финансирование и реализацию инновационной деятельности (условия взаимодействия, от которых во многом зависят эффективность, сроки и результаты реализации проекта). Среди них:

  • соблюдение прозрачных правил закупок (и покупателем, и продавцом — в случае участия в закупках для государственных нужд);
  • гарантии резидентам ТВОЭЗ стабильности не только в части налогового режима, но и относительно арендных ставок, ставок вознаграждения за сервисные услуги подразделений ТВОЭЗ;
  • целевой характер каждого проекта и согласование его содержания;
  • прогнозирование как положительных, так и негативных результатов каждого проекта (стратегия выхода из проекта с минимизацией убытков).

Отдельно в документах следует отражать порядок взаимодействия сторон соглашений при возникновении спорных ситуаций.

Таким образом, для актуализации всего потенциала ТВОЭЗ недостаточно использования одних только ресурсов государства или частного инвестора. Представляется необходимым именно за счет усиления кооперации между заинтересованными организациями стимулировать разработки и исследования.

В заключение можно сделать следующий вывод: инновационная инфраструктура ТВОЭЗ — это среда, а юридические документы/соглашения — те инструменты, которые в совокупности позволяют обеспечить генерирование новых идей, создание новых продуктов, технологий, продвижение фундаментальных и прикладных исследований с неизменным коммерческим успехом.


Содержание (развернуть содержание)
Очень многое может кардинально поменяться
США теряют свой статус «всемирного полицейского»
Мифы и реалии «валютных войн»
Стратегия ЕЦБ по преодолению кризиса: итоги и перспективы
Изменения в правилах ведущих бирж мира и условиях листинга ценных бумаг
Перспективы открытия Шанхайской фондовой биржи SSE для иностранных эмитентов
Рынок ценных бумаг и экономика Китая
Российский и казахстанский фондовые рынки: взгляды соседей на перспективы интеграции
Государственно-частное партнерство: предложения по развитию
Кредитование малого и среднего бизнеса: предприятия и банкиры приходят к взаимопониманию
Годовой отчет — инструмент информационной открытости
Хищение акций
Потенциал использования инфраструктуры особых экономических зон технико-внедренческого типа для продвижения инноваций
Биржевой товарный рынок как механизм справедливого ценообразования: миф или реальность?

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100