Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Муленкова Анна, Руководитель департамента маркетинга и внешних коммуникаций ОАО «ИК «ЕВРОФИНАНСЫ»

  • Все статьи автора

Годовой отчет — инструмент информационной открытости

Февраль 2011

Закончился очередной год, и, погружаясь в текущую деятельность, мы одновременно подводим итоги ушедшего периода. Работники PR/IR-подраз­делений приступают к поискам креативных идей с целью усиления впечатлений от содержания очередного годового отчета. Формируется рабочая группа по подготовке его материалов: осуществляется сбор и анализ данных, рисуются графики, пишутся сотни страниц текста, идет подборка фотографий, поиск дизайн-студий и типографий, обновляется база для рассылки и т. д.

В соответствии с законодательством РФ годовой отчет отнесен к информации, подлежащей обязательному раскрытию. Однако сегодня к этому документу меняется отношение: перестав быть просто формальностью, он превращается в обязательный атрибут успешной компании, на подготовку которого затрачиваются огромные ресурсы. Есть понимание того, что годовой отчет — это одна из самых лучших визитных карточек компании, элемент ее имиджа.

Годовой отчет, как IR-инструмент, занимает целый раздел в западных учебниках по Communicating Value. Он не только служит поводом для ежегодных встреч представителей делового сообщества (Конкурсы годовых отчетов), но и является интересным объектом для анализа со своими сильными и слабыми сторонами.

Ежегодно количество участников конкурсов годовых отчетов увеличивается. Руководители IR-департаментов отводят годовому отчету особую роль в системе коммуникаций с инвесторами. В отрыве от российской практики сей факт был бы очевиден. Annual report, подготовленный в формате «вопрос—ответ», имеет исключительный успех у инвесторов. В западной практике IR-департаменты на протяжении многих лет составляли и составляют перечень вопросов, возникающих в результате встреч и бесед с инвестиционным сообществом. Ответы непременно включаются в содержание отчета.

В российской практике годовой отчет представляет собой многостраничный документ, содержание и структура которого, прежде всего, строятся в соответствии с требованиями законодательства. Немного найдется ценителей этого жанра, жадно прочитывающих «от корки до корки» его содержание. Безусловно, год от года annual reports отечественных крупнейших компаний, являющихся лидерами отраслей, становятся все удобнее для восприятия: ключевые сообщения, грамотно и зачастую безупречно подобранный визуальный ряд, обилие графиков, цветовые выделения, безукоризненный текст, английская и интерактивная версии, хорошее качество печати. Несмотря на все перечисленное, такой формат взаимодействия не влияет на оценку перспективности вложений в акции общества.

Особенность годового отчета состоит в одновременной его адресации разным категориям профучастников: инвесторам (акционерам, частным (потенциальным) и стратегическим инвесторам, фондам), партнерам, клиентам, регуляторам, рейтинговым агентствам, финансовым аналитикам и др. Тем не менее, несмотря на все различия в восприятии информации, содержащейся в годовом отчете, основная идея заключается в том, чтобы показать привлекательность компании и перспективы ее развития.

В качестве инструмента коммуникаций годовой отчет проигрывает всем прочим. С окончания года и до момента его предварительного утверждения проходит до 6 мес. Он аккумулирует зачастую в версии «лайт» содержание других документов: стратегии развития, финансовой отчетности и заключения аудиторов, презентаций, обновленные пункты из предыдущих версий отчета… До официальной публикации годового отчета стейкхолдеры могут получить необходимую информацию на «Дне инвестора», встречах с аналитиками, презентациях тех или иных результатов, конференциях, конференц-коллах, справочниках «ОАО в цифрах», «ОАО в графиках» и из других источников. Тем не менее нет лучше документа, который составит представление о компании, тем более что вы услышали о ней впервые.

Необходимо отметить, что немногие компании всерьез расценивают годовой отчет как инструмент коммуникаций. Прежде всего это элемент системы раскрытия информации, что удостоверяет и обязательная ссылка ряда компаний на нормативные акты, требованиям которых удовлетворяет отчет. Еще одним подтверждением этому тезису является отказ от слоганов на обложке либо это общий слоган компании. В свое время слоганы пользовались большей популярностью, IR-специалисты стремились отразить в них так называемую «основную идею» отчета.

Большинство компаний уже нашли свой стиль. Как правило, год от года отчет не претерпевает сильных изменений ни в структуре, ни в дизайне. Документ выполняется в соответствии со стандартами корпоративного стиля (ВТБ, Газпром, Альфа-банк). Пристальное внимание уделяется его содержанию — в основном это сдержанный отчет об успешно проделанной работе команды за год. Ничего лишнего, только факты и прогнозы.

Несмотря на серьезное отношение к годовому отчету как к инструменту IR, некоторые разделы носят формальный характер, выполнены во исполнение требований законодательства. Таковыми, например, являются главы о составе совета директоров и правления или содержащие описание рисков, в соответствии с требованиями рекомендованного ФСФР России Кодекса корпоративного поведения. Практически они не меняют текст год от года и от компании к компании:

«Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью Компании от имени и в интересах всех ее акционеров в пределах своей компетенции, определенной законодательством и Уставом Компании».

«В случае возникновения одного или нескольких из перечисленных ниже рисков Компания предпримет все возможные меры по минимизации негативных последствий» и т. д.

Так, обычно приводится краткая информация о членах совета директоров и топ-менеджерах: год рождения, ФИО, места работы за последние 5 лет. Вместе с тем подобные отчеты зарубежных коллег содержат примеры объяснения, как огромный управленческий опыт, авторитет и репутация каждого директор отразились на решении стратегических задач и работе по приоритетным направлениям компании, отмечают личный вклад каждого из них в общий успех. Характерная особенность раскрываемой в этом разделе отчета информации западных коллег — высокая степень подробности ее изложения. Сведения о вознаграждении членов совета директоров включают описание (в значительном объеме) принципов построения системы оплаты, перечисление форм осуществления выплат, размер выплачиваемого каждому члену совета директоров вознаграждения.

Раздел «Оценка менеджментом результатов» («Анализ результатов и комментарии руководства») представляет интерес для самых разных категорий инвесторов. К сожалению, как таковой оценки он не содержит, просто констатируются факты, сравниваются показатели предыдущих периодов, выраженные в процентном изменении. Далеко немногие компании подчеркнули, что благодаря, в том числе, грамотным управленческим решениям произошел рост капитализации.

Хотя годовой отчет адресован прежде всего инвестиционному сообществу, информация о ценных бумагах и капитализации компании недостаточна. Отсутствуют анализ динамики, историческая справка, например, о самых лучших предложениях и спросах, объемах, активности, не всегда вложены свежие расчеты и прогнозы аналитиков. Рост котировок сопряжен по итогам 2009 г. с ростом индексов, повышением цен на нефть (для нефтяных компаний), привязан к внешним факторам. Не раскрывается, каким образом выбранная стратегия топ-менеджмента и деятельность команды в целом отразились на капитализации компании.

Как правило, создатели годового отчета слишком увлекаются положительными событиями и цифрами,«приторно» иллюстрируя его страницы. Безусловно, перед «смотринами» все прихорашиваются, но честнее позиция той компании, которая и признается о не совсем удачных проектах, и умеет аргументировать, и демонстрирует работу над ошибками. Уж если вы решили выйти к микрофону, будьте готовы к тому, что вам не устроют овации.

Годовой отчет не является «рабочим документом». Отсутствует режим диалога, не хватает контактной информации по каждому разделу, которая, как правило, помещается в самом конце документа, что неудобно в работе. Увлечение дизайном и полиграфией не всегда позволяет делать пометки на полях. Поскольку отсутствует возможность максимально подробно раскрыть все стороны жизни компании в рамках годового отчета, целесообразным представляются отсылки на полях к детализирующим документам. Такой способ активно используется на интернет-ресурсах, посредством гипер­ссылок на соответствующие страницы сайта.

В своем современном обличии годовой отчет не предполагает оценки и обратной связи (в любом ее проявлении). Признание annual report «Лучшим» в той или иной номинации — дополнительное подтверждение одобрения политики в сфере раскрытия информации. На таких мероприятиях объектом оценки выступает не сама компания, а выполненный ею отчет.

Несмотря на «изюминки» каждого годового отчета, можно выявить общие черты компаний одной отрасли либо со схожей моделью позиционирования. Ряд обществ с первых страниц четко определяют аудиторию отчета — клиенты. Это характерно для большинства компаний, стремящихся укрепить или подтвердить свои позиции в розничном секторе. Как правило, такие компании стараются максимально упростить текст, сделать его более доступным для восприятия и понимания.

Важно отметить, чем больше опыт у компании в подготовке годовых отчетов, тем меньше объем текста, больше таблиц, схем, графиков, выносок, подчеркнуты ключевые сообщения. Чем крупнее компания, тем больше она стремится подчеркнуть свои лидерские позиции, признание со стороны делового сообщества и зарубежных партнеров, масштаб деятельности, свою стратегическую значимость для экономики страны. Большинство отчетов предваряют дисклеймеры. Для примера: у западных аналогов подобного рода предупреждения занимают не одну страницу.

В заключение еще раз отметим эволюцию годовых отчетов, их популяризацию. Компании стремятся подчеркнуть свою ответственность, уважение к интересам и правам акционеров, внимание к клиентам, продемонстрировать свою инновационность и перспективы нового роста. Учитывая тот факт, что этот документ в большей степени является элементом взаимоотношений эмитента с инвестсообществом, можно надеяться, что в годовых отчетах—2010 обязательно будут учтены новации законодательства, и прежде всего Федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком». Напоследок небольшая рекомендация: при написании вашего годового отчета не забудьте спросить своего инвестора, в каком виде ему удобнее получить будущей годовой отчет: по e-mail или в интерактивной версии на сайте?


Содержание (развернуть содержание)
Очень многое может кардинально поменяться
США теряют свой статус «всемирного полицейского»
Мифы и реалии «валютных войн»
Стратегия ЕЦБ по преодолению кризиса: итоги и перспективы
Изменения в правилах ведущих бирж мира и условиях листинга ценных бумаг
Перспективы открытия Шанхайской фондовой биржи SSE для иностранных эмитентов
Рынок ценных бумаг и экономика Китая
Российский и казахстанский фондовые рынки: взгляды соседей на перспективы интеграции
Государственно-частное партнерство: предложения по развитию
Кредитование малого и среднего бизнеса: предприятия и банкиры приходят к взаимопониманию
Годовой отчет — инструмент информационной открытости
Хищение акций
Потенциал использования инфраструктуры особых экономических зон технико-внедренческого типа для продвижения инноваций
Биржевой товарный рынок как механизм справедливого ценообразования: миф или реальность?

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100