Casual
РЦБ.RU

Задачи нужно решать комплексно

Январь 2011

Интервью с президентом ММВБ Рубеном Аганбегяном

Одна из причин стремительного изменения российского финансового рынка за последнее время — построение в нашей стране мирового финансового центра. Удастся ли государству реализовать задуманное, какие задачи стоят перед участниками рынка и почему приватизацию нужно проводить в России, в интервью журналу «Рынок ценных бумаг» рассказал президент ММВБ Рубен Аганбегян.

РЦБ Рубен Абелович, в июне 2010 г. Вы заняли пост президента ММВБ. Как в общих чертах Вы охарактеризуете итоги первого полугодия на данном посту? С какими трудностями приходилось сталкиваться, как удалось их преодолеть? Что изменилось на ММВБ с Вашим приходом?

Р. А. Подводить итоги еще рано. Костяк нашей бизнес-команды только сформирован, принято решение частично возвратить рыночную структуру деления наших бизнесов. Таким образом, Игорь Марич назначен руководителем денежного направления, Анна Кузнецова возглавила фондовое направление, а Дмитрий Щеглов — срочный рынок. По итогам года получены первые положительные результаты от этого решения. В настоящее время мы активно занимаемся «перезагрузкой» наших пользовательских комитетов, в лице которых хотелось бы видеть наших партнеров по развитию биржи и ее продуктов. Члены пользовательских комитетов уже ознакомлены с планами биржи на 2011 г. — это позволит им подготовиться ко всем нововведениям. Вывод, который я сделал, проработав это время на бирже, можно сформулировать следующим образом: чем четче обозначены цели и точнее поставлены задачи, тем эффективнее и качественнее результат. Перед нами стоят достаточно амбициозные задачи, количество которых только возросло в связи с реализацией концепции построения в России мирового финансового центра. Сейчас это главный вызов, и проблемы предстоит решать действительно непростые с точки зрения и продуктов, и законодательства, и технологий. Наша цель как крупнейшего финансового института — выход на качественно новый уровень.

РЦБ Реализация проекта создания международного финансового центра серьезно влияет на деятельность биржи. В чем это выражается?

Р. А. Биржа как системная организация объединяет эмитентов, инвесторов и финансовых посредников. Наши коммуникации со всеми участниками рынка и регуляторами в определенной степени позволяют нам играть роль проводника идей по улучшению законодательства в области инфраструктуры финансового рынка. Также наша ключевая задача — в проведении разъяснительной работы и продвижении рынка, во взаимодействии со всеми действующими и потенциальными игроками — эмитентами, финансовыми посредниками, инвесторами вплоть до населения — через активное участие в программах по повышению финансовой грамотности.

РЦБ Разделяете ли Вы точку зрения, что цель построения в России МФЦ — это не очередная политическая кампания или дань моде, а за этим действительно кроется глубокое понимание всего комплекса проблем, которые предстоит решить?

Р. А. Намерения государства весьма серьезные и подтверждаются желанием вникнуть в суть проблем и помочь их решить. Сформированы рабочие группы по созданию МФЦ, в работе которых мы принимаем активное участие. С точки зрения понимания проблем — рынок достаточно сложный, и, для того чтобы разобраться во всем, нужны время и определенные знания. В начале работы по созданию МФЦ государством была предпринята попытка собрать профсообщество и делегировать ему формулирование проблем, которые есть на рынке, а также поиск путей их решения. Данное решение представляется очень правильным — изнутри сложности видятся гораздо лучше. В ФСФР, Министерстве финансов, Министерстве экономического развития, Госдуме и Совете Федерации есть люди, которые давно занимаются рынком, что позволяет вести с ними конструктивный диалог.

РЦБ Какие основные составляющие МФЦ определены государством, какие первоочередные задачи поставлены?

Р. А. Важнейшие составляющие проекта обозначены в виде созданных крупных рабочих групп, сосредоточивших свое внимание на следующих направлениях: рыночная инфраструктура, город, PR, налоги и др. Нашей группе, представляющей рыночную инфраструктуру, предстоит решить широкий спектр задач по обеспечению доступа иностранных клиентов на российский рынок. Суть этих задач сводится к следующему: для конечного инвестора не должно быть никакой разницы, где он покупает ценные бумаги — в России, Нью-Йорке или Лондоне. Приобретая акции на российском рынке, инвестор не должен покупать их в виде каких-то суррогатов, нот и других сложных и непонятных для него инструментов. Среднестатистический инвестор, понимая, что инструмент купить тяжело, скорее всего, просто откажется от этой сделки. Поэтому необходимо максимально упростить процедуры и способы приобретения финансовых инструментов на отечественном рынке.

Также надлежит серьезно поработать над эмиссионным законодательством и упрощением процедуры листинга, которые сейчас накладывают слишком много ограничений на компании.

Следующий момент, который требует детальной проработки, — вопросы создания в России финансовых инструментов. Российское законодательство, в том числе регулирующее процессы создания различных финансовых инструментов, базируется на разрешительном принципе, т. е. право заниматься какой-либо деятельностью должно регламентироваться определенным законом, подробно ее описывающим, в противном случае эта деятельность запрещается. Подобная тенденция очень опасна — в процессе написания закона происходит глубокая детализация, однако не исключены определенные ошибки и неточности. Например, в России практика применения складских свидетельств отсутствует, а когда нет реальной практики, сложно все учесть при подготовке законопроекта. В то же время всего одна ошибка может свести на нет 90% текста документа, а значит, не дать рынку развиваться. Мне кажется, необходимо переходить на модель, которая будет носить защитный характер — разработать действенное законодательство, защищающее права различных категорий инвесторов, при этом предоставив участникам рынка свободу в вопросах производства различных финансовых продуктов и услуг. Основная функция финансового законодательства — защищать права и интересы инвесторов от недобросовестных действий участников рынка, а не разрешать и описывать все и вся. Это позволит финансовым институтам проявлять в своей деятельности намного больше творчества и создавать более интересные продукты. Вообще, принцип законотворческой деятельности — важнейшая составляющая концепции МФЦ, так как де-факто значительная часть российского бизнеса уходит в иностранные юрисдикции, которые предоставляют намного больше свободы и возможностей.

РЦБ Как Вы считаете, когда следует ожидать восстановления рынка IPO?

Р. А. Год 2010-й был достаточно хорошим для рынка IPO, о своем желании провести размещение объявляли многие компании. Однако их не устроили оценки рынка, и большинство готовых сделок было отложено и перенесено на текущий год. По моим ожиданиям, 2011 г. будет благоприятным и состоится много размещений. Также не следует забывать о планах государства по приватизации, что, несом­ненно, оживит рынок.

РЦБ В прошлом году на ММВБ осуществлено несколько размещений, в том числе на рынке инноваций и инвестиций. С одной стороны, положительно, что в таком стратегически важном сегменте, как инновации, компании выходят на публичный рынок, с другой — поступает много критических замечаний относительно завышенной цены размещений. Как Вы оцениваете данные размещения с точки зрения своего инвестиционно-банковского прошлого?

Р. А. Если честно, я не пытался оценивать эти размещения с позиции инвестбанкира. С моей точки зрения, размещение прошло успешно, если есть инвесторы, которые купили предложенные бумаги, и сделка ни только не провалилась, а была успешно завершена. Иногда бывает — не везет с рынком, но с этим ничего не поделаешь. Вообще, я очень рад, что рынок инноваций и инвестиций развивается — это важная и нужная площадка, где перспективные высокотехнологичные компании могут привлекать средства, поскольку развитие сегмента инноваций исключительно за счет государства невозможно. Государство может дать первоначальный импульс развитию этого рынка, но не является эффективным собственником, поэтому приток частного капитала в данный сегмент необходимо усилить. Биржа как механизм перераспределения капитала является мощным подспорьем в этом вопросе, но только частный капитал способен выступить локомотивом развития.

РЦБ В 2010 г. состоялось первое размещение российских депозитарных расписок, проведенное РУСАЛом. Почему Биржа и регулятор не пытаются привлечь на российский рынок западные компании, например Facebook, которая как раз объявила о своих намерениях провести IPO?

Р. А. Сегодня каждый выпуск РДР — предмет тяжелого ручного труда. Причина такого положения дел — отечественное законодательство, которое пока только настраивается для массовых размещений РДР. На текущий момент приоритетная задача — вернуть на рынок российских эмитентов, торгующихся на иностранных площадках. Также очень важно проводить работу по привлечению иностранных эмитентов, которым нужны средства для финансирования своих операций в рублях. Отдельная работа по допуску для торговли на нашем рынке инструментов российских эмитентов, номинированных в иностранной валюте, например еврооблигаций. А чтобы западные эмитенты устремились на наш рынок, нужно иметь мощного внутреннего инвестора. Формирование отечественных сильных внутренних инвесторов — важнейшая цель на ближайшие несколько лет, достичь которую без повышения уровня благосостояния населения сложно. И в этом процессе также очень велика роль рынка капитала: чем эффективнее рынок капитала, тем выше показатель ВВП на душу населения. Кроме того, необходимо привлекать на рынок средства пенсионной и страховой систем, накопления которых представляют собой очень крупный инвестиционный капитал. Особую роль в создании внутреннего инвестора играет также рынок коллективных инвестиций.

РЦБ Государство озвучило достаточно серьезные планы приватизации ряда крупнейших государственных компаний в ближайшие несколько лет, однако, по заявленным планам, большинство размещений пройдет на зарубежных площадках. Какова Ваша позиция по данному вопросу?

Р. А. Я считаю, что очень важна взаимо­связь между различными шагами, предпринимаемыми государством. На конференции, организованной газетой «Ведомости» в ноябре прошлого года, Алексей Кудрин заявил, что фискальная задача не является единственной целью приватизации. Главная задача — снижение роли государства в экономике страны. Кроме того, не стоит забывать о глобальной задаче построения в России мирового финансового центра, для решения которой проведение приватизации внутри страны, а значит, увеличение ликвидности на наших площадках очень важно. Являются ли российские площадки сегодня центром ценообразования на российские активы? Безусловно, являются. Сконцентрирована ли на российских площадках вся возможная ликвидность? Нет, не сконцентрирована. Но и в Лондоне всей возможной ликвидности нет, так как большинство российских инвесторов, например, не могут покупать акции на этой площадке. Все задачи нужно решать комплексно. Проведение приватизации на российских площадках, особенно если будет решен ряд смежных законодательных проблем, таких как вопросы номинального держания, налогообложения, центрального депозитария, не только возможно без финансовых потерь для бюджета, но и способно стать достаточно мощным катализатором формирования МФЦ. Ключевой момент — комплексность решения поставленных задач, которые между собой тесно взаимосвязаны. Инновации, модернизация российской экономики, мировой финансовый центр, приватизация — это программы взаимодополняющие друг друга. Без развития финансовых рынков невозможна модернизация экономики, так как финансовые рынки служат мощным инструментом перераспределения финансовых ресурсов. Такая же связь есть и между приватизацией и построением финансового центра. Вообще нашей целью должно быть выведение на биржу как можно большего числа эмитентов, поскольку от количества торгуемых компаний напрямую зависит эффективность фондового рынка страны и величина ВВП на душу населения.

РЦБ Сейчас ММВБ занимает 20-е место по оборотам в мире. Какое место в ближайшие 3—5 лет Биржа сможет занять? Какие шаги планируются предпринять для изменения рейтинга?

Р. А. Глобальная цель, которую нам необходимо ставить перед собой, — попасть в десятку крупнейших бирж. Вопрос в том, за какой срок удастся это выполнить. Как правило, место биржи в рейтинге сов­падает с местом экономики страны. Безусловно, 20-е место — это не та оценка, которую заслуживает наш рынок, мы должны быть намного выше, ближе к 10-му месту. Определенные преимущества в этом нам может дать сотрудничество состранами ЕврАзЭС и СНГ в целом.

РЦБ По различным оценкам, объем внебиржевого рынка в России составляет около 50%. Какие меры будут приняты для снижения этого показателя?

Р. А. Данный факт, безусловно, большой вызов для нас. Имея такие объемы внебиржевого рынка, несерьезно утверждать, что объединение двух бирж будет способствовать уничтожению конкуренции на этом рынке. Внебиржевой рынок всегда будет серьезным конкурентом биржам. И чтобы увеличить свою долю во всех сегментах рынка, необходимо проанализировать и понять, какие продукты и технологии мы должны предложить профучастникам.

РЦБ Как продвигается процесс слияния групп ММВБ и РТС? Каковы основные условия сделки? Как Вы считаете, какой эффект данное объединение окажет на рынок в целом?

Р. А. В настоящее время достигнута договоренность с основными акционерами РТС, совокупно владеющими более чем 50% в уставном капитале компании. Мы надеемся оформить все юридические вопросы в апреле, а технологическое объединение бирж провести в 2011 — 2012 гг.

Я считаю, что данное объединение станет важным шагом на пути к формированию в России мирового финансового центра, а также нивелирует ряд старых противоречий, например, по вопросам создания центрального депозитария.

РЦБ Опасения относительно слияния бирж касаются не только снижения конкуренции в данном сегменте, но и вопросов ценообразования единой биржи, а также возможного ее влияния на все сегменты рынка капитала.

Р. А. Конкуренция не может исчезнуть, поскольку запретить торговать на внебиржевом рынке, а также в Лондоне или Гонконге, нельзя. Мы всегда будем бороться за клиента, предлагая конкурентные условия — современные технологии и новые продукты по привлекательным ценам.

РЦБ Продолжая разговор о конкуренции, хотелось бы спросить, как Вы оцениваете тот факт, что в последнее время существенно выросло присутствие государства в инвестбанковском бизнесе?

Р. А. Государственное присутствие в финансовом бизнесе должно быть минимальным. Государство объявило программу приватизации. Чем быстрее она пройдет в финансовом секторе, тем более конкурентным станет рынок.

РЦБ Как Вы оцениваете планы по созданию нового регулятора на финансовом рынке — Федеральной финансовой службы, в которую войдут ФСФР и ФССН? Как это может сказаться на рынке и его участниках?

Р. А. Идея создания так называемого «мегарегулятора» на отечественном рынке давно витает в воздухе и неоднократно обсуждалась. Причем первоначально было высказано предложение объединить всех и вся, включая банковский надзор. Однако Центральный банк, не раз выручая российскую экономику, демонстрировал высокий уровень осуществления надзора за «кровеносной системой» нашей экономики — банковской. Особенно хорошо это проявлялось в кризисные времена, что и послужило основанием для решения закрепить за Банком России регулирование банковского сектора. Что касается вопросов регулирования финансового рынка, то главное, на мой взгляд, — чтобы создаваемая Федеральная финансовая служба ни на одну минуту не потеряла своей работоспособности. Заявленная программа по созданию МФЦ является очень амбициозной, и мы возлагаем большие надежды на нашего регулятора в этом направлении.

РЦБ ММВБ активно сотрудничает с зарубежными коллегами, в частности с Deutsche Borse. В какой области ведется сотрудничество, по каким направлениям?

Р. А. У Биржи сложились очень хорошие отношения с зарубежными коллегами, в том числе мы сотрудничаем с Deutsche Borse по целому ряду проектов, обмениваемся опытом и стараемся быть полезными друг другу.

РЦБ На рынке много говорили о возможности интеграции ММВБ и Deutsche Borse, в частности, посредством обмена долями компаний. Возможно ли это?

Р. А. Все возможно. Вопрос в том, для чего это делать. Обмен ради обмена не интересен ни одной из сторон. Мне кажется, такая интеграция вероятна только в случае наличия определенного продуктово-технологического трансфера между площадками.

РЦБ Считаете ли Вы, что финансово-экономический кризис закончился?

Р. А. Основные ключевые факторы экономического спада не устранены, в ряде стран продолжается кризис государственных финансов и сохраняется нестабильная ситуация в экономике. Вместе с тем в финансовой системе накопилось достаточно много денег, и инвесторы активно ищут интересные объекты для вложений. У рынка с мощными фундаментальными показателями, такого как российский, есть неплохие перспективы. При этом не следует забывать урок, преподнесенный нам в 2008 г.: Россия — часть глобальной финансовой системы, в отрыве от которой жить невозможно, поэтому нужно быть готовым к любому варианту развития событий, в том числе и к негативному. Хотя в целом ситуация сейчас складывается в нашу пользу: инвесторы устремились с развитых рынков на развивающиеся.

РЦБ В последнее время все больше говорят о снижении инвестиционной привлекательности России, о неблагоприятном отношении к нашему рынку со стороны иностранцев. Насколько обоснованы эти утверждения?

Р. А. Безусловно, еще предстоит много поработать для создания комфортных условий работы иностранных инвесторов на российском рынке: улучшить инвестиционный климат России, повысить занимаемые ей в различных рейтингах места. Вместе с тем завоеванное право проведения чемпионат мира по футболу 2018 г. доказывает, что, несмотря ни на что, популярность России в мире все-таки возрастает.


Содержание (развернуть содержание)
Финансовый бизнес не должен быть «дешевой игрушкой»
Важно правильно расставлять приоритеты
Задачи нужно решать комплексно
У России есть огромный потенциал для создания Международного финансового центра
В России нет экономики, а есть только нефть и газ
Инвесторы стали более осторожными
Социальные медиа как инструмент IR-стратегии
Улучшение ликвидности ценных бумаг за счет изменения стандарта листинга (котировального списка)
IR-кейс «IPO префов» 2010 г.
Работа над ошибками
Монетарный консерватизм Банка России: настоящее и будущее денежной политики
Как изменится цена «черного золота» в 2011 году?
Курс настоящего нефтяника.Добыча и переработка
Институциональный подход к анализу отношений регистратора и страховщиков
Обесценение активов в условиях восстановления экономики:итоги 2009 года
Оценка справедливой стоимости как эффективный инструмент управления стоимостью компании. Проведение теста на обесценение

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100