Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Златкис Белла, Заместитель председателя правления Сбербанка России

  • Все статьи автора

Важно правильно расставлять приоритеты

Январь 2011

Интервью с заместителем председателя правления Сбербанка России Беллой Златкис

Мир постепенно переходит в новую посткризисную фазу развития, формируется современная экономическая карта мира. Какое место на ней займет Россия, что ожидает нас в новом году, станет ли Москва мировым финансовым центром, каким должен быть регулятор финансового рынка и почему Россия нынче не в моде, мы попросили рассказать эксперта, стоящего у истоков российского фондового рынка, — заместителя председателя правления Сбербанка России Беллу Златкис.

РЦБ Белла Ильинична, закончился 2010 г., и можно подвести некоторые итоги. Как Вы охарактеризовали бы прошедший год? По Вашему мнению, финансово-экономический кризис преодолен?

Б. З. Без сомнения, 2010-й стал годом восстановления. В то же время считать, что финансовый кризис преодолен, нельзя, ход развития глобализации вносит свою струю в идеологию процессов, которые происходят на финансовом рынке. 2011 г. будет непростым — Европе предстоит решить очень много сложных вопросов, и вряд ли данные процессы будут проходить без определенных (и не всегда мелких) потрясений как для отдельных стран, так и для еврозоны в целом. Не решены многие вопросы американской финансовой системы. Безусловно, эти факторы отразятся и на России, поскольку российский рынок развивающийся, и процессы, происходящие как на американском, так и на европейском экономическом пространстве, оказывают на нас существенное влияние. Приходится констатировать, что проблема мировой финансовой стабилизации еще не разрешена и основная задача в наступившем году — принятие мер в первую очередь по устранению несбалансированности государственных финансов. Известно, что финансы — это квинтэссенция экономики. Поэтому я не думаю, что новый год будет легким и мы поставим точку на кризисных явлениях в мировой финансовой системе.

РЦБ А каким будет новый год для российской экономики?

Б. З. У России много шансов обойтись без больших потрясений. Мы научились достаточно хорошо лавировать в том волатильном мире, который сложился после событий 2008 г. Год 2011-й может и должен быть для России удачным, в том числе и потому, что правительство хорошо понимает, что достижение финансовой стабилизации — задача номер один. Эмпирическим путем мы до этого дошли. Алексея Кудрина очень много критиковали, тем не менее благодаря взвешенной бюджетной политике Россия сумела выйти из кризиса с минимальными потерями. Расходы, заложенные в бюджет 2011 г., на мой взгляд, также относительно умеренные. Несмотря на высокие социальные обязательства, которые сильно влияют на экономические процессы, и их значимость, повышать их сейчас уже нельзя. Я надеюсь, что не потребуется усиления налогового бремени, которое сегодня неуместно — темпы роста экономики не на столько высоки, чтобы мы могли себе это позволить.

РЦБ Однако в конце 2010 г. правительство объявило, что с учетом всех наших планов, начиная с построения российской силиконовой долины и заканчивая проведением Олимпийских игр — 2014 и Чемпионата мира по футболу — 2018, увеличение налогов весьма вероятно.

Б. З. Я стараюсь немного читать между строк, и, как мне кажется, данное заявление сделано не потому, что действительно планируется повышение налогов, а потому, что необходимо ограничивать себя в расходах. Такая «страшилка», как мне кажется, иногда полезна. Безусловно, деньги были бы нелишними, но в нынешних условиях возможности повышения налогов нет, и мне хочется верить, что сделанное заявление — не что иное, как призыв к взвешенной бюджетной политике.

РЦБ Государство презентовало довольно серьезные планы по снижению своего влияния в экономике и проведению второй волны приватизации. В частности, говорилось о снижении госдоли в системообразующих банках, в том числе и Сбербанке. Как Вы оцениваете эти планы?

Б. З. Государство не только озвучило свои планы, но и сделало публичным достоянием те объекты, которые будут приватизированы в 2011—2013 гг., назвав, в том числе, Сбербанк. Я поддерживаю данную инициативу, так как снижение степени участия государства в экономике страны — шаг важный и правильный. С одной стороны, правительство сейчас испытывает серьезные проблемы с фондированием, следовательно, доходы, полученные от приватизации, явно будут нелишними. С другой стороны, есть большой интерес к активам, которые будут приватизированы. Самое главное в организации процесса приватизации, в том числе и Сбербанка, — решить, кто главный в этом процессе. Поэтому важно определить формы и способы приватизации, а также орган, ответственный за нее. И еще очень существенный момент: речь не должна идти о продаже всего Сбербанка стратегическому инвестору — это будет неправильно по целому ряду соображений. Наша позиция такова, что рынок, на котором будет продаваться доля Сбербанка, должен обладать максимальной ликвидностью. При продаже такого крупного имущества необходимо создать ликвидный рынок интересантов, что позволит получить взамен настоящую цену и качественную базу инвесторов. Было бы уместно подумать о программе GDR с целью увеличения ликвидности за счет западных рынков. В настоящее время идет обсуждение, какой орган будет заниматься приватизацией. Безусловно, в этот процесс также должны быть привлечены профессиональные участники рынка.

РЦБ Как Вы считаете, где должны проходить размещения приватизируемых компаний — в России или за рубежом?

Б. З. Я считаю, что размещаться нужно там, где больше ликвидности. Не факт, что на Западе ее больше. Поддержать оте­чественные биржи и размещаться только в России — отличный вариант, но этого не следует делать в ущерб чему-то. Не стоит вытягивать свои биржи искусственным способом. Нужно правильно расставлять приоритеты.

РЦБ Какие категории инвесторов, на Ваш взгляд, будут наиболее заинтересованы в приобретении Сбербанка?

Б. З. Хотелось бы, чтобы среди них были качественные инвесторы — серьезные фонды, которые долго держат актив, интересуются корпоративным управлением, проводя исследования по этому активу и способствуют его популярности и проз­рачности.

РЦБ За последние несколько лет серьезно изменилось регулирование российского рынка. Так, недавно были обнародованы планы по созданию нового регулятора — Федеральной финансовой службы, в которую войдут ФСФР и ФССН. Как человек, работающий на российском финансовом рынке с момента его зарождения, что Вы можете сказать по поводу данного шага? Чем, по Вашему мнению, он вызван и как отразится на рынке?

Б. З. В 2004 г. была проведена серьезная реформа регулирования, разделившая, в том числе, правоприменительные и правоустанавливающие функции, что частично затронуло финансовый рынок, обойдя стороной ФСФР России. На мой взгляд, предлагая объединение двух служб, Министерство финансов исходит из того, что новый регулятор сможет контролировать рынок в целом. Страховой рынок — это тоже очень серьезный финансовый бизнес, более того, страховые компании — это институциональные инвесторы, поэтому создание на базе двух различных регуляторов единого — в общем-то совсем неплохо. У меня есть целый ряд соображений, относящихся не к стратегии реформирования регулирования финансового рынка, а скорее к тактическим аспектам данного процесса. Очень важно, чтобы, объединяя два регулятора, правительство правильно расставило приоритеты. Страховой рынок — это лишь часть финансового, и данный фактор должен приниматься во внимание. Финансовые рынки играют все большую роль в российской экономике, поэтому очень важно ни на минуту не ослабить регулирование этих рынков, не потерять наработанного опыта и продолжать развивать регулирование данного сегмента, так как сделать в этой области предстоит еще много.

РЦБ В настоящее время происходят бурные дискуссии по вопросу слияния двух российских бирж, причем уверяют, что это уже вопрос времени. Насколько вообще правильно, на Ваш взгляд, это объединение и не приведет ли полное отсутствие конкуренции к негативному эффекту?

Б. З. Конкуренция на этом рынке — вещь не такая необходимая. Адекватные тарифы, отсутствие завышения цен и правильная работа систем в данном сегменте во многом зависят от того, что акционеры бирж являются также пользователями ее услуг и при формировании политики бирж пользовательский комитет имеет свою определенную роль (это все прописано в нормативных документах). Поэтому меня совсем не пугает перспектива всего одной биржи в России с правильными акционерами, которые заинтересованы в том, чтобы на этой площадке увеличивались обороты за счет повышения качества обслуживания и правильной тарификации предоставляемых услуг. В то же время такое объединение возможно только в том случае, если акционеры обеих бирж решат, что работать вместе выгоднее и дешевле и в результате слияния возрастет число клиентов, которые получат комфортное обслуживание. Объединение, навязываемое сверху, будущего не имеет и приведет только к возникновению большого количества проблем и неконкурентной на мировой арене организации.

РЦБ В последнее время все чаще звучат высказывания о низкой популярности нашего государства среди стран БРИК. Вы также говорили, что, «к сожалению, Россия сейчас не в моде». Почему такое происходит? Что необходимо сделать для изменения отношения к нашей экономике со стороны иностранных инвесторов?

Б. З. Действительно, среди стран БРИК Россия сейчас наименее популярна. Мы сильно отстаем от развивающихся стран, в особенности это касается комфорта работы на рынке для иностранных инвесторов. Непрозрачные правила игры были приемлемы в 1992—1993 гг., когда миллиардные состояния делались на разнице цен активов. Сейчас ситуация поменялась, и капитал будет работать там, где ему комфортнее, а в России ему неуютно. Нам необходимо серьезно поработать над законодательством и правоприменением, чтобы инвестор мог понимать и использовать современные и понятные правила поведения.

РЦБ Несмотря на не совсем положительный имидж нашей страны на мировой арене, мы рассчитываем «построить» в России МФЦ. Как Вы считаете, сколько потребуется на это времени? Какие шаги сейчас имеют особое значение и должны приниматься правительством в первую очередь?

Б. З. Мировой финансовый центр может возникнуть лишь в государстве с прозрачными и понятными законодательством, правоприменением и судебной системой, нормальным милицейским и полицейским порядком и развитыми в достаточной степени транспортом и инфраструктурой связи. Также это должно быть государство, где коррупция пресекается и предупреждается суровыми законами и их исполнением. Сколько потребуется времени на создание такого государства зависит от того, какова будет политическая воля. Если будет политическая воля сделать это быстро, то, по моим оценкам, это возможно реализовать за 3—5 лет. Для этого понадобится очень много жестких шагов и решений, но препятствием для этого, как мне представляется, станет недостаток квалифицированных кадров. Чиновников у нас много, а образованных чиновников — мало.

РЦБ Сбербанк РФ подготовил программу и выступил депозитарием-эмитентом выпуска РДР «РусАла», и, как сообщают СМИ, планируется, что подобные программы готовятся еще для нескольких компаний. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом проекте: как долго его готовили, с какими трудностями сталкивались, как их удавалось решать?

Б. З. Если бы мне год назад, когда мы приняли решение, что мы все-таки будем это делать, сказали бы, что в начале декабря 2010 г. мы будем размещать РДР, я бы не поверила. Потому что, прежде чем начать подготовку этой программы, я изучила неудачи коллег и попыталась понять, почему им не удалось дойти до конца в реализации аналогичных программ. Вывод, к которому я пришла: в нашей системе нужно обладать качеством, которым редко обладают люди на финансовых рынках — безумным терпением. Нужно было разработать, создать и принять огромное количество подзаконных актов. Мы прошли этот путь вместе с РУСАЛом, у которого оказалась очень квалифицированная команда. Я думаю, основная причина нашего успеха — огромное желание, которое было как у нас, так и у наших партнеров. Документация по РДР весит 18 кг, проспект эмиссии составляет почти 1 м в высоту, по ходу процесса было создано несколько десятков видов договоров, регламентов и правил. Сам по себе процесс был очень трудоемким. Следующие, мы надеемся, будут проходить легче. Это действительно огромный шаг вперед, в том числе и на пути к построению МФЦ, одним из признаков которого является обращение на рынке ценных бумаг нерезидентов. У данного инструмента большие перспективы.

РЦБ Охарактеризуйте ситуацию на рынке долгов. Становится ли рынок более открытым для компаний «непервых» эшелонов? Как по Вашему мнению, ситуация будет развиваться в следующем году?

Б. З. Главная проблема компаний «непервых» эшелонов — недостаточная открытость и информационная прозрачность. Их просто не знают на рынке как эмитентов. Для того чтобы такие компании торговались на рынке, необходимо, чтобы ФСФР еще раз пересмотрела стандарты раскрытия информации и фондовые биржи раскрывали информацию активнее. Причем среди компаний «непервых» эшелонов есть замечательные потенциальные эмитенты, которых пока не знаем по именам. В этом отношении нам немного проще, поскольку зачастую они являются нашими клиентами и мы их начинаем узнавать еще на стадии их обращения за кредитами.

РЦБ Сбербанк наряду с Газпромбанком и Альфа-банком является организатором размещения дебютных рублевых облигаций Белоруссии на 15 млрд руб. Расскажите, пожалуйста, как это долго готовилось, как привлекались инвесторы, насколько вообще этот финансовый инструмент был им интересен?

Б. З. В процессе подготовки данного размещения было создано 6 подзаконных актов и внесены поправки в 1 закон. Наиболее сложным процессом был процесс гармонизации законодательства двух государств. Что же касается размещения, мы привлекли 13 реальных инвесторов, доля Сбербанка не очень велика, это совершенно рыночное размещение.

РЦБ Год 2010-й был очень продуктивным для Сбербанка, также банк запустил линейку собственных паевых фондов. Каковы ваши планы и цели на рынке доверительного управления? Продажу паев будут осуществлять отделения Сбербанка? Планируются ли какие-либо новые «комбинированные» финансовые инструменты?

Б. З. Паевые фонды — одно из приоритетных направлений Сбербанка. 10 декабря стартовали три паевых фонда — это стандартные открытые фонды. В дальнейшем предполагается запустить закрытые фонды, а сейчас на рассмотрении находится вариант формирования фондов недвижимости, куда можно включить ту недвижимость, которая ранее была у нас в залоге а затем оказалась в собственности. Также мы планируем развивать более сложные категории фондов для «продвинутых» клиентов. Ввод комбинированных инвестиционных продуктов мы уже начали — предлагаем такой финансовый продукт, как «вклад инвестиционный»: паи + 3-месячный или 6-месячный депозит на ту же сумму с повышенной на 3% ежемесячной ставкой. Популярностью пользуются оба варианта и отдельно ПИФы и данный продукт.

РЦБ Продажа паев организована через розничные отделения банка? Кто основные покупатели?

Б. З. Продажа осуществляется через розничную сеть — разработана целая система. В настоящее время открыто 206 точек продаж, продавцы паев прошли специальное обучение, различные обучающие конференции проводятся и сейчас. Как ни странно, но основные покупатели наших паев находятся в регионах, а не в Москве, хотя изначально я была уверена в обратном.

РЦБ Какой будет политика Сбербанка на рынке заимствований в 2011 г.?

Б. З. Скорее всего, в этом году мы не будем занимать в рублях, хотя текущая ситуация на рынке настолько изменчива, что все может произойти. На рынке евробондов, где принятая ранее программа нами еще не исчерпана, вероятнее всего, мы займем пару миллиардов. В прошлом году у нас был успешный опыт привлечения синдицированного кредита по очень привлекательной ставке LIBOR + 1,5%. Такой способ организации крупных кредитов был заманчив, мы попробовали, и получилось достаточно интересно и дешево.

РЦБ Каковы планы Сбербанка на 2011 г.? Какие стоят задачи? Какие направления предполагаете развивать наиболее активно?

Б. З. Сбербанк планирует поддерживать те направления, которые начал развивать в минувшем году, и, возможно, у нас получится разместить РДР еще как минимум 4 компаний. В перспективе — внедрить много новаций в брокерское направление, а также выйти на новых, институциональных клиентов. Приступаем к серьезной разработке направления размещений наших клиентов, также в планах — выстраивание системы продаж, изучение и внедрение новых технологий. В общем, планов у нас очень много, будем стараться все их реализовать.


Содержание (развернуть содержание)
Финансовый бизнес не должен быть «дешевой игрушкой»
Важно правильно расставлять приоритеты
Задачи нужно решать комплексно
У России есть огромный потенциал для создания Международного финансового центра
В России нет экономики, а есть только нефть и газ
Инвесторы стали более осторожными
Социальные медиа как инструмент IR-стратегии
Улучшение ликвидности ценных бумаг за счет изменения стандарта листинга (котировального списка)
IR-кейс «IPO префов» 2010 г.
Работа над ошибками
Монетарный консерватизм Банка России: настоящее и будущее денежной политики
Как изменится цена «черного золота» в 2011 году?
Курс настоящего нефтяника.Добыча и переработка
Институциональный подход к анализу отношений регистратора и страховщиков
Обесценение активов в условиях восстановления экономики:итоги 2009 года
Оценка справедливой стоимости как эффективный инструмент управления стоимостью компании. Проведение теста на обесценение

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100