Casual
РЦБ.RU

Финансовый бизнес не должен быть «дешевой игрушкой»

Январь 2011

Интервью с заместителем министра финансов РФ Алексеем Саватюгиным

Построение в России мирового финансового центра — задача не из легких и требует значительных структурных изменений на российском финансовом рынке. В настоящее время активно обсуждаются вопросы перестройки регулирования рынка, объединения двух крупнейших фондовых бирж, обозначены планы приватизации значительной доли государственного имущества. О том, как будут протекать эти процессы, продолжится ли ужесточение требований к банкам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также каким должен стать российский финансовый рынок в ближайшей перспективе, мы попросили рассказать заместителя министра финансов РФ Алексея Саватюгина.

РЦБ Алексей Львович, в 2010 г. произошло серьезное ужесточение требований к финансовым институтам. Будет ли продолжена данная политика в 2011 г.? Заметен ли какой-либо эффект от предпринятых мер?

А. С. Данные меры находятся в русле общемировых тенденций ужесточения требований к финансовым институтам с целью повышения надежности глобальной финансовой системы. В сравнении со многими государствами наши требования и к банкам, и к профессиональным участникам рынка ценных бумаг достаточно либеральные. Более того, в ряде стран с менее развитыми финансовыми системами, чем российская, требования, предъявляемые к участникам финансового рынка, более жесткие. Это связано в первую очередь с повышением надежности финансовых институтов, работающих на российском рынке. Данное утверждение подвергается рынком критике, и небезосновательно. Однако ведомства, выступающие за повышение требований, имеют весьма аргументированную позицию по этому вопросу. Первый аргумент: дешевую компанию легче приобрести недобросовестным участникам рынка с целью использования ее для осуществления нелегальных операций. Например, банк, стоящий несколько миллионов рублей, достаточно просто купить, использовать в своих целях, а затем бросить. Учитывая уровень рентабельности нелегальных сделок и маржу, которую можно на них заработать, недобросовестная компания, даже за вычетом потраченных средств, останется в выигрыше. Поэтому, чтобы избежать прихода на рынок недобросовестных игроков, следует повысить требования по собственному капиталу банков и других финансовых организаций. Второй аргумент: финансовый бизнес должен быть дорогим, чтобы его собственники подходили к делу с должной серьезностью, — он не может быть «дешевой игрушкой». Третий аргумент, озвученный надзорными органами: чтобы выполнять все регулятивные требования, предъявляемые к финансовому институту, например по уровню безопасности, автоматизации, системам обработки информации и др., нужны значительные финансовые ресурсы. Четвертый аргумент, который надзорными органами часто не озвучивается, но, на мой взгляд, подразумевается: должна существовать реальная возможность надзора за участниками рынка. На содержание регулирующих органов выделен ограниченный бюджет, и вероятность увеличить их штат весьма мала. С появлением большого количества новых игроков уровень должного контроля над профучастниками со стороны надзорных органов объективно снижается. Для лучшего представления обратимся к цифрам: в настоящее время в России чуть меньше 1000 банков и приблизительно 3000 сотрудников надзорного блока Центрального банка РФ, около 2000 участников рынка ценных бумаг и примерно 1350 сотрудников ФСФР, на страховом рынке чуть больше 800 субъектов страхового дела на 310 сотрудников страхового надзора. Очевидно, что сегодня регуляторам осуществлять качественный надзор за участниками рынка непросто и с ростом рынка становится еще сложнее.

Что касается дальнейшего ужесточения регулирования финансового рынка, то для банковской системы уже определен план повышения требований к капиталу банков на период до 2015 г. Как будут трансформироваться требования к профессиональным участникам рынка ценных бумаг, в настоящее время сказать сложно. Минимальные требования к капиталу банков и страховых компаний определяются соответственно Законами «О банках и банковской деятельности» и «Об организации страхового дела». Таким образом, чтобы повысить требования к этим институтом, необходимо пройти всю процедуру согласования поправок в федеральный закон: в правительстве, Совете Федерации, Государственной думе, вплоть до подписи президента. Это достаточно длительный процесс, предусматривающий многочисленные обсуждения, в том числе с участниками рынка. И даже если принимаемые изменения не всех устраивают, они никогда не являются неожиданностью для участников рынка. Минимальные требования к капиталу профучастников устанавливаются в настоящее время приказом ФСФР и ни с кем не согласовываются, за исключением Министерства юстиции, которое смотрит в основном на «буквы», а не на цифры. Поэтому в прошлом году была выдвинута инициатива, активно нами поддержанная, вывести изменения лицензионных требований к профессиональным участникам рынка ценных бумаг на уровень федерального закона.

РЦБ Не считаете ли Вы, что дальнейшее ужесточение требований к финансовым институтам и неминуемо следующее за этим сокращение участников рынка приведут в конечном счете к серьезному снижению конкуренции на финансовом рынке?

А. С. Скорее всего, снижение конкуренции на рынке произойдет. Несколько лет назад в России насчитывалось более 2000 страховых компаний, сейчас их около 800. Таким образом, конкуренция должна была сократиться более чем в 2,5 раза. Однако ничего подобного не произошло. Проблемы выбрать подходящую страховую компанию нет, так же как нет проблемы с выбором подходящего банка или брокера, по крайней мере, в экономически развитых регионах. Общая рыночная конкуренция в целом не страдает. Рынок покидают объективно более слабые игроки. Определенные сложности возникают тогда, когда финансовые институты уходят с рынка в отдаленных регионах, где их и так немного. Однако это скорее относится к вопросу доступности финансовых услуг. Относительно конкуренции на финансовом рынке хотелось обратить внимание на проблему высокой концентрации во всех его сегментах: на первую десятку участников рынка приходится от 60 до 80 % его объема.

РЦБ Вы отметили низкую доступность финансовых услуг в отдаленных регионах, но проблема с доступностью фондового рынка наблюдается и в таких городах, как например, Тверь. При этом за неимением альтернативы люди вкладывают деньги в FOREX, кредитные кооперативы и откровенные финансовые пирамиды, которые вообще никем не регулируются и не лицензируются.

А. С. К сожалению, такие организации действительно имеют место быть. Однако это не связано с требованиями, предъявляемыми к участникам финансового рынка. Причина наличия FOREX и финансовых пирамид заключается в том, что сегодня в регулировании финансового рынка есть «черные дыры» и часть организаций на сегодняшний момент никем и никак не регулируются. Мы неоднократно поднимали этот вопрос и надеемся, что в ближайшее время его удастся решить. Так, мы предлагаем создать государственный единый орган, регулирующий все виды деятельности, относящиеся к российскому финансовому рынку. Необходима четкая государственная политика по вопросам его регулирования в целом, а не отдельных сегментов.

РЦБ Как Вы относитесь к идее реформирования регулирования финансового рынка путем объединения ФСФР и ФССН? Как будет выглядеть структура объединенной службы? Что изменится в регулировании в результате такого объединения?

А. С. В настоящее время еще не вышел Указ Президента РФ, в котором будет четко закреплено разделение полномочий между органами государственной власти. Текст данного интервью будет размещен в моем блоге в сети investor.ru, и я отвечу там на этот вопрос после выхода указа.

РЦБ Осенью этого года Вы возглавили межведомственную рабочую группу по мониторингу состояния финансового рынка. Каковы основные функции этой группы и с какой целью она была создана?

А. С. Создание данной рабочей группы было вызвано необходимостью системного мониторинга финансового рынка — не отдельных его сегментов, а именно общего состояния рынка, — и контроля уровня долговой нагрузки государственных компаний, госкорпораций. Аналогичные структуры, занимающиеся мониторингом всех системных рисков на макро- и микроуровнях, организованы в Европе и США. К 1 февраля все заинтересованные ведомства, а именно Минфин, Банк России, ФСФР, ФССН, ФАС, ФСФМ, должны направить в адрес рабочей группы свое мнение по набору конкретных показателей и определению списка системно значимых институтов, состояние которых необходимо отслеживать и анализировать. Вероятнее всего, с февраля начнется активная и планомерная работа.

РЦБ Какие меры планируется принять в отношении платежной системы, ее операторов, электронных денег? Существует ли стратегия развития данного сегмента?

А. С. Выработано несколько стратегий развития данного сегмента. Единое мнение Правительства, Министерства финансов и Банка России изложено в Законе «О национальной платежной системе». В основу развития платежной системы положена банковская модель, подразумевающая главенствующую роль в указанном сегменте банков и кредитных организаций, возможно с упрощенной лицензией, которые станут основными операторами этого рынка — проводниками электронных платежей. Существует также более либеральная модель, поддерживаемая некоторыми представителями Государственной думы, предполагающая допуск на этот рынок иных операторов. Дискуссия затрагивает проблему, имеющую как теоретический, так и практический аспекты. Теоретический аспект в данном случае базовый и имеет скорее макроэкономический характер, практический — сводится к выяснению, разрешать ли кому-то делать что-то. Однако главный вопрос носит макро­экономический характер и заключается в том, что такое электронные деньги: это просто средства расчетов или это реальные деньги? Открывая виртуальный кошелек, мы увеличиваем денежную массу? Стоит ли учитывать электронные деньги при расчете показателя М2, влияют ли электронные деньги на величину инфляции? Положительные ответы означают, что это зона ответственности и регулирования Центрального банка. Если ответ отрицательный, значит, это не субъект регулирования Банка России.

РЦБ Как Вы оцениваете решение Президента РФ о необходимости выхода Центрального банка из капитала ММВБ? Как будет проходить этот процесс? В настоящее время продолжаются бурные дискуссии по вопросу слияния двух российских площадок. Как это связано между собой?

А. С. Мы поддерживаем данное поручение президента. Отчасти это решение вызвано обсуждаемой темой слияния ММВБ и РТС. В конце прошлого года состоялось совещание у президента, в рамках которого поднимался, в том числе, и интересующий всех вопрос. Участники рынка высказали опасения относительного того, что ММВБ — это структура, подконтрольная Центробанку, и решения в Группе ММВБ принимает Центробанк, даже несмотря на отсутствие у него контрольного пакета акций Группы. В то же время РТС — рыночная компания, акционерами которой являются участники рынка, поэтому она более клиентоориентированная и в результате слияния бирж может утратить это качество, так как решения будут приниматься уже государством, а не рынком. Под влиянием этих опасений Центральный банк самостоятельно решил полностью выйти из капитала ММВБ и не претендовать на место в совете директоров Группы. Механизмы, технологии и сроки выхода ЦБ РФ из акционеров ММВБ пока не определены, поскольку это процесс непростой.

РЦБ В прошлом году правительство объявило о готовящейся новой волне приватизации крупнейших государственных компаний, среди которых — такие гиганты индустрии, как Сбербанк и ВТБ. Планируется ли в дальнейшем продажа контрольной доли этих компаний?

А. С. В течение ближайших 3 лет продажи контрольных пакетов не планируется, на более длинном горизонте это вполне возможно. Несмотря на то что новая волна приватизации во многом была инициирована именно Минфином, следует помнить, что выход государства из капитала иногда может иметь отрицательный эффект для компании. Например, многие государственные компании имеют хороший суверенный рейтинг, который во многом обусловлен тем, что контрольный пакет компании принадлежит государству. В случае перехода компании полностью в частные руки ее рейтинг может снизиться, что удорожит фондирование и усложнит для нее привлечение капитала. В документации по облигационным займам многих компаний прописаны определенные ковенанты, предусматривающие контроль государства, причем зачастую это долгосрочные ковенанты. Таким образом, есть определенные проблемы, которые предстоит решить. Именно поэтому выход государства из капитала будет происходить постепенно.


Содержание (развернуть содержание)
Финансовый бизнес не должен быть «дешевой игрушкой»
Важно правильно расставлять приоритеты
Задачи нужно решать комплексно
У России есть огромный потенциал для создания Международного финансового центра
В России нет экономики, а есть только нефть и газ
Инвесторы стали более осторожными
Социальные медиа как инструмент IR-стратегии
Улучшение ликвидности ценных бумаг за счет изменения стандарта листинга (котировального списка)
IR-кейс «IPO префов» 2010 г.
Работа над ошибками
Монетарный консерватизм Банка России: настоящее и будущее денежной политики
Как изменится цена «черного золота» в 2011 году?
Курс настоящего нефтяника.Добыча и переработка
Институциональный подход к анализу отношений регистратора и страховщиков
Обесценение активов в условиях восстановления экономики:итоги 2009 года
Оценка справедливой стоимости как эффективный инструмент управления стоимостью компании. Проведение теста на обесценение

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100